Вот въезжают на поляну
Прямо к морю-окияну;
Поперек его лежит
Чудо-юдо рыба-кит.
(Существует версия, согласно которой «Конька-Горбунка» написал А.С. Пушкин, а потом «подарил» авторство Петру Ершову, осуществив, таким образом, литературную мистификацию.)
Чудо-юдо, рыба-кит и белые угры-югры-ухры-уры-юры Беломорья.
В предыдущей части было рассказано о странном массовом чудском захоронении под Никольской церковью заполярного старинного поморского села Ковда Мурманской области. Представляете, если бы подобное массовое (и это-то для «незаселенного» Кольского полуострова XVIвека) детское захоронение было обнаружено на Земле Обетованной? Такое материальное подтверждение злодеяний царя Ирода по убиению младенцев в поисках Младенца-Христа!!!! А у нас молчок: «громко» только вскрывают уже взрослые царские захоронения на Урале, польские в Катыне. Детские захоронения в гробиках-колодах на местах бывших «языческими» храмов находили и ранее при реконструкциях и раскопках внутри поздневозведенных на этом месте христианских церквей, но они были единичные. «Академики от истории» всегда громогласно об этом писали, как подтверждение человеческих жертвоприношений при начале строительства капищ «нехристей». Но вот это, массовое в с.Ковда сводят все их «фэнтези» про язычников «на нет»: типично чудское, с подземным помещением, где не единожды, а по мере умирания, помещали тела под «домовину» с двускатной крышей от неблагоприятного воздействия дождя и талых вод и столбиком-надгробием-«стрелой в небо» (рис.98) ) в виде «шатровой» «надалтарной» столпины (или колокольни) (см. рис.110)
Никольская церковь села Ковда Мурманской области.
В данном случае это просто чудской детский (не успели согрешить в этой жизни) и для праведников (пришли к Богу) могильник-культовое сооружение, которое и есть Никольская церковь, якобы 1613 года (в 1613-ом ее «освятили» провизантийские мессионеры, и только – стала официальным приходом: про захоронение под ней они и не ведали). Взрослое старое захоронение для обычных «грешных» с.Ковда рядом с селом (рис.95).
Кладбище с.Ковда Мурманской области.
И все же даже для нескольких веков накопления умерших в младенчестве на чудском могильнике в заполярном, «у черта на куличках» с.Ковда – тридцать колод-гробиков (а сколько там еще осталось?) это слишком многовато. В истории известен единственный аналог данного преступления – злодейство детоубийцы иудейского царя Ирода в поисках младенца Исуса. Но это было где-то там, на Земле Обетованной. А тут крайний Север. Правда тут же всплывает и история с поисками всей «просвященной» Европой Богородицы-Золотой Бабы опять же на Крайнем Севере, только уже в Приполярном Урале (напомним, что ни у самоедов, ни у хантов нет культа, даже отдаленно напоминающего почитание русскими Богородицы). В то же самое время, когда Европа и Московия занимались поисками Золотой Бабы на Крайнем Севере Евразии, одновременно шли поиски и места возникновения загадочного народа «Угры». Фокус их поисков был сконцентрирован на реке Мезень (это уж потом, так же как и с Золотой Бабой, «Угры» были перемещены вначале на Урал, а затем и куда подадьше в «болота» З.Сибири: кстати, югра-югры тоже аналогично перемещались). Нелишне вспомнить и то, что верховья Мезени называли «Удора»: если ее записать не на кириллице, а скажем так «ygor», то понятно, что некоторые будут читать «угоры», а некоторые и удоры. В общем, со словами пускай филологи балуются: юг-ра – река Юг, угра-югра-югора-угора-удора, буда-уда-удо-чудо-юдо-иудо; а нам подавай что-то не из головы, которая может оказаться и «больной».
Так вот евро-московиты на рубеже XV-XVI веков искали на Мезени и Печоре народ «Угры-югры-ухры-уры» (рис.112), тот народ, который является отечеством для современного государства Венгрия в Европе.
Рис.112 Карта России Антония Вида ок. 1537 г. с оттиска, гравированного Ф. Гогенбергом в 1570 г. из книги Кордта «Материалы по истории русской картографии», Издание Киевской комиссии по разбору древних актов, Вып.1, 1899г.
Kарта Антония Вида ок. 1537 г.
До 1883 г., т. е. до появления в свет статьи г. Михова о древнейших картах России (H. Michow, Die altesten Karten von Russland.), знали о существовании карты Вида только по тем скудным данным, которые встречаются о ней у некоторых писателей XVI и XVII в.в., сама же карта считалась утраченною.
Как выше сказано, авторъ "Записок о Московии" упоминаетъ в числе лиц, составивших до него карты и записки о России, и Антония Бида, т. е. Вида. Ортелиус называет в своем каталоге авторов карт и Антония Вида, помещая краткую заметку "Antonius Wied, Moscoviam; Antwerpiae". Года издания карты он не отмечает. Далее Гессель Герритс поместил в предисловии к изданному им в 1612 г. сборнику Beschryvinge Vander Samoeden Landt (Amsterdam, 1612, стр. А. 3. См. об этом сборнике Герритса: Пыпинъ, Исторiя русской этнографiи, Т. IV, стр. 205)следующую заметку о карте Вида: "Антоний Вид составил карту России на основании сведений, сообщенных ему неким Лятцким, который прежде принадлежал к числу Московских вельмож, но затем бежал в Польшу, когда, после смерти великого князя Ивана Васильевича (sic), вспыхнуло восстание. Карта эта была посвящена И. Коперу (т. е. Кеппену) ратсгерру г. Данцига и издана по-русски и по-латыни в 1555 г.".
Николай Витсен, наконец, говорит в предисловии к своему труду "Noord en Oost Tartaryen", что въ 1555 г. некий Антон Вид издал в Данциге карту России и части Сибири и Тартарии по-русски и по-латыни (См. предисловие стр. 6, в амстердамском издании 1785 г. Первое издание вышло в 1692 г. и 2-е в 1705 г. О жизни и трудах Витсена см. Gebhard, Het Leven van N. C. Witsen (1641-1717) Utrecht, 1881; дватома.). Но гораздо любопытнее этих данных то, что сообщает Себастиан Мюнстер в своей Космографии в главе, посвященной описанию России: "Литвин Антоний Вид", говорит Мюнстер, "описывает Московию следующим образом: мы отметили с большим усердием местоположение городов, замков, морей, озер и источников, расстояние между ними, течение рек, извилины и истоки, которые по большей части берутъ начало с равнин или вытекают из больших озер. И при этомъ труде оказал нам значительное содействие благородный господин Иоганнес Ятцкий, который еще несколько лет тому назад был одним из Московских вельмож и бежал к королю польскому, когда, после смерти великого князя Василия, вспыхнуло восстание" (Cosmographie. BeschreibugallerLender. Basel, 1544; стр. 546.) При своем описании России Мюнстер поместил и карту Московии и ссылается на нее, упоминая о племени Jugri. "Тамъ, где на карте видишь надпись Jugri", говорит он, "предполагается отечество венгров на том основании, что языки обоих народов весьма сходны".
Е. Замысловский, который, очевидно, не знал вышеупомянутого издания Герритса, высказал в 1880 г. предположение, что под именем Ятцкого, упоминаемого Мюнстером, следует разуметь окольничего Ивана Ляцкого, бежавшего из Серпухова в августе 1534 г. вместе с князем Семеном Федоровичем Бельским. Что до карты Мюнстера, то Замысловский подверг ее тщательному критическому анализу и, сопоставив ее с описанием России Мюнстера, пришел к заключению, что по количеству географических данных это описание далеко недостаточно для составления приложенной к нему карты. Так, в описании Московии Мюнстер перечисляет всего восемь рек, а на карте число их доходит до пятидесяти четырех; далее, в описании Московии говорится о том, что Волга впадает в Черное море, а на карте она впадает в Каспийское. В заключение Замысловский высказал предположение, что карта Мюнстера не могла быть составлена по современным ей иностранным источникам, и что автор ее пользовался русским чертежом Московского государства.
В начале восьмидесятых годов г. Михов в Гамбурге случайно отыскал карту Антония Вида в одном экземпляре атласа Ортелиуса и сообщил об этой находке в своей статье о древнейших картах России. Имея в руках карту Вида, Михову удалось доказать, что сообщенные Мюнстером известия Вида о Московии были позаимствованы Мюнстером не из неизвестного в исторической литературе сочинения Вида, но из объяснительного текста, находящегося слева и справа внизу на карте Вида и содержащего в сущности "обращение к читателю" отъ 1 ноября 1555 г. и посвящение карты сенатору Кеппену в Данциге отъ 20 марта 1555 г.
Кроме того Михов указал на то, что карта Московии Мюнстера есть уменьшенная копия с карты Вида. Предположение Замысловского о тождественности Ятцкого и Ляцкого оказалось вполне основательнымъ, ибо в тексте, находящемся на карте Вида, печатано не Jatzki, a Latzki. Следовательно и догадка Замысловского о русском происхождении карты Мюнстера оказалась до известной степени справедливой.
На карте Вида, найденной г. Миховым, находится слева вверху надпись, указывающая, что она гравирована въ 1570 г. Ф. Гогенбергом. Отвечая на вопрос о времени составления карты Вида, Михов отмечает прежде всего тот неоспоримый факт, что она существовала уже до 1544 г., т. е. до времени выхода в свет первого издания Космографии Мюнстера. С другой стороны, она возникла после бегства Ляцкого, т. е. после 1534 г. Комбинируя эти и еще некоторые другие данные, Михов приходит к заключению, что карта Вида составлена между 1537 и 1544 годами. Противоречие, вызванное тем, что на отысканном экземпляре карты подписи обозначены 1555 годом, г. Михов старается устранить, высказывая предположение, что уже до 1544 г. существовали оттиски карты, ныне утраченные, без обозначения года или с обозначением соответствующего более раннего года. Такими оттисками, вероятно, пользовались Герберштейн и Мюнстер. Можетъ быть, замечает Михов, оттиски без обозначения года были изданы в Антверпене, и, если Ортелиусъ имел в руках подобный экземпляр, то этим и объясняется, что он, помещая Вида в каталог авторов карт, не обозначает года составленной Видом карты. В дополнение к исследованию Михова проф. Неринг в Берлине привел новое неоспоримое доказательство того, что карта Вида действительно существовала до 1555 г., указывая на вышедшую в 1551 г. книгу Конрада Геснера: Historia Animalium, автор которой уже знаком с картою Вида и даже воспользовался ею для иллюстраций своего труда. Величина карты Вида в копии Михова: 472Х342 мм.
Известные мне оттиски карты Вида находятся: а) в собрании г. Михова в Гамбурге, b) в Британском музее в Лондоне, с) в собрании барона Норденшильда в Стокгольме.
Точные копии с карты Вида: а) в Mittheilungen der Geographischen Gesellschaft zu Hamburg, 1882/83, стр. 100-187, как приложение к статье г. Г. Михова о древнейших картах России. Эта статья вышла отдельно под загл. Die altesten Karten von Russland. Hamb., 1884. Копия с карты Вида, вошедшая в наше издание под № VI, снята с карты, приложенной к книге г. Михова.
b) в издании барона А. Норденшильда: Periplus.
Столь пространное описание карты Вида из книги Кордта понадобилось для того, чтобы продемонстрировать:
В чем суть основного отличия русской картографии от европейской? Русская картография до XVI века использовало такой интересный прием при подаче фактов на обзорных картах, как «генерализация». То, что большинство (да всех!!!) карт XIV-XVIIвеков – обзорные, это уже не у кого не вызывает сомнения. По обзорным картам нельзя перемещаться и годны только для вывешивания на стенку в качестве экспонатов. Поэтому, без «генерализации» - «грош им цена».
Карта Вида (кстати, как и карты Сибири Ремезова), в отличие от европейских и послепетровских русских, несомненно обладают качеством «генерализации». При чтении лекций студентам по картографии, я знаю, трудно преподнести особенность этой методики. Поэтому лучше объяснить на примерах (рис.113)
Рис.113 Фрагмент карты Вида 1537 г.
Найдите на данном фрагменте (вниз на Балтику, направо в Черное море) Новгород Великий. Нашли? А теперь – Москву? Помогу: выше Новгорода – Тверь на Волге, а если еще выше – не доходя до Владимира, чуть праве в «лесу» маленькая Москва. Вот это и называется «генерализация» карт. Непревычно? Перед нами историческая карта, а не географическая. «Древние» тоже интересовались вопросами истории и ее визуальной демонстрации. Если это историческая карта, то перед нами «учебник истории» из Московии конца XV века, а судя по информации – историческая карта Руси до того, как Москва стала удельным княжеством, отделившимся от Ростово-Суздальского. Теперь понятно: откуда у Литовского княжества такое огромное влияние аж до верховьев Волги, З.Двины и Днепра: контроль над торговым путем «из варяг в греки», который проходил не через Ногород, а по З.Двине и расходился на Валдайской возвышенности на Волгу и Днепр. Карта Вида подтверждает, что смена периодов похолодания-потепления действительно кардинально меняет движение транспортных путей: на переломе от потепления к похолоданию, из-за запаздывающего увлажнения в верховьях образуется избыточное количество озер, соединяемых многочисленными протоками: то, что Вид и показал в виде гигантского озера на Валдае, соединяющего Волгу, З.Двину, Ловать-Волхов-Ладога-Вуокса-Балтика и Днепр в единый водный транспортный узел. Города на таких картах показываются максимально приближенными к «натуре» так, как, подъезжая к нему и сравнив картинку на карте и то что видим, мы бы сказали: да это он.
Вернемся к нашим уграм-чуди на Мезени и Печоре (рис.114)
Рис.114 Фрагмент карты Вида с бассейнами рек Корелия (С.Двина), Кулой-Пинега, Мезень, Печора, Сухона, Вычегда и верховьями Вятки и Камы.
С содержимым данного фрагмента, отличающимся от нашего сегодняшнего представления об этом районе можно спорить: Колмлгоры (Холмгард-Холмогоры) в верховьях Ваги (левый приток С.Двины), Пинега в устье Пинеги на месте Холмогор, название Корелия у реки С.Двина и на ней город Двина на месте Соль-Вычегодска, города Кондоры и Ваглич на волоке из Камы в Печору, Струпили (тот загадочный город у Герберштейна, где только и говорили на фино-угорском) в устье Усы на Печоре, Мезень в устье Пёзы на Мезени (официально появилась рядом позднее на 500 лет, в 1780-ом), Великая Пермь за Уралом на месте Саранпауля (до этого Ляпинского княжества), Сибирь на Оби на месте Березова. Нас интересует город Угры-Югри-IVHRI(их показано три, но последний скорее всего уже на Выми у с.Турья –«резиденция» Сотника-Пама, с которым и столкулся Стефан Пермский в 1380 году) на р.Мезень. Именно он, вернее его название, и заинтересовало европейцев так, что стали предполагать там прародину венгров-угаров. Забегая вперед, интерес к нему пропал уже с середины XVIIвека после исследований Герберштейна: на сходном с венгерским говорили только в верховьях Печоры. Нас то же должно заинтересовать название этого города только по одной причине: положение городов под названием «Угры» совпадает с положением Чудских городищ на Мезени и Вашке. То есть то, что народ, который мы называем «чудь», носил самоназвание «Угры». Предвижу радость финологов, но она преждевременна: никакого отношения северные Угры к уграм-мадьярам низовий Волги и Ю.Урала пока не имеют. Более того, зная «любимое занятие» тюрков-булгар, исходя из их летописей Джагфар Тарихы, присваивать себе имя, в знак одержанной единожды крупной победы над серьезным противником, предполагаю, что так оно и было. Герберштейн, несмотря на всю его любовь к Венгрии, и то был вынужден признать, что прародина венгров никак не могла быть на Мезени и Печоре. Тем более эти же (булгарские) летописи подтверждают, что садумский (скандинавский и с севера российского) Эрек (похожий по всем стаьям на церковно-славянского Рюрика) был из рода «Угар», родина которого была на Урмане (Мурмане), по происхождению никак не вписывается к родсвенным тюркам и булгарам племенам. Для любителей происхождений названия имен: «древнерусское», славянское Игорь по всем булгарским летописям происходит от названия Угар (тем более, что булгарско-хазарские Угары, по описаниям, совпадают с церковно-славянскими киевскими Игорями: в поморских переписях XVI-начала XVIIIвеков имя Игорь не встречается). Опять все «шиворот-навыворот».
Интересно и упоминание странного появления "белых угров" в "Сказании о Словене и Русе и городе Словенске" церковно-славянских летописей: "По мале ж времени прииде на землю Словенскую посланный праведный гнев божий, измроша людей без числа во всех градех и в весех, яко некому ужепогребати мертвых. Оставшии же люди пустоты ради избегоша из градов в дальныя стра-ны, овии на Белыя воды, иже ныне зовется Бело езеро, овии на езере Тинном, и нарекошася весь, инии же по иным странам и прозвашася различными проимяновании. Овии же паки на Дунав ко прежним родом своим, на старожитныя страны возвратишась.
Первое запустение Словенску. А великий Словенеск и Руса опустеша до конца на многия лета, яко и дивиим зверем обитати и плодитися в них. По некоих же временех па-ки приидоша з Дунава словяне и подъяша скифи болгар с собою немало, и начаша паки грады оны Словенеск и Русу населяти. И приидоша же на них угры белыя, и повоеваша их до конца, и грады их раскопаша, и положиша Словенскую землю в конечное запустение."
Коротко можно понять так: разбежались кто куда: весь в Беломорье, словяне на Дунай. Спустя некоторое время с Дуная пришли словяне с булгарами и прочими скифами-кочевниками, но весь Беломорья не пожелала отдавть им свои земли и "белыми уграми" прогнала их обратно на Дунай. Далее в тексте уже Гостомысл "И паки приидоша из Дуная множество их без числа, с ними же и скифы и болгары и иностранницы поидоша на землю Словенскую и Рускую" уже окончательно вернулись в Словенск и Русу, а "белые угры и весь" уже проименовалась чудью. Путаница объяснима, если принять, что весь (по городам и весям: весь - деревенские жители) новгородцы Гостомысла называли чудью, а сами они называли себя угры (белые чтобы отличать южных-черных от белых-северных).
Интересная особенность всё же: поищите среди русских кого-нибудь с именем Рус, Руслан более распространено среди татар и говорит о происхождении из среды русов среди татар, наверное. Среди словян имеется имя Словен? Свето-слав, Вече-слав, Бори-слав. Приставка к имени поясняет происхождение, но не имя – человек должен быть уникальным среди своей среды. Если Александр, то обязательно указание: из Македонии – Македонский, с Невы – Невский. Но имя и определяет характер и даже судьбу человека: если дают имя Игорь (Угар), то наделяют его качествами людей из этого народа.
А как же с названиями народов? Русы ведут своё происхождение с Руса, словяне – со Словена, чехи – с Чехха, аланы – с Алана, угры – с Угара, буддисты – с Будды, христиане – с Христа, магометане – с Магомета, иудеи – с Иуды? В основании какого-либо учения или происхождения стоит ключевая фигура. А в вот в основании иудаизма я что-то не нашел основателя Иуду: потомки Авраама – а(в) рамеи, последователей Яхве булгары называли яхуды. Кто-нибудь может внятно объяснить: почему иудеи назвались иудеями и от какого Иуды пошло их учение? Понятно, что разноголосица с названиями: еврей, арамей, иудей, яхуд и т.п. может быть связана с различными «оттенками» учения и происхождения (например не с этого берега реки, а с того). Но не получается ли так, как с уграми: венгры (унгары-угары) и имя Угар(Игорь) не имеют никакого отношения к первоисточнику на Севере Евразии, вернее имеют, но только как подражатели. Может с иудеями всё «шиворот-навыворот».
Игра слов: чудо-юдо-иудо не наводит не на какие ассоциации? То, что «ю» в латинице превращается в «иу» мы уже столкнулись при чтении «IUHRI-Югры».
Одна из распространенных фамилий Севера Руси – Юдин, происходит от имени Юда, которое переписчики записывали как «Юда», так и «Иуда». При этом прародители – родоначальники этой фамилии ни о каком нынешнем иудаизме не слышали, и не ведут своё родословие из запредельных мест Обетованных в Малой Азии. Более того, в их преданиях всё наоборот, часть их народа ушла на юга в далекие-далекие времена и те уже в Малой Азии должны бы вспомнинать время от времени о своей прародине на Севере-Евразии. И не получилась ли так, что спустя тысячелетия два учения, имеющие общее происхождение, наконец, встретились уже в наше время и чудаки Севера встретились с русаками Юга и сказали им: Где это, ребятки, вы там на югах нахватали всякой заразы? Вы хоть и прозываетесь юдами-чудами, но уже ими не являетесь! Всё у вас «шиворот-навыворот». Пойдем-ка мы лучше от вас подальше, для вас «мы под землю ушли». А пока поразмыслите над этой загадкой: вот вам наша «Золотая Баба» (рис.115), может сами дойдете к Богу.
Рис.115 Фрагмент карты Вида 1537 г., показывающий первоначальный облик «Золотой Бабы» с русского картографического источника от польского шпиона Ляцкого (Ятского). Даже русское написание названия «идола» есть.
Одни из самых распространенных имен Русского Севера среди поморов, исходя и Переписи 1710 года, первой, когда стали переписывать и женщин: Марья, Марина, Маремьяна. Корень «Мар - Мор» от Мары, считающейся богиней смерти. Почиталось поморами всегда «море», которое и кормит и жизнь земную иногда забирает. Если думаете, что «языческие» храмы Мары – это поклонение смерти, то у всякой палки есть два конца: смерть в этой жизни – это всегда начало следующей – через Мару-Марью, через этот узел «клубка Перевоплощений» происходит и смерть, и рождение.
А теперь отрывки из интересной переписи Пустозерской Поморской волости 1573-1574 года:
«…Л.2… Илеика Труфанов… Перунка Иванов сын…
л.2об… Шумко… Исачко Никитин сын Рюминской…
л.3… Аврамко Иванов сын… Митка Югритинъ да сын его Лавка… Суханко
л.3об Левонтьев да сын его Омелка… сын Сивко…
л.4…Мокейко Столбов… Неронко Ильинъ сын Олаксандрова да с сынъ его Ларка… дети его Исачко да Матюшко… Перша Казибердов сын новокрещен на Сааско…
л.5 сын Копыл да Мартюшка Полушкин… да дети Ермилка да Лука… да Хляба Читочнян… Юшко Логинов…
л.6… Титко Иванов сын Путина (это к возможному происхождению этой фамилии, так просто поместил)… Черняйко Яковлев сын… Онцыфорко Захаров…
л.7…да Чаща Сапожнин…
л.8… Ивашко Глебов сын Июдин… да Конянко… Ермолка Глебов сын Июдин… Шарапко Сумороков…
л.9 …Логинко Козлов… Голубка Панков сын… Карманко Яванов сын Гавшова… Поздейко Василев сын… Хобарко Кухнов да дети его Лучка да Якунка… Харка Немнюженин… Ботейко Песков… Борак Обакумов да дети его Лучко да… Тупка Юропанов… Иванко да Шумко Кузмины дети… Тыртыга Козаков…
л.10…Чюрган Поилов… Иванко Июдин…»
Комментарий: на 282 переписанных человека трое (а еще по 1-3 сына) с фамилией Июдин? Нет ни одного Чюдина, зато есть Перунка (должно быть от «языческого» Перуна) и это-то при крещении и куча других, которых в церковных метрических книгах днем с огнем не сыщете. Не буду утомлять другими переписями, там тоже самое – Июдин очень распространенные фамилия и имя. Знаю, что среди 12-ти Апостолов Христа есть Апостол Иуда, к Иуде Изкариоту не имеющий никакого отношения.
Но вот чем примечательна эта перепись: Июдин здесь фамилия, т.е. происхождение. Нет ни одного имени Июда. А самое интересное, что в этой переписи я не нашел ни одной фамилии, производной от имени.
Вот перечень фамилий: Галев, Сухоруков, Тянутов, Неворяхов, Шалавин, Дедевуля, Ярцов, Спицын, Арсенев, Тулунтаев, Ряжинов, Шехирев, Рюминской, Широков, Щелкунов, Лагунов, Кутин, Дудин, Псковитин, Дитятев, Перекрасов, Югритин, Ворбаев, Бык, Булгаков, Юголев, Скорнян, Столбов, Бирьков, Кишкин, Олаксандров, Пуз, Шепшегин, Стоклов, Литвин, Селезенев, Кулоянин, Сурначъев, Полушкин, Шадов, Щевел, Дубровин, Скорнян, Волочанин, Пономарев, Читочнян, Меньшиков, Рожечнин. Тучков, Бахарев, Кузнец, Норыгин, Путин, Молчанов, Вертков, Кривая Горница, Кожа, Попов, Чернышев, Плотников, Садялов, Сапожнин, Мухин, Ушаков, Серчин, Кок, Стечкин, Курин, Июдин, Задорин, Салтяков, Гавшов, Кухнов, Юропан и т.д.
Если и встречаются фамилии, производные от имени, то как видим редко. Но интресно то, что формулировки «Июдин сын», имени такого не было. Т.к. фамилия «Июдин» не может происходить от рода занятий, то скорее по происхождению, аналогично: Югрин, Литвин, Юголев, Псковитин, Волочанин и т.д.
Есть еще одна особенность: в Мезенском уезде на поморской говори всегда «ц»окали, вместо «ч»оканья – колецко вместо колечко и т.д. Поэтому у поморов северо-востока вместо «чюда» могло звучать «цюда» и окончательно просто «юда или июда» (по-моему, такой особенностью обладали и ногородцы судя по тексту большинства берестяных грамот).
Что же в итоге? Похоже надо очень аккуратно восстановить доброе имя утраченных в результате применения «шиворот-навыворот» таких символов и понятий как: татары (получивший негатив из-за применения их нацистами-Чингизидами), Угры-югры (из-за присвоения их степными родоплеменными нацистами кочевниками-завоевателями себе), свастичного символа и арии (из-за применения его нацистами Германии), чюди-юди (из-за применения его нацистами, исповедующими нынешний иудаизм).
Если теперь мы начинаем понимать, что за именем «Июда» уже с XVI века может скрываться имя «Чюдо» (аналогично, как от Угра-Угара-Угыра произошло имя Игорь: а просмотрите еще «языческие» имена переписи 1574 года), то уже легко и воспринимать следующий факт истории Севера:
В 24 км, приблизительно, от Чудского городища, которое на карте Вида 1537 года носит название «Югры», а ныне располагается чуть выше Чучепалы (там где чудь пала в Ледовом побоище с новгородцами) находится одно из самых загадочных и почитаемых мест Мезени
Юдина пустынь
В 1614 году возле деревни Ущелье (в 7 километрах от Лешуконского) был основан Ущельский Рождественский мужской монастырь. Просуществовал он недолго и был закрыт в 1764 году. Иуда, один из монахов этого монастыря, пришёл речку Попьюгу и основал здесь скит, в 12 км от Каращелья. Скоро к нему потянулись жители окрестных деревень. По кончине Иуды, на его могилу продолжали приходить богомольцы. Вскоре там появилась маленькая часовенка (рис.116).
В начале XX века на этом месте была построена пятиглавая церковь с колокольней, освященная в 1914 году во имя Святого Апостола Иуды. Деньги на строительство дал благотворитель Филипп Фёдорович Ляпушкин. Рядом был построен гостиничный дом для паломников, а позже — дом для монашек.
В 1930 году храм был закрыт, а зимой 1940-41 годов здание церкви было разобрано, а материал перевезён в Белощелье для строительства колхозного скотного двора. Двухэтажные дома были разобраны сразу после войны. Интересно, что леса кругом предостаточно – зачем понадобилось тащить его по бездорожью
Рис.116 Часовенка, кресты и остатки строений Юдиной пустыни Лешуконского района Архангельской области.
Рядом имеется еще одна достопримечательность: могила Якова Горевшего, почитаемого за то, что при пожаре его тело даже не обгорело и остается нетленным (не знаю как сегодня, но могила существует и поныне и активно посещается паломниками) – рис.117.
Рис.117 Домнина на могиле Якова Горевшего у Юдиной пустыни Лешуконья.
Помимо уже знакомого нам оформления могилы, характерного для старых карельских, финских, рязанских и поморских кладбищ, а также для нынешних хантов и манси, в виде Домнины, на дереве имеется справа от могилы очень не характерный для провизантийского христианства крест на дереве вершина которого не в виде верхней перекладины, а в виде «стрелы». Вероятно, кто-то еще помнит, как должен выглядеть ведический православный крест.
Теперь по поводу Апостола Иуды.
ИУДА АПОСТОЛ, Иуда Иаковлев, Иуда Леввей, Иуда Фаддей, Иуда, брат Иакова, Иуда, брат Иисуса, — в христианстве— один из Двенадцати апостолов, ближайших учеников и посланников Иисуса Христа(см. также Йешуа ѓа-Ноцри), призванных нести Его весть и весть о Нем - Евангелие; предположительно, автор одной из книг Нового Завета— Соборного Послания Иуды, однако по этому поводу существуют различные мнения у самих богословов. Что вызывает недоумение, так масса всевозможных имен и тщательные попытки найти в Новом Завете хоть какое-то упоминание об еще одном Иуде среди учеников Христа: то он Фаддей, то он Леввей, то Иаковлев, то вообще «родня» Христа. Должен был оставить Евангелие – нет его, вместо этого какое-то Послание (очень коротенькое, нравоучительноповелительное – совершенно не соответсвует духу проповедей Исуса, состоящего из притч: а ведь он «воспитывался» а той же среде, что и Исус). Должен был нести Благую Весть народам, только вот не известно каким он ее принес. В общем, всё говорит о том, что не было никакой истории с «тридцатью серебренниками». Вы себе представляете христианина, который бы согласился дать своему чаду имя Иуда при крещении. А почитайте Переписные книги, в 1710 г. на Русском Севере Иуда – обычное имя, а фамилия Юдин-Иудин – обычная фамилия. А вот у поклонников иудаизма я его что-то не встречал, а у христиан православных – полно. Опять всё «шиворот-навыворот».
Вот так и получилось, что у самого Северного Ледовитого Океана в далеком городе Пустозерске на Печоре-реке в XVIвеке проживали: Перунка, Калина, Иванко, Рышка, Суханко, Омелко, Сенка, Перша, Хляба, Юшко, Матушка вместе с Исачко, Аврамко, Фомко, Мосейко, Офоней, Мокейко, Неронко, Лукой, Илейко, Силкой, Марко и Июдиными-Чюдинами.
Уже ранее говорилось, что богомировозрение енисейских кетов целиком не только повторяет, но является более полным аналогом «Бытия» Ветхого Завета и что, по крайней мере, степные части долины рек Енисей и Обь являются той прародиной, где и зарождалось основание богомировозрения иудеев Малой Азии. Неожиданное подтверждение этого нашли и археологи на Енисее (рис.118)
Рис.118 Енисейские кыргизы VII-IX веков. Красноярское водохранилище.
Нельзя сказать, что это произведение типично для Сибири, больше преобладает пермско-чудской звериных стиль, но показывает до каких пределов доходили притязания на территории от малоазийских средневековых кочевников из Хорезма-Хазарии в период потепления климата и иссушения степей.
Послесловие: кит уже не нынешняя рыба, чуда уже не нынешнее юдо (иудо).