Колено - небольшой законченный раздел музыкальной пьесы танцевального типа. Вальсы, мазурки, польки, другие народные танцы содержат обычно несколько колен.
Колоратура (итальянское coloratura - украшение) - украшение вокальной мелодии виртуозными, технически трудными пассажами. Широкое распространение колоратурная манера пения получила в итальянской опере XVIII-XIX вв.
Колыбельная - лирическая, задумчивая песня, сопровождающая укачивание ребенка. По образцу колыбельных песен сочиняют инструментальные сочинения спокойного настроения с характерным покачивающим ритмом («Колыбельная» для фортепиано Ф. Шопена).
Комическая опера - опера комедийного содержания, сложившаяся в странах Европы в XVIII веке. Музыкальные номера – арии, ансамбли и т. п. - перемежались разговорными сценами, в некоторых случаях речитативом. Комические оперы в XVIII веке писали: в Италии - Д. Перголези, во Франции - А. Гретри, в Австрии - И. Гайдн, В. Моцарт, в России - В. Пашкевич, Е. Фомин. В комических операх XIX-XX вв. обычно все действие сопровождается музыкой, разговорные сцены отсутствуют. Крупнейшие представители: в Италии - Дж. Россини, Г. Доницетти, во Франции - Ф. Обер, Ш. Гуно, в Германии - Р. Штраус, в Чехии - Б. Сметана, в России - М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков. Комическая опера развивается и в советском театре («Обручение в монастыре» С. Прокофьева), и на Западе («Хари Янош» З. Кодая, «Испанский час» М. Равеля). В XIX веке комическими иногда по традиции называли любые оперы с разговорными сценами, в том числе и не комедийного содержания (например, «Фра-Дьяволо» Обера).
Композитор (латинское compositor – сочинитель, составитель) - автор музыкального произведения, лицо, занимающееся сочинением музыки. Термин «композитор» получил распространение в Италии в XVI веке. Профессия композитора предполагает наличие творческого и музыкального дарования и требует специальной подготовки (обучению композиции).
Композиция (латинское compositio - сочинение, составление) - сочинение музыки, вид художественного творчества. Кроме общей культуры и одаренности, композиторская деятельность требует знания многих специальных дисциплин: теории музыки, гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, оркестровки и др. Эти дисциплины изучаются будущими композиторами в училищах и консерваториях. Часто под композицией имеют в виду строение музыкального произведения, соотношение и расположение отдельных его разделов.
Конкретная музыка (французское musique concrete) - музыкальные произведения, создаваемые посредством записи на магнитофонную ленту природных или искусственных звучаний, которые могут подвергаться различным акустическим преобразованиям и смешиваться. Изобретатель конкретной музыки – французский инженер-акустик П. Шеффер (первые опыты осуществил в 1948 году). Конкретная музыка обладает ограниченными возможностями выражения художественного содержания.
[показать]
Консерватория (итальянское concervatorio – приют; в средние века так называли многие европейские школы, где большое внимание уделялось музыкальному воспитанию) - высшее музыкальное учебное заведение. Первые консерватории появились в начале XIX века в крупных городах Европы (до этого консерватория существовала лишь в Париже). Консерватории имеются во всех музыкальных центрах мира. Старейшие русские консерватории - Петербургская (1862) и Московская (1866). В России и странах бывшего СССР - около 20 консерваторий. В зарубежных странах высшие музыкальные учебные заведения именуются не только консерваториями, но и музыкальными академиями, высшими музыкальными школами, институтами и т. д.
[показать]
Консонанс (латинское consono - «слитно звучу» - сочетание 2-х или нескольких звуков, образующих согласование, слитное звучание. В теории музыки консонирующие интервалы подразделяют на совершенные (кварта, квинта, октава) и несовершенные (терции, сексты).
Контральто - самый низкий по звучанию из женских голосов. Наиболее характерным, «грудным» звучанием отличается нижний участок диапазона. Иногда композиторы поручают этому голосу мужские партии: Ваня в опере М. Глинки «Иван Сусанин», Лель в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», Зибель в опере Ш. Гуно «Фауст» и др.
Контрапункт - одновременное сочетание 2-х или нескольких самостоятельных мелодических голосов. Слово «контрапункт» происходит от латинского puncturn contra punctum, что означает «точка против точки» (или в применении к музыке - «нота против ноты». Однако это выражение не следует понимать буквально. Так, сочетание 2-х мелодий, где каждой ноте верхнего голоса соответствует равная ей по длительности нота в нижнем голосе, не будет контрапунктом: здесь каждый из голосов не воспринимается на слух как самостоятельный. Слово «контрапункт» иногда употребляется и в другом значении. Так, контрапунктом часто называют не сочетание 2-х мелодий, а лишь один голос, который вступает позже основного и как бы противопоставляется ему. В таком случае голос, вступивший «с опозданием», называют контрапунктом к начальной теме.
Контрданс (по-английски country dance – сельский танец) - английский народный танец. Известны контрдансы В. Моцарта, Л. Бетховена.
Концерт:
1. публичное исполнение музыкальных произведений; по видам исполнений различают концерты симфонические, камерные, сольные, хоровые, эстрадные и др.
2. форма музыкального произведения, в основном, для солирующего инструмента с оркестром.
Концертмейстер - музыкант, возглавляющий какую-либо группу инструментов оркестра. В симфоническом оркестре концертмейстер первых скрипок является также концертмейстером всего оркестра.
Концертный зал - специальное помещение, предназначенное для проведения публичных концертов. Первые общедоступные концертные залы появились в начале XIX века. До этого концерты проводились в частных салонах, дворцах, театрах, церквях и т.д. Концертные залы, предназначенные для классической музыки должны отвечать определенным акустическим требованиям, исключающим применение электронного звукоусиления. К числу лучших концертных залов мира относятся Большой и Малый залы Московской консерватории им. Чайковского, Большой и Малый залы Санкт-Петербургской консерватории, «Карнеги-холл» в Нью-Йорке, Ройал-Фестивал-холл в Лондоне, Сантори-холл в Токио и др.
Концертштюк - виртуозное произведение для солирующего инструмента с сопровождением оркестра или музыкального ансамбля. В отличие от концерта (как правило, 3-частного) концертштюк обычно одночастен, например концертштюк для фортепиано с оркестром К. Вебера.
Concerto grosso op.3, No.1 in B flat major, HWV 312
Concerto grosso op.3 No.2 in B flat major, HWV 313
Concerto grosso op.3 No.3 in G major, HWV 314
Concerto grosso op.3 No.4 in F major, HWV 315
Concerto grosso op.3 No.5 in D minor, HWV 316
Concerto grosso op.3 No.6 in D major, HWV 317
Thurston Dart, harpsichord
Andrew Davis, organ
George Malcolm, organ and harpsichord
Stanislav Heller, organ (HWV 317)
Roger Lord, Michael Dobson, oboes
Richard Adeney, Richard Taylor, flutes
Academy of St Martin in the Fields
Conductor - Sir Neville Marriner
Кончерто гроссо (итальянское concerto grosso – большой концерт) - виртуозное оркестровое произведение в форме старинной сюиты, в котором группа солирующих инструментов «соревнуется» со всей массой оркестра. Группа солирующих инструментов называется кончертино (по-итальянски concertino - малая концертная группа), вся масса оркестра - рипиено (по-итальянски ripieno - полный) или tutti (по-итальянски - все). Основу кончерто гроссо положил итальянский композитор Л. Виадана (1564-1645); высшее развитие этот жанр получил в творчестве композиторов XVII-XVIII вв. (А. Корелли, А. Вивальди, И. С. Бах, Г. Гендель).
Краковяк - польский народный танец, подвижного, стремительного характера. Использовался в музыке польских, а также русских композиторов (М. Глинка «Иван Сусанин»).
Кульминация (латинское culmen - вершина) – эпизод музыкального произведения, где достигается наивысшее напряжение, наибольший накал эмоций. Один из главных элементов музыкальной формы и драматургии произведения.
Куплет - раздел куплетной формы; состоит из однократного проведения мелодии, остающейся неизменной при ее повторении в других куплетах, однако текст каждого куплета различен.
Купюра - сокращение в музыкальном произведении, иногда обозначаемая композитором в нотной записи. Часто купюры делаются исполнителями по своему усмотрению.
Куранта - танец со сложными фигурами, распространенный в XVII-XVIII вв.; исполнялся в оживленном темпе. Одна из частей инструментальной сюиты. (И. С. Бах «Французские сюиты»).
Серия сообщений "Искусство музыки(словарь)":
Часть 1 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 1. А-Б)
Часть 2 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 2. В)
...
Часть 7 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 7. К кап.)
Часть 8 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 7. К кода)
Часть 9 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 7. К "куранта")
Часть 10 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 8.Л)
Часть 11 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 9.М-"месса")
...
Часть 14 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 11. О )
Часть 15 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 12. Песня )
Часть 16 - Искусство музыки:Основные термины от А до Я(выпуск 12.Пьеса)