• Авторизация


Э. М. Ремарк. "Жизнь взаймы" 26-09-2011 15:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Черниковская Оригинальное сообщение

Э. М. Ремарк. "Жизнь взаймы".

[200x311]

Аннотация: Роман "Жизнь взаймы" был написан в 1959 году. Автогонщик Клэрфе, приехавший в Швейцарию чтобы навестить старого друга, увозит из туберкулезного санатория смертельно больную пациентку Лилиан. Зная, что ей осталось жить совсем немного, она мечтает провести остаток дней ярко и необычно…

 

 

Да простят меня поклонники Ремарка.

 

Это первая в моей жизни книга, которую я бы и не советовала бы кому-либо читать, но и не отговаривала бы от её прочтения. Странные, противоречивые чувства она во мне вызвала, но в большей степени всё-таки отрицательные. На протяжении всего романа во мне обитало непонятное чувство, будто бы эту историю писал начинающий, совсем ещё неопытный молодой писатель, в котором талант к прозе только только начинает пробиваться, и он ещё не успел познать всех тайн и секретов того, как завладеть и вниманием, и признанием читателя. 

Но обо всём по порядку.

Сама идея романа шикарна - умирающая от туберкулёза молодая девушка, которая сбегает из закрытого санатория в горах в большую жизнь и всеми силами старается наверстать в скором времени уже потерянные годы. Идея-то хороша, но подача отвратительна. 

Вся книга полностью пропитана каким-то унынием, тоской и флегматичностью. Я не увидела ни грамма любви к жизни у Лилиан, ни грамма! Вечно в тоске, вечно бесцельно таскалась по кафе-ресторанам, литрами употребляла алкоголь и скупала платья. Или по мнению Ремарка в этом заключается жажда жизни?

На мой взгляд, было бы куда лучше отмечать радостные мелочи жизни в глазах главной героини, её любовь к путешествиям, наслаждению красотой старинных городов, душевному единению с природой, с тем же морем, которое у большинства людей вызывает массу чувств, восторг, а у умирающей туберкулёзницы, которая, по идее, должна было внутренне попискивать от счастья, что она, если не ошибаюсь, видит его первый раз в жизни, ничего, кроме флегматичных вздохов. У меня было такое чувство, будто бы ей просто скучно. Скучно в санатории, скучно с Борисом, скучно с Клэрфе, скучно с самой собой, скучно с Жизнью. К середине книги я совсем перестала улавливать мотивацию её поступков. Точнее сказать, мотивации просто не было. Уважаемый Ремарк, видимо, посчитал, что умный читатель сам догадается с какой радости она бросила Волкова, позже - решила помахать ручкой гонщику, почему она вернулась в санаторий, и, что самое главное, в чём заключалось её счастье, о котором написано два последних предложения романа. Об этом всём писатель решил скромно умолчать, одаривая людей, взявших в руки сию книгу, многочисленными непонятками и вопросами.

Ход событий - отдельная тема. Я такие сюжеты называю "сюжетами-скакунами" - ситуаций описано много, но скачут они одна за другой, не имея цельности и законченного вида. Не успела глазом моргнуть, как у Клэрфэ с Лилиан любовь оказывается появилась, о которой и намёка перед этим не было, не говоря уже о какой-то там искре и всякой важной дребедени, которую так лень описывать; не успела страницу перевернуть, как Лилиан уже его хочет бросить; не успела абзац прочесть, как гонщик погибает, и девушка вроде как страдает, но уже через пять строк она и думать забыла о том, кто такой Клэрфэ и давай обниматься с Волковым. 

В книге присутствует масса ненужных персонажей, которые описаны настолько плохо, что их последующие появления знаменуются долей недоумения и судорожной работой мозга, пытающейся вспомнить где же уже это имя встречалось. Я уже не говорю о большом количестве ситуаций, которые не имеют никакой сюжетной ценности, но щедро впихнуты на страницы книги. Или, может быть, я просто чего-то не понимаю?

В целом, несмотря на мой такой весь отрицательный отзыв, есть в романе парочка хороших вещей. Опять-таки идея книги, параллель между туберкулёзницей, старающейся удержать время всеми силами и гонщиком, который мчится на бешеной скорости по лезвию ножа. Есть несколько занятных мыслей, намёк на философию, небольшая доза пищи для ума. Чего стоит один только внутренний монолог Лилиан о "из Брешии в Брешию".

Но для меня слабовато. Я любитель более глубоко прописанных книг, в которых каждая глава, каждая строчка несёт в себе некий смысл; любитель педантично и ярко прописанных событий, идеальности сюжета и языка. "Жизнь взаймы" же я дочитывала лишь из соображения "для развития" и знакомства с Ремарком.

Напоследок хочу добавить, что роман этот имеет очень большой потенциал. Из него можно сделать, так сказать, конфетку; своеобразную книгу-гимн жизни, глубоко-философскую и одновременно драматично-трогательную повесть. Было бы желание, было бы старание, был бы талант.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Э. М. Ремарк. "Жизнь взаймы" | Vallya73 - Дневник Vallya73 | Лента друзей Vallya73 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»