Пока есть люди, способные всем сердцем откликаться на
[показать]музыку, и пока именно такой отклик будет рождать в них музыка Брамса — эта музыка, будет жить.
Г. Галь
Иоганнес Брамс - немецкий композитор, пианист, дирижёр. Один из выдающихся представителей европейской музыкальной культуры второй половины 19 века
Брамс родился в музыкальной семье. Его отец, прошедший трудный путь от бродячего музыканта-ремесленника до контрабасиста Гамбургского филармонического оркестра, дал сыну первоначальные навыки игры на различных струнных и духовых инструментах, но Иоганнеса больше привлекало фортепиано. Успехи в занятиях с Косселем позволили ему в 10 лет принять участие в камерном ансамбле, а в 15 — дать сольный концерт. С ранних лет Брамс помогал отцу содержать семью, играя на фортепиано в портовых кабачках, делая аранжировки для издателя Кранца, работая пианистом в оперном театре. До отъезда из Гамбурга (апрель 1853) в гастрольную поездку с венгерским скрипачом Ременьи (из исполнявшихся в концертах народных напевов родились впоследствии знаменитые «Венгерские танцы» для фортепиано в 4 и 2 руки) Иоганнес Брамс был уже автором многочисленных сочинений в различных жанрах, большей частью уничтоженных.
В 1868 году Иоганнес Брамс написал колыбельную как часть симфонии, она не предполагала написание слов. Поначалу мелодия носила название "Wiegenlied (то есть Колыбельная песня), Опус 49 №4". Текст "Wiegenlied" получила несколько позже, когда композитор отправился в Германию. Там Брамс встретил молодую женщину по имени Берта Фабер. Она хотела новую песню, чтобы петь её своему первенцу, и композитор исполнил её желание, написав текст к своей "Колыбельной". Он называется "Guten Abend, gute Nacht" (Доброго вечера, доброй ночи).
Песня получилась простой и естественно красивой, поэтому многие думают, что Брамс её целиком позаимствовал у народа. Музыковеды говорят, что композитор в своём творчестве стоит очень близко к фольклорной традиции, нередко цитируя народные мелодии или их обрабатывая, но в данном случае автор у "Guten Abend, gute Nacht" один.
Над Первой симфонией Иоганнес Брамс работал долго — дольше, чем над последующими тремя вместе взятыми, — с перерывами около 15 лет. Он, преклонявшийся перед Бетховеном, страшился сравнения со своим кумиром, постоянно слыша за собой «шаги гиганта».
К исполнению симфонического первенца композитор, боясь провала, готовился с особой тщательностью: премьера должна пройти «в маленьком городе, в исполнении хорошего друга, хорошего капельмейстера и хорошего оркестра». Этим городом оказался Карлсруэ, где работает друг композитора О. Дессоф. Под его управлением 4 ноября 1876 симфония прозвучала впервые, а затем, уже под управлением Брамса, она исполнялась в Мангейме, Мюнхене и Вене, в следующем году — в Лейпциге и Ганновере.
В произведениях последнего периода творчества Брамса - "Каприччио" (3 пьесы) и "Интермеццо" (14 пьес) - раскрываются личные, интимные грани душевной жизни композитора. Гибкая передача настроений отмечена предельным лаконизмом, а сложное содержание выражено скупыми средствами, в первую очередь "говорящим" складом мелодики.
Ещё по теме: "Венгерские танцы" Брамса