flash=411,28,http://embed.prostopleer.com/track?id=574317wAY4]
УРЛ=хттп://ifotki.info/]
[показать]
<спан стыле="фонт-фамилы:comic санс мс,цурсиве;"><спан стыле="фонт-сизе: 16пх;">Бонсай ( <спан ланг="я">盆栽 &qуот;растение в горшке&qуот;)&нбсп;&мдаш; искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре. Слово &qуот;бонсай&qуот; происходит от китайского &qуот;пэнь-цай&qуот;. Возникло искусство в 231 году до&нбсп;н.&нбсп;э. в Китае.
<п стыле="техт-алигн: центер;">
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/190f5bc73198fd1bb4c27066a7b7a4eabc81d696066645.jpg">[/URL]
<спан стыле="фонт-фамилы:comic санс мс,цурсиве;"><спан стыле="фонт-сизе: 16пх;">more=40]
УРЛ=хттп://ifotki.info/]
[показать]
<спан стыле="фонт-фамилы:comic санс мс,цурсиве;"><спан стыле="фонт-сизе: 16пх;">Первые достоверные письменные источники, касающиеся возникновения стиля бонсай, исходят из Китая и относятся к эпохе династии Тан (ВИИИ&мдаш;Х вв.), где впервые в настенной живописи появляется изображение пеньцзай &мдаш; растение, взятое из природы и затем пересаженное в горшок. Эти растения выращивались буддийскими монахами, вероятно, за несколько веков до нашей эры и впоследствии превратились в одно из занятий местной знати. Бонсаи украшали японские дома и сады. В эру Токугава парковый дизайн получил новый толчок: выращивание азалий и клёнов стало времяпрепровождением богатых людей. Карликовое растениеводство (хати-но-ки &мдаш; &лаqуо;дерево в горшке&раqуо;) тоже развивалось, но бонсаи того времени были очень большими. Сейчас для бонсаи используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезкам и различным другим методам. При этом соотношения размеров корневой системы, ограниченной объёмом плошки, и наземной части бонсай соответствует пропорциям взрослого дерева в природе.
<п стыле="техт-алигн: центер;">
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/9dce3bb5b938f08a586f2bf73f659e01bc81d696074881.jpg">[/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/1b4113d23b76a85a1a4835ea48085577bc81d696074882.jpg[/IMG][/URL]
<спан стыле="фонт-фамилы:comic санс мс,цурсиве;"><спан стыле="фонт-сизе: 16пх;">Удивительно, что начать можно и с малого - с молодого саженца. Потом ваше творение может превратиться в огромное состояние. В Японии и Китае живые растения, постоянно совершенствуемые, передаются из поколения в поколение: возраст многих бонсай превышает столетие, они становятся не только семейной реликвией, но и национальным достоянием. Они получают даже свои имена, их знает &qуот;в лицо&qуот; вся страна, эти растения нельзя вывозить за границу.
<п стыле="техт-алигн: центер;">
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/ae30fbee15244954487be03f3085d410bc81d696074882.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/8f153eaff73b1a511ac34d03733e65ffbc81d696074882.jpg[/IMG][/URL]
<спан стыле="фонт-фамилы:comic санс мс,цурсиве;"><спан стыле="фонт-сизе: 16пх;">Одна из самых крупных коллекций бонсай находится в саду японского императора. Некоторым растениям здесь более 300-400 лет. Оценить стоимость такой коллекции не так то просто.
<п стыле="техт-алигн: центер;">
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/ac0be56c19d5939359f01cc78b7e3c87bc81d696074882.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/e4a290cba585eed6db6f75f6ee82461abc81d696074883.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/6513aabf6abb25e77e761211cf8831f7bc81d696074883.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/50613afa285b609301181a437d3aa9e8bc81d696074883.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/de5fec236df1bc8356ea887e237cd8efbc81d696074883.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/d895ef01a1f41b54c7cca80ea7aeaae0bc81d696074883.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/87fc74f35d1b93bbd117ca84eca5579ebc81d696074883.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/145ef8bfacde6fb3f56a210ab4beb2f9bc81d696074883.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/396c30354c1671a1c0778167ff13a8cbbc81d696074883.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/cc89c27d6c5f4b47de044f44348ca141bc81d696074883.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/a0c8ebc9ba9e91e050f8a2656f6ad902bc81d696074883.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/89af68209b3ac6897c1c1ae3bd7a566ebc81d696074883.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/a2ae52349ec44250143bbbf7cdc90321bc81d696075113.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/ccc2a5bfca2d5aa5aa0b706fea56d280bc81d696075113.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/07f8fcd1b3bd95f9af614f0e91d54104bc81d696075113.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/630cb76a743c782b944656e3e1cb4544bc81d696075113.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/94c67a7e323533ebc5e0f67be9aea362bc81d696075113.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/1e6224a4c657294f1c82f5c6d39843fdbc81d696075113.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/1fa0ac56bcdce42c50d6f7222edb3b0fbc81d696075113.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/7b048acf08bb0d055994dd794f7a2bb3bc81d696075114.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/6f1adda0cafddc9c4292d1f41808d0b0bc81d696075121.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/0ff52ed431dab23c608932f69c49dff5bc81d696075121.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/ccd08a3408ca9dd364390b1237491f72bc81d696075121.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/21b3a94fcbd78045b6819f680883be67bc81d696075121.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/16208fc5f322d7c51c9d62661ef3d7b8bc81d696075121.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/b9b89d23cbe4e5405b976277ff0fc97dbc81d696075121.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/f908e19125ac8c47bd97dd6cd2a46f0abc81d696075121.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/45200e94b6c64451742323d9766c4f28bc81d696075121.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/fe15a0f69bfb520792213c91db74b421bc81d696075283.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/b8d0bc74329074903c1763cc3e7615b7bc81d696075283.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/033b9f1ce344567e0186c639c3a167c1bc81d696075283.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/dfc14f9dbc96bc3842f9bc4e9ef6db7bbc81d696075283.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/d04dcefd1d6f17e65e2cdc7f13f1b82abc81d696075283.jpg[/IMG][/URL]
URL=http://ifotki.info/]ИМГ]хттп://f9.ifotki.info/org/0c826198582339128c47ccb86cfdea74bc81d696075283.jpg[/IMG][/URL]
* * *
«Будь великодушно доволен тем, что ты никогда не вырастешь большим».
(Камо-но Тёмэй «Бонсай» ХИИв.)
На диком склоне горной кручи, судьбу величием дразня,
раскинул ветви дуб могучий, собою небо заслоня.
А рядом с ним на том же склоне прижился маленький бонсай.
Склонился в вежливом поклоне – и не заметишь невзначай
такую крохотную особь.
Но держат крепко корешки, и сквозь обветренную осыпь
уже пробились черешки.
Пусть между маленьких листочков – миниатюрные плоды.
Не наберётся и мешочка, зато годятся для еды.
Пусть дуб полнеба заслоняет, рождённый для иной судьбы.
Но каждый из бонсаев знает о том, как валятся дубы.
И пусть – любая непогода. Пусть буря завывает зло –
внутри бонсаев хоровода уютно, тихо и тепло.
И даже пусть зима-злодейка листочки с веточек собьёт,
бонсаев маленьких семейка ещё не то переживёт.
Переживёт – я точно знаю – вбивая в землю корешки.
И все невзрачные бонсаи, быть может, в этом велики.
url]http://ibonsaiclub.forumotion.com/t4493-top-30-in-europe/урл]Фото.
Есть одна из разновидностей бонсай, которая постепенно отпочковывается от основного направления, обретая самостоятельность.
Это сайкэй.
Он отличается от бонсай тем, что композиция миниатюрного пейзажа на подносе строится не из одного растения, а из нескольких, причем зачастую относящихся к разным породам.
Поклонники сайкэй любят включать в композицию травы, в том числе цветущие.
На подносе с сайкэй допустимо размещать маленькие фигурки — людей, животных, домов, мостов.
Белый песок символизирует водный поток у подножия деревьев.
Размеры таких композиций требуют подносов большего размера, но они мельче, чем контейнеры у бонсай.
То есть речь идет о явлении, занимающем промежуточную позицию между бонкэй и бонсай. Это отражено и в названии искусства, состоящего из двух иероглифов, обозначающих «растение» и «вид».
Л. А.
Миниатюрная вселенная
Горсть воды или ветка дерева вызывает
в воображении громады гор и полноводье рек.
В одно мгновение можно пережить
таинства бесчисленных превращений.
Совсем как чудеса волшебника.
Икэнобо Сэнно. Тайные речения
Фото Д.Константинова
Фото Д.Константинова
© ФОТОбанк
Бонсай - это воплощение красоты и мудрости природы в одном дереве
© ФОТОбанк
Рисунок ствола и ветвей, согласно канонам, должен хорошо просматриваться
© ФОТОбанк
Наложение проволоки проводят обычно ранней весной
Фото Д.Константинова
Бонсай из трав
Фото М.Ромакиной
Молодая сосна. "Полубонсай"
Фото Д.Константинова
Зимой лиственные бонсай демонстрируют красоту обнаженных ветвей
Фото Д.Константинова
На Востоке умение выращивать хвойные миниатюры считается вершиной мастерства бонсаиста
Фото А.Дарусенкова
Можжевельник в стиле "мертвая древесина". Пример так называемого авангардного направления
Фото Д.Константинова
Бонсай привлекателен для европейца своим внешним обликом, а для японца - это целая философия
Фото Д.Константинова
Изогнутые стволы и ветви отражают драматическую судьбу жизни деревьев в природе
Фото М.Ромакиной
Направление роста ветвей можжевельника задано с помощью проволоки
Фото Д.Константинова
Бонсай символизирует юность (в период цветения), зрелость (плодоношение) и старость (голый ствол зимой)
Фото М.Ромакиной
Подобные пребонсай можно купить в магазинах
Фото А.Дарусенкова
Ель канадская выращена в стиле "обнявший камень"
Фото Д.Константинова
Сосна словно вырастает из огромного камня
Фото М.Ромакиной
Пребонсай из падуба, стиль - "полукаскад"
Фото А.Дарусенкова
Миниатюрные деревца высотой до 10-15 см обычно экспонируют на специальных этажерках
Мхи в плошке - нетрадиционный бонсай
Фото А.Дарусенкова
Плоды пираканты могут держаться более года, весной они соседствуют с белыми цветами
Фото Д.Константинова
Мхи визуально "старят" деревья
Фото А.Дарусенкова
Осень - время бонсай с полыхающей листвой
Фото А.Дарусенкова
Рощица из кипарисовиков
Фото М.Ромакиной
Клен дланевидный
© ФОТОбанк
Камни, вода и деревья - основные организующие элементы японского ландшафта
Фото А.Дарусенкова
Японские мастера держат деревья на улице на стеллажах
Бонсай в буквальном переводе с японского означает "растение в плошке".
Считается, что искусство выращивания и создания природных миниатюр зародилось примерно в ИВ-ИИ вв. до н. э. в Китае.
По одной из легенд, "пан-син" - так называлось это искусство по-китайски - было особенно популярно в крупных, густо населенных городах, где дорожили каждым клочком земли.
В Японию умение выращивать деревья в плошках завезли китайские монахи в Средние века, вместе с буддизмом. В Европу же оно впервые попало уже в ХХ в.
Термин "бонсай" в разговорной речи употребляется в самых разных значениях. Так называют и сами деревца, и агротехнику их выращивания, и искусство создания растительных миниатюр. Это слово не склоняется и не имеет множественного числа. Мастеров, занимающихся выращиванием бонсай, принято называть бонсаистами.
Однако не каждое растение, посаженное в плошку, можно называть бонсай. Существуют довольно строгие каноны, регламентирующие все, что относится к этому искусству: форму растения и пропорции его частей, соответствие растения и контейнера, приемы демонстрации, сочетаемость видов в композиции и т. д.
В Японии эти каноны особенно строги, в Китае и других восточных странах свободнее. Миниатюрные деревья можно сравнить со скульптурой, только живой и растущей. У древних, совершенных бонсай есть даже свои имена (например, "Полет дракона в облаках").
В технике бонсай могут развиваться очень многие виды растений. Среди них представлены не только деревья, но и кустарники, травы и даже водные растения. Наиболее популярны самые долговечные - деревья. Не поддаются миниатюризации очень немногие виды, в основном это растения с очень крупными листьями. Классический бонсай предполагает высоту дерева от 30-40 см до 1 м, но есть и совсем крошечные миниатюры высотой от 1,5-2 до 10-15 см.
Национальности и каноны
Бонсай зародился в Китае, и все соседние страны - Вьетнам, Корея, Таиланд, Япония, - перенимая это искусство, преломляли его в соответствии со своими географическими и культурными условиями. Наибольшее распространение в мире получил японский бонсай, самый канонизированный из всех. В японской традиции существуют очень строгие законы формирования самого растения, а также подбора контейнера и столика. В основном все европейские миниатюрные деревца - это вариации на тему именно японских стилей бонсай. Для европейца дерево, выращенное в технике бонсай, привлекает прежде всего своим внешним обликом, возрастом.
У японских и китайских мастеров отношение к нему более глубокое, это способ самовыражения, философского постижения мира.
Каждое растение, согласно классическим японским канонам, должно удовлетворять нескольким основным требованиям.
Во-первых, иметь общую треугольную форму кроны.
Углы треугольника символизируют три единства - небо, землю и связующее их звено, дерево.
Во-вторых, ветви должны размещаться ярусами, очень четко обозначенными.
В-третьих, каждый ярус - это не сплошные заросли из веток и листьев, а отдельные сформированные зоны, в пределах которых листва особенно густа.
Недопустимыми считаются перекрещивающиеся ветви у деревьев.
Что интересно, вся эстетика бонсай обусловлена биологией растений.
Треугольная форма кроны необходима для того, чтобы верхние ее части не затеняли нижние.
Ветви размещают ярусами для обеспечения вентиляции и доступа ко всем частям растения нужного количества света.
Загущения с биологической точки зрения - это зоны микроклимата с необходимой влажностью.
Контейнер (плошка) должен сочетаться с растением по форме, размеру, фактуре и цвету.
У видов с вертикальным стволом глубина контейнера равна диаметру ствола, а длина (или диаметр для круглых) приблизительно равняется ширине кроны.
Для молодых растений с плавными контурами подбирается круглый или овальный контейнер,
а для мощных старых деревьев - прямоугольный.
Хвойные породы выращивают в темно-коричневых емкостях.
Ярко цветущие, лиственные - наоборот, в цветных. Как правило, эти сосуды окрашены в различные оттенки желтого, кремового и синего.
Большинство контейнеров керамические, реже встречаются плошки, вырезанные из цельного камня.
Самыми ценными считаются антикварные китайские контейнеры, найденные, как правило, на затонувших судах.
Плоские плошки предпочтительнее глубоких, растения в них кажутся более устойчивыми, такая форма способствует формированию плоской корневой системы бонсай, облегчает аэрацию корней.
В глубоких горшках выращивают влаголюбивые виды (например, мирт) или экземпляры со свисающими и полусвисающими формами.
Большинство столиков (около 90%), предназначенных для демонстрации бонсай, изготавливаются из красного сандала (Птерокарпус Санталинус).
Его ярко-оранжевая древесина со временем темнеет до коричневого цвета.
Встречаются также столики из эбенового дерева, айвы китайской, винограда, груши.
Чем массивнее бонсай, тем более внушительным должен быть и столик для него.
Изящные молодые деревца располагают на визуально легких, "воздушных" столиках с низкими ножками.
Высокие модели подходят для наклонных и ниспадающих растений (стили каскад и полукаскад).
Если бонсай обладает причудливо изогнутым стволом, лучше выбрать резной столик, сделанный из корневой части дерева или имитирующий ее.
Травы размещают на плоских деревянных пластинах, изготовленных из торцевых спилов.
В отличие от лаконичного японского, китайский бонсай более вычурный и менее канонизированный. Здесь не предъявляют стольких требований к форме ствола и кроны.
Плошки и столы нагружены разнообразными декоративными элементами и окрашены в яркие тона, тогда как в Японии эти предметы очень сдержанны.
В Китае даже существуют школы, пропагандирующие минимальное вмешательство человека в развитие растительных миниатюр.
Есть и чрезмерное "трюкачество" - деревьям придают форму иероглифов или животных, например драконов.
Во вьетнамской традиции популярен стиль "растение на скале": корни дерева овивают камень и сразу опускаются в воду, так что в контейнере вообще нет почвы.
И китайский, и вьетнамский бонсай могут дополняться фигурками-рыболовами с удочками, глиняными домиками, одноногими цаплями, журавлями, статуэтками Будды, которые размещают в контейнере, прямо рядом с деревом.
В японском варианте такое украшательство встречается крайне редко.
Близкими к бонсай считаются суйсэки ("суй" - вода, "сэки" - камень) и бонкэй ("растения на камне").
Суйсэки - это символические изображения различных пейзажей с двумя главными элементами - камнями и водой. Это может быть ниспадающий с горы поток или озеро в горах. Причем вода бывает натуральной или заменяется сухим песком, а то и вообще отсутствует, лишь подразумеваясь.
Композиции бонкэй в китайской и вьетнамской традиции представляют собой нагромождение скал, растений, фигурок животных и людей, крошечных домиков.
У японцев бонкэй лаконичнее - одновидовая композиция из вязов или буков на камне и др.
Токонома - это прямоугольная ниша в стене шириной около полутора метров, окрашенная, как правило, в неброский монотонный цвет, например кремовый.
Внешнее оформление токонома очень лаконично и ненавязчиво - это может быть декоративное обрамление с использованием ствола бамбука или балок неошкуренного дерева.
На дно ниши стелется циновка, само растение экспонируется на столике. Кроме бонсай, в токонома может находиться еще 2-3 сопутствующих предмета, призванных выступить по отношению к нему контрастом или подчеркнуть время года.
Сопутствующими элементами обычно служат дополнительное растение (кустарник или бонсай из трав), а также картина или свиток на стене.
Картина, как правило, выполняется в технике росписи по шелку, сюжеты - пейзажные: восход солнца, полет стрекозы...
Декоративный же свиток внешне очень прост: это всего несколько иероглифов кисти известного каллиграфа, в которых заключен великий смысл философского изречения или стихотворной строки.
Стили.
Всякий бонсай должен производить впечатление естественного, растущего в диких природных условиях растения.
Ствол дерева, пробивающегося из-под камня, вначале изогнется, повторяя его форму, и, лишь выбравшись на свет, пойдет прямо вверх.
А если ему суждено было родиться на открытой скале, то направление роста будет задано преобладающими в этой местности ветрами. Именно на основе различных природных форм произрастания деревьев были разработаны стили. Каждый из них рисует свой, непохожий на остальные образ. В японской традиции известно более 10 стилей для одиночных бонсай и несколько для групповых посадок. Некоторые стили более просты в создании, как, например, неформальный вертикальный, веерный или наклоненный ветром, другие сложнее - консервативный стиль мачтовый или "мертвая древесина". Один бонсай может удовлетворять требованиям сразу нескольких стилей.
Бонсай - искусство "драматическое". Подражая природе, художник выбирает для копирования деревья, которые в естественных условиях прошли сквозь множество тяжелых испытаний. Какие же драмы могут подстерегать растение? Возможно, оно родилось в неподходящих условиях - на скале, где почва крайне скудна и недостает влаги. Возможно, его объедали животные, кора повредилась, ствол кое-где засох. И уж, скорее всего, не удалось миновать постоянных ветров, снега, гроз и града - стихия гнет и ломает даже самые стойкие экземпляры. Побеги растения, прошедшего все эти испытания, не могут быть ровными, ствол обязательно искривлен, междоузлия маленькие. Особо ценными считаются бонсай, которые были найдены в природе. Но даже облик растения, развившегося в домашних условиях, в полном достатке и уюте, должен быть максимально драматичным. Поэтому ствол и ветви специально искривляют - с помощью проволоки или оттяжек, кору в некоторых местах снимают или искусственно выбеливают.
Выбор растения
Как бонсай можно выращивать очень многие виды - хвойные и лиственные деревья, травы. Однако новичку лучше не начинать со "сложных" и капризных пород, например сосен или елей, которые почему-то очень популярны именно у начинающих. Потребуется, как минимум, 5-6-летний опыт ухода за неприхотливыми растениями (фикусами или вязами), чтобы общение с более привередливыми оказалось удачным. На Востоке умение выращивать хвойные считается верхом мастерства бонсаиста.
Начинающим поклонникам комнатных бонсай рекомендуется выбирать виды, которым не нужна зимовка, - в условиях обычной городской квартиры организовать ее бывает непросто. Неприхотлива муррайя - теневыносливое растение с очень интересной фактурой коры светлых оттенков, ароматными белыми цветами и съедобными ярко-красными плодами. Правда, и у нее есть свои минусы: листья мурайи довольно крупны и даже в миниатюре редко бывают меньше 4 см, что для совершенного бонсай слишком много. Также можно посоветовать приобрести подокарпус, у которого хвоя по форме очень напоминает листья ивы, мелколистные фикусы (например, фикус притупленный). Кстати, все эти виды, повсеместно выращиваемые в технике бонсай у нас и в Западной Европе, почти не встречаются в Японии. Начинающему бонсаисту можно рекомендовать обзавестись гранатом (не пугайтесь, если осенью он вдруг сбросит листья), вязом китайским (если его постоянно держать в комнате, то старая листва опадает уже после появления новой и дерево превращается в вечнозеленое), китайским можжевельником (правда, не стоит покупать большие и дорогие экземпляры, лучше начинать с маленьких черенков или с проростков), кленом трехраздельным, мальпигией, кармоной, псидиумом, бамбуком или оливой.
Если вас не прельщает посадка семенами и долгое ожидание результата, приобретайте бонсай готовыми или полуготовыми (так называемые пребонсай) в специализированных магазинах или на садовых рынках. Пребонсай - это уже взрослое комнатное растение (от 2-3 лет и более), но еще не сформированное - после покупки его обрезают и пересаживают в плоский сосуд. Наиболее благоприятное время года для этого - весна, для некоторых видов - осень. Стоимость такого растения - от 500-800 до нескольких тысяч рублей. Дорогой экземпляр следует приобретать лишь в том случае, если вы имеете возможность в любой момент получить консультацию специалиста либо достаточный опыт выращивания бонсай. При покупке растения обратите внимание на развитие корневой системы, форму и внешние достоинства бонсай (или пышную крону и сильный ствол у пребонсай), здоровый вид растения в целом. В течение первого года выращивайте свой будущий бонсай как самое обычное дерево, не спешите начать процесс формирования шедевра. За это время растение успеет адаптироваться к вашим условиям, а вы - привыкнуть к новому жильцу и получше узнать его "повадки".
СТИЛИ БОНСАЙ ДЛЯ ДЕРЕВЬЕВ С ОДНИМ СТВОЛОМ
1. Цхоккан (тëккан) - формальный вертикальный, или мачтовый, стиль. Это миниатюрная копия тех деревьев, которые в природе растут при благоприятных условиях, получая в достатке воду, питание и свет. Единственный стиль с почти идеально прямым стволом. Ствол устремлен вертикально вверх, по мере роста уменьшается в диаметре, причем нижняя его треть совсем лишена веток. Верхние ветви очень густо покрыты листвой, они короче и тоньше нижних. Обычно этот стиль используют для дзельквы, ели, лиственницы, кедра, криптомерии.
2. Схакан (сякан) - наклонный, склоненный стиль. Ствол дерева слегка изогнут и немного отклоняется от вертикали, словно оттого, что растение жило на склоне гор или "убегало" от глубокой тени. Самая нижняя ветвь направлена в сторону, противоположную наклону дерева, - так сохраняется равновесие. Стиль подходит для большинства растений - как хвойных (сосны, туи, можжевельника, секвойи и др.), так и лиственных (клена, березы, дуба и др.).
3. Моёги (моëги) - неформальный вертикальный стиль, или изогнутый ствол. Это один из основных стилей, а по количеству образов, пожалуй, самый многочисленный. Если японец затрудняется в выборе стиля бонсай, обычно используется моёги. Он отличается от прочих тем, что его образцы могут быть совершенно не похожими друг на друга. Ствол имеет неправильную, изогнутую форму, причем изгибов может быть несколько, и нижний обычно выражен наиболее ярко. Ближе к вершине эти "волны" становятся более мягкими, причем вершина дерева располагается точно над его основанием. Используют этот стиль почти для всех видов деревьев, но особенно часто для сосны, дуба, клена, можжевельника.
4. Ишитсуки (исицуки) - "обнявший камень", "вцепившийся в скалу". Бонсай этого стиля словно растут из камня и в его глубине находят все необходимое питание и воду. На самом же деле в камне есть углубления, заполненные землей. Подходит для деревьев с сильной корневой системой - сосен, кленов, рододендронов.
5. Фукинагаши (фукинагаси) - дословно с японского - "флажок", наклоненный ветром. Дерево (обычно хвойное) словно изогнулось от сильного порыва ветра: ствол и ветви растут в одном направлении, а там, откуда "дует ветер", веток нет.
6. Хокидачи (хокидати) - веерный, или метелка. Ствол строго вертикальный, но не слишком длинный, голый, без ветвей в нижней его части. Ветви расходятся из верхней точки ствола равномерно во все стороны, словно раскинулись веером. Крона симметричная, сферической формы и очень плотная. Благодаря множеству тонких ветвей дерево имеет привлекательный вид даже без листвы. В природе этот стиль практически идеально выражен у Зеикова (дзельквы). Подходит для дзельквы, вяза, клена и граба.
7. Кенгаи (кэнгай) - каскад. Прообразом этого стиля послужили деревья, вынужденные бороться за свое существование на скалистых террасах, - они изгибаются под градом падающих камней, под массой снега, из-за недостатка света или под собственной тяжестью. Ветвление начинается уже в нижней части ствола. Сам ствол, устремившийся было вверх, неожиданно "падает", "стекает" в сторону, опускаясь ниже основания контейнера. Чтобы растение хорошо смотрелось, его помещают на высокую подставку или на край стола. Подходит для сосны, можжевельника, кизильника, рододендрона, сливы, ивы, плюща, азалии, поскольку часто наблюдается у них и в естественных условиях. Не рекомендуется для деревьев с крепкими, плохо гнущимися стволами.
8. Ханкенгаи (ханкэнгай) - полукаскад. Ствол изогнут не так сильно, как в каскаде, он обычно не опускается ниже основания плошки. Маленькая ветвь верхушки направлена в сторону, противоположную наклону дерева, так композиция выглядит устойчивой. Подходит для всех видов деревьев, за исключением крепких, плохо гнущихся.
9. Схаримики (сяримики) - стиль "мертвая древесина". Подходит для хвойных. У деревьев, выросших на горных склонах, отдельные части ствола не покрыты корой и отбелены солнцем. Некоторые ветви могут быть даже полностью сухими. В бонсай эти участки мертвой древесины создаются искусственно, путем срезания определенных фрагментов коры с последующим отбеливанием стволовой части. Это очень сложный стиль.
10. Неагари (нэагари) - "выступающие корни". Все внимание зрителя сосредоточивается на красивых и мощных корнях, выступающих вокруг ствола и как бы приподнимающих все дерево, - оно словно стоит на ходулях. Стиль хорош для растений, которые образуют воздушные корни, например различных видов фикуса (притупленный, мелкоплодный, мелколистный).
11. Икадабуки (икадабуки) - "упавшее дерево". Это поваленный какой-нибудь природной стихией, но еще на многое способный ствол, полузанесенный землей и давший множество молодых побегов. Подходит для всех видов деревьев.
12. Бунжинги (бундзинги) - "литературный" стиль. Этот термин отражает не эстетику стиля, а скорее историю его возникновения. В свое время бонсай стал очень популярным среди творческой интеллигенции Китая, которая создала для себя особый стиль бонсай. Бунжинги может быть сформирован гораздо быстрее классических форм и оценивается не по каноническим критериям. Ствол дерева длинный, тонкий и изящный, ветви начинаются в верхней его трети. Именно форме ствола здесь уделяется основное внимание, поэтому листвы мало, крона нераскидистая. Она легка, воздушна и выглядит, словно нарисованная тушью иллюстрация из старинных японских книг.
Формирование бонсай
Для грамотного формирования бонсай необходимо как можно больше узнать о конкретном виде растения, которым вы обзавелись: где оно обитает в естественных условиях, каковы его биологические особенности - скорость роста, отношение к воде, свету, почве, температуре, влажности воздуха. Формируют не только ствол и ветви бонсай, но и корни. Обычно это делают при пересадке растения. Оставляют несколько главных корней, которые радиально расходятся от ствола. Выступающие корни делают деревце более "взрослым", их форма зависит от выбранного стиля. Часть почвы в контейнере, как правило, покрыта мхом, но в обычных комнатных условиях выращивать его сложно - мху требуются низкие температуры и высокая влажность.
Выращивание дерева в ограниченном объеме почвы уже способствует его уменьшению в размере, замедлению его роста, миниатюризации.
Для направления роста ветвей используют несколько техник: наложение проволоки, оттягивание с помощью грузов или подвязывания к корням. Проволоку лучше использовать медную, пластичную, хорошо отожженную, можно тонированную в цвет коры. Ее диаметр должен равняться примерно 1/3 толщины ветви или ствола. Накладывают проволоку только в одном направлении - от ствола к ветвям, под углом 45°. Лучшее время для проведения работ - ранняя весна, перед началом распускания почек, или же перед зимним покоем - тогда растение обладает наибольшей гибкостью. В зависимости от скорости роста бонсай, проволока накладывается на период от одного месяца до полутора лет. Если вы никогда не сталкивались с осуществлением подобных работ, потренируйтесь на ветках и прутиках, принесенных из леса.
Листва любого бонсай должна быть мелкой, плотной, насыщенной окраски. У лиственных пород уменьшения размеров листьев добиваются удалением листовой пластинки в период с начала июня до начала августа. Листья удаляют полностью, оставляя только часть черешка. Спустя некоторое время после обрезки растение вновь зазеленеет, переживет "вторую весну". Этот метод используют только для здоровых растений и не применяют для цветущих, плодовых и хвойных.
Уход
Основные мероприятия по уходу за растительными миниатюрами - аккуратный полив, своевременные подкормки, стрижка 2-3 раза в год и периодические пересадки - раз в несколько лет. При формировании и уходе за бонсай понадобится целый набор инструментов: секатор, изогнутые кусачки для обрезки веток, проволоки разного диаметра, ножницы для тонкой работы, крючки для распутывания корней, препараты для отбеливания древесины (если вы формируете бонсай в стиле "мертвая древесина") и т. п. Размер инструментов зависит от величины дерева.
После полива почва должна быть полностью увлажнена, следующий же полив проводят после ее высыхания. Водопроводную воду рекомендуется предварительно отстаивать на протяжении нескольких часов, а если в ней содержится много солей - фильтровать. Поливайте бонсай водой комнатной температуры, ни в коем случае не холодной - тропические растения от этого могут погибнуть. Контейнеры для бонсай должны иметь большие дренажные отверстия (диаметром 1,5- 2 см) и небольшие ножки. Контейнер обычно ставят в поддон, воздушная прослойка между дном контейнера и поверхностью поддона обязательна - чтобы излишки воды вытекали из емкости. Растения рекомендуется держать вдали от отопительных приборов и сквозняков.
Для многих видов (особенно субтропических - мирта, маслины, граната, розмарина и др., а также деревьев средней полосы) зима - период покоя, когда процесс вегетации замедляется и растение спит. В это время бонсай следует держать при температуре от легкой минусовой до Ч15° (в зависимости от вида), защищенным от ветра и прямых лучей солнца - в подогреваемой теплице, на застекленной лоджии, балконе или даже в гараже. Правда, темные помещения вроде гаража пригодны лишь для лиственных пород, хвойные же растения и зимой нуждаются в свете. Полив во время зимовки очень умеренный. Продолжительность периода покоя зависит от конкретного вида. Считается, что для сосны обыкновенной лесной необходимо около 150 дней с отрицательными температурами. Если же лишить дерево такой зимовки, то через 2-3 года оно погибнет. У сирени, напротив, период зимнего покоя весьма непродолжителен - 1,5-2 месяца при температуре 10°С.
Период глубокого покоя очень важен, от него зависит благополучное развитие растения в последующий сезон. Чтобы подготовить бонсай к зимовке, не проводите обрезок после середины августа. С начала августа не используйте богатые азотом удобрения, а в сентябре подкормите своего питомца удобрением с высоким содержанием кальция и фосфора - это способствует большей морозоустойчивости. В осенне-зимний период остальные, не зимующие виды (в основном это выходцы из тропиков) будут нуждаться в дополнительной подсветке фитолампами.
Раз в несколько лет бонсай необходимо пересаживать в емкость большего размера (примерно на 2 см больше в диаметре и чуть глубже предыдущей). Контейнеры обычно приобретают сразу целым набором - они выполнены в едином стиле и укладываются друг в друга, подобно матрешкам. Признаками назревшей необходимости в пересадке могут быть корни, появившиеся из дренажных отверстий или абсолютно заполнившие плошку. Молодые бонсай возрастом максимум 3-4 года обычно пересаживают ежегодно, более взрослые растения - раз в 3-4 года, а деревья, достигшие нескольких десятков лет, еще реже - раз в 10-15 лет. Самое подходящее время для проведения этой процедуры - весна, когда у растений начинается активная вегетация. У выходцев из теплых тропиков таких периодов в году может быть несколько, и все они одинаково хороши для пересадки.
СТИЛИ БОНСАЙ ДЛЯ МНОГОСТВОЛЬНЫХ ПОСАДОК
1. Сокан (сокан) - сдвоенный ствол. Два ствола, растущие из одного основания, не одинаковые по высоте и объему. У японцев символизируют отца и сына. "Отец" - тот, который толще и выше, его крона не должна перекрывать и заслонять крону "сына". Подходит для ели, сосны, березы, секвойи, вяза, можжевельника.
2. Санкан (санкан) - тройной ствол. Из одного корня растут сразу три ствола, символизирующие отца, мать и сына.
3. Гокан - пять стволов. Пять растений, посаженные рядом. Их корни со временем переплетутся, и деревья станут неразделимы.
4. Кабудачи (кабудати, или кабудачи) - спрут. Несколько стволов растут из одного основания. Стволы и ветви хорошо просматриваются и не образуют сплошных зарослей. Наиболее подходящие растения - клены, а также вяз, граб, кармона, серисса, мальпирия.
5. Ыосе-уе (ëсэ-уэ) - "рощица", или "лес на ладони". Имитация пронизанной светом трепещущей рощицы. Выбирают нечетное количество растений с мелкой листвой. В композиции из деревьев одного вида играют формами кроны, перспективой и ритмом посадки.
Экспозиция бонсай
Бонсай - это воплощение всей красоты и мудрости природы, миниатюрная вселенная. Поэтому каждое растение должно экспонироваться строго индивидуально, а не в соединении с другими. Все внимание при просмотре уделяется ему одному. Причем у каждого растения есть свой период наибольшей декоративности и привлекательности. Так, гранат и азалии лучше всего выставлять в момент цветения, бук - глубокой осенью, когда ветви покрыты желтыми листьями, клен трехраздельный - зимой, без листьев, чтобы показать необычайно красивую структуру его ветвей, а клены пальматумы - весной или осенью, когда листва полыхает красным огнем.
В Японии бонсай выращивают на улице, в дом же заносят лишь на несколько дней - на праздники или к приходу гостей (во время экспозиции растение не поливают). В домах для демонстрации построена специальная ниша-токонома, где и располагается столик с бонсай. Мини-бонсай - деревца высотой 10-15 или всего 1,5- 3 см - выставляют на этажерках, причем каждый контейнер может стоять на своем миниатюрном столике.
Согласно классическим японским канонам, у каждого растения есть лицевая сторона - во время демонстрации она обращена к зрителю. У сформированного бонсай "лицо" определить несложно - здесь хорошо видны ствол, основное сплетение ветвей, очень выразительно прорисован наиболее драматический изгиб. Дерево как будто кланяется зрителю: сначала, чуть выше основания, ствол отклоняется назад, а своей верхушкой снова нагибается вперед - классическая поза приветствия на Востоке. "Парадную" сторону определяют в самом начале формирования миниатюрного дерева и все последующие обрезки проводят, учитывая ее расположение.
В Европе, где интерьеры редко обустраиваются демонстрационными нишами на японский манер и где распространено выращивание комнатных бонсай, более развита традиция кругового обзора. Поэтому у растений здесь нет явно выраженного "лица". Бонсай может быть установлен, например, в самом центре холла, на отдельном столике. Важно лишь, чтобы окружение позволяло подчеркнуть всю изысканность миниатюрного дерева. Столик для демонстрации - предельно простой: деревянная поверхность, укрытая плотной бумагой кремового цвета, циновкой или гладкой однотонной скатертью. Внимание зрителя не должны отвлекать посторонние предметы - статуэтки или вышитые салфетки. Общий фон тоже светлый и ненавязчивый - белый, бежевый или серый, чтобы силуэт растения вырисовался максимально отчетливо. Если в комнате экспонируется несколько бонсай, их необходимо разнести.
Растения очень чувствительны к вниманию со стороны людей и отзываются на него - иногда сразу же, а иногда спустя многие годы. Как показал опыт, выращиванием бонсай занимаются в основном зрелые люди, с уже сформировавшимся мировоззрением и устоявшимся отношением к жизни.
Редакция благодарит фирму "ВИКТОРИЯ 2001", Александра Виняра и президента клуба "БОНСАЙ" при ГБС им. Н.В. Цицина РАН Тамару Белоусову за помощь в подготовке материала.
url]http://www.ivd.ru/document.xgi?id=4865/урл]