Очень важна роль игрушки: она задает сюжет игры, обладает большим эмоциональным воздействием на личность ребенка. Лошадки, тележки, куклы, свистульки, зайцы, кораблики, уменьшенные до размера детской ладони, «приближают» к ребенку окружающий мир и облегчают его понимание. Практически каждая народная игрушка, а за ней и фабричная, несет в себе определенную символику, которая вполне конкретным образом воздействует на психику ребенка. В противоположность народной традиции современные игрушки, чаще всего произведенные по западным образцам, не оставляют места для домысливания сюжета, для самостоятельного духовного и художественного творчества ребенка. Получая в руки монстроподобный трансформер или Барби, ребенок получает первый опыт культурной колонизации
Мы даже не подозреваем, что в жизни ребенка происходит первая социокультурная травма, формирующая впоследствии комплекс культурной неполноценности. Не раз было также отмечено и то, что экспансия игрушек из чуждого нам социокультурного ареала разрушает живую связь между поколениями, намечая линию разлома между «отцами» и «детьми». Игры и игрушки как социальное явление, как средство воспитания и обучения всегда привлекали внимание ученых, психологов и педагогов. Когда ребенок подрастает, круг его общения расширяется. Он вступает в различные отношения со сверстниками, с теми, кто младше или старше. Эти отношения строятся игровыми способами.