Это цитата сообщения
Бизнесвумен Оригинальное сообщениеДресс-код: как одеться на собеседование?
Читайте также в нашей рубрике "Бизнес для леди":
Гардероб деловой женщины *
Имидж деловой женщины *
Стиль бизнес-леди *
Как искать работу? *
Собеседование. *
Собеседование - дверь в новую работу *
Как быстро адаптироваться на новой работе? *
Как найти работу в банке? *
Как и на чем заработать? *
Психология делового общения *
8 правил успешной карьеры для женщины *
6 типично женских ошибок в бизнесе
[350x]На собеседовании при приеме на работу перед соискателем стоит задача выгодно "продать себя": показать свои лучшие профессиональные и человеческие стороны, предъявить себя таким образом, чтобы произвести наилучшее впечатление, запомниться и стимулировать работодателя предложить данную должность именно этому соискателю.
Множество правил делового этикета связано с внешним обликом делового человека. Ему необходимо через внешность показать соответствие своей личности культуре данной компании и сфере бизнеса в целом. В то же время важно проявить индивидуальность во внешнем облике и не затеряться в общей массе других претендентов.
Приведу пример. Когда мы идем по улице и видим стильно оформленную, привлекательную для нас витрину, то скорее всего, нам захочется зайти в такой магазин - нам интересно. Если же мы замечаем невзрачную витрину, то шансы, что нам захочется ближе познакомиться с такой торговой точкой минимальны. Поэтому, задумываясь, как одеться на собеседование, соискателю имеет смысл уделить особое внимание созданию "правильного", то есть работающего на его цели, делового имиджа с помощью одежды.
Вот пример из книги Уильяма Сорлби "Ключи от власти":
"Чем выше уровень предлагаемой работы, тем более важными становятся неуловимые факторы. У меня на протяжении ряда лет были многочисленные беседы с различными руководителями о том, почему они предпочли одного кандидата на должность высокого ранга другому. Одного, как я помню, не устроила плохая осанка кандидата. Множество раз упоминалось безвольное рукопожатие. Один лидирующий кандидат на высокую должность проиграл, так как руководство не захотело видеть в качестве руководителя самого большого подразделения лысого человека. Один человек, который был кандидатом в президенты серьезной фирмы, узнал позднее, что он проиграл, поскольку носил короткие черные носки и во время важного собеседования продемонстрировал кусочек незакрытой ноги между штаниной и носком".
Таким образом, можно уверенно утверждать, что продуманный внешний облик претендента на собеседовании - это первый шаг к успеху. "Правильный" внешний облик подает сигналы: "Я деловой, собранный, современный деловой человек, мне можно доверять". Такой внешний облик позитивно влияет на интервьюеров, убеждает их в надежности данного соискателя, заставляет обратить на него особое внимание. Аксиома делового общения и этикета звучит так: "Сначала доверие к имиджу, затем доверие - к словам".
Другими словами задача дресс-кода при приеме на работу:
1. Создать правильное представление о личности соискателя.
2. Адаптировать образ соискателя к специфике должности, на которую он претендует.
3. Подчеркнуть профессионализм и хорошие деловые манеры
4. Обеспечить положительное восприятие сотрудниками, с которыми придется общаться, проходя процедуры отбора.
Дресс-код - это свод правил одежды. Это принятая манера одеваться в опредененной ситуации или в определенной социальной группе.
Как следует выглядеть соискателю, чтобы быть адекватным ситуации собеседования и в результате получить от работодателя предложение занять выбранную должность?
Деловой костюм
Бесспорно, претендент на должность в бизнес-организации произведет наилучшее впечатление, если будет придерживаться классики делового жанра - традиционного делового костюма. Примечательно, что слово "костюм" в дословном переводе с латыни означает "образ жизни". То есть наш костюм способен многое рассказать о нас - наш доход, происхождение, привычки, образование, вкус, настроение и даже состояние здоровья.
Классический костюм претерпел некоторую модификацию, обогатился новыми деталями и модными линиями, но в целом остается низменным на протяжении почти двух столетий. Разумеется, в зависимости от специфики бизнеса деловой костюм может быть более или менее строгим. Например, на собеседовании в банковской сфере абсолютно необходим подчеркнуто строгий костюм, а в сфере развлечений уместны вариации на тему делового стиля. Деловой костюм и у мужчин, и у женщин предполагает силуэт, приближенный по форме вытянутому прямоугольнику.
Черный и белый цвет подходит не всем, поэтому имеет смысл выбирать различные оттенки. Соискатель не ошибется, если предпочтет серый цвет, который символизирует стабильность, консерватизм, сдержанность. Ведь в деловой сфере приветствуются именно эти качества. Большую ошибку совершают женщины, претендующие на должность в бизнес-организации, и подчеркивающие женственность в одежде и манерах. Напомню, что
в деловой сфере имеют значение сначала статус, затем возраст, и на третьем месте пол. Специалисты в области психологии одежды исследовали, как влияет одежда делового стиля на восприятие качеств женщины. Оказалось, что женщине, одетой в деловом стиле автоматически приписываются такие качества как: серьезность, уверенность, критичность, ум, такт, трудолюбие, организованность, энергичность и работоспособность. Женщинам, предпочитающим романтичный, фантазийный, фольклорный, спортивный и другие стили, приписываются иные качества.
Если претендент хочет добавить в свой образ энергичность, то поможет использование контрастов в одежде. Оптимальный основной тон для делового костюма - серый, серая гамма, серо-синий, серо-коричневый, серо-кофейный серо-бордовый, серо-оливковый, серо-бежевый, серо-зеленый. В деловом стиле так же уместны все цвета экологии - цвет воды, песка, камня, глины, бежевая гамма цветов. Из цветных оттенков позволительны в небольшом объеме красный, фиолетовый, изумрудный, персиковый, розовый, бордовый. В деловом стиле имеет значение
фактура ткани - качество поверхности материалов. В деловом имидже актуальны матовые ткани - шерсть, кашемир, матовый шелк, хлопок. Нарушением делового этикета во внешности у женщин будет сочетание блестящей блузки и матового шерстяного пиджака и юбки или у мужчин сочетание блестящего галстука и матового кашемирового костюма.
Важно учесть, что деловой стиль предполагает подбор пиджака и юбки у женщин или пиджака и брюк у мужчин одного цвета. То есть по правилам этикета
нельзя надеть светлый пиджак и темные брюки (юбку).
Деловому мужчине стоит учесть правило: рубашка должна быть всегда светлее костюма, а галстук темнее рубашки.
Галстук в костюме делового мужчины является показателем вкуса и статуса. Если мужчина не полагается на свой вкус в выборе рисунка, то однотонный галстук вполне уместен в традиционном деловом стиле. Как нельзя лучше подойдет для ситуации собеседования галстук с четкими диагональными полосами. Популярен галстук в горошек. Горошек подбирается под цвет рубашки. Чем меньше горошек, тем утонченнее внешний вид. "Консервативные" галстуки - с окружностями, ромбами, треугольниками подчеркивают авторитет их обладателя. Галстуки с абстрактным рисунком воспринимаются игриво и не подходят для такого важного мероприятия, как собеседование.
При подборе цвета костюма имеет смысл учитывать свой цветотип - сочетание цвета кожи, глаз, волос.
Если претендентка на должность сомневается, какой костюм - с юбкой или брюками предпочесть, собираясь на собеседование, то специалисты по психологии одежды едины во мнении: юбка повышает рейтинг восприятия деловых качеств женщины. То есть при прочих равных условиях, женщина, одетая в костюм с юбкой будет восприниматься как более профессиональная и подходящая на должность, по сравнению с женщиной в брючном костюме.
Обязательным для женщин и мужчин является правило:
обувь должна совпадать по цвету с брюками, юбкой. Для женщин абсолютно необходимы туфли-лодочки на устойчивом каблуке 4-6 см. Пальцы обязательно должны быть закрыты. Открытая пятка допускается. Для мужчин предпочтительны ботинки со шнурками.
Носки делового мужчины однотонные, темные и являют собой переход от цвета брюк к цвету ботинок. Они должны быть достаточно длинными, без морщин, чтобы при сидении не было видно голую ногу.
Специально для женщин-соискателей напомним, что
деловой стиль подразумевает выбор чулок только телесного цвета, причем в любой сезон. Также вне зависимости от времени года, по правилам этикета, не должно быть голых ног. Не забудьте надеть колготки: они должны быть всего лишь на тон-два темнее цвета кожи, но не более. И никаких рисунков, сеточек или ажура!
Кстати, претенденту важно не пострадать от такого явления, которое характерно для жителей стран с холодным климатом, например, для большей части России. Это явление получило название
"летнего дурмана". Деловые люди, подверженные влиянию летнего дурмана, как только наступают теплые дни, забывают о деловом стиле и полагают, что солнце и жара позволяют нарушать деловой стиль. На самом деле деловой стиль не зависит от сезона - это правило бизнес-этикета: силуэт, допустимые цвета, стиль одежды в целом даже в жару должен оставаться деловым. Изменяются только ткани для костюмов на более легкие и оттенки одежды и обуви на более светлые.
Мода в деловой среде не есть нечто обязательное. Претендент произведет более респектабельное впечатление, если будет придерживаться классического делового стиля. Ультрамодность на собеседовании может подвести. Ведь выбирая остромодную одежду, соискатель предъявляет в первую очередь именно свою модность, а не деловые качества. В то же время важно не переусердствовать с традиционностью в одежде. Элементы современности и прогрессивности должны быть четко видны во внешнем облике. Одежда претендента не должна намекать на то, что она позаимствована из бабушкиного сундука. Жан-Жак Руссо писал: "Насколько законы моды непостоянны и разорительны, настолько законы хорошего вкуса экономны и устойчивы".
Стиль - это проявление индивидуальности соискателя и его приоритетов во внешности и манерах. В определении стиля важна формула цвета - оттенков, которые позволяют хорошо выглядеть. Значим так же фасон, подчеркивающий достоинства и скрывающий недостатки фигуры. Стиль складывается из продуманных аксессуаров.
Аксессуары в деловом имидже весьма сдержанны и функциональны. Именно классические украшения позволяют правильно расставить акценты в своем образе. Часы в деловом стиле - неотъемлемая часть дресс-кода. Если у претендента нет часов или они не соответствуют деловому стилю (слишком маленькие, большие, электронные, перегруженные украшениями и проч.) - это может означать, что у него сложные отношения со временем. А ведь время - один из самых ценных ресурсов в бизнесе.
| Нет | Да |
| Аксессуары для женщин |
| Два, три кольца | Часы, серьги, обручальное кольцо, кулон или нить бус |
| Крупные, мелкие украшения | Украшения среднего размера |
| Яркие, броские украшения | Функциональные украшения, не отвлекающие внимания |
| Гремящие браслеты, раскачивающиеся бусы, серьги | Функциональные украшения, не отвлекающие внимания |
| Не сочетающиеся между собой украшения по стилю, размеру, материалу | Украшения создающие единый комплект
(например, серьги, кольцо, цепочка или серьги, кольцо, брошь) |
| Несколько акцентов во внешности (брошь и шейный платок одновременно) | Один акцент |
| Очки с затемненными стеклами | Очки со светлыми стеклами |
| Аксессуары для мужчин |
| Галстук выше или ниже пряжки ремня | Галстук до уровня пряжки ремня |
| Старомодный узел галстука | Современный узел |
| Перстни, печатки | Обручальное кольцо и часы |
| Негармоничные, случайно подобранные аксессуары | Сочетание зажима для галстука и часов |
| Ремень с броской, вычурной пряжкой | Ремень с небольшой пряжкой в классическом стиле |
[показать]Женщина, собирающаяся на собеседование по поводу приема на работу, должна учесть, что умеренный
макияж абсолютно необходим. Четкий акцент - на глаза или губы - позволит подчеркнуть выразительность лица и мимики. Поможет девиз: "Сосем немного и полнее достаточно!"
Прическа - это не просто то, что выросло на голове. Это профессиональная стрижка и качественная укладка, как и женщин, так и для мужчин. Кроме того, продуманная прическа является возможностью повысить собственную привлекательность. Мужчинам стоит иметь в виду, что борода и усы производят неоднозначное впечатление. Исследователи в области психологии восприятия и стилисты утверждают: только гладко выбритое лицо и кожа без дефектов производят наилучшее впечатление.
О
запахе стоит особо. В вопросе выбора аромата принципиально важна мера. Ошибка в этом вопросе будет стоить претенденту дорого. Дело в том, что восприятие запахов - это строго индивидуальный процесс. И даже великолепный с точки зрения одного человека аромат может оттолкнуть, а то и вызвать стойкое неприятие у другого. Есть научные данные о том, что из-за отторжения на уровне запаха проигрываются многие переговоры.
Специальное внимание имеет смысл обратить на
руки. Руки соискателя могут многое сказать опытному интервьюеру. И мужчинам, и женщинам важно позаботиться о маникюре. Женщинам рекомендуются пастельные оттенки лака. Яркие, приковывающие внимание ногти неприемлемы. Ободранный лак - вне этикета.
А что взять в руки, собираясь на собеседование, куда положить резюме, рекомендательные письма и дипломы? И женщинам, и мужчинам, претендующим на значительные должности в деловой сфере и приличный оклад абсолютно необходим качественный
портфель. Это вторая после костюма вещь красноречиво представляющая соискателя - его положение, притязания, статус. Деловой стиль предполагает кожаный портфель без украшений, сочетающийся по цвету с костюмом и обувью. Женщины могут использовать маленькую дамскую сумку для личных вещей и деловой портфель для документов.
В оформлении внешности соискателю абсолютно необходимо подчеркнуть такой параметр как
ухоженность. Неряха с сальными волосами будет отталкивающе выглядеть даже в самом дорогом костюме.
Понятие "ухоженность" означает:
1. Безупречность в каждой детали внешнего вида.
2. Опрятную одежду, аккуратную прическу, здоровые зубы, маникюр (у женщин, и у мужчин), здоровый цвет лица, кожу без дефектов, обувь в идеальном порядке, чистый портфель.
3. Гигиену тела.
Кроме учета требований бизнес-этикета претенденту важно чувствовать себя удобно и комфортно в своей одежде.
На собеседовании важно выглядеть: соответственно, профессионально, удобно, стратегически.
Претенденту, рассчитывающему запомниться на интервью и произвести наилучшее впечатление, важно сформулировать идею, к которой отсылало бы впечатление от его образа. Например, если соискатель идет устраиваться на работу в юридическую компанию, то имеет смысл выглядеть более серьезно, чем при визите на собеседовании в рекламное агентство. Имидж будущего сотрудника художественной галереи, разумеется, должен отличаться от имиджа государственного служащего.
Вот почему дресс-код не предполагает одного универсального решения. В то же время, можно перечислить некоторые признаки, характерные для эффективного имиджа в разных сферах.
• Финансовая сфера предполагает респектабельные образы.
• Юриспруденция рекомендует консервативный имидж.
• Медицинское обслуживание диктует опрятную профессиональную одежду.
• Сфера услуг требует мягкости, доброжелательности.
• Реклама одобряет креативный акцент.
• В сфере СМИ уместны костюмы с модными элементами, нестрогое соответствие деловому стилю.
Правильно выбрать одежду для собеседования при приеме на работу с позиций психологии делового общения и этикета означает грамотно управлять впечатлением о себе. И таким образом создать себе преимущество. Настоящий профессионал непременно использует ресурс дресс-кода.
Теперь немного о точке зрения работодателя на соискателя. Если руководитель ждет просто опрятного сотрудника среднего звена, не стоит надевать торжественный костюм или сверкающую бижутерию. И напротив - если в воображении работодатель «рисует» для себя образ респектабельного менеджера, скромный повседневный стиль будет явно не уместен. Прежде чем продумать свой ансамбль, попробуйте исследовать ситуацию в компании, в которую планируете трудоустроиться. Посмотрите, как выглядят сотрудники этой организации на фото на сайте. В зависимости от специфики компании, в которой вы хотите получить работу, и ее уровня, могут быть разные варианты одежды и ее стиля.
Проще всего этого эффекта «скромно, но что-то в этом есть», можно достичь с помощью определенного приема: весь образ строится на спокойной гамме, качественных, но простых силуэтах. По принципу минимализма. Но при этом, должна присутствовать одна яркая деталь. Именно эта деталь подчеркнет особенность образа и характер личности. Например, брошь на лацкане женского делового пиджака, которую использовали в единственном числе.
Если интервьюер женщина, а соискатель - мужчина, важную роль играет первое впечатление, произвести которое можно за 10 секунд знакомства. Поэтому к тщательно подготовленному внешнему образу необходимо «добавить» харизмы - мягко открыто, но деликатно улыбаться, двигаться достаточно энергично и плавно одновременно.
Затем женщина начнет анализировать детали. Маникюр (насколько аккуратные руки), аксессуары (все ли гармонично, дорогая ли ручка, надеты ли запонки). Однако запонки, хоть и вернулись в моду, вещь особенная и капризная. Не в каждой ситуации и обстановке они уместны.
Для женщин-соискателей на собеседовании важна скромность. Лучше надеть простой и качественный костюм (брюки, а лучше юбка ниже колена на 5 см), чем джинсы и открытый топ. Лучше надеть нить жемчуга, чем модные яркие аксессуары. Конечно, это правило не работает в том случае, если вы претендуете на должность арт-директора, модели, консультанта в модном бутике. Тогда модные акценты очень важны.
Еще одна важная деталь: любые аксессуары, напоминающие рептилий, имеющие окрас под леопарда и т.д. создают агрессивное впечатление. Их лучше избегать.
По внешнему виду кандидата интервьюер определяет, на какую зарплату тот может претендовать. Ваш внешний вид должен соответствовать уровню дохода, который вы планируете иметь.
[показать]Конечно, важно выглядеть так, чтобы чувствовать себя уверенно и непринужденно.
Элементы, которые визуально создают впечатление «зажатости» в образе:
1. Черный цвет
2. В некоторых случаях - белый цвет (особенно, если белый делает лицо красным)
3. Водолазки, шарфы, косынки, украшения (все, что скрывает или «душит» шею)
4. Громоздкая обувь, в которой неудобно передвигаться
5. Крупные пуговицы и элементы декора (делают образ более тяжелым)
6. Широкие пояса
7. Массивные сумки
Табу для собеседования:
1. Спортивный костюм, если вы не претендуете на должность тренера
2. Короткая юбка
3. Декольте и просто глубокие вырезы
4. Колготки в сетку
5. Слишком яркая одежда
6. Слишком сильный аромат
7. Яркий макияж
8. Быть небритым
9. Неопрятность и не ухоженность
10. Полупрозрачные ткани для одежды
11. Светлые носки к темному костюму
12. Не зависимо от жары на улице, ваша одежда не должна выглядеть так, будто вы собрались на пляж, а по дороге забежали на собеседование.
Удачного собеседования! Пусть одежда помогает двигаться к достижению профессиональных целей!
[750x]
[показать]
[показать]