• Авторизация


Вышивка народного костюма 10-04-2012 00:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Вышивка народного костюма     www.narodko.ru/article/ornament/

Орнаменты для вышивки

Орнамент возник ещё до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, рыл себе для жилища землянки, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии, ромбы.

Прочитать знаки орнаментов – задача довольно-таки трудная.

На фото - ткани в горошек.

[показать]

Известно, что древний человек был охотником. Он знал, что сила зверя заключалась в бивне – это его оружие. Бивень или его срез рисовали в виде ромба. Этот знак содержал в себе силу и могущество. Поэтому древний человек рисовал его на своем теле, предметах, которые его окружали. Набегающие друг на друга ромбы - знак счастливой охоты, удачи, знак жизни, плодородия. Для того чтобы поля были щедры на урожай, человек просил у Неба, Солнца и Земли удачи, творил заклинания. Для этого он повторял узоры.

Значения:

ромб, как уже сказано, - символ плодородия

волнистые линии символизировали воду;

горизонтальные - землю;

косые - дождь, пересекающий путь к солнцу;

точки между ними - зерна, брошенные в нее;

свастика - солнце (солярный символ), пожелание благополучия.

Часто древние мастера изображали знаки, которые обозначали солнце. Это солярные знаки. Свастика - тоже солярный символ, и видов свастики существовало множество.

Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты - как в круге, так и без него. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть "катилось" по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой. Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия. Особенно часто она встречается в северных вышивках как полотенец и рубах, так и в браном ткачестве.

Много тайн могут раскрыть древние орнаменты на одежде, посуде, в жилищах. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента.

Заметим, что народ тщательно отбирал из множества знаков и бережно хранил лишь те, что, по его мнению, способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче.

[показать]


ДЕКОРИРОВАНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО КОСТЮМА ВЫШИВКОЙ

Автор текста - И. В. Куприянова

Вышивка - один из древнейших способов украшения не только костюма, но и ткани вообще. В старину слово "шить" означало "вышивать", и это умела каждая уважающая себя женщина.

Вышивание требовало не только мастерства, но и большого терпения, и считалось не прихотью и не развлечением, а важным и нужным делом. Старожилы Алтая без вышитых узоров не представляли себе нарядной, праздничной мужской и женской одежды.

Вышивка крестьянского костюма не только красочна, но и разнообразна: в ней использовались различные техники шитья, множество орнаментальных мотивов и богатые цветовые сочетания. Но если внимательно всмотреться, то обнаруживается, что при всем этом многообразии в декоре одежды есть нечто общее: вышивальщицы руководствовались определенными правилами и традициями, за рамки которых не выходили никогда.

Мастерицы украшали вышивкой не только перед, но и спинку одежды, декорировали рубаху и сарафан, даже если поверх них крестьянка надевала нарукавники, к вышивка ими закрывалась полностью.
С современной точки зрения это может показаться странным. Объяснения этому следует искать в глубокой древности. Тогда стихийные бедствия и болезни приписывались действию злых сил, от которых люди пытались уберечься, нанося узоры на свою одежду и жилища. Таким образом, вышивку в ее первоначальном значении нужно рассматривать прежде всего как оберег, и только потом как украшение.
Спина - самое уязвимое место человека, и должна быть хорошо защищена. Именно поэтому вышивку часто делали на спинке одежды. По этой же причине вышивку могли закрыть другой одеждой: не важно было, что она не видна: а важно, что она, находясь в нужном месте, предохраняла своих хозяев от злых сил.

На одежде вышивке отводились те места, которые прикрывали органы, наиболее важные для жизни и здоровья людей.

Прежде всего, это голова, олицетворявшая разум. Оберегающая ее вышивка находилась на шее. На женских сборных рубахах вышивка шла по вороту или по борам, либо покрывала то и другое. В мужских рубахах декорировались ворот-стойка, горловина, косой разрез. Орнамент ворота мужских (в частности, свадебных) рубах мог спуститься впереди слева на грудь, как бы защищая очень важный орган человека - сердце. В женском старожильческом костюме вышивка, закрывавшая сердце, находилась на борах или складках сарафана в верхней его части. Если позволял корой сарафана, такую же вышивку делали на спине.

Широко распространена была вышивка на полюсах женских рубах, закрывавшая плечи и как бы оберегавшая их силу.

Декорировался также низ рукава: по древним представлениям, эта вышивка оберегала ловкость руки, без которой невозможен полноценный труд. Орнамент в этом случае накладывался на обшлага мужских и женских рубах.

Со временем обереговое значение вышитых орнаментов было забыто, но крестьянки, в силу своей приверженности традициям, продолжали наносить на свою одежду старинные узоры.
В своей работе вышивальщицы использовали хлопчатобумажные, шелковые нитки, а так же мулине. В одних случаях использовалась канва, в других вышивка велась по счету волокон, которые хорошо просматриваются на домотканом холсте, на покупных же тканях просто "на глаз".

[показать]Широко распространена была техника вышивки "по счету", или "счетная гладь". "По счету" вышивали борики, собранные на вороте и запястьях рубах, на верхе сарафанов и т.д. Этот шов выполняется следующим образом: по борам прокладываются сверху вниз, нижний ряд рядом с верхним, сливаясь с ним в цельный узор (рис. 1).

Рис.1- справа

[показать]Чем больше рядов в рисунке, тем он шире; число их может доходить до 100.

На ткани этот шов выполняется аналогично, только вместо боров ориентиром служит определенное количество волокон.

[показать]Простым крестом вышивались элементы мужских рубах - косовороток (рис. 2), полики женских рубах (рис. 3).

Мужские рубахи-косоворотки без стойки, сарафаны, нарядные нарукавники старообрядцев Южного Алтая обильно расшивалась поддевчатым швом, называвшимся так же "верхошов" и "соты" (рис. 4).

[показать]Рис. 2. Элемент вышивки на мужской рубахе
Рис. 3. Элемент вышивки на женской рубахе
Рис. 4. Образец орнамента, выполненного поддевчатым швом

Единицей шва является маленький овал. Выполнять его нужно так: вначале выкладывается основа - две стенки, состоящие каждая из двух вертикальных стежков. Затем верхние стежки перевиваются нитью: иголка выходит на лицевую сторону рядом со стыком стежков стенки, "ныряет" под левый стежок изнутри выполняемого овала наружу, "ныряет" под правый стежок наружи внутрь и закрепляется ходом нити на изнанку ближе к углу овала, после чего аналогично перевиваются нижние стежки (рис. 5).

[показать]Рис. 5 - слева. Технология выполнения поддевчатого шва

Шов состоит из наполовину примыкающих друг к другу овалов, образующих диагональные линии геометрического орнамента.

Можно вначале выполнить всю или часть основы орнамента, а затем перевивать ее.

Край ворота и низ рукава женских рубах часто обшивался швом "в замок", известным в наше время как "обметочный".

При расшифровке вышивок на костюмах и полотенцах очень важно правильно установить технику вышивки, если она имеется, места ее расположения на одежде, рисунок, материал, а так же цветовую гамму ниток, ее соотношение с цветом ткани костюма.

Традиционная славянская символика

[показать]

Кресты - преграда и отвращение зла, знак закрытости и защиты. 

Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни. Есть ещё образ Мирового Древа - дерево с птицей на вершине.

Цветок - символ красоты и непорочности, красный цветок - символ земной любви, сексуальной привлекательности. 

Звезды - знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольные или ровные лучи. Знак разума и просветительских мыслей. 

Круги - символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе. 

Квадраты - знак земледельцев, символ плодородия полей. Часто перемежаются светлый и темный квадраты, иногда они усиливаются штриховкой вдоль или поперек. 

Спираль - символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая - сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира - если цвет красный, белый или же черный.

[показать]

Волнистая линия - волны, вода, мировой океан. Символизирует начало жизни, умение приспособиться к обстоятельствам. Если линии расположены вертикально - это знак самосовершенствования, «лестница в небо», путь к тайным знаниям. 

Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения. 

Обережная вышивка

Цвета оберега связаны с защитой одной из семи чакр человека.

Красный - для самой нижней, расположенной в районе копчика и отвечающей за мочеполовую систему, прямую кишку, опорно-двигательный аппарат. Оранжевый - для второй, находящейся на несколько пальцев ниже пупка, отвечающей за половую энергию и почки. Желтый - для третьей чакры (область солнечного сплетения) - центра жизненной энергии, отвечающей также за все органы брюшной полости. Зеленый - для четвертой, сердечной чакры. Она контролирует деятельность не только сердца, но и легких, позвоночника, рук, отвечает за наши эмоции. Голубой - для пятой, горловой, ответственной за органы дыхания и слуха, горло и кожу, а также творческий потенциал человека. Синий - для шестой (зона «третьего глаза»), ответственной за наши интеллектуальные способности. Фиолетовый - для седьмой (темечко), связующей нас с Высшими силами, с Богом. 

Нужно только сложить все вместе - цвет, тип ниток, узор - и сделать обережную вышивку для близкого человека, для родных, решив прежде всего, от какой беды вы его защищаете. 

 

Славянская символика в вышивке

ЗНАКИ

1) Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, «хляби небесные» - горизонтальными.

2) Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.

3) Квадрат (или ромб), поделённый крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия.

4) Колокрес (крест в круге). Знак Солнца. преграда и отвращение зла, знак закрытости.

5) Крада («решётка») – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костёр.

6) Крес (равносторонний крест: прямой или косой) – знак Огня (и Бога Огня - Агуни).

7) Месяц – Знак луны, месяца. Известны подвески «лунницы».

8) Петушиный гребень с семью выступами – знак Огня.

9) Рог изобилия. Знак богатства, изобилия.

10) Ярга (свастика). Иначе – коловорот. Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга – знак Солнца (и, соответственно, Богов Солнца: Хорса, Даждьбога и др). По направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак тёмного Солнца (солнца Нави). Солнце Яви – благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави – разрушительная Сила. Согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название. Мы знаем, что Солнце ночью не находится под Землёй, но в наличии разрушительного аспекта у Солнца трудно усомниться... Есть две трактовки определения направления вращения знака; традиционная, насколько мне известно, такова: концы лучей загибаются против направления вращения.

11) Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.

12) Спираль - символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая - сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира - если цвет красный, белый или же черный.

13) Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

БОГИ

Женщина с поднятыми ладонями - Макошь 
С опущенными - Лада.

Чеще всего они изображены с оленями по бокам. Богини эти отождествлялись с двумя северными созвездиями — Большой Медведицей и Малой. Как известно, на Руси эти созвездия раньше звались Лосиными.

ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА

1) Бык – знак Велеса. 
2) Волк – знак Ярилы. 
3) Ворон - знак мудрости и смерти, Велеса. 
4) Дерево – знак жизни и плодородия; или – Мироздания (Мировое Древо). 
5) Змей – знак Земли, мудрости, Велеса. Связан с Нижним Миром. 
6) Конь – знак Солнца, Солнечных Богов. 
7) Лебедь – знак Мары, смерти, зимы. 
8) Медведь – знак Велеса. 
9) Олениха (важенка) или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц). 
10) Орёл – знак Грома, Перуна. 
11) Петух – знак Огня, Агуни. 
12) Сокол – знак Огня, Агуни. Есть мнение, что «трезуб» (герб Рюриковичей и современной Украины) – стилизованное изображение сокола в полёте. 
13) Кукушка – знак жизни, Живы. 
14) Козёл – знак плодородия, плодовитости. 
15) Свинья – знак плодородия, изобилия.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Вышивка народного костюма | замечательнаяя - Я НЕ БЛОНДИНКА!!! Я СЛАВЯНКА!!! | Лента друзей замечательнаяя / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»