• Авторизация


Игры в куклы 14-06-2012 22:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения макошь311 Оригинальное сообщение

Игры в куклы.

[показать] [показать]Все дети играют в куклы. Сейчас – всё больше в плюшевые и пластмассовые, сошедшие с конвейеров игрушечных фабрик.

Раньше – в тех, которые им делали из тряпочек, бересты, льна и веточек заботливые материнские или бабушкины руки.

Но куклы – это больше чем игрушка. И русская народная традиция придавала им огромное значение.

«В традиции куклы учили жить в обществе и взаимодействовать с миром, – говорит Арида, практикующий психолог с восемнадцатилетним стажем – и каждая из них несёт определённый образ и играет определённую роль».    

Про кукол, знания о которых она переняла от вятской мастерицы Осиповой Нины Васильевны, Арида может рассказывать часами. Рассказывать не только о форме, но и о смыслах, которые закладывались в кукол в традиционной народной культуре.

К примеру, связки малюток-Куваток вывешивались у колыбели младенца. Считалось, что они отгоняют злых духов и охраняют ребёнка от дурного глаза. Попутно куколки-Куватки (или Кувадки) были первыми объектами мира, с которыми знакомился ребёнок. Яркие, маленькие, разноцветные, а главное, сделанные руками матери или бабки, заряженные их любовью, они помогали маленькому человечку расти и развиваться гораздо лучше нынешних погремушек.

Или зайчики – таких куколок мама или старшая сестра сворачивала ребенку из лоскутка, чтобы тот не плакал и не скучал, когда оставался один. Зайчик – друг, которому можно поведать свои тайны, рассказать о том, что на душе твориться, пожаловаться, если что не так.

Куклу Нянюшку делали малышам, которые уже начинали ходить и выходить из дома на улицу. Считалось, что эта куколка обережёт ребёнка от нечаянных страхов, от встречи с неведомым. А вот кукла Каша – эдакий мешочек с ножками-ручками, красной ниткой перетянутый, ростом с горшочек. На этой кукле девочки учились варить кашу (красная нить как раз отмечала уровень крупы в горшке) и рукодельничать (наряды для раздетой куклы маленькая мастерица делала сама).

Через такие игрушки дети знакомились с укладом жизни и учились взаимодействовать с миром. И от того, как шла эта учёба складывалась вся их дальнейшая жизнь – известно ведь, что личность и характер ребёнка формируется к уже трём годам, а к пяти складывается окончательно. А от того, какие игрушки сопровождают становление ребёнка, во многом определяет, каким он вырастет: цельным уравновешенным человеком или тревожным невротиком.

«Кукла для малыша должна быть маленькой, такой, чтобы он мог её видеть всю, целиком, ведь кукла – это мир ребенка, где он хозяин, волшебник, творец и важно, чтобы он видел свой мир целым» – говорит Арида. «И традиционная игровая кукла – именно такая. Сегодняшние родители зря стремятся купить игрушки получше и подороже, ведь они – большие, мёртвые, пустые. Для ребёнка будет намного роднее куколка из тряпочек, скрученная любящими материнскими или бабушкиными руками».

Она добавляет, что в старину считалось: игрушка для ребёнка до четырёх лет должна быть тёплой, из ткани или дерева. Холодной на ощупь игрушкой можно было, по поверью, «застудить душу».

Помимо игровых, куклы в народной традиции делились на обрядовые, обережные, целительные. Появляясь в жизни человека с его рождением, они оставались непременными участниками всех событий. Кукол-Пеленашек крутили из тряпочек перед появлением младенца. Куклы-Лихоманки, которых сжигали на масленичном костре, забирали с собой всевозможные несчастья и болезни. Январская кукла-Коляда помогала с исполнением желания, загаданного на год, и блюла общий достаток в доме. Куклу Зернушку-Крупеничку, которая делалась из мешочков с крупой, шили на осеннее равноденствие. И она стояла-красовалась на обеденном столе до следующего посева, напитываясь атмосферой дома своих хозяев.

«В традиционном укладе применяли несколько сотен кукол, – говорит Арида. – И у каждой из них была своя роль. Роженицу делали в помощь рожающей матери, Кормилку – в помощь кормящей, Желанницу – для исполнения желаний, шестирукую Филипповку – как помощницу по хозяйству, чтобы в доме были чистота, порядок, уют. Занятие это было женским, но и мужчины хорошо разбирались в куклах. Когда в дом приходила молодая, именно свёкор осматривал кукол, которые она приносила с собой. И по ним видел, что из себя представляет жена его сына, будущая мать его внуков».

И действительно, при всей, вроде бы, незатейливости конструкции, – тряпочки, палочки, нитки – кукла требует определённого настроя и состояния сознания. И если настрой не тот – кукла выйдет кривая. Убирая эту «кривость», раз за разом «налаживая» куклу во время работы с ней можно «поладить» и собственные искривления. А заодно разобраться в своих представлениях о людях и отношениях в семье, о счастье и достатке. А как только получилась красавица, радующая душу – значит, изменилось что-то и в мастерице, из чьих рук эта красота вышла.

Насколько чётко куклы диагностируют характер и состояние, я увидела, когда училась крутить тряпочных кукол на занятиях у Ариды. Потрясающая экспресс-диагностика! Моя первая Кормилка получилась уставшей и измождённой – эдакая заморенная многодетная мамаша, которая кормит, как долги отдаёт. Но пока я смотрела на неё и соображала, какие-такие долги меня измотали, кукла выправилась, выпрямилась, и вот уже у меня в руках – баба в силе. И кормит она не потому, что должна, а потому, что может. Предназначение у неё такое. И уже вторая Кормилка, которую я сделала на следующий день, получилась развесёлой, полной сил первородкой. Моя первая Нянюшка получилась заполошной кулёмой, которая сама всего боится. Зато следующая – настоящий предмет силы. И то же самое происходило с другими участницами занятий – не смотря на одинаковую форму, у каждой получалась кукла со своим образом, со своим содержанием, отражающим состояние мастерицы.

Вот цитаты из «Живого журнала», где «кукольницы» основали собственное сообщество: «Смотрю на Барби, они жёсткие, холодные, а тряпочные куклы такие мягкие и теплые. А ведь через кукол передается образ мира. Так какой образ закладывается у малыша, который играет с холодной Барби, да и вообще с пластиковой куклой?»

«У маленькой дочки моей подруги много игрушек, но она с ними мало играет, может бросить, а может и оторвать что-нибудь. А вот куклу, что мама сделала, она взяла осторожно, бережно. Посмотрела, поулыбалась, прижала к себе, а потом начала играть. Ощущение, что чувствует – кукла непростая».

«Пока я знаю не так много кукол, но уже влюбилась в Куваток – маленьких обережных куколок, жительниц мира любви! Несколько недель подряд по выходным скручиваю три-пять Куваток, обвесила ими машину мужа, постель сына, потом раздаривала знакомым. Поразительно, как встречают Куваток те, кому я их дарю. Потрясающий душевный отклик!»


Годах в пятидесятых прошлого века психологи признали то, о чём говорили эзотерики: поведение человека нечто большее, чем проявление инстинктов и подавленных желаний. И сегодня в России появилось множество последователей различных психологических методик, призванных помочь человеку наладить отношения с миром и обществом: психодрама, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия, телесно- ориентированная терапия. Но не изобретают ли современные психологи велосипед, на котором уже «катались» наши предки?

И русская этнография в этом не уникальна – любая народная культура, будь то индейцы или эскимосы, несёт в себе способы очищения психики и сознания. «Этнопсихология изначально приспособлена под нужды того или иного народа, она – часть культуры жизни общества», – отмечает Арида. И добавляет, что за свою практику перебрала множество методик и на собственном опыте убедилась: то, что заложено в русской народной психологии при работе с нашими соотечественниками срабатывает гораздо лучше и органичнее, чем методы, придуманные психологами-иностранцами. И трёхчасовая работа над куклой способна дать такое очищение души, которое не получишь и за несколько сеансов психоанализа.

К слову:

Помимо прочего, традиционные славянские куклы несли в себе космогонические и мифологические образы. Как отмечает в своей книге «Текстильные обрядовые куклы» минская кукольница Зинаида Ивановна Зимина, двойная кукла Козьма и Демиан отражает представление славянского мифа о «близнецах», известного едва ли не всем индоевропейским космогоническим системам.

А в кукле для свадебного пирога, где на веточке с двумя развилками расположены фигурки жениха и невесты, отразилось Мировое дерево – своеобразная модель Вселенной и Небесный мир, и Земной, и Подземный.

Традиционные славянские куклы не имеют лица. И это не случайно – считалось, что кукла находится на границе между миром людей и миром духов. Именно это делало её предметом очистительной и защитной бытовой магии. Кроме того, соблюдалась своеобразная «техника безопасности» – по традиционным представлениям самых разных народов считалось, именно через рот, глаза и нос в изображения вселяются духи. Изготавливая обрядовую куклу, женщина эмоционально настраивалась на определённое состояние, верила в силу «сделанного».

Обрядовую куклу усиливало то, что при её изготовлении читали заговор, иногда – до конца и ни разу не сбившись точно в течении времени изготовления куклы. Ну чем не медитация, останавливающая внутренний диалог и концентрирующая на нужной проблеме!

Наталья Никифорова

http://cosmoforum.ucoz.ru/forum/5-258-23863-16-1339689678

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Игры в куклы | Mariquita_Olya - Дневник Mariquita_Olya | Лента друзей Mariquita_Olya / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»