Имитация - прием музыкального изложения, когда тема или небольшой мелодический оборот, прозвучавший в одном из голосов, повторяется другим голосом, как бы подражая первому (И. С. Бах «Инвенции» для клавира).
Импровизация (латинское improvisus – непредвиденный) - сочинение музыки во время ее исполнения. Импровизация играла важную роль в концертном исполнительстве вплоть до конца XVIII века. Нотная запись отчасти была лишь схемой исполнения музыкального произведения.
Инвенция - небольшая пьеса полифонического склада. Такие пьесы обычно основываются на технике имитации (И. С. Бах «Инвенции» для клавира).
adagio (итальянский) - медленно, спокойно
ad libitum (латинский) - по желанию
agitato (итальянский) - взволновано, тревожно
allegretto (итальянский) - умеренно быстрый темп
andante (итальянский) - умеренно медленный темп
andantino (итальянский) - умеренный темп, несколько более скорый, чем andante
animando (итальянский) - воодушевляясь, более оживленно
animato (итальянский) – одушевленно
con anima (итальянский) - с душой
appassionato (итальянский) - страстно
assai (итальянский) - очень
a tempo (итальянский) - в прежнем темпе
attacca (итальянский) - указание исполнять пьесу без перерыва при переходе к следующей части
brillante (итальянский) - блестяще
brio (итальянский) - живость, веселость
con brio (итальянский)- с огнем
calando (итальянский) - уменьшая силу звука, затихая
cantabile (итальянский) - певуче, подражая пению
con (итальянский) - с (предлог)
con fuoco (итальянский) - с жаром, пылко
da capo (итальянский) - с начала (буквально “от головы”)
diminuendo (итальянский) - уменьшая силу звука
dolce (итальянский) - нежно
doppio movimento (итальянский) - темп вдвое более скорый
energico (итальянский) - решительно
espressivo (итальянский) - выразительно
giocoso (итальянский) - весело, игриво
giusto (итальянский) - точно, не отклоняясь от темпа
grave (итальянский) - тяжело, важно
grazioso (итальянский) - грациозно, изящно
langsam (немецкий) - медленно
larghetto (итальянский) - темп несколько более подвижный, чем largo
largo (итальянский) - самый медленный из темпов
lebhaft (немецкий) - оживленно
lento (итальянский) - медленно
lent (французский) - медленно
l’istesso tempo (итальянский) - в прежнем темпе
maestoso (итальянский) - величественно
marcato (итальянский) - подчеркнуто, выделяя
massig (немецкий) - умерено
meno (итальянский) - меньше, менее
mezzo (итальянский) - половинный, средний
moderato (итальянский) - умеренно, сдержано
molto (итальянский) - очень
mosso (итальянский) - оживленно, быстро; в сочетании со словом, указывающим темп, означает его ускорение
moto (итальянский) - движение, ход
con moto (итальянский) – подвижно
non (итальянский) - нет, не
non troppo (итальянский)- не слишком
pesante (итальянский) – тяжело, грузно
pio (итальянский) - более
poco (итальянский) – немного
poco a poco (итальянский) - мало-помалу, постепенно
presto (итальянский) - очень быстрый темп
quasi (латинский) - как бы, вроде
rallentando (итальянский) – замедляя
rinforzando (итальянский) – усиливая
risoluto (итальянский) - решительно, определенно
ritardando (итальянский) - замедляя (постепенно)
ritenuto (итальянский) - сдерживая, замедляя
rubato (итальянский) - ритмически свободный стиль исполнения
semplice (итальянский) - просто, искренне
sempre (итальянский) - все время, постоянно
sforzando (итальянский) - акцентируя, с силой выделяя
simile (итальянский) - подобным образом, так же
smorzando (итальянский) - ослабляя звучность, замирая
sostenuto (итальянский) - сосредоточено и ритмически точно, выдерживая темп
sotto (итальянский) – под
sotto voce (итальянский) – вполголоса
spirito (итальянский) – воодушевлённо
subito (итальянский) - внезапно, сразу
tacet, tace (латинский) - указание длинной паузы в ансамблевой партии
tenuto (итальянский) - выдержано, точно по длительности и равно по силе
tranquillo (итальянский) - спокойно, безмятежно
tres (французский) - очень
veloce (итальянский) - быстро, легко
vif (французский) - живо, быстро
vivace, vivo (итальянский) - быстрый темп, средний между allegro и presto
См.http://fdstar.com/download/musical_terms.pdf
Инструментовка - переложение музыки для исполнения каким-либо составом музыкальных инструментов. Переложение музыки для оркестра называют также оркестровкой. Процесс инструментовки находит свое конечное выражение в написании партитуры, объединяющей партии всех инструментов и голосов, участвующих в исполнении данного произведения.
| Количество ступеней | Название интервала |
|---|---|
| 1 | Прима |
| 2 | Секунда |
| 3 | Терция |
| 4 | Кварта |
| 5 | Квинта |
| 6 | Секста |
| 7 | Септима |
| 8 | Октава |
| 9 | Нона (секунда через октаву) |
| 10 | Децима (терция через октаву) |
| 11 | Ундецима (кварта через октаву) |
| 12 | Дуодецима (квинта через октаву) |
| 13 | Терцдецима (секста через октаву) |
| 14 | Квартдецима (септима через октаву) |
| 15 | Квинтдецима (двойная октава) |
Интервал (от латинского intervalum - промежуток, расстояние) - расстояние между различными по высоте звуками. Каждый интервал определяется числом составляющих его ступеней, т.е. числом заполняющих его тонов и полутонов. Названием интервалов служат латинские порядковые числительные, указывающие на количество ступеней, входящих в указанный интервал. Прима - 0 тонов, малая секунда - 1/2 тона, большая секунда - 1 тон, малая терция - 1 1/2 тона, большая терция - 2 тона, чистая кварта - 2 1/2 тона, увеличенная кварта - 3 тона, уменьшенная квинта (тритон) - 3 тона, чистая квинта - 3 1/2 тона, малая секста - 4 тона, большая секста - 4 1/2 тона, малая септима - 5 тонов, чистая октава - 6 тонов.
Интермедия (латинское intermedia - находящаяся посредине) - музыка или сценическая пьеса, исполняемая между двумя частями или эпизодами произведения. (Люлли, Рамо и др.)
Интермеццо (итальянское intermezzo - вставка)- небольшая музыкальная пьеса, играющая роль вставки между двумя крупными разделами произведения, иногда название самостоятельной пьесы (Брамс «Интермеццо»).
Интерпретация (от латинского interpretatio - разъяснение, истолкование) - истолкование музыкального произведения в творческом процессе исполнения. Передача замысла композитора и проявление творческой индивидуальности исполнителя является задачей интерпретации.
(См.А. МАЙКАПАР. Музыкальная интерпретация: проблемы психологии, этики и эстетики - раздел Искусство, Три страницы из музыкальной жизни сталинского времени: Сумбур вместо музыки, Балетная фальшь, Великая дружба Вена, 7 Мая 1824 Года. Премьера Девятой Симфонии Бетховена... )
Интродукция (латинское introductio – вступление) - начальный эпизод музыкального произведения, подготовляющий появление основного тематического материала.
Ионийский лад - один из натуральных ладов (см. Натуральные лады).
Исполнитель - музыкант (инструменталист, певец), исполняющий музыкальное произведение или какую-либо партию в ансамбле, оркестре, хоре.
История музыки - последовательное развитие музыкального искусства от его зарождения до наших дней. Одновременно название музыкальной дисциплины в высших и средних музыкальных учебных заведениях.
Серия сообщений "Искусство музыки(словарь)":
Часть 1 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 1. А-Б)
Часть 2 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 2. В)
...
Часть 4 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 4. Д)
Часть 5 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 5. Ж-З)
Часть 6 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 6. И)
Часть 7 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 7. К кап.)
Часть 8 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 7. К кода)
...
Часть 14 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 11. О )
Часть 15 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 12. Песня )
Часть 16 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 12.Пьеса)