Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини» (1434) [показать] [показать]Ученые также не могут с полной определенностью сказать, что за сцену изобразил художник. Бракосочетание или помолвка в XV веке в Нидерландах вполне могли проходить вне церкви и без священника, достаточно было двух свидетелей. Большой живот также отнюдь не свидетельствует о беременности невесты, которую никто не стал бы подчеркивать, — такой покрой платья был в то время моден. Но если это брачная церемония, то жених должен правой рукой держать левую руку невесты, однако на картине все наоборот. Возможное объяснение: заключаемый брак — морганатический, то есть такой, при котором женщина отказывается от всех прав на наследство для себя и своих будущих детей. Тогда положение рук было бы верным, но и взгляд невесты был бы устремлен в пол, а он, скорее, обращен в себя. Да и невеста ли это? У невесты волосы должны быть распущены, а не собраны на голове и покрыты накидкой. И тем не менее перед нами явно сцена заключения какого-то договора (открытые ладони и поднятая рука Арнольфини — все это клятвенные жесты). ![]() Зеркало — это одновременно символ и всевидящего Божьего ока, и благоразумия (в аллегориях благоразумия у Джотто и Джованни Беллини зеркало выступает именно в этом качестве), ведь заключение союза — супружеского или делового — действие, безусловно, разумное. В зеркале отражаются две фигуры. Скорее всего, это свидетели, присутствующие при заключении договора. Один из них — ван Эйк, о чем свидетельствует и латинская надпись, помещенная, вопреки традиции, над зеркалом в центре композиции: «Ян ван Эйк был здесь». Так обычно скрепляли контракты. ![]() Яблоко на подоконнике напоминает о том, что, каким бы гармоничным ни казался этот мир, нельзя забывать, что в его основе лежит первородный грех. ![]() Лев на спинке кровати. Если яблоко — символ грехопадения, то фигурка льва, помещенная над соединенными руками, — символ воскресения. Согласно средневековым бестиариям, львята после рождения в течение трех дней остаются мертвыми, пока отец не возвращает их к жизни своим дыханием. Льва часто высекали на гробницах рыцарей как символ будущего воскресения. ![]() Горящая свеча — напоминание о быстротечности жизни. БЛОГ ПО ИСКУССТВУ |
Серия сообщений "история картины":
Часть 1 - Левитан "У омута"
Часть 2 - Корабельная роща Шишкин И.
...
Часть 18 - МЯСОЕДОВ Григорий - Страдная пора (Косцы)
Часть 19 - А.М. Герасимов (живопись)
Часть 20 - Что зашифровано в шедеврах живописи
Часть 21 - Две венецианки
Часть 22 - Высшая добродетель Венеры