Заповеди Искателя -
продолжение...
Однажды зимой женщина шла по дороге и увидела на ней замерзшую змею. Женщине стало жалко её, она подобрала змею и принесла в свою хижину. Постепенно змея согрелась и проснулась. Женщина, доброе сердце, напоила её молочком. Когда змея окончательно отогрелась и насытилась, она укусила добрую женщину. «Зачем ты так поступила со мной, ведь я спасла тебе жизнь?» — спросила умирающая. «Ты же знала, что я — змея!» — ответила змея и уползла прочь.
Итак, первое заблуждение считать, что если вы кому-нибудь делаете добро, он должен ответить вам тем же. Как правило, вы и делаете добро в ожидании того же по отношению к вам. Это часто приводит к разочарованиям.
Большая часть благотворительных проектов терпит фиаско именно поэтому. И если вы собрались кому-либо причинить добро, посмотрите внутрь — что движет вами? Сколько там от страха, от алчности, от тщеславия, от желания чтобы с вами поступали так же. Или вами движет ощущение, что иначе поступить нельзя? Или вами двигают понятия о том, что хорошо и что плохо? Понятия Морали? Поскольку чаще всего, вы имеете дело с собой, разберитесь в мотивах, чтобы не попасть в трудное положение. Из каких мотивов вам хочется помочь? И после того, как разберётесь в мотивах — будьте бдительны — не забывайте, с кем имеете дело.
Что касается зла — не факт, что человек, которому в силу бессознательности (гнева, алчности, ревности, глупости и т.д.) вы причинили зло, обязан платить вам той же монетой. Возможно, он уже следует этой заповеди.
Далее. Следуя тому же принципу, что чаще всего вы имеете дело с собой, следует беспристрастно оценить свои стороны, которые подводят вас в жизни, работе. Если вы всего боитесь, но ведете себя как мачо — вы попадаете в беду. Если вы любите лгать и клянётесь, что говорите только правду — вы попадаете в беду. Если вы полны гнева и отрицаете это — вы уже в беде. Уяснив себе основные слабые черты своей личности, приняв их, и не забывая с кем имеешь дело, вы сможете избежать многих проблем.
Невнимательность, как и забывчивость, является проявлением бессознательности. Нужно быть внимательным к своим ощущениям и проявлениям, тогда вы сможете быть внимательным к проявлениям других, тогда вы начнете лучше видеть и понимать окружающих.
Например, вы понимаете, что человек, с которым вы регулярно общаетесь, склонен лгать. Вы можете принять или не принять это. Если же вы продолжаете общение, то вы понимаете, что никто всё время лгать не в состоянии, нужно просто помнить о склонности данного человека ко лжи, быть осознанным, чтобы вовремя отделить зерна от плевел, если это конечно для вас важно.
Другой человек возможно склонен к безответственному поведению как раз тогда, когда от него требуется совершенно обратное. Вероятно, он так проявляет свой страх ответственности, совершения ошибки. Если вы помните об этой особенности, вам нужно избегать ситуаций, где вся ответственность будет лежать на нем одном. И т.д. Например, вы дали знакомому в долг денег. Вернул он их гораздо позже, чем обещал, вы перестали надеяться, но все же вернул. Через некоторое время он снова просит денег. Вы, памятуя о прошлом разе, встаете перед дилеммой — отказать или дать взаймы (возможно навсегда). Можно пойти механическим путем закрытия и сразу отказать. Можно открыться и осознанно рассмотреть ситуацию: насколько жизненно необходимы деньги в настоящий момент ему и вам и т.д. Осознание текущей ситуации и следование предыдущим заповедям могут служить основой для принятия решения.
Есть и другая сторона вопроса. У бессознательности много лиц и проявлений. Если ваш начальник не выполняет обещаний, не следует надеяться, что он исправится. Тёмная сторона данного вопроса говорит нам о том, что нельзя надеяться на разумное поведение у механических, бессознательных людей. Люди — это всего лишь люди. Они склонны к слабости, необязательности. Они склонны умирать.
Примите их и живите с ними, не забывая, с кем имеете дело.
На Пути эта заповедь не менее актуальна. Имея дело с Тьмой и Светом, не забывай, с кем имеешь дело.
Тьма может дать покой и отдых. Свет может обжечь, ослепить.
Тьма будет манить силой, способствовать укреплению эго, соблазнять. Свет будет выводить за пределы обыденного и проявлять скрытое.И всё равно нужно выйти за пределы их обоих.
Напоследок: когда даёте обеты Богу, не забывайте, с кем имеете дело.
Как следовать: помнить.
Возможности искажения (настоящий добрый ум может исказить всё):
— выдавать страх людей и недоверие за выполнение этой заповеди;
— самооправдание: я отношусь к людям, как они этого заслуживают.
Обычно мы отдаем всю энергию внимания тому объекту, на который её направляем. В этот момент наше сознание отождествляется с этим объектом. Мы как бы теряемся, перестаем осознавать себя. Включите хороший фильм по телевизору и всё поймете.
Таким же образом наше сознание склонно отождествляться с эмоциями, мыслями и т.д. Пришел гнев — вы слились, потеряли голову, начинаете подавлять — вошла идея, сначала вы отождествляетесь с гневом, потом с идеей, что его нельзя проявлять. Таким образом, не то чтобы вас совсем нет, нет как целого, постоянного, неизменного самосознания. Нет центра, а присутствует только периферия, на которой вы в один момент времени осознаете весьма узкую часть своего бытия. Привычка подавлять желания и эмоции делает ваше осознание ещё более поверхностным и узким.
Поэтому самонаблюдение, самовспоминание во многих духовных традициях являются основными техниками работы над собой. На словах всё, как всегда, просто.
Во-первых, количество доступной вам энергии внимания — величина физическая. В силу этого, в каждый момент времени количество этой энергии ограничено. В силу этого же факта, при постоянной сознательной работе объём доступной энергии внимания может быть значительно увеличен. Начиная практику самовспоминания, вы должны разделить свое внимание на две части — одна из которых направляется наружу, на внешние объекты, вторая направлена на субъект — себя. На чувство тела, возникающие эмоции, желания, мысли.
Как говорил Гурджиев, внимание должно стать стрелой, направленной в обе стороны — наружу и внутрь одновременно.
Во-вторых, как только вы решили следовать этой заповеди, приложение усилия по самовспоминанию должно быть постоянным. Надолго поначалу вас хватать не будет, вы станете отвлекаться, забывать. Это не повод, чтобы бросать практику. Путь в тысячу миль начинается с одного шага.Помня себя, наблюдая себя, вы постепенно начнете видеть истинные мотивы своих действий, эмоций и т.д. При искреннем отношении к себе появляется возможность изменить свою внутреннюю ситуацию и, как следствие, свою жизнь.
Возможные препятствия:
— нежелание видеть себя, табу на встречу со своей обусловленностью.
Из желания безопасности, не доверяя никому, он стремится создавать неприкосновенный запас, копить на черный день и класть на смерть. Кажется, что деньги смогут защитить нас от всех бед. Поэтому нужно откладывать, чтобы, когда возникнет нужда, воспользоваться этими деньгами со всей присущей им силой. Человек начинает отказывать себе в простых вещах, которые могли бы принести удовлетворение сейчас, ради совершенно непонятного и неизвестного будущего. Фактически, человек откладывает жизнь. Завтра, как известно, никогда не приходит. Откладывая на завтра, вы не живете сегодня. Потом это становится привычкой, и вы уже не можете жить сегодня, сейчас.
Жизнь проходит очень быстро. То, что было возможно вчера, сегодня уже недостижимо. Вы чувствуете, что нужно что-то изменить в своей жизни, что-то сделать прямо сейчас, но, как кажется, условия не вполне подходящие; нужно подождать, может быть потом?Потом что-то отвлекает, наваливаются дела, всё отодвигается. Через какое-то время вы спохватываетесь, но оказывается, что условия стали еще хуже, что, оказывается, прошлый раз был вполне благоприятен. Откладывание решения ситуации, как правило, только усугубляет её. На Пути привычка откладывать приводит к топтанию на месте.
Вы практикуете техники никогда не вкладываясь целиком. Вы никогда не отдаетесь практике полностью, часть энергии откладывается. Вам говорят: сейчас есть возможность для интенсивной работы, для прорыва; вы говорите — я не готов сейчас; может быть позже.
Люди откладывают деньги и не могут ими воспользоваться (смерть, дефолт и т.д.); отложенная возможность никогда не повторяется. Если она снова и возникает, то это уже другая возможность, та — упущена.
Слушайте сердце, не давайте вмешиваться уму. Если возник порыв помолиться — молитесь, не откладывайте до вечера (утра). Выражайте, проживайте эмоции, сразу как они возникают. Если возник порыв сделать что-то, не откладывайте, вы упустите опыт. Если хочется кому-то что-то сказать, не откладывайте, завтра может не быть.
Жизнь коротка. Откладывая её, вы не живете; ожидая, когда всё изменится к лучшему, вы упускаете. Упустив, вы тешите себя надеждой. Но об этом другая заповедь.
Настойчивость и терпение — качества, без которых продвижение по Пути просто невозможно. «Терпение — мать Воли», — говорил Гурджиев.
Терпение — признак зрелости, признак наличия опыта. Незрелый ум нетерпелив, подчинен прихотям, перепадам настроения, быстро возникающим и мгновенно затухающим увлечениям.
Если такому уму что-то непонятно сразу, то он теряет интерес, начинает скучать, переключает своё внимание на другие вещи.
Например, вам говорится что-то о вашем состоянии, но вы в себе этого не видите, и, в силу этого, не понимаете. Поэтому типичная реакция выглядит так: вы отупляетесь, злитесь, потом закрываетесь. Или вы по заданию читаете притчу, пытаетесь понять уровни её смысла. Столкнувшись с препятствием, чаще всего повторяется вышеописанный цикл. Терпение поможет вам переждать механический порыв, и, применив настойчивость, беспристрастно смотреть на непонятую вами фразу, метафору, сравнение. Чем терпеливее вы будете, тем выше вероятность того, что вы всё поймете.
Медитация — это состояние ожидания, не направленного ни на какой объект. Ожидание без объекта недостижимо, если у вас нет терпения.
Другой момент: вы начинаете смотреть внутрь и сталкиваетесь с подавленным гневом, печалью, страхом и т.д. У вас сразу возникает желание убежать, забыться. Чтобы проработать подавленные эмоции, нужно войти в них, отбросив подавление. Это не очень приятное путешествие. Вы начинаете испытывать все виды дискомфортов. Но если вы можете терпеть, не переставая осознавать эмоции, свидетельствовать, наблюдать их, у вас кристаллизуется Воля.
Настойчивость необходима для достижения любой цели. Вспомните притчу о крестьянине, искавшем воду — он вырыл шесть колодцев по 1 метру глубиной, вместо того, чтобы вырыть 1 колодец в 6 метров глубиной! Настойчивость и терпение — незаменимы в Работе.
Надежда — очень опасная вещь. Надежда помогает спать спокойнее. Страус, засовывая голову в песок, тоже на что-то надеется. Жена надеется, что муж бросит пить, муж надеется, что жена каждый вечер будет покупать ему чекушку. Пенсионеры надеются, что пенсии вырастут, а цены — нет. Правительство надеется, что всё как-нибудь само образуется. Чубайс надеется, что Бога нет. Христиане надеются на второе пришествие И.Христа. Надежда позволяет вам откладывать. Надо бы что-то уже делать, но кто знает, может быть, всё еще изменится в лучшую сторону, и вы бездействуете. Может быть, начальник образумится, может я получу наследство, может всё будет хорошо.
Может быть я уже продвинулся на Пути, может быть Бог уже меня заметил и выделил из всех; может то, что я делаю и есть недеяние? Может у меня уже всё нормально? Не надейся. Надежда — это ничем не обоснованное ожидание, наполненное объектами.
Пока вы на что-то надеетесь, вы не способны вложить в действие всю энергию, стать тотальным и интенсивным. Надежда расслабляет. Надежда делает вас ленивыми и сонными. Вы похожи на пьяницу, который, напившись вечером, надеется утром встать без похмелья. Ну, может хоть в этот раз всё будет по-другому? Нет, всё так же, вы разочарованы. Но на смену одной несбывшейся надежде тут же приходит другая.
Доверяйте Существованию, будьте настойчивыми и терпеливыми в Работе. Но не надейтесь.
Мечтание, по сути, неправильное использование ума. Мечтание — один из многочисленных способов ухода от реальности.
Если вы испытываете неудовлетворение от ситуации, в которой пребываете, мечта становится удовлетворением. Мечта — ментальная мастурбация.
Удовлетворение, которое вы получаете во время мечтания — ложное, но к нему можно привыкнуть.
У вас нет денег, вы мечтаете о том, что они есть и как вы их потратите. Вам не хватает любви — вы строите себе воображаемые отношения.
Вас мучает собственная заурядность — вы представляете у себя открытие внезапных талантов, которые всех потрясают. Вам хочется большего — вы представляете себя магом, которому всё подвластно. В результате привычка мечтать помогает вам скомпенсировать неудовлетворенность, но не решить ваши проблемы.
Поэтому, когда вы осознали, что начали мечтать, посмотрите, что же вам хочется скомпенсировать, где неразрешенная ситуация, в чём неудовлетворенность. Не стесняйтесь признать проблему, иначе её будет никогда не разрешить. Признав и осознав проблему, у вас появится возможность увидеть возможные пути её решения. Поскольку мечтание — это процесс, чтобы его остановить, нужно представить финал мечтания — что у вас есть всё. Двигаться станет некуда, процесс останавливается.
Осознав бессмысленность компенсации неудовлетворенности мечтами, у вас появится возможность перестать тратить ментальную энергию попусту и использовать её для сознательной работы.
Если вы не получаете желанного, вы также впадаете в гнев. Жизнь превращается в гневную погоню за миражами, поскольку желания всего лишь часть системы, стимулирующей вас к действию. Пока присутствует желание принятие невозможно.
С другой стороны, принятию мешает страх. Вы легко можете принять ситуацию, в которой у вас нет никакого личного интереса. Если вы желаете, или боитесь какого-то конкретного разрешения ситуации, вы напряжены, вы готовы принять только желанный исход. Поэтому: попадая в ситуацию (любую), учитесь смотреть на неё, как если бы вы были посторонними людьми, одинаково безразлично воспринимающими любое её развитие. Это ключ.
Жизнь полна ловушек. Вы столько лет прожили в невежестве относительно себя, во лжи себе, что зачастую не можете увидеть, какое именно желание привело вас в ту или иную ситуацию. Учитесь искренне и беспристрастно смотреть на свои желания, на причины своих действий. Увидев и осознав эти причины, вы сможете отбросить желание. Отбросив желание, вы сможете принять.
Будду спрашивали: душа перерождается? А Будда бывало отвечал: Никак нет! «А что же перерождается?» — спрашивали его опять. «Только ваши идиотские желания» — величественно отвечал Будда. И, конечно же, он не врал, как некоторые. Не вру и я, говоря: желания являются протезом воли, желания являются вашими хозяевами; пока у вас нет воли, у вас нет я; пока у вас нет я, говорить о душе бессмысленно. В этом состоянии у вас нет ни воли, ни принятия. Соответственно, вы не можете ни принять Волю Его, ни следовать ей.
В этом месте дальновидные люди вводят понятие греха: с помощью страха они пытаются уравновесить буйство желаний. Возникает мораль: вы не можете следовать Воле, вы пытаетесь следовать ограничениям. Вы отупляетесь. И вы не имеете связи.
Заповеди искателя не имеют целью вас ограничить. Эти заповеди не создают мораль. Они даны, чтобы указать и облегчить Путь. Каждая из них является и целью и средством. При этом целью является соблюдение заповеди, а соблюдение её становится средством продвижения по Пути и роста понимания. Но, только сделав их частью своего бытия, вы сможете это ощутить.
«На всё Воля Божья» — эта расхожая формула самоутешения, произносимая, как правило, механически, без понимания сути. Как принять Его Волю?
Для начала нужно попытаться принять Его Существование. Для эго это представляет определенную трудность. Для эго существование Бога — неприемлемо; им трудно вдвоём. Эго делает из Бога объект проекций и эксплуатации. Всевышний должен выполнять желания (протез воли) эго. Ожидания эгодолжны сбываться, ведь оно надеется на это! «Дай нам то, что нам хочется, и веди себя прилично» — вот тонкая основа гордыни. Принятие же ведет к смирению. Как же принять Его Волю? Если вы не принимаете мир, вы не принимаете Его творение. Эго живет самоотрицанием — если вы не принимаете себя, вы не принимаете Его Творение, Его Волю. Если мы действуем из желаний, те, кто кристаллизовал полностью волю, действуют из я, те, кто сдались на Его Милость, действуют из Воли Его.
Есть два варианта отсутствия собственной воли (себя): 1 — вас нет, есть желания, 2 — вас нет, есть Воля Бога (Бог).
Между этими двумя состояниями лежит Путь, где вы должны создать свою волю, своё я, чтобы потом вручить всё Ему. Цель Пути — стать сознательным проводником Его Воли, прийти в великую гармонию с Существованием.
Кстати, приятная новость для христиан: Царство Божие — там, где царит Бог, где царит Воля Его. «Не ищите Царство Божие вовне» — говорил Иисус.
Оно случается внутри. Принятие Воли, по сути, есть сдача. Вы сдаете свою волю, вы сдаетесь. Вы перестаете бороться с Существованием. Что требуется для сдачи?
Во-первых, ваши слова не должны расходиться с делами. Не давай пустых обещаний. Ваше бытие должно быть приведено в состояние, когда вы способны держать слово. Иначе говоря, когда у вас уже имеется центр, над которым не властны мелкие субличности. Когда, если вы приняли решение, вы следуете ему, невзирая на настроение, самочувствие и мнение окружающих. Когда вы способны следовать своему решению, не оправдывая, не жалея себя — это и есть воля. Если же вы на другой день отказываетесь от своего решения — потому, что обстоятельства против вас, или у вас болит нога, или нет времени — ваше решение и вы ничего не стоите. Вам нечего сдавать.
Во-вторых, подчиняться трудно. Подчинение чужой воле всегда вызов для эго, чья бы это воля не была. Принятие Воли — это сдача, сдача — это подчинение. Как подчиняться Богу, который не понятен? Для этого нужна связь, очень тонкая чувствительность, особое восприятие. Поэтому тысячелетиями людям были нужны достигшие, проводники, Мастера. Люди из плоти и крови, через которых можно было бы осуществить сдачу Ему. Конечно, легче подчиняться человеку, который говорит с тобой на одном языке. Язык Божественного нужно ещё понять. Язык Мастера тоже труден, но на то он и Мастер, чтобы создавать способы понимания.
Однако подчиняться Мастеру не очень-то просто — у каждого человека при желании можно найти изъян. Искренний искатель сможет обойти обе трудности: выдавать свои желания за Волю Его, или же избегать Мастера, ссылаясь на то, что у него закрылся канал. Искренний искатель сможет обойти стороной и лжеучителей, лжемастеров, использующих объективно необходимую ситуацию сдачи ученика Мастеру для самообожествления.
Подчинение — сама по себе практика. Постоянно возникающее трение между эго и подчинением Воле создает массу ситуаций, в которых вы обнажаетесь, становитесь доступными для понимания себя. Постепенно, в процессе этого трения эго стирается, и хоп!, есть только Воля Его. Цель достигнута.
В-третьих, сдача и принятие невозможны без доверия. Именно доверие приведет вас к сдаче, к слиянию с Божественным.
А доверие невозможно, пока есть страх. Страх быть обманутыми, страх потерять всё, страх стать жертвами эксплуатации, страх гибели, наконец. Другими словами, пока страхи не будут глубоко проработаны, пока вы не станете открытыми доверию и Существованию.
В-четвертых, наблюдая проявления своего эго, бесконечную озабоченность ума, тяжесть ответственности за свои действия, рано или поздно вы устанете от себя. Когда вам опостылят собственные проявления, действие из своей отделенности, из своей узости и ограниченности, когда вы осознаете тщетность и бесполезность своих усилий, у вас может возникнуть благоприятная ситуация для сдачи. Приняв Волю Его, вы теряете тяжесть выбора, тревогу и беспокойство делателя ума.
Воля Его может пойти и пойдет вразрез с вашими представлениями, ожиданиями и тем, что об этом слышали. Воля Его поведет вас в неизведанное. Полностью реализовать себя вы сможете, только приняв Волю Его! http://mystic-school.ru