Очень непросто взять необычную, нелёгкую, обширную тему и сократить её до основных принципов, не упрощая. Вы слышали проповедь о совершенстве? И я нет. Может быть здесь не о чем говорить? Наоборот – как бы всё вместить! Может быть никогда ещё эта тема не была такой актуальной и важной.
Иисус Христос в Нагорной проповеди учил учеников и множество народа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Основные Божьи законы в ВЗ и заповеди в НЗ всегда открываются голосом совести в душе. Кто-то очень хорошо сказал:
«К стыду нашему Евангелие написано – оно должно быть в нашем сердце». Поэтому, в общем-то понятно, что Иисус хотел сказать о совершенстве. А вот с остальным – с тем что конкретно стоит за этим – сложнее: «Что такое совершенство? В чём оно заключается? Можно ли его достичь?».
Человек очень несовершенен. Ап. Павел писал пророческие слова: «Люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, нечестивы, жестоки, наглы, развращенные умом». Это говорится не преступном сообществе (оно всегда было таким), а речь идёт о нормальных, обычных, порядочных гражданах: о чиновниках, депутатах, власть имущих. Жозеф де Местр – фр. мыслитель и дипломат писал: «Я не знаю какова жизнь негодяя, я им никогда не был, но жизнь порядочного человека – она ужасна». Русский философ
Н.Бердяев считал, что «для того, чтобы походить на человека, нужно походить на Бога. Человек сам по себе очень мало человечен, он даже бесчеловечен». И римский писатель и философ Сенека Младший сказал: « О сколь презренная вещь человек, если он не поднимается выше человеческого». Но куда подниматься? Кому подражать? На кого равняться? В этом мире образца для подражания нет и быть не может.
Психологи говорят о том, что такое человек и каким он не должен быть. Но они не могут с уверенностью сказать каким он должен быть, у кого учиться, с кого брать пример. Они не предлагают модели поведения. Сейчас у молодых людей нет морали и нравственности, потому что нет образца для подражания. Разве что Щварцнеггер?.. Как сказал христианский философ А.Дугин: «В условиях современной реальности размытое представление о человеке. В качестве о бразца предлагается расплывчатое, парадоксальное и неопределённое, так что отсутствует некое пространство, чтобы совершенствоваться. Нашему обществу грозит нравственная катастрофа».
Директор института океанологии РАН А.Городецкий говорит: «Похоже, что христианство переживает последний период своей истории, но если христианство умрёт, то я не вижу альтернативы». Почему христианство прекрасно, уникально и незаменимо? Потому что в Европе и в Америке известна только одна мораль и этика – христианская. Потому что только в нём – Истина и только оно даёт наиоучший, несравненный и непревзойденнвй идеал, образ совершенства, желание и стремление а его осуществлению (реальную преобразовывающую силу Духа Святого) и только в христианстве и возможно совершенство. Причины несовершенства в мире: первородный грех (грешная природа естества человека), влияние ложной культуры (богатство, власть, стремление к личному успеху), эгоизм человеческого «я», ложная идеология и действие сил тьмы, перед которыми неверующий беззащитен и беспомощен и внешние условия и обстоятельства (среда, окружение, друзья, сотрудники). Причины несовершенства в христианстве: грешная природа невозрождённого свыше, духовная беспечность, нерадение, ленность, расхлябанность, распоясанность, духовно-нравственная неразвитость, незрелость, представление места дьяволу (отсюда бесовская мудрость – гордость или зависть, хитрость, лживость, лицемерие, лукавство), духовная слабость, нестойкость (бесхребетность), неверность Богу и самому себе (бесчестность), бессовестность и предательство (нарушение обета, данного в крещении, посвящении), нет присутствия в сердце Христа, нет Духа Святого и любви Христовой.
В истории человечества было много знаменитых людей и сохранились слова их мудрых речей. Но один только Господь Иисус Христос принёс в мир слова вечной жизни, принёс совершенство. Что же такое совершенство? Это полнота всех достоинств. Высшая степень положительных качеств и добродетелей.
Совершенный – обладающий совершенством, полнотой достоинств, превосходный. Второе значение слова совершенство – идеал, мыслимый образ прекрасного, то, что свободно от всяких недостатков, от всякого ущерба. Стремиться к совершенству – воплощение этого идеала, образа в чьей нибудь личности (словарь Ушакова). Какое возвышенное, прекрасное, поистине небесное или ангельское качество (состояние). В чём же по учению Христа и Евангелия оно заключается?
Совершенство в любви. Она есть совоеупность совершенства. Научиться совершенству, стать совершенным – это научиться любить. Святость, совершенство создаётся любовью к Богу, к людям, а по учению Иисуса Христа ещё и любовью к врагам. Иисус, как будто пришедший с другой планеты, открывает перед учениками, народом (и нами) нечто совершенно новое, небывалое и невообразимое, казалось бы невозможное и непостижимое и подытоживает, утверждает и завершает эту великую заповедь любви – любви к врагам словами, которые сами по себе являются великой заповедью: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Позже Христос скажет: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 13:34).
В чем же новизна этой заповеди? В словах Иисуса: «Как Я возлюбил вас». В степени этой любви и водном из признаков христианской любви: «любите врагов ваших». В этом преимущество и превосходство христианства, его особенность и отличие от других мировых религий. Это не только усиление, распространение и увенчание любви ветхозаветной, но и отличие от неё и даже противопоставление ей: «Вы знаете, что сказано древним… а Я говорю вам». Прямой заповеди ненавидеть врага в ВЗ нет, но практически это считалось естественным чувством, позволительным и непредосудительным. И сейчас так и в иудаизме и в исламе. Иисус призывает к высшему подвигу – желать добра врагам, как Бог желает добра тем, кто идёт против Него. Тот Господь, который любит тебя, точно также любит и того несовершенного, который рядом с тобой и этим создаёт тебе неудобства. Небесный Отец любит каждого из нас и наша любовь к врагам должна исходить из этой любви, а не из наших пониманий. Если это нам понятно, то и наше отношение к ближним будет изменяться – мы будем их любить ради Христа.
Быть совершенным, как совершен Отец наш Небесный, нужно для того, чтобы иметь правильное отношение к людям, хотя бы и недобрым. Эти слова заключают в себе неслыханные требования любви к тем, кого мы как раз и не любим и потому они не перестают нас волновать. Как же возможно исполнение этой заповеди? Как любить того, кого казалось бы невозможно полюбить – не только врагов в прямом смысле слова, но и просто чужих, дальних, не имеющих к нам отношения людей, всех тех с кем ежечасно сталкивает нас жизнь? Да, эта заповедь была бы невозможной, если бы христианство состояло только в заповеди любви. Но христианство есть не только заповедь, но и дар любви. Не в заповеди только новизна любви, а в том, что стало возможным исполнение заповеди. «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5). И Христом заповедано нам: «Пребудьте в любви Моей» (Ин.15:4-5,9). Этот мир полон зла и ненависти. И только христиане любят людей кем бы они и какие бы они не были, отделяя зло и грех, которые те творят от самих людей и искренне всем улыбаются. Христианство в сущности даже не религия, а жизнь любви и добрых дел.
Почему Христос сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», а не сказал « будьте совершенны, как Я»? Также, почему Иисус сказал юноше: «никто не благ, как только один Бог». Неужели Христос не благ, не Бог, не совершен? Он благ, Он Бог, Он совершен: Сын навеки совершенный. Это потому, что Христос только выходил на свою миссию и ещё не был прославлен, а сам Он славы не искал, не приписывал не желал. В этом великий пример для нас. Если Иисус не сказал о Себе, что Он совершен, то кто из нас посмеет заявить о себе такое или подумать? Даже ап. Павел писал: «не потому, чтобы я уже достиг или усовершился, но стремлюсь не достигну ли и я…» (Флп. 3:2). И дальше: «Кто из нас совершен, так должен мыслить». Был ли ап. Павел совершенным? Был. Он писал: «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте». И ещё он мог смело сказать: «Свидетели вы и Бог, как свято, праведно и безукоризненно поступали мы перед вами» (1Фес. 2:10). Но всё же совершенным он себя не считал.
В чём же ещё совершенство? В полной отдаче и посвященности Господу. Интересная история встречи Иисуса с юношей, который подобно ап. Павлу был безупречным в исполнении ветхозаветнего закона. Иисус сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною». Иисус знал чего недоставало юноше, желающего получить свою долю в царствии Небесном. Христос предложил ему стать Его учеником с условием, которое оказалось для богатого юноши тяжелым и непреодолимым испытанием. Юноша думал, что счастье, благословение состоят в материальных ценностях, в обладании, в приобретении, в услугах других, а оно оказывается, по словам Христа в том, чтобы раздать своё и прислуживать другим.
Духовный писатель Фома Кемптийский сказал: «Следует отдать всё в этой жизни, чтобы иметь всё в жизни вечной». Это не означает отдать все церкви или раздать нищим, как было сказано юноше. Это значит – всё то, что у нас есть (время или возможности, богатство или таланты, имение или машина) всё служило Господу, Его славе. В чём же ещё совершенство? По ап. Иакову совершенство в словах и поступках: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело» (Иак. 3:2). Лживые или грубые, ругательные или злостные слова не могут и не должны срываться из уст христианина. Кто-то из поэтов сказал: «Развязность языка сама себя корит, рождает сотни бед, несчастий и обид». Великую истину открыл ап. Иаков: «Вера без дел – мертва». Имеются ввиду не дела закона и даже не добрые дела, а дела праведности – исполнение заповедей Христовых практическая праведность, как написано: «святость во всех поступках» (1Пет. 1:15). Но это уже другая тема, заслуживающая отдельного обзора. Скажу только, что без практической праведности или святой жизни немыслимо совершенство. Невозможно лечь спать несовершенным, а проснуться совершенным. Это процесс всей жизни.
Несовершенство христиан отличается от несовершенства людей светских еще и тем (и это стыдно и обидно), что одни и те же люди провозглашают заветы Христа и их же нарушают. Кинорежиссёр Говорухин недоумевает: «количество верующих (он имеет ввиду православных и может бвть ещё харизматов) увеличивается, а нравственность падает». Такого никогда в истории не было. Христианство всегда способствовало духовному, нравственному и культурному возрождению. Видимо мир ещё никогда так не нуждался в христианах, жизнь которых подтверждала бы их убеждения.
Кто-то так и сказал: «Мир нуждается не в умных людях или талантливых, а в людях глубоких – с глубокими убеждениями, добрых, совестливых, надёжных». Вы знаете эту поговорку: Мир не без добрых людей». А кто же эти добрые люди, если не мы – верующие. Вы это слышали, то ли в проповеди, то ли в молитве: «чтобы мы были сегодня лучшими, чем вчера, а завтра лучшими, чем сегодня». Прекрасные слова. А знаете какими бы мы уже были, если б так происходило? Многие из нас были бы уже ангелами. Я не шучу, хотя это и звучит как юмор, наподобие этой маленькой притчи. Один мужчина говорит сотруднику, с которым недавно познакомился: «Моя жена – ангел». А тот отвечает: «А моя ещё жива». Мне очень по душе афоризм христианского мыслителя, писателя, врача и мастера- органиста А. Швейцера: «Не обязательно быть ангелом, чтобы стать святым».
В наши дни некоторые проповедники и даже пастора кальвинистических убеждений и духа (часто то и другое совпадает) и сторонники концепции «вечной безопасности» утверждают, что невозможно свято жить, т.е. не грешить и не согрешать. Ну что ж, а кто-то знает и верит, что это возможно, он старается и у него это получается. А кто-то нет.
Обычно в оправдание своей греховности думают: «святых нет, все грешны». О таких думаешь: «Неужели вам не встречались святые по жизни, такие вот ангелы Божии во плоти, люди совершенные? Или вы старались их не видеть, игнорировать, не считать?» Слава Богу, на моём христианском пути я встречал немало совершенных христиан, которые были для меня великими образцами и примерами. Это были и известные христиане и простые, и я безмерно благодарен Богу за них. Поистине, лучший способ обучить людей совершенству это подавать им пример.
Совершенство – есть истинное и интересное, полное и полноценное, живое и животворное, спасительное и спасающее других христианство. Я сам удивляюсь, как всё просто, когда Дух Святой нас наполняет, то и научает, и открывает, а главное – нас преображает. Как сказал Ч. Сперджен: «Задача Духа Святого состоит в том, чтобы обнаружить в нас и через нас Христа и преобразовать нас по образу Христа».
Сильные слова изрёк христианский писатель Григорий Богослов: «Всякое слово можно оспаривать словом, но жизнь чем оспоришь»? Совершенство – это реальность истории Церкви Христовой. Это такое состояние души, которое связано с небесами. Некоторые любят проповедывать, что мы «посажены на небесах». Хорошо если посажены, а если сами себя садим? Если мы хотим представлять себя чем-то значительным на небесах, то надо научиться представлять себя таковыми уже здесь, на земле. Мы не имеем права не соответствовать Христу. Богослов Григорий Нисский сказал: «Ты можешь, ибо ты должен». И Тереза Калькутская писала: «святость – не привилегия избранных, это просто долг мой и ваш, ведь Иисус сказал ясно: «Будьте совершенны».
Бог не требует невозможного. Иисус Христос – совершенство Божие и совершенство человеческое и, уподобляясь Христу, мы будем совершенны, как совершен Отец наш Небесный. Понятно, что нельзя ожидать и требовать совершенства от новообращенных и недавно уверовавших, к которым и обращался ап. Иаков: «Все мы много согрешаем» (иначе, как верно понять то, что он хотел этим сказать?). Мало того, он сказал это не для того, чтобы много согрешать, а наоборот, чтобы не грешить. Ибо в этом же стихе он пишет: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело». Поэтому Иаков считал совершенство возможным.
И Новый Завет утверждает только это:
– Да будет совершен Божий человек (2Тим. 3:17).
– Кто из нас совершен, так должен мыслить (Флп. 3:15).
– Чтобы вы пребыли совершенны (Кол. 4:12).
– Твёрдая же пища свойственна совершенным (Евр. 5:14).
– Мудрость же проповедуем между совершенными (1Кор. 2:6).
– Доколе все придём в мужа совершенного (Еф. 4:13).
– Чтобы вы были совершенны во всей полноте (Иак. 1:4).
О, высший идеал, где качества сплелись
Из многих совершенств в сплошное совершенство!
О музыка небес, где звуки все слились
В неслыханный мотив небесного блаженства!
Слава Богу, что и среди нас есть люди совершенные (пусть они об этом не знают), которые служат прекрасным примером для подражания. Но Иисус Христос – наивысший, наилучший, несравненный и непревзойденный Идеал-Образ для нас, кому мы могли бы подражать. И мы любим петь: «О образ совершенный». Невозможно слишком много взять от Христа. Чем больше мы будем брать от Него, тем больше будем оригинальными, более совершенными. Омывая ноги Своим ученикам, Христос выполнял роль служащего, но при этом ничуть не умаляя Своего достоинства. Он подавал одновременно и пример наибольшей любви и пример величайшего смирения, т.е. пример образа жизни человека, который счастлив ставить других выше себя. Говоря: «будьте совершенны», Христос не только призывает нас к этому, но учит нас Своим собственным примером. Поистине, ничем другим мы не можем так видимо и ярко уподобиться Иисусу, как смирением и любовью.
Не могу умолчать и еще об одном: совершенство приобретается в страданиях, в несчастьях, в неизлечимых болезнях, в предсмертных страданиях и в мученической смерти. Совершенство это то, что часто становится понятным и осуществимым на последнем этапе жизни христиан. Происходит пересматривание своей жизни, понимание и переосмысливание ценностей и приоритетов. Так получается, так случается, что на грани жизни и смерти это совершенство (состояние) обретается независимо от духовного опыта и зрелости.
Есть картина польского живописца Г. Семирадского: «Светочи христианства» (второе название картины: «Факелы Нерона»). Согласно свидетельству Тацита, после пожара в Риме (64 г. н.э.) христиан «поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения». Как мы знаем, в амфитеатрах христиан бросали на растерзание зверям. Многих распинали на крестах. Вся дорога от Рима до Аппиевой площади (60 км.) была уставлена крестами. Христиане умирали мученической смертью, подобно своему Господу, Учителю, Христу Спасителю. Думаю, что Иисус смотрел на них, как на совершенных. Очень хорошо сказал об этом Р. Тагор: «страдания таких несовершенных созданий как мы возвеличило нас и сделало достойными занять место рядом с совершенными».
И напоследок хочется сказать несколько слов молодым христианам. Милые, живите благочестиво, честно. Потом, когда вы станете старше и будете вспоминать прошлое, вы сможете насладиться жизнью во второй раз. Вот и всё, чем с помощью Божьей, я хотел поделиться с вами. Может быть, кто-то скажет мне: «Всё равно мы несовершенны». Да, к сожалению, это так. Это реалии сегодняшнего дня. Но это повеление Господа Иисуса Христа, Его великая заповедь совершенства. Всё же мы должны хотя бы знать, в чём оно состоит, страстно желать его достигнуть и всеми своими силами стремиться к нему.
Источник: Газета “Честное слово”, № 29, 2014, с. 2-5.
https://arminiantheology.wordpress.com/2014/07/10/about-perfection/