|
26/11/2012 13:02:21
-
Лучше во тьме пребывать, чем без друга.
-
Столько же создать может слово, сколько разрушить страх.
-
Время скорби не то, когда зло страдаем, но когда творим зло.
-
Кто не нуждается в чужом, но живет независимо, тот всех богаче.
-
Ты хочешь, чтобы тебе оказали милость? Окажи милость своему ближнему.
-
Ни уклоняться от битвы нельзя, ни самому искать битвы: тогда и победа будет славнее.
-
Дерзнуть и простые люди могут не раз, но не все способны в нужное время так поступать.
-
Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе.
-
Достоинство человека не в его происхождении. Бог не создал рабства, но одарил человека свободой.
-
Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернется.
-
Ничто так не смущает чистоты ума, и красоты, и мудрости, как гнев беспричинный, громким ревом вокруг разнесенный.
-
Как еще осмеливаешься называться отцом, предав таким образом сына, оставив без внимания растление его всеми пороками?
-
Нельзя творить зло или ненавидеть какого бы то ни было человека, хоть нечестивого, хоть еретика, пока не приносит он вреда нашей душе.
-
Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас.
-
Хотя бы вся наша жизнь была благополучной, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей. Дети – не случайное приобретение. Мы отвечаем за их спасение.
-
Если услышишь, что кто-нибудь на перекрестке или на торгу среди народа хулит Владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его, не отвращайся — ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою ударом.
-
Если кто-нибудь убьет по воле Божией — убийство это лучше всякого человеколюбия. Если же кто-нибудь и окажет милость из человеколюбия, но вопреки воле Божией, — милость эта недостойнее всякого убийства. Не природа вещей, но Божий суд делает их добрыми или дурными.
-
Многие осуждают меня за то, что я нападаю на богачей, но зачем они несправедливы к бедным? Я обвиняю не богача, а хищника. Ты богат? Не мешаю тебе. Но ты грабитель? Осуждаю тебя. И богачи и бедняки — равно мои дети.
-
Мы ведем войну, но наша война не живых делает мертвыми, а духовно мертвых, погрязших в ереси, делает живыми. Не еретика преследую, а ересь, не грешника, а грех. Сколько бы кто меня ни бранил, от чистого сердца говорю: «Мир, ибо любовь Отца во мне. Тем более буду любить вас, чем менее любим буду вами».
-
Боязливой и нетвердой бывает душа в невежестве, а не по сути. Если же встречу некогда храброго, а теперь боязливого, понимаю, что это случилось не по природе порока, ибо природа так сильно не изменяется.
-
Нужно смотреть не на то, чтобы сделать детей богатыми серебром и золотом и тому подобным, но чтобы они были богаче всех благочестием, любомудрием и другими добродетелями, чтобы они не нуждались во многом.
-
Часто многие из отцов делают все, чтобы у сына был хороший конь, великолепный дом или дорогое поместье, а о том, чтобы у него была хорошая душа, нисколько не заботиться. Это и расстраивает всю вселенную .
-
Не говори мне, что невозможно обуздать юность. Все пороки происходят от нашей беспечности, оттого что мы не с самого начала и не с раннего возраста учим детей благочестию. На зрелища ходить мы часто позволяем им, а в церковь – не заставляем никогда.
-
Если бы страх не был благом, то ни отцы не приставляли бы надзирателей к детям, ни законодатели – начальников к городам. Ничто так не истребляет греха, а добродетели не способствует расти и процветать, как непрестанный страх. Поэтому кто не живет в страхе, тому невозможно быть добродетельным.
Молитвы
Тропарь, глас 8
Уст твоих, яко же светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа;/ но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,/ моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 6
От небес приял еси Божественную благодать, / и твоими устнами вся учиши / покланятися в Троице Единому Богу, / Иоанне Златоусте всеблаженне, преподобне, / достойно хвалим тя: / еси бо наставник, яко божественная являя.
Кондак на перенесение мощей, глас 1
Возвеселися таинственно честная Церковь, возвращением честных твоих мощей, и сия сокрывши яко злато многоценное, поющим тя неоскудно подавает молитвами твоими исцелений благодать, Иоанне Златоусте.
Труды
Наследие святого Златоуста огромно и превосходит объем творений любого из святых отцев Восточной Церкви, даже если не считать книг, подлинность которых сомнительна. По большей части это проповеди и беседы, записанные слушателями, главной темой которых является Священное Писание.
Сегодня мы совершаем память великого учителя Христовой Церкви святителя Иоанна Златоуста. Его заслуги по просвещению не только рода христианского, но и всего рода человеческого, так велики, что он причислен к лику святых вместе с другими великими святителями: Василием Великим и Григорием Богословом. После подвигов пустынножительства Господь облек его в архиерейский сан и даровал ему удивительное красноречие. Многие восхищались проповедями святителя, записывали их для назидания близким, а одна благочестивая женщина прозвала его Златоустом, после чего это имя закрепилось за ним в церковной истории.
Изящная словесность - это была прекрасная форма и средство для излияния слова Божия, которым свт. Иоанн Златоуст доводил до христианского мира учение о нашем спасении. Чистота, послушание, незлобие святителя помогли ему стяжать благодать Духа Святаго к разумению Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Как соловьиная трель, как прекрасная песнь звучало слово Иоанна Златоуста, которым он воспевал нашего Творца и Спасителя, Господа Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу и весь сонм святых.
|