• Авторизация


Романский период 25-01-2013 09:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Мадлена_де_Робен Оригинальное сообщение

Романский период


Романская средневековая мода представляет собой смесь античных традиций, византийских деталей и «варварских новинок», и вместе с тем - она нечто совершенно новое. Из античных времен, через Византию, романская мода взяла плащ, так как он не только защищает тело, но и символизирует выделение человека из внешней среды. Средневековый феодальный порядок принудил моду к тому, чтобы она позаимствовала у Византии систему классовых различий в одежде, которая проявилась в моде романского периода в виде каймы, вышивок, и даже материалов. Романская мода приняла также и некогда «варварские» штаны. Женская мода, как и в Византии, предписывает надевать на тело несколько одеяний, одно на другое. Обычно это было нижнее рубашкообразное платье с узкими рукавами, поверх которого одевалась верхняя одежда подобного же покроя, но с более широкими рукавами. Одежда лиц, относящихся к высшим слоям общества, шилась из дорогих тканей, края которой отделывались декоративной каймой. Эта кайма не только вышивалась, кроме того она была украшена золотыми пластинками и драгоценными камнями. Некоторые ученые считают, что этот излишек дорогих украшений является отголоском стремления к роскоши и великолепию после эпохи переселения народов. На этот счет есть и другие мнения. Многие авторы полагают, что эти два отдаленные друг от друга временные периода можно объединить, так как мода в то время изменялась крайне медленно.



[показать]



Сумасбродные девушки. Фреска из костела в Педрете, 1-я половина XII века. Музей изобразительных искусств в Каталонии, Барселона.



«Вид женщин этой эпохи весьма живописный и яркий ... Но одежда носит полуварварский, неэлегантный, незаконченный характер... Из разных языческих, классических, античных и византийских элементов, которые до сего времени не сочетались между собой, теперь начинает создаваться новая культура. Одежда совсем не прилегает к телу и не имеет складок», - говорит Якоб фон Фальке в 1875 г. Однако в наши дни образ женщины того времени нам представляется несколько иначе; если мы посмотрим на женскую фигуру с точки зрения её структуры, то увидим, что она представляет как бы блок, поверхность которого, вертикально и горизонтально, разделена отделочной каймой на самостоятельные части. Например, рукава отделены от платьев нашитой каймой, а лиф с юбкой зачастую разделяются ещё на две или четыре части. В этом делении мы видим художественную основу романской моды. Её понимание соответствует романской архитектуре, которая также блочная; поверхность зданий аналогично членится зарубками, аркадами, арочными фризами. Подобно тому, как украшенная система плоскостей в архитектуре имеет тектонические черты, так и кайма в одежде выполняет подобные же функции. Таким образом, кайма в романской моде является не только украшением и знаком отличия, как это предписывала Византия. В романский период материал сшивается по швам, которые оторачиваются тесьмой и тем самым укрепляются — это в истории моды является новинкой. Все остальное остается по-старому. Как и в Византии, поверх верхней одежды надевается ещё и плащ, который становится универсальной одеждой всех классов. Голова покрыта небольшим покрывалом, которое ниспадает по самые плечи, а поверх него часто накидывается ещё верхний плащ. С подобной стилизацией мы встречались ещё у этрусков. В то время одежда делалась кустарным способом. Как выглядело кустарное производство в Чехии романского периода, до возникновения цехового производства, свидетельствуют некоторые исторические памятники. Предполагают, что в Праге и других местах были большие ремесленные мастерские, где женщины ткали, пряли и шили одежды. Такие мастерские назывались гинецеум (gynaecbum). Источники говорят о том, что в Пражском Граде было около 30 портних, при этом предполагается, что в мужских мастерских работали портные мужчины. Само собой разумеется, что все эти ремесленники были крепостные. Из других источников мы узнаем, что такие мастерские были при отдельных крепостях в разных жупах(Жупа - единица административного деления. (Прим, перевод.)) Чехии, и что готовая продукция отвозилась в Прагу. Согласно источникам XII века, на пражских рынках сшитой одеждой торговали оптом (пачки брюк содержали, например, и по 40 штук).



В романскую эпоху мужская одежда принципиально отличалась от женской. Нижняя и верхняя туника в мужской одежде уже ранее поднялись до колен и открыли штаны — неприлегающие штанины, которые заправлялись в высокие ботинки. Характер и украшения мужской одежды аналогичны женским. И мужчины носят плащи, остатки античной хламиды, скрепленные застежкой, по большей части на правом плече.



Обуви не хватает красочности и разнообразия фасонов — поголовно все носят полувысокие ботинки без застежек, собственно какие-то штиблеты без шнурков. Но уже в это время начинает появляться обувь с клювообразно вытянутыми мысами; эта деталь широко распространится только в позднем средневековье.



Покрытия для головы также не отличаются изобретательностью и разнообразием, формы их не сложны. Носят полукруглые шапки либо нечто вроде фригийского колпака.



В прическах попрежнему господствует античная традиция, волосы коротко пострижены, большинство мужчин ходят без усов и бороды, их оставляют только высшие церковные и светские сановники. И у женщин прическа не отличается выразительными чертами — накидка, которой почти у всех прикрыта голова, не способствует созданию сложных причесок. Женские длинные волосы остаются незавитыми и только свободно расчесываются.



[показать]Х



ристос с символами евангелистов. Иллюстрация из Ставелотской библии, 1097 г. Британский музей, Лондон. Длинная, собранная в складки туника украшена на груди широкой вышивкой. Поверх неё наброшен плащ.

[показать]



Евангелист Лука. Иллюстрация из Линдисфарнеского евангелия, около 71 0 г. Британский музей, Лондон. У ворота, на рукавах и по нижнему краю туники пришита декоративная тесьма. Наискось наброшен темный плащ, напоминающий римскую одежду.



 


[показать]



Рельеф с переплета Каролинского евангелия, IX век. Капитульная библиотека, Прага. На тунике декоративная кайма разных видов. Широкий плащ своими ассиметричными складками напоминает Римскую тогу.

 



[показать]

. Св. Мартин делится плащом с нищим. Из алтаря в Монтгрони, 2-я половина XII века. Музей в Виши. Картина демонстрирует стилизацию и упрощение одежды: от богато задрапированной белой туники к тунике с длинными рукавами, тесно облегающей фигуру; причем пояс, с помощью которого в античной одежде образовывались многочисленные складки, здесь становится уже самоцелью

 


[показать]



Вышеградский кодекс. Около 1085 г. Государственная библиотека, Прага. Ангел, Христос и святой одеты в современные для того времени одежды высших слоев общества —длинную верхнюю тунику с широкой богато орнаментированной декоративной отделкой.

 



[показать]

. Въезд в Иерусалим. Иллюстрация из Перикопкниги Генриха II, 1007-1014 гг. Государственная библиотека, Мюнхен.

 


[показать]



Св. Иосиф. Иллюстрация из евангелия, около 1085 г. Капитульная библиотека, Прага.

 



[показать]

. Чешский король. Иллюстрация из Вышеградского кодекса, около 1085 г. Государственная библиотека, Прага.

 


[показать]



Идолопоклонничество. Иллюстрация из комментария Гаймона к Иезекиилю, начало XI века. Национальная библиотека, Париж. Короткая туника с длинными рукавами была тогда унитарной одеждой трудящегося люда.

 



[показать]

1 Музыкантша. Иллюстрация изТропэр де Сан-Мартиаль в Лиможе, XI век. Национальная библиотека, Париж. Длинная, узкая туника в нижней части расширяется; плащ наброшен на голову, образуя таким образом как бы капюшон.

 


[показать]



Похоронная процессия. Настенная живопись из надгробия Санчо Саиз де Карильо из Махамуда, конец XIII века. Музей изобразительного искусства в Каталонии, Барселона. Типичная испанская одежда мужчин и женщин той эпохи отличается от тогдашней европейской моды своим особым узором; на туниках, вероятно, вытканные полосы; плащи одноцветные.

 



[показать]

 Похоронная процессия. Настенная живопись из надгробия Санчо Саиз де Карильо из Махамуда, конец XIII века. Музей изобразительного искусства в Каталонии, Барселона. Типичная испанская одежда мужчин и женщин той эпохи отличается от тогдашней европейской моды своим особым узором; на туниках, вероятно, вытканные полосы; плащи одноцветные.

 


[показать]



Св. Мартин и нищий. Настенная живопись из Хикса, половина XII века. Музей изобразительного искусства в Каталонии, Барселона. В средневековой рукописной книге XII века реалистически изображена разница в одежде богатого и бедного. На св. Мартине надета длинная туника с декоративными полосами, плащ и кожаные ботинки, на босом нищем — короткая туника и короткий плащ.

 



[показать]

1 Медальон с романских дверей. Около 1200 г. Льеж.(Первоначальная постройка неизвестна, сейчас эти двери «утоплены» в современной стене.) На мужчине туника и типичный романский полукруглый плащ, скрепленный на плече фибулой.

 


[показать]



Карл Великий. Бронзовая статуя, IX век. Лувр, Париж. Костюм для верховой езды императора состоит из короткой туники, скрепленного на плече плаща и шнурованных ботинок.



[показать]



Св. Петр.Фигура из западного портала монастырского костела св. Мария в Риполли, 2-я четверть XII века.

 



[показать]

. фрагмент с надгробия аббата Ода. Середина XII века. Кафедральный музей, Реймс.

 


[показать]



Христос на троне. Из тимпана костела в Церво, 2-я четверть XII века.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Романский период | Акади - Дневник Акади | Лента друзей Акади / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»