• Авторизация


Ростовская финифть -- живопись по эмали эмалевыми красками. 18-08-2012 08:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения TATYSIY Оригинальное сообщение

Ростовская финифть -- живопись по эмали эмалевыми красками.








Ростовская финифть -- живопись по эмали эмалевыми красками.


[545x640]



На
Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали --
"финифть" -- происходит от греческого "фингитис", что переводится как
"светлый, блестящий камень". Именно блеск, яркость, неувядаемость красок
привлекают в художественной эмали, в какой бы технике она не
выполнялась. Стекловидная масса различных цветов использовалась для
украшения металлических предметов ремесленниками Киевской Руси, которые
владели техниками выемчатой и перегородчатой эмалей. Живопись по эмали,
сравнительно поздняя технология художественного эмалирования, появилась в
России в конце XVII века. В Ростове эмали стали расписывать с середины
XVIII столетия.


[365x480]



Процесс
создания живописной миниатюры на эмали в общих чертах сводится к
следующему. Эмаль наносится в несколько слоев на лицевую и в один слой
на обратную стороны медной выпуклой пластинки. Обжиг при температуре до
800 градусов прочно сплавляет эмаль с металлом, образуя ровную блестящую
поверхность -- основу для живописи. Роспись пластинки производится
огнеупорными красками. Причем, сначала наносятся тугоплавкие краски,
затем -- легкоплавкие, что учитывается при каждом последующем обжиге.
При создании сложной многоцветной композиции пластинка обжигается от 4
до 7 раз.


[500x406]



Сложная
технология требовала определенных живописных способностей и опыта,
поэтому от первого упоминания о написании эмалевых икон в Ростове и до
широкого распространения финифтяного дела в городе прошло немало лет.


[335x335]



Первая
в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась при
Архиерейском доме. В 1760-х гг. мастер Гавриил Елшин "писал шапки", т.
е. выполнял небольшие иконки-дробницы для украшения митры -- головного
убора священника во время церковной службы. Такие дробницы с
изображениями Спасителя, святых или сцен из Евангелия поясняли
содержание священного предмета. С другой стороны, они обогащали его
декоративное звучание. Работы Елшина не выявлены в музейном собрании.


[422x600]



На
протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу
церкви. Они писали сцены из Священной истории и святых. Эмалевые
миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения
священников. Широкое распространение имели отдельные финифтяные образки и
иконы.


[335x335]



Ростовские
эмали первой половины XIX в. удивительно легкие и воздушные. Большое
внимание уделялось светотеневой моделировке ликов. Пунктирная проработка
объема с тончайшими тональными переходами, поглощающими границы форм,
подчеркивалась контрастными сопоставлениями цвета одежд.

Постепенно
произошел отказ от ориентации на академическую живопись того времени в
пользу традиционного православного образа. Для многих миниатюр середины и
второй половины XIX в. были уже не характерны сложные композиции.


[640x408]



Конец
XIX -- начало XX вв. -- особый, сложный период в истории ростовской
финифти. Промысел не выдерживает конкуренции с дешевым промышленным
производством икон и поддерживается государством путем организации школ и
мастерских. В 1898 г. был открыт Ремесленный класс рисования, резьбы по
дереву и иконописи по финифти, а после 1911 г. -- Учебно-показательная
финифтяная школа (УПФШ), одной из целей создания которой, помимо
обучения, было снабжение кустарей дешевым сырьем. Для деятельности УПФШ,
руководимой в 1914-1917 гг. известным художником С.В. Чехониным,
характерен поиск новых форм изделий и новой тематики росписей.
Деятельность школы до революции характеризуют расписные тарелочки С.
Агафонова и И. Соколова, миниатюра "Вид Ростовского кремля" Л. Арефьевой
и произведения других учеников.


[450x600]



Наперстки
"Ростовской финифти" очень декоративны, в них роспись по эмали
сочетается со сканью (филигранью) и зернью. Слово "скань"
древнеславянское и означает свить, скрутить, что отражает технику
изготовления тонкой витой проволочки, из которой состоит узор. Зернь -
это маленькие шарики, напаянные на узор из филиграни. Диковинные цветы,
яркие краски росписи по эмали украшают изделия, придают им необыкновенно
нарядный вид.


[510x640]



В
последнее время ростовские мастера представили новые работы,
свидетельствующие о дальнейшем развитии искусства финифтяной росписи.
"Ростовская
финифть" является единственным у нас в стране предприятием, где
выполняют декоративную роспись по эмали. Изделия ростовских мастеров
можно увидеть в Музее народного искусства в Москве, Государственном
Историческом музее, Государственном Русском музее и др. Образцы изделий с
ростовской финифтью были показаны на отечественных и зарубежных
выставках. Мастера промысла неоднократно были удостоены высоких наград.


[614x500]




[335x335]




[620x495]




[400x400]




[335x335]




[425x640]




[335x335]




[500x528]




[335x335]




[335x335]




[570x570]




[400x400]




[300x378]




[461x640]




[441x480]




[414x543]




[350x445]




[400x400]




[350x440]




[352x400]




[600x600]




[495x620]




[335x335]




[640x640]




[502x640]




[335x335]




[400x400]




[400x400]




[335x335]




[335x335]




[448x277]




[442x537]




[425x640]




[300x352]




[239x239]




[619x588]




[258x640]




[545x640]




[335x335]




[400x520]




[450x600]




[335x335]




[640x640]

источник



TATYSIY
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ростовская финифть -- живопись по эмали эмалевыми красками. | Акади - Дневник Акади | Лента друзей Акади / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»