Вокализ (в переводе с латинского «гласный звук») – это исполняющееся на гласном звуке произведение, чаще всего для сопрано с инструментальным сопровождением. Отсутствие слов и кантиленность позволяют ярко показать красоту человеческого голоса. В джазово-эстрадном вокализе также может использоваться подходящая напевная фраза, созвучная музыке.
Публичное исполнение сложных вокализов от певцов (чаще это – певицы!) требует «определенной смелости»: показать голос как он есть, без всяких прикрас – это, как если бы обывателю пришлось раздеваться на нудистском пляже.
1. Вокализ из фильма "Русалочка", Евгений Крылатов
Советско-болгарский фильм «Русалочка» с музыкой Евгения Крылатова вышел на отечественный экран в далеком 1976-м. Евгений Павлович очень любил эту картину, дорожил ею и весьма печалился, что ее популярность была несколько меньше, чем у других его киноработ. Главную музыкальную тему этого фильма композитор считал своей лучшей мелодией.
2. Вокализ, Арно Бабаджанян
Этот вокализ-ария стал одним из последних поизведений Арно Бабаджаняна. Он был написан специально для сопрано Лусине Закарян и передан ей незадолго до кончины композитора. Он выполнен в стилистике неоклассицизма и до сих пор любим и часто исполняем певицами
Вокализ (в переводе с латинского «гласный звук») – это исполняющееся на гласном звуке произведение, чаще всего для сопрано с инструментальным сопровождением. Отсутствие слов и кантиленность позволяют ярко показать красоту человеческого голоса. В джазово-эстрадном вокализе также может использоваться подходящая напевная фраза, созвучная музыке.
Вокализ из фильма «Усатый нянь».
Звучит голос юной Ольги Рождественской, дочери известной исполнительницы Жанны Рождественской.Отсутствие слов не помешало зрителю запомнить этот самый вокализ, который стал ассоциироваться с детской темой.
4. Вокализ, Сергей Рахманинов
Вокализ был написан композитором в 1915 году и посвящен Антонине Васильевне Неждановой, выдающейся русской –советской оперной певице. Вокализ стал одним из самых популярных произведений Рахманинова, а также одним из наиболее часто исполняемых вокализов за всю историю.
Трогательную историю об отношении самого С. Рахманинова к этому своему произведению рассказал великий скрипач XX века Натан Мильштейн, лично знавший и много общавшийся с композитором:
«Как-то раз мы с Пятигорским приехали, не условившись заранее, к Рахманинову домой - как всегда, около четырех часов дня. Пятигорский был с виолончелью, я - со скрипкой. Дверь нам открыла прислуга: «Тихо, тихо - хозяин спит...» (Днем, после русского обеда, Рахманинов обыкновенно отдыхал. Дом в это время замирал.) На цыпочках мы с Пятигорским вошли в гостиную. На пюпитре увидели ноты рахманиновского «Вокализа», который мы оба знали очень хорошо. Не сговариваясь, мы оба вынули инструменты из футляров и стоя начали играть «Вокализ» - тихо-тихо, в унисон, с разницей в октаву.
Вдруг к нам вышел Рахманинов. Заспанный, он был похож на арестанта со своей короткой стрижкой и в полосатой пижаме с поднятым воротником. Без слов он подошел к роялю и, тоже стоя, подыграл нам аккомпанемент - но как! Когда мы все доиграли «Вокализ» до конца, Рахманинов все так же безмолвно ушел из комнаты - со слезами на глазах...».
5. Вокализ из сериала "Закрытая школа", Антон Шварц
Однофамилец известного советского композитора является музыкальным продюсером более 190 проектов. В качестве композитора он выступил в фильмах «Одна жизнь на двоих», «Мосгаз», «Закрытая школа», «Татьянин день», «Адъютанты любви», «Вы все меня бесите», «Склифосовский», «Хозяйка моей судьбы».
Он родился 28 ноября 1978 года в городе Санкт-Петербург. Окончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургской Консерватории имени Римского-Корсакова, а также обучался на эстрадно-джазовом и звукорежиссерском отделениях Санкт-Петербургского государственного института культуры.
Конечно, здесь представлены далеко не все выдающиеся произведения данного жанра.