• Авторизация


Классическая музыка 23-01-2012 16:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Tessa_Fiery-Phoenix Оригинальное сообщение

Дж.Пуччини - Tosco Fantasy (исполнение Эдвин Мартин на скрипке Страдивари)
 

Вечный секрет Антонио Страдивари

[показать]

         Великого мастера струнных дел нет с нами почти три столетия, и все эти неполных триста лет человечество пытается разгадать секрет его мастерства. Пока тщетно, и явным доказательством этого служит факт того, что в 2005 году, в Нью-Йорке скрипка великого Страдивари была продана за 3,5 миллионов долларов.  Это самый дорогой музыкальный инструмент, когда-либо проданный в мире.

        В чем же секрет Антонио Страдивари, существовал ли он вообще, и почему мастер не передал тайну продолжателям своего рода? Антонио Страдивари появился на свет примерно в 1644 году (дата неточная, по другим источникам мастер родился тремя годами позже) в небольшом поселении около Кремоны в семье Александро Страдивари и Анны Морони. Его родители были родом из Кремона. Но в это время в южной части Италии свирепствовала страшная чума, которая докатилась и до их города. Люди бежали, кто куда мог. Так семья Страдивари осела близ Кремона, больше туда они не возвращались. Там и прошло детство будущего великого мастера.

         Юный Антонио долго не мог определиться, чем же ему заниматься. Он пробовал быть скульптором, художником, резчиком по дереву, скрипачом. Но для того чтобы серьезно заняться музыкой, ему не хватало подвижности пальцев, не смотря на то, что его музыкальный слух был идеален. Скрипки интересовали его, и в возрасте 18 лет Антонио поступает бесплатным учеником к небезызвестному в Италии скрипичному мастеру Николо Амати.

        На первом этапе своего пребывания у Амати Страдивари выполнял только самую черновую работу и был, что называется, на побегушках у признанного мастера. Но однажды Николо Амати увидел, как Антонио вырезал эфы на никому ненужном обрубке дерева. И с того момента Антонио стал постигать мастерство Амати, учиться как выбирать дерево, как заставить клен или ель запеть, какой толщины должны быть деки, в чем назначение пружины внутри инструмента, и какую роль в звучании скрипки имеет покрывающий ее лак.

       С удивительным упорством Страдивари добивался совершенства в звучании скрипки. А когда услышал, что его скрипка поет так же, как у мастера Николо, им овладело желание сделать ее другой. Страдивари хотел услышать в ней звуки женских и детских голосов. Но долгое время осуществить свою идею ему не удавалась.

[показать]

     "Страдивари под Амати", - называли его в Италии. Но пришло время ученику оторваться от опеки мастера. Николо Амати дал ему все что мог, и ученик, наконец, превзошел своего учителя. В 1680 году Страдивари начинает работать самостоятельно.

Помимо совершенства звука, его инструменты отличались необычным дизайном, как сказали бы сегодня. Все  скрипки были разные, одни он делал уже, другие - шире, какие-то были короче, какие-то - длиннее. Страдивари украшал свои инструменты кусочками перламутра, черного дерева, слоновой кости, изображениями цветов  или купидонов.

    И звук у них был особый, современники сравнивали звучание его скрипок с голосом девушки на кремонской площади. Все это говорило о собственном стиле его работ, а значит, выгодно отличало их от многих других.

     В 1700 году, например, им была сделана  четера. Завиток которой был выполнен в виде хорошенькой головки Дианы, обвитой тяжелыми косами. Ее шею украшало ожерелье. Ниже мастер выточил две миниатюрные фигуры, изображающие сатира и нимфу. Сатир спустил свои козлиные ножки, образуя крючок, применяемый для ношения инструмента. Все было выточено с большой любовью и удивительной кропотливостью.

    К сорока годам Страдивари был очень богат, и знаменит. Итальянцы говорили: "Богат, как Страдивари".

     Но личную его жизнь счастливой назвать было трудно. Он рано овдовел и потерял двух взрослых сыновей, которых надеялся сделать опорой собственной старости, открыть им секрет своего мастерства и передать все, чего он добился за всю свою долгую жизнь. Впрочем, у него остались еще четыре сына. Франческо и Омобоно хотя и трудились вместе с ним, но не обладали ни его чутьем, ни тем более талантом. Они лишь старались копировать его. Третий же сын, Паоло, совсем не понимал его ремесла, его увлекала торговля, и от искусства он был чрезвычайно далек. Четвертый сын, Джузеппе, стал монахом.

     Страдивари было уже 76 лет. Он дожил до почтенного возраста, добился большого уважения и богатства. Но думая о своей семье Антонио все больше мрачнел. Скрипки понимали и слушались его намного больше, чем собственные сыновья,  и он умел их чувствовать, чего нельзя было сказать про его детей.

   Страдивари оставлял им все нажитое имущество, они обзаведутся хорошими домами; а вот секрет своего мастерства Страдивари оставить было некому. Ибо передать свой опыт и часть своего таланта можно только настоящему мастеру, в своих сыновьях он и крупицы таких способностей не ощущал.  Ему не хотелось делиться с ними тонкими способами составления лаков, записями неровностей дек. Считая, что все нюансы, которые он скрупулезно собирал и познавал в течение 70 лет, могут только помочь, научить быть мастером и чувствовать дерево, как живое, никогда.

    Время идет, и годы берут свое. Вот уже Антонио не может справляться со своими скрипками самостоятельно. Ему все чаще помогают другие, и поэтому  нередко на ярлыках его инструментов написано:

Sotto la Disciplina d" Antonio

Stradiuari F. in Cremonae.1737.

    У него падает зрение, дрожат и трясутся руки, Антонио все сложнее выполнять тонкую, филигранную работу по вырезанию эф.

   Но спокойствие не оставляет Страдивари. Он будет делать инструменты до последних дней своей жизни, рано вставать, часами просиживать в лаборатории и за верстаком.  Не смотря на то, что с каждым месяцем ему все труднее докончить начатую скрипку. Обо всем, что не давало ему раньше спокойно спать, он перестал думать. Мастер окончательно решил, что унесет свои секреты с собой в могилу. Пусть лучше они навсегда останутся нераскрытыми, чем передавать знания тем, кто не имеет ни таланта, ни любви, ни смелости. Своей семье он и так дал многое, они богаты, у них остается его знатное имя и его добрая репутация.

   За свою долгую жизнь он смастерил чуть более тысячи инструментов, которые разошлись по всему миру. Кроме скрипок, Страдивари делал альты, гитары, виолончели, изготовил даже арфу. Он был удовлетворен итогом своего пути, а поэтому уходил спокойно.

    18 декабря 1737 года сердце Страдивари остановилось. Облаченные в черные рясы с капюшонами, опоясанные веревками, в грубых сандалиях из дерева за катафалком шли монахи ордена доминиканцев, в церкви которых мастер купил еще при жизни склеп для погребения себя и своей семьи. За гробом торжественно и важно шествовали сыновья, следом - ученики. Никто из них так и не узнал секрета великого мастера Антонио Страдивари.

источник: http://itlm.ru/blog/mashunya/article/вечный-секрет-антонио-страдивари

Скрипка Страдивари

[показать]

[показать]

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Классическая музыка | barnabi - Дневник barnabi | Лента друзей barnabi / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»