Это цитата сообщения
Galyshenka Оригинальное сообщение
В Лувре, величайшем музее мира, самой главной драгоценностью является это небольшое произведение - картина размером 77х53 см. Изображение, сделанное на доске тополя, покрыто сеткой кракелюров. Оно пережило ряд не слишком удачных реставраций и заметно потемнело за пять столетий. Но с веками (даже не с годами) всё больше и больше ценителей её красоты.
Да, той, кто изображена на картине, исполнилось бы 540 лет в 2019 г. и именно сегодня, 15 июня.
Есть ли эликсир бессмертия? Он в творении великого мастера, оживившего свою модель на все времена. Глаза сияют блеском, уголки губ подрагивают в загадочной улыбке-усмешке, грудь вздымается... Конечно, это всего лишь оптический обман, возникший из-за техники сфумато, в которой написана картина — по принципу рассеивания, отсутствия чётких границ между предметами. Но любые научные объяснения и ненаучные догадки не могут изменить впечатления от живого взгляда из далекой эпохи Возрождения.

Что известно о жизни той, которую звали Лиза дель Джокондо?
Жизнь
Лиза дель Джокондо (итал. Lisa del Giocondo) родилась 15 июня 1479 года. Лиза Герардини (по своей девичьей фамилии) была знатной флорентийкой.
В эпоху Кватроченто Флоренция была одним из крупнейших и богатейших городов в Европе.
Лиза родилась на Виа Маджио во Флоренции

Via Maggio в 2019







Впрочем, долгое время местом её рождения считалось поместье Вилла Виньямаджио (итал. Villa Vignamaggio), неподалёку от итал. Greve (городе Греве-ин-Кьянти)


Villa Vignamaggio


Семейство Герардини было древним, аристократическим, но обедневшим и потерявшим во Флоренции свое влияние. Оно было достаточно обеспеченным и пользовалось доходами ферм в Кьянти, на которых производилось оливковое масло, вино, выращивались пшеница и скот.
Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды вдовел. В первом браке он был женат на Лизе ди Джованни Филиппо де Кардуччи, а во втором - на Катерине ди Мариотто Ручеллиа, которые обе умерли во время родов. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио.
Девочку назвали Лизой в честь бабушки по отцовской линии. У Лизы было три сестры и трое братьев, она была старшим ребёнком в семье.

Мост Санта-Тринита Италия, Флоренция.

Семья жила во Флоренции, вначале неподалёку от Санта-Тринита, позже переехала в съемный дом около Санто-Спирито, по всей вероятности из-за финансовых проблем, не позволявших поддерживать прежний дом в хорошем состоянии.

Basilica di Santo Spirito


Семья, живя во Флоренции, несколько раз переезжала и, наконец, поселилась по соседству с Пьеро да Винчи, отцом Леонардо. Мессир Франческо был дружен с Пьеро да Винчи.

Пьеро да Винчи отец Леонардо
5 марта 1495 года, в возрасте 15 лет, Лиза вышла замуж за Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо (итал. Francesco di Bartolomeo di Zanobi del Giocondo),
Интересно, что Фамилия Джокондо переводится как "веселый" или "радостный".
Лиза Герардини стала его третьей женой. Ее приданое было скромным и состояло из 170 флоринов и фермы Сан-Сильвестро, которая находилась неподалеку от загородного дома семьи Джокондо.

Farm-house Monastero San Silvestro (Cortona, Arezzo)
Возможно это и не то место, но земля прекрасной Италии неизменна

Можно думать, что жених не гнался за богатством, а просто полюбил скромную девицу из семьи, не обладавшей значительным состоянием. К тому же он был намного старше своей молоденькой жены - на момент брака ему исполнилось 30 лет.
Можно утверждать, что супруги принадлежали к среднему классу. Брак мог повысить социальный статус Лизы, поскольку семья её супруга могла быть богаче её собственной. С другой стороны, брак был выгоден и Франческо, поскольку он породнился со «старинным родом».
Джокондо были торговцы шелком и одеждой. Кроме того, Франческо дель Джокондо обладал фермами, которые были расположены в Кастеллина-ин-Кьянти и Сан-Донато в Поджио рядом с двумя хозяйствами, ставшими позже собственностью Микеланджело Буонарроти. Франческо стал подниматься выше по социальной лестнице и в 1512 году был избран в состав Синьории Флоренции.

Piazza della Signoria pictures, Florence

Вероятно, Франческо дель Джокондо имел связи с политическими и коммерческими интересами мощной семьи Медичи, потому что, когда правительство Флоренции боялось их возвращения из изгнания, то Франческо был оштрафован на 1000 флоринов и заключен в тюрьму. Однако был выпущен, когда была восстановлена власть Медичи.
Госпожа Лиза дель Джокондо прожила свою жизнь в мире и согласии со своим супругом. Она воспитывала его сына от первой жены Камиллы Ручелаи. Мачеха Лизы, Катерина и Камилла были родными сестрами. Лиза дель Джокондо своим браком подняла собственный социальный статус, поскольку семья, в которую она вошла, была значительно более состоятельной, чем ее собственная. Через восемь лет, в 1503 году, Франческо купил для своей семьи новый дом на Виа делла Стафа, рядом с его старым домом.

На карте исторического центра Флоренции красным отмечен дом, где жили Франческо и Лиза, фиолетовым – дома родителей Лизы. Первоначально они находились на северном берегу, ближе к реке Арно, а затем на юге на другом побережье.
У супругов родилось пять детей: Пьеро, Камилла, Андреа, Джокондо и Мариетта. Впоследствии Камилла и Мариетта будут пострижены в монахини. Камилла, принявшая при пострижении имя Беатриче, умерла в 18 лет и похоронена в Санта-Мария-Новелла. Мариетта приняла имя Людовика и стала уважаемым членом монастыря Сант-Орсола.

Базилика Санта-Мария-новелла

В 1538 году Франческо скончался, когда в город пришла эпидемия чумы. Перед смертью он распорядился вернуть любимой жене ее приданое, одежду и драгоценности: Лиза дель Джокондо как верная и примерная супруга должна быть всем обеспечена.
Точная дата смерти госпожи Лизы не установлена. Есть предположения, что она скончалось в 1542 году в возрасте 63 лет. Другая дата ее смерти – это приблизительно 1551 год, когда ей исполнилось 71-72 года. Она похоронена в монастыре Святой Урсулы во Флоренции.

Внутренний двор монастыря Святой Урсулы. Флоренция

В 2015 году место захоронения Лизы дель Джокондо было обнаружено группой итальянских ученых под руководством Сильвано Винчети под полом бывшей церкви флорентийского монастыря святой Урсулы. «Мы почти уверены, что все найденные нами останки XVI века. Мы нашли в архивах, что это крипты монахов-францисканцев, а ведь дочь Лизы Герардини дель Джоконды была монахиней именно этого ордена. Поэтому её мать, которую все называют Моной Лизой, и разрешили похоронить здесь. Это была большая честь... Если все пойдет, как запланировано, то мы сможем восстановить её лицо, это позволяют современные технологии».





Бессмертие
Основоположник современного искусствознания, итальянский живописец, архитектор и писатель Джорджо Вазари, в «Жизнеописаниях прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов»
младший современник Леонардо да Винчи. писал в 1550 году, через 30 лет после смерти мастера:

Фронтиспис первого издания

“Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным… глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека… Брови не могли быть более естественными: волосы растут густо в одном месте и реже в другом в соответствии с порами кожи… Рот, слегка приоткрытый с краями, соединенными алостью губ… мона Лиза была очень красива… улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо…” Секрет ее обаяния историк искусства объясняет тем, что «во время писания портрета он (Леонардо) держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам». Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы.

Леонардо да Винчи. Портрет Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо (Мона Лиза или Джоконда). 1503-1519 гг. Лувр, Париж
Да Винчи не оставил на картине дату и подпись. Нет ни единого упоминания связи автора с произведением, даже в его дневниках. Исследователи выяснили, что на полотно были нанесены три версии одной и той же картины.
Несмотря на сполна выплаченный гонорар, семья Джокондо заказ так и не получила — художник просто отказался отдавать полотно. Почему — неизвестно. И когда да Винчи уехал из Италии во Францию, то забрал картину с собой.
Первый обладатель картины — после автора — король Франции Франциск I тоже был в восторге от портрета. Он купил его у да Винчи за невероятные по тем временам деньги — 4000 монет золотом и поместил в Фонтебло.
Наполеон тоже был очарован госпожой Лизой (так он называл Джоконду) и перенес ее в свои покои во дворец Тюильри. После Французской революции ею завладел Лувр.
«Джоконда» находится в специальном зале Лувра, на создание которого ушло более семи миллионов долларов. Картина содержится в особой температуре под пуленепробиваемым стеклом.


Некоторые люди, любуясь «Джокондой» в Лувре, падают в обморок. В XIX веке от долгого любования произведением упал в обморок сам Стендаль. Исследователи утверждают, что такой эффект картина производит из-за колоссальной энергетики да Винчи, который потратил слишком много сил и нервов на создание своего шедевра.
В начале XX века (в 1911 г.) картину похитил работник Лувра. Целых два года никто не знал, где находилось произведение. Всемирно известной «Мона Лиза» стала только после этой кражи. До этого она считалась заурядным произведением эпохи Ренессанса.


Вор Винченцо Перуджа

возвращение Джоконды после кражи


Общепринятая версия гласит, что портрет именно Лизы дель Джокондо был написан Леонардо, и в таком случае, он мог быть заказан художнику её мужем, вероятно, чтобы отметить рождение сына или покупку дома. Но у Моны Лизы есть соперницы. Есть вероятность того, что Вазари мог описать другую картину, т.е. Джоконда вовсе не тот портрет, который мы знаем. Скептики ссылаются на то, что Вазари был 8-летним мальчишкой, когда умер Леонардо. Он не мог лично знать художника или его модель, так что изложил лишь информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо.

Неизвестный художник (ученик Леонардо да Винчи). Мона Лиза. 1503-1519 гг. Музей Прадо, Мадрид
На эту Мону Лизу мало обращали внимания до 2012 года. Пока однажды рестораторы не расчистили чёрный фон. И о чудо! Под темной краской оказался пейзаж – точная копия луврского заднего плана.
Прадовская Мона Лиза моложе лет на 10 своей конкурентки из Лувра. Что соответствует реальному возрасту настоящей Лизы. Она приятнее внешне. У неё есть брови в конце концов. (у Вазари брови есть в описании портрета, в то время, как на самом портрете они по-видимому уничтожены неудачными реставрациями)
Однако эксперты музея Прадо не стали претендовать на титул главной картины мира. Они признали, что работа выполнена одним из учеников Леонардо.


Благодаря этой работе мы можем представить, как выглядела Луврская Мона Лиза 500 лет назад. Ведь портрет из Прадо гораздо лучше сохранился. Из-за постоянных экспериментов Леонардо с красками и лаком, Мона Лиза очень сильно потемнела. Скорее всего, она когда-то тоже была в красном, а не в золотисто-коричневом платье.

Франческо Мельци. Флора (Коломбина). 1510-1515 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Флора очень подходит под описание Вазари. Юная, очень красивая, с необыкновенно приятной улыбкой алых губ.
К тому же именно так описывал сам Мельци любимую работу своего учителя Леонардо. В своей переписке он называет её Джокондой. На картине, по его словам, была изображена девушка невероятной красоты с цветком Коломбины в руке.
Однако мы не видим её “влажных” глаз. К тому же вряд ли синьор Джокондо позволил бы своей супруге позировать с оголенной грудью.
Так почему же Мельци её называет Джокондой? Ведь именно это имя наводит некоторых экспертов на мысль, что настоящая Мона Лиза находится не в Лувре, а в Эрмитаже.
Возможно, за 500 лет произошла путаница. С итальянского “Джиоконда” переводится, как “Веселая”. Может так и называли ученики и сам Леонардо свою Флору. Но так получилось, что это слово совпало с фамилией заказчика портрета, Джокондо.

Неизвестный художник (Леонардо да Винчи?). Айзелуортская Мона Лиза. 1503-1507 гг. Частная коллекция
Этот портрет был открыт широкой публике около 100 лет назад. Английский коллекционер выкупил её у итальянских владельцев в 1914 году. Те якобы не представляли, каким сокровищем обладают.
Была видвинута версия, что это та самая Мона Лиза, которую Леонардо написал на заказ для синьора Джокондо. Но не окончил его.


Также предполагают, что ту Мону Лизу, что висит в Лувре, Леонардо уже писал лет через 10. Уже для себя. Взяв за основу уже знакомый образ синьоры Джокондо. Ради своих собственных изобразительных экспериментов. Чтобы ему никто не мешал и не требовал картину.
есть гипотеза, что модель была не женщина, а мужчина. Это, конечно, добавляет загадочности истории Джоконды. Особенно, если сравнить картину с другой работой да Винчи — «Иоанн Креститель», на которой юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза.

«Иоанн Креститель»
В пользу этой версии говорят и особые отношения — на них намекал еще Вазари — модели и художника, что, возможно, связывали Леонардо и Салаи. Да Винчи не был женат и детей не имел. В то же время существует документ-донос, где аноним обвиняет художника в содомии над неким 17-летним юношей Джакопо Салтарелли.
Есть даже версия, что да Винчи оставил портрет Салаи (так как картина упоминается в завещании ученика мастера), а уже от него картина попала к Франциску I.
Впрочем, есть и немало других кандидаток на звание Моны Лизы, которые конкурируют с Салаи: это Изабелла Гуаланди, Джиневра Бенчи, Констанца д'Авалос, распутница Катерина Сфорца, некая тайная любовница Лоренцо Медичи и даже кормилица Леонардо.

По поводу пейзажа тоже нет единой точки зрения. Кто-то считает, что это Тоскана, долина реки Арно; кто-то убежден, что это северный, таинственный миланский пейзаж. За много веков изменился колорит картины. Сейчас он однородный, коричневатый. Пожелтевший со временем лак, взаимодействуя с синим пигментом, изменил цвет пейзажа.
Работники Лувра не называют самый знаменитый портрет мира Моной Лизой. Между собой они обозначают её как “Флорентийская дама”. Возмодно, многие из них уверены, что вряд ли она была женой синьора Джокондо. Значит, настоящая Мона Лиза находится где-то ещё..?
http://fb.ru/article/262713/liza-del-djokondo-biog...iza-rabotyi-leonardo-da-vinchi
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лиза_дель_Джокондо
https://arts-dnevnik.ru/leonardo-da-vinchi-mona-liza/
https://bigpicture.ru/?p=334922
https://www.parafraz.org/single-post/facts-about-Mona-Lisa
https://diletant.media/articles/33156311/
Серия сообщений "История известных живописных произведений":