• Авторизация


о 03-01-2015 20:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Вечная_Музыка Оригинальное сообщение

Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 11. О )



Обертоны - гармонические призвуки, частичные тоны, входящие в состав любого музыкального звука. Влияют на тембровую окраску звука.



Облигато - партия инструмента, участие которого в ансамбле обязательно и не может быть заменено другим. В одном произведении может быть несколько облигатных партий.

Оборот - отрезок мелодии (мелодический оборот) или последовательность аккордов, привлекающие внимание красотой, оригинальностью или типичностью для музыки данного композитора, народа, эпохи.
 


Обработка - присочинение к мелодии инструментального сопровождения или хоровых партий.



Ода (по-гречески ode - песнь) - торжественное музыкальное (или поэтическое) произведение, в котором прославляется какое-либо событие, идея и т.п.



Одноголосие - тип музыкального изложения, для которого характерно наличие лишь одного мелодического голоса (без сопровождения или подголосков).



Одночастное произведение - произведение, в котором отсутствует деление на самостоятельные части.

[показать]

Октава - один из основных интервалов, вершина которого является VIII ступенью по отношению к основанию. Обозначается в нотном письме цифрой 8.

 



Октет - ансамбль из 8 исполнителей с самостоятельной партией у каждого из них.
  [показать]

Опера (по-итальянски opera - сочинение) - вид театрального искусства, в котором сценическое действие слито с музыкой – вокальной и оркестровой. Современные оперы представляют собой сложный синтез искусств; в них органически объединяются многообразные художественные средства: сольное и хоровое пение, различного рода ансамбли, симфонический оркестр, элементы изобразительного искусства (декорации, костюмы и т. д.); часто в оперу вводятся балетные сцены.

[показать]

Опера-балет - опера, в которой балетные сцены занимают такое же важное место, как вокальные. Оперы-балеты были распространены во Франции XVII-XVIII вв. («Галантная Индия» Ж. Рамо и др.). Изредка встречаются и в более позднее время («Млада» Н. Римского-Корсакова).



Опера-буффа (по-итальянски buffa - комическая) - итальянская разновидность комической оперы. Эпоха расцвета оперы-буффа - XVIII - начало XIX века. Благодаря веселым, занимательным сюжетам (преимущественно из городского быта) и мелодичной музыке, близкой народной песенности, жанр оперы-буффа пользовался популярностью среди демократических слоев населения. В отличие от комических опер Германии, Австрии, Франции, России, в опере-буффа отсутствовали разговорные сцены; вместо них широко применялся речитатив. Виднейшие авторы опер-буффа - Д. Перголези («Служанка-госпожа»), Д. Чимароза («Тайный брак»), Д. Паизиелло. Вершина и вместе с тем последняя ступень в развитии оперы-буффа - «Севильский цирюльник» Дж. Россини.
 


Опера-сериа (по-итальянски seria - серьезная) - распространенный в XVII-XVIII вв. жанр итальянской оперы на мифологический или исторический сюжет. Содержание опер было трагедийным, в центре стоял герой, его драматическая участь. В музыке главное место занимало виртуозное сольное пение, оснащенное богатыми и разнообразными украшениями; хоры и балет отсутствовали. Крупнейшие мастера оперы-сериа - А. Скарлатти, Г. Гендель.



Оперетта (музыкальная комедия) – музыкально-сценическое произведение комедийного жанра с вокально-танцевальными сценами в сопровождении оркестра и разговорными эпизодами. Как самостоятельный жанр оперетта возникла во Франции в середине XIX века и носила характер злободневной сатиры (таковы, в частности, оперетты Ж. Оффенбаха). В венских опереттах сильнее выражено лирическое начало, мелодика близка народной австрийской и венгерской музыке (И. Штраус-сын, Ф. Легар, И. Кальман). В современных американских опереттах (мюзикл) сказывается влияние джаза и негритянского фольклора.
 


Опус (латинское opus - труд, произведение) - термин, употребляемый при порядковой нумерации сочинений композитора. Поэтому на русском языке вместо термина opus (сокращенно - ор.) часто употребляют слово «сочинение» (сокращенно - соч.). Иногда опус может заключать в себе не одно, а несколько произведений; например, 12 легких пьес для фортепиано «Детская музыка» С. Прокофьева изданы под одним опусом (ор. 65).



Оратория (от латинского oratio - ораторское изложение, красноречие) - многочастное вокально-симфоническое произведение для солистов, хора и оркестра. Оратория обычно состоит из хоровых эпизодов, симфонических фрагментов и законченных вокальных номеров (арий, ансамблей, речитативов). От кантаты она отличается значительностью содержания, более развитым сюжетом, масштабностью формы. Вместе с тем ко многим произведениям современной музыки термины «кантата» и «оратория» применимы в одинаковой мере.
Зародившись на рубеже XVI-XVII вв. и впитав многие элементы оперы, оратория вскоре становится монументальным произведением с главенствующей ролью хора. Таковы оратории Г. Генделя (написанные, в основном, на библейские и античные сюжеты). И. Гайдна («Сотворение мира», «Времена года»). К жанру оратории близки месса, реквием, страсти; выдающиеся образцы произведений такого рода создали И. С. Бах, В. А. Моцарт; в дальнейшем эти жанры все более отходят от чисто религиозной тематики (Торжественная месса Л. Бетховена, Реквиемы Г. Берлиоза, Дж. Верди, Немецкий реквием И. Брамса).
Первые образцы русской оратории возникли в начале XIX века. Этот жанр был возрожден и получил новое творческое решение в музыке советских композиторов (оратории «Сказание о битве за Русскую землю» Шапорина, «На страже мира» Прокофьева, «Песнь о лесах» Шостаковича, «Патетическая оратория» Свиридова, Реквием Кабалевского). К ораториальным формам обращаются и крупные зарубежные композиторы XX века (Онеггер, Орф и др.).
 


Оркестр - многочисленный коллектив музыкантов-инструменталистов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава. Иногда оркестры состоят из однородных инструментов (например, оркестр баянистов); однако чаще они бывают составлены из разных инструментальных групп. В зависимости от состава оркестры имеют различные выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования.



Оркестровка - переложение какого-либо музыкального произведения для оркестра.



Осмогласие (буквально – восьмигласие) - система гласов в византийской церковной музыке. Первоначально каждый глас соответствовал каждому из дней пасхального празднования, позднее - соответственно каждой из восьми послепасхальных недель, впоследствии - и на весь годовой цикл. Осмогласие послужило основой для создания древнерусской церковной музыки - знаменного распева.

[показать]

Открытая струна - струна, не прижатая при игре к грифу.













 

Серия сообщений "Импрессионизм":
Часть 1 - Jean-Efflam Bavouzet Plays Debussy's Images oubliees
Часть 2 - Импрессионизм:Дебюсси и другие...
...
Часть 14 - Клод Дебюсси:Музыка ангелов...К Дню рождения французского композитора
Часть 15 - Клод Дебюсси:"La Mer": "From Dawn to Midday on the Sea" ...К Дню рождения французского композитора
Часть 16 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 11. О )
Часть 17 - К Дню памяти композитора-импрессиониста Мориса Равеля:"Игра воды"...Лучшее-любимое...) Живопись Жоржа Сера...

Серия сообщений "Искусство музыки(словарь)":
Часть 1 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 1. А-Б)
Часть 2 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 2. В)
...
Часть 12 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 9. М - "мутация")
Часть 13 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 10. Н )
Часть 14 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 11. О )
Часть 15 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 12. Песня )
Часть 16 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 12.Пьеса)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник о | виктория_ковисова - Дневник виктория_ковисова | Лента друзей виктория_ковисова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»