Полифония (буквально - многоголосие) - вид многоголосия, одно из важнейших выразительных средств музыки, основывающийся на одновременном звучании нескольких самостоятельных мелодических голосов. Полифония получила большое распространение в средние века в Европе, особенно в хоровой музыке. Она являлась основным стилем и техникой музыкального письма вплоть до начала XVIII века, когда её стал постепенно вытеснять гомофонно-гармонический стиль. Владение приемами полифонического мастерства - непременное условие выработки композиторского мастерства. В XX веке вновь возродился интерес композиторов к полифонической технике. Создавались различные формы полифонических произведений - фуга, канон, инвенция, мотет, мадригал и др. Элементы полифонии (например, фугато) встречаются и в других формах музыкального произведения. В европейской музыке полифония зародилось в недрах раннего многоголосия, постепенно оформляясь в его самостоятельный вид (XI - начало XII века). Зрелая полифония разделялось на строгий и свободный стили. Полифония строгого стиля, строго следовавшая определенным законам голосоведения и формообразования, была характерна для нидерландской, итальянской и других полифонических школ XV-XVI вв. Ее сменила полифония свободного стиля, более вольно трактовавшая средневековые правила. В XVII веке наряду с другими выдвинулась немецкая полифоническая школа (И. С. Бах, Г. Гендель). На рубеже XVI-XVII вв. с зарождением жанра оперы оформляется гомофонно-гармонический стиль, на который стала ориентироваться вся европейская музыка, в том числе и полифоническая. Существует два вида полифонии: имитационная и неимитационная. Неимитационная полифония основана на мелодии, сопровождаемой дополнительными голосами (подголосками), как бы варьирующими ведущий голос. Имитационная полифония основывается на строгом или нестрогом повторении главной темы произведения во всех голосах.
Полонез - танец польского происхождения; носит характер торжественного блестящего шествия. Размер танца - трехдольный. Полонез получил большое распространение в европейской музыке XIX века, и особенно - в России (М. Глинка, М. Огинский, П. Чайковский, М. Мусоргский и др.).
Полька (чешское pulka – половина) – чешский народный танец. С середины XIX века распространился в Европе как популярный бальный танец. Веселый непринужденный танец в довольно быстром темпе. Польки писали Б. Сметана, С. Рахманинов, П. Чайковский и др.
Попурри - свободная по форме пьеса, составленная из заимствованных мелодий; в попурри обычно используются отрывки из опер, оперетт, песен, танцев (по-французски pot pourri - сборное блюдо, смесь).
Похоронный марш - торжественная, скорбная пьеса для сопровождения траурного шествия, темп умеренно-медленный. В музыке XIX века похоронный марш иногда использовался как медленная часть сонатных циклов (Л. Бетховен, 3-я симфония, Ф. Шопен, Соната си бемоль минор).
Прелюдия, прелюд - небольшая пьеса импровизационного склада, служащая обычно вступлением к следующей пьесе и связанная с ней общностью настроения (прелюдии и фуги И. С. Баха). В XIX веке прелюдия - отдельная пьеса или цикл пьес (Ф. Шопен - 24 прелюдии для фортепиано, С. Рахманинов - Прелюдии и т. д.)
Премьера - первое представление нового спектакля, а также первое публичное представление нового музыкального произведения. Понятие «премьера» распространяется на несколько (обычно 10) представлений оперы или балета.
Прима - один из основных интервалов, в котором основание и вершина совпадают по высоте.
Программная музыка - инструментальная музыка (чаще всего симфоническая), в основе которой лежит «программа», т.е. какой-либо конкретный сюжет. Программность произведения либо отражается в его названии, либо излагается в специально предпосланном литературном комментарии. Источником сюжета могут быть исторические сказания и легенды (симфония «Илья Муромец» Р. Глиэра), сказочная фантастика («Ученик чародея» П. Дюка), литературные произведения (симфония «Манфред» П. Чайковского, симфония «Фауст» Ф. Листа), образы, навеянные изобразительным искусством («Картинки с выставки» М. Мусоргского), пейзажные зарисовки («Волшебное озеро» А. Лядова). Сюжетная канва произведения иногда принадлежит самому композитору («Пасторальная симфония» Л. Бетховена, «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза). Программными можно считать и те сочинения, которые лишены конкретного сюжета, но имеют ярко выраженный образно-философский «подтекст» (Шестая симфония Чайковского, Седьмая симфония Д. Шостаковича).
Пролог (греческое - вступление) - вступительная сцена или музыка спектакля, где излагаются сюжетные события, предшествующие основному действию (Пролог к опере «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, к балету «Спящая красавица» П. Чайковского и др.).
Пьеса - небольшое, как правило, инструментальное музыкальное произведение.
Серия сообщений "Искусство музыки(словарь)":
Часть 1 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 1. А-Б)
Часть 2 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 2. В)
...
Часть 14 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 11. О )
Часть 15 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 12. Песня )
Часть 16 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 12.Пьеса)