Каждая форма проявленного Бытия двойственна и состоит из духа и материи.
Раз"единение духа и материи есть прекращение жизни или то, что мы называем смерть.
Дух является возбудителем жизни в материи, он оживотворяет и одухотворяет материю.
Огненное зерно духа, по оккультной терминологии Монада, будучи и частицей Пространственного Огня, то есть той стихии, которая все в себе содержит в дальнейшем развитии не нуждается и остается в своей стихийной цельности неизменной (Агни-Йога 275).
При развитии жизни изменяется оболочка или форма, в которую жизнь заключена, и изменяется эманация зерна духа, в зависимости от растущего в этом сознания.
Понять эволюцию сознания то же, что постичь тайну Божественного бытия.
Рост нашего сознания есть одновременно и открытие Его в себе и вырастание в подобие Бога.
Но, открывая Его, мы открываем самих себя.
Вся эволюция жизни в Космосе и весь прогресс человечества сводятся к развитию сознания.
Каждая клетка, и каждый атом обладают собственным сознанием.
Всякое сознание развивается индивидуально и общих законов для развития сознания не существует.
Человеческое сознание есть тот волшебный ларец, куда складываются все духовные ценности и достижения.
Это высшее начало человека есть его бессмертная сущность, которая накапливает все благое из прошлого как залог для прекрасного будущего.
Первоначальная ступень сознания есть сознание своего бытия.
Таким сознанием обладает царство минералов и металлов.
Из этого зародыша сознания развиваются все высшие ступени, проходя через промежуточные этапы сознания-растения, животного, человека, сверхчеловека-до сознания Богочеловека.
Таким образом, мы проходим путь от камня до Проявленного Бога.
Рост сознания есть вечный неустанный путь восхождения
Все человеческие достижения есть результат развития нашего сознания.
У некоторых людей бывают озарения (временное приоткрывание высшего сознания человека.
Моменты эти дают столько знания, каких вообще нет в книгах.
Прекраснее и полнее описал момент космического прозрения-озарения А. С.Пушкин в стихотворении Пророк
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И Шестикрылый Серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он-
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон-
И внял я неба содроганье,
И горний Ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дальней розы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешний мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замерзшие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстную водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас меня воззвал-
Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей
Автор А. С. Пушкин
Клизовский советует каждому выучить его.