. [374x453]
самый главный праздник
христианского года,
в основе которого лежит евангельское
повествование о чудесном воскресении
Иисуса Христа, распятого на кресте.
Но назвать этот день праздником, даже самым большим праздником –
слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события
в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас,
получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес.
Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается
в Православной Церкви как самый главный день в году.
В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры.
[322x430]
Слово «Пасха», – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает «прехождение».
Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви –
в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства,
а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение
из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив нас
от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими»
(Ин. 1,12).

Его смерть воспринимается как искупление грехов мира, а воскресение - как победа над силой зла и дарование Богом вечной жизни.
В праздновании Пасхи в различных конфессиях есть как отличия, так и много общих традиций.
Издавна во многих христианских конфессиях принято, что первой едой после сорокадневного поста должно стать освященное в церкви крашеное яйцо.
В христианской традиции яйцо символизирует воскрешение Христа, торжество жизни, пробивающей твердую скорлупу смерти.
О том, почему на Пасху красят яйца, существует несколько версий, по одной из которых Мария Магдалина, пришедшая в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, подарила ему простое куриное яйцо.
Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: "Это так же невероятно, как если бы яйцо стало красным".
На глазах императора яйцо покраснело, свидетельствуя истинность христианской веры. Если яйца красят повсюду, то в остальных блюдах царит куда большее разнообразие.
Правда, это связано не столько с разными конфессиями, сколько с местными кулинарными изысками.
В России это "куличи и пасхи", в Англии и вообще Европе - запеченный барашек как символ жертвенности Христа, в Италии "кассата" - бисквит со сладким сыром и хлеб, в который яйца вплетают прямо в скорлупе, в Греции ‑ суп из овечьего рубца с яично-лимонным соусом и сладкий пасхальный хлеб, в Чехии - "мазанец"- сладкая булка с изюмом и миндалем и так далее.
Существуют различия не только в кулинарных традициях, но и в самой пасхальной службе.
В Православной церкви Пасхальное богослужение совершается ночью. Незадолго до полуночи в Великую субботу служится Полунощница, а затем совершается крестный ход, символизирующий шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса (с греческого - "квасной хлеб").
Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное средство от болезней и немощей.
У православных главные пасхальные блюда - кулич и пасха (кулич - это сдобный высокий хлеб цилиндрической формы, украшенный глазурью, маком, изюмом, а пасха -это творожное блюдо, спрессованное в виде усеченной пирамиды).
У православных принято на Пасху приветствовать друг друга словам "Христос Воскресе!", в ответ говорить "Воистину Воскресе!" и дарить друг другу крашеные яйца.
В Католической церкви торжественное богослужение называется навечерие Пасхи. Во время литургии во дворе храма разжигается большой костер, от которого зажигается большая пасхальная свеча - Пасхал, символизирующая воскресение Христа.
Эту свечу священник вносит в темный храм, и прихожане от нее зажигают свои свечи. После полуночи начинается торжественная литургия - праздник в честь уже свершившегося воскрешения.
В первые века у западных христиан существовал обычай совершать в пасхальную ночь таинство Крещения и по сей день в католической церкви освящение воды и таинство Крещения совершается во время пасхального богослужения перед началом литургии.
Католики, в отличие от других конфессий, освящают не только яйца, но и другие яства для праздничной трапезы: мясо, копчености, вино.
Многие прихожане приносят освятить агнца из теста, политого белой глазурью. Издавна главным пасхальным блюдом у католиков была баранина и куриный суп с лапшой. Также к празднику пекут фигурное печенье в форме барашка, зайца, лошади, белки, других животных. © flickr.com/ norwichnuts Пасхальный заяц
У католиков помимо яиц принято обмениваться подарками, в том числе разнообразными сластями в форме кроликов. Пасхальный кролик стал неотъемлемым атрибутом праздника в XVI веке - сначала в Германии, а затем и по всему миру.
Считается, что именно кролик несет пасхальные яйца, потому что курица - недостаточно чистое животное. У католиков также существует обычай на утро Пасхи прятать пасхальные яйца. Проснувшись, дети отправляются на поиски спрятанного в доме "гнезда" пасхального кролика с множеством разноцветных яиц.
В игре принимают участие и взрослые. В течение всей Пасхальной недели верующие ходят на богослужения, продолжаются уличные представления на религиозные темы.
По сравнению с православным и католическим богослужением пасхальное служение многих протестантских традиций выглядит простым и лишенным эффектных ритуалов.
Протестантские обряды включают в себя крещение и причастие (или Тайную вечерю), а также пасхальную заутреню (в память Марии Магдалины, прибывшей к пустому гробу "рано, еще затемно") и специальные псалмы и песни.
В традиционных протестантских течениях - лютеранстве, англиканстве и др. пасхальные праздники являются кульминацией богослужебного года. Некоторые деноминации, в том числе и ранние реформаторские церкви (кальвинисты) отвергают празднование Пасхи как испорченное языческим влиянием (также как Рождество).
Если в западных странах для протестантов главным праздником является Рождество Христово, то в России многие лютеране считают главным праздником в церкви Пасху.
В лютеранских храмах чин богослужения разнится в разных странах, областях, а иногда и в пределах одной области - от очень пышных богослужений в Швеции до крайне аскетичных - в центральных землях Германии.
Пасхальное богослужение начинается в Пасхальную субботу, незадолго до полуночи. Особое внимание в этой службе уделяется огню и воде.
В темную церковь вносится одна зажженная свеча, украшенная начальной и конечной буквами греческого алфавита (альфа и омега).
В соответствии со словами Христа ("Я есмь альфа и омега, Я есмь начало и конец"), они символизируют то, что в его руках находится начало и конец жизни каждого христианина.
В некоторых лютеранских и англиканских церковных традициях во время ночной службы происходит "благословение нового огня", зажжение пасхальной свечи, чтение отрывков из Священного Писания, за чем следует благословение купели, обряды крещения и пасхальная месса.
Главный символ протестантской Пасхи - пустая гробница. Пустая она, потому что Иисус воскрес. Во второй половине воскресенья протестанты отмечают праздник Пасхи концертом.
Пасхальный обед у протестантов, как и в любой праздничный день, отличается обилием блюд. На первое подают куриный суп с лапшой, которую к праздничному обеду готовят заранее. На пасхальном столе обязательно должны быть яйца, сыр, масло.
К празднику пекут фигурное печенье в форме барашка, зайца, лошади, белки, других животных. Дети в этот день ищут спрятанные накануне родителями подарки - дары пасхального зайца, как правило, это крашеные яйца самых невообразимых цветов и оттенков.
В Армянской апостольской церкви Пасха, которую называют "Затик", является одним из самых крупных церковных праздников и имеет особые, сформированные в течение веков и уникальные для каждой области страны традиции празднования.
Пасхальные яйца красят субботним вечером и только в красный цвет - символ пролитой крови Христа. Святой Армянской Апостольской церкви Григор Татеваци видел в яйце символическое строение мира: "Скорлупа напоминает небо, бесцветный слой под скорлупой - воздух, белок - воду, желток - землю.
А красный цвет означает, что мир искуплен кровью Христа". Накануне вечером в церквях служат Св. Литургию Сочельника, и пасхальные торжества начинаются. В воскресенье утром совершается богослужение Пасхальной Заутрени, обряд освящения четырех сторон света (Андастан), затем служат Св. Литургию.
Приветствуя друг друга в день Пасхи, армянские христиане говорят друг другу: "Христос воскрес из мертвых" и отвечают: "Благословенно Воскресение Христово".
В этот день армянские хозяйки подают кутап - тесто с запеченной зеленью или фасолью с жареным луком.
В обязательном порядке подаются блюда из рыбы, как символ этого дня, а также выпечка - гата.
В блюда непременно добавляют сушеные листья пряного растения алаязы (спитак банджар), поскольку, по преданию, Богородица пеленала Христа листьями этого растения...
[350x102]
|
|
|
|