Один день из жизни сельского священника
[800x]
Тогда не пропускайте этот рассказ, тут не будет выныривающих из прорубей лиц, не будет цитат из Википедии, а будет небольшой рассказ об одном дне из жизни обычного сельского священника. Конечно же, с картинками.
Каждое Крещение храм Богоявления что в старинном тверском селе Семендяеве празднует свой день рождения. Правда, последние лет девяносто дни рождения превратились в грустный праздник и дело не в возрасте (храму уже больше четверти тысячелетия), дело в ненадобности и заброшенности. Храм перестал быть храмом, а стал большим кирпичным строением с запасом прочности на несколько десятилетий без надобности ремонта. Люди пользовались этим в своих насущных надобностях. То сено на просушку положат, то зерно на зиму, а то и скотину на дойку в дождь заведут. Чего добру пропадать. Не смотря на прочность, строение ветшало. Провалилась крыша в трапезной, прогнили маковки, начала рушиться колокольня. Лет шесть назад стало модным посещать всякие заброшенные места. Толпы фотографов и “сталкеров”, а за ними в геометрической прогрессии мародеров и не знающей куда девать свою энергию молодых людей ринулись по просторам необъятной в поисках новых объектов. Те немногие еле дышащие церкви, что еще стояли относительно нетронутыми и может даже закрытыми, потеряли последние шансы. Что не утаскивали мародеры, было разбито и сожжено.
Но достаточно. Это авторское лирическое отступление и оно не претендует на истину. Факт в том, что у семендяевского храма появился шанс на восстановление.
[800x]
Отец Сергий (в миру Сергей Безчасный) появился в селе полтора года назад. Именно тогда я случайно встретился с батюшкой. Как и многие до меня, да и многие после, заехал посмотреть на церковь. А тут новые иконы в часовню заносят… Я довольно спокойно отношусь к вопросам религии, себя ни к одной из них по настоящему не причисляя. Мне одинаково интересно было разговаривать и с христианскими священниками, и с муллами, и с буддистами. И разговаривая с этими замечательными людьми (мне действительно встречались именно такие) становится непонятно, откуда в мире столько войн, ненависти и нетерпения другой точки зрения.
[800x]
Имея за спиной опыт восстановления костромской церкви в Дебре (храм еще не восстановлен, но в прошлом году там восстановили колокольню и воздвигли крест) и опыт руководства православной общиной в США, батюшка строил планы по восстановлению семендяевского храма и созданию в местной усадьбе музея.
[800x]
И вот через полтора года я воспользовался его гостеприимством и приехал на праздник Крещения. У отца Сергия по-прежнему масса новых идей, но и старые он не забывает. В часовне сделан алтарь, проходят воскресные и праздничные службы.
Продвигаются дела с восстановлением храма. Со следующего лета в теплое время года службы будут проводится там. Администрация района заинтересовалась местной усадьбой и возможно в скором времени она превратиться в маленький музей купеческого быта.
[800x]
Пока рассказывал предысторию, прошла вечерняя служба. Прихожан раз-два и обчелся, в основном, пожилые женщины. В проруби купаться никто не собирается, а посему освятить воду можно и после утренней службы.
[800x]
Но рабочий день еще не закончен, еще надо поговорить с мужиками за жизнь, провести культмассовую работу. Вообще, я так понял, жизнь священника сродни жизни военного. Вроде как у тебя уже выходной или свободный вечер, но ты все равно постоянно на дежурстве.
Отец Сергий не выступает в роли передвижной агитбригады, не навязывает своего мнения, а просто пытается победить пресловутую разруху в головах местных жителей. У батюшки новая идея – возрождение села через сельское хозяйство. Мысль не оригинальная, но местные жители к ней не готовы.
[800x]
У них пока в голове каша. Как органично совмещаются в красном углу иконы и позапрошлогодний тигр, так и в головах перемешана обида на развалившийся колхоз, желание получить все и сразу и нежелание приложить для этого достаточных усилий.
- Ну вон в соседней деревне армяне палатку с пирожками открыли. Завели овец, свиней и делают шашлык.
- Да ты что, батюшка! Они знаешь сколько раскручивались!
- Так они вообще из другой страны приехали, а вы сидите у себя дома и не хотите ничего делать!
[800x]
Среднестатистическое хозяйство селянина состоит из дюжины кур, пары свиней, пары-тройки коз. Утки и прочие кролики по вкусу. Даже корова в личном хозяйстве сейчас довольно редка. Основной принцип: “Да куда мне столько? Мне хватает.”
[800x]
Отец Сергий пытается достучаться до сельчан. Нужно просто сесть и посчитать. Себестоимость одного яйца примерно полтора рубля (рубль корм, остальное – это основные средства в виде стоимости курицы и петуха, стоимости курятника, расходов на электричество и транспортировку). Продать натуральное деревенское яйцо можно за пять рублей. Итого 3,5 рубля с яйца. Одна курица-несушка производит 6-7 яиц в неделю. Разница в трудозатратах при прокорме десяти кур или ста незначительны, а выручка от продажи яиц составит порядка десяти тысяч в месяц. Для села с зарплатой в шесть тысяч неплохой заработок. А там можно и овечек завести или кроликов тех же…
[800x]
Ладно бухгалтерия, хотя считать деньги на деревне умеют, но современные потенциальные фермеры не разбираются в животноводстве. Нет, к примеру, четкого понятия, что должно получиться в итоге. Должна быть какая-то более четкая цель, чем дожить до октября и под ноябрьские завалить хрюшку.
“Эх,вы!! Жизни не нюхали, а я цельное лето, цельное лето! Утром покос, вечером надой, то корова опоросится, то куры понеслись, а тут вишня взошла, свекла заколосилась!”
[800x]
Идея отца Сергия состоит в создании кооперативов. Не классическое “от каждого по способностям, каждому по потребностям”, а объединение небольших фермерских хозяйств под одной вывеской. Кажется, Леша и Шухрат не до конца верят своему счастью.
[800x]
Прошла крещенская ночь, рано утром пора на службу. Праздничный день не оставляет свободного времени.
[800x]
Утром прихожан тоже немного, человек десять. А ведь когда-то в семендяевском приходе насчитывалось до полутора тысяч человек.
[800x]
За ночь часовня немного прогрелась и служба перестала походить на собрание первых христиан.
[800x]
Раньше священники ценились за голос. Города соревновались, у чьего попа голос гуще и громче. Как мне кажется, основная деятельность священника заключается не в проведении служб, а в таланте несколькими простыми словами направить мысли человека в нужном направлении.
[800x]
Освященная вода расходится по прихожанам. Вроде самое время передохнуть, позавтракать, хотя уже обедать пора, но нет. Рано еще.
[800x]
Семендяево стоит на речке Жабня. Пятьсот лет назад на ее берегах русские погнали поляков. Потом еще Сусанин в роли экскурсовода… Польские туристы до сих пор обходят это направление стороной. Местный Иордан тоже надо освятить.
[800x]
На улице ветер и минус десять. Руки начинают коченеть, а над замерзшей речкой разносятся молитвы. Вроде все на сегодня.
[800x]
“Давайте, давайте, собирайтесь! Потом пообедайте, надо в деревню съездить!”
Вокруг Семендяево пяток совсем мелких деревень, мы едем в одну из самых глухих – Данилово. К ней в этом году почистили дорогу в поле и теперь туда может проехать не только единственная Нива, но и сами жители могут дойти до автолавки в соседней деревне.
[800x]
Что удивительно, все живущие тут не испытывают дискомфорта от отрыва от цивилизации. Вот эта бабушка слева родилась где-то в этих местах. Уехала в Москву в 13 лет и прожила всю жизнь в городе. В большой соседней деревне Чернышовка ее отец в 50-х годах купил себе домик. Сюда на пенсию приехала и она. Правда от всей деревни остался один дом. Женщина рядом с ней приехала сюда с мужем, тульским оружейником, в поисках покоя и тишины. Им нравится. У аккуратного дома стоит красная Нива, а над двором развевается российский триколор. Третья женщина коренная жительница этой деревни. Вот почти и все население.
[800x]
В этой небольшой деревеньке с населением не дотягивающем до десяти человек, есть аж два авторитета. Причем самые настоящие, воровские. Меня отвели в сторону: “А ты знаешь, чей это дом? Это самого Севы Тверского дом! Ты снимай, снимай! Сюда сам Круг приезжал! Сейчас познакомлю с одним человеком…”
[800x]
Я так понял, сам Сева переехал, а потом умер. Сейчас тут живут два его друга или что-то типа того.
[800x]
“Да, было дело… Это моя тогдашняя…”
Вот интересно, откуда в России такая любовь к бывшим сидельцам, блатняку и жизни по понятиям?
[800x]
Володе еще нет пятидесяти, отсидел 27 лет. А по лицу и не скажешь – добрейшей души человек. Тут, кстати, нет красного угла с иконами, но есть угол с женскими портретами, терьером и президентом. На вкус и цвет все тараканы разные.
[800x]
Отец Сергий освятил воду в колодце, но тут выяснилось, что из колодца воду не пьют, а набирают ее в роднике поблизости. Освящается и родник. Напоследок грамм триста святой воды выливается персонально на Лешу, чтобы не пил. Хотя там наверно надо проводить персональную процедуру экзорцизма
[показать]
Все дела на сегодня сделаны, но батюшка торопится. Надо еще привезти комбикорм в подсобное хозяйство, купить продукты и раздать указания. А потом успеть к семье, праздник же.
[800x]
Вот такая вот история сельского священника. В дополнение к музею и подсобному хозяйству он хочет сделать в соседней заброшенной деревне что-то типа постоялого двора для туристов. И правда, за всю дорогу от Дмитрова до Углича нет не то что нормальной гостиницы, а и более менее приличного туалета. Проводил в дорогу отец Сергий цитатой своего тезки – Сергия Радонежского. Дословно не приведу, но смысл, передам. Бог вдохнул в человека душу вместе с верой. Если у человека исчезнет вера, он опять превратится в животное.
[800x]
http://www.liveinternet.