Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
Рис.78 Реконструкция Волжской Булгарии IX-начале XIII века согласно булгарским летописям «Джагфар Тарихы»
Заключительные абзацы предыдущей главы: скандинавы (садумцы) по Северному Ледовитому добирались сразу до Перми, если лень, то только до Устюга (вернее до Гусмана на р.Юг – притоке Сухоны-С.Двины). Скандинавы бывают приладожские (галиджийские) и примосковские (балынские). Поэтому делаем вывод: по булгарски садумцы – просто северяне, жители побережья Северного Ледовитого, собираются только таможенные сборы, ведут самостоятельную деятельность, активно освоили Северный Ледовитый. Булгарских садумцев нет, их булгары называют ары и байгулы (будущие коми, ненцы, ханты и манси) – свои, платят дань-налоги, получают назначения и отчитываются по «финансам». Их саг скандинавских викингов знаем, что до Биармии добирались только единичные экспедиции, да то после посещения ими арских «краеведческих музеев» повторный путь в Биармию им был закрыт. Про новгородцев знаем, что активное освоение Беломорья началось только как раз в XII веке, с аров: югра и печора; народов и то бы дань-налоги собрать (про их неудачные разбои XII века уже ранее сказано).
В общем, для всех «исторических» народов: викингов, новгородцев (галиджийцев), московитов (балынцев) и булгар (см.рис.78) Беломорье до Печоры на востоке – большое белое пятно с булгарским названием Садум (или Артания, т.к. там живут артанцы, на севере от Галиджа).Викинги Ледовитым плывут, сразу в Биармию попадают, новгородцы даже не пытаются туда проникнуть до XI-XII века, булгары Нукратским путем идут и тоже по Вычегде-Печоре зачем-то круг делают.
Должно быть этому объяснение!
Чем обусловлена «пустота» этой территории? Даже на карте народов фино-угорской языковой группы по Онеге, С.Двине, Пинеге и Вятке– белое пятно, мешающее финским этнографам провозгласить Великую Финляндию от Балтики и до Урала.(рис.79).
Рис.79 Распространение уральской языковой группы.
Конец X-ого века – максимум потепления, конец XII века – масимум западывающей пиковой влажности воздуха: на Севере тепло, влажно – реки полноводны и МАКСИМУМ уровня Мирового океана. Вот карта распространения бореального моря (рис.80).
Рис 80. Карта распространения бореального моря с нанесенными на нее городами IX-XII веков из болгарских летописей: красненькие – преимущественного влияния Волжской Булгарии, синенькие – Киевской и Новгородской Руси, зелененькие – Корела и чудские известные городища на Пинеге и Мезени (на Ваге не показал и так понятно).
Комментарии к характеристике бореального моря:
Карта составлена на основе палеоклиматологического анализа ископаемых остатков четвертичных отложений – морские моллюски отличаются от речных.
По господствующей геологической парадигме море образовано при таянии ледника последнего оледенения (считается, что тогда был максимальный уровень Океана где-то 5 тысячелетий до Р.Х. – совпадает с данными по полипам-кораллам – индикаторам уровня моря): с этого момента, считается, Океан медленно отступал до современного уровня. Но есть ряд аномалий. Главная: палеоклиматологический анализ моллюсков показывает, что температура дна бореального моря была ВЫШЕ СОВРЕМЕННОЙ на 4-6 град. Цельсия (было значительно теплее) – попадает на максимум потепления, а не на переходный период. Необходимо провести анализ возраста моллюсков: вполне возможно, что чередование слоев сухопутных и речных моллюсков можно объяснить не кратковременными колебаниями отступающего моря (на отложение слоя породы нужно длительное время), а колебаниями эпох потепления-малого оледенения с периодом 1820 лет. Вывод: имеются все предпосылки, что уровень Океана в IX-XI веках н.э. был не намного ниже уровня бореального моря, показанного на рис.79.
Тем более данные летописей по положению городов в это время говорят о их расположении вглубине суши, вдали от современного уровня Океана и на возвышенных местах.
Данная гипотеза может объяснить:
Историческая наука об Истории Севера (Поморья), несмотря на богатейшую историю, развита крайне слабо, и не выходит за рамки исторической парадигмы, созданной ещё в 18 веке ( с которой боролся наш великий земляк М.В. Ломоносов) немецкими придворными учёными Миллером и Шлёцером в угоду немецкой же династии Романовых, обосновавшейся на Русском Престоле. Более того данная историческая парадигма была полностью доработана в Советские времена и оформлена в качестве образовательных стереотипов.
Все так увлеклись борьбой за первенство в образовании Руси между тюркскими славянами и норманнами (точнее немцами: уже в названии видно – не мои это (цы)), что или забыли, или сознательно не хотят вспоминать о Северной Руси. Меж тем, даже «Повесть Временных Лет» Нестора так описывает расселение потомков библейского Ноя после потопа:
«В Афетове же части седять русь, чюдь и вси языци: меря, мурома, весь, моръдва, заволочьская чюдь, пермь, печера, ямь, угра, литва… Ляхове же, и пруси, чюдь преседять к морю Варяжьскому. По сему же морю седять варязи…». Как видим, речь идет о коренных народах Севера: русь и чудь и их народы. Индо-арии и тюрки появились здесь значительно позже. Еще в XIXвеке историки, хоть и были уже предубеждены в причислении русов к тюркским славянам, благодаря искажениям Нестора под угоду тюркских правителей Киева того времени и то писали: «….Рюрик, братья и дружина его, призванные из сечь Варяжских, бывших на реках Варяже и Варанде у озера Ильменя, были Руссы из народа Славянского, следовательно, общего с новгородцами языка и происхождения, могли иметь друзей, даже родичей в Новгороде, с помощью которых благоразумный, отчизну любивший Гостомысл, устроил их призвание и помог их утверждению… ……Славяне, занимая большую половину Европы, должны иметь три отдельные истории: южную, западную и северную, потому что все три отделения, раскинутые на огромном пространстве, имели разные судьбы:
что о южных славянах (до соединения их в одно великое чрез слитие с северной частью), вечно волновавшихся или подавляемых народными переливами Азиатцев в Европу – должно искать сведений у историков греческих, римских, болгарских, даже арабских и китайских (относительно гуннов и других), чего не сделал Карамзин; о западных, порабощенных Римом, и о венедах искать сведений на западе; а о славянах севера, сохранивших самобытность, заботливо искать сведений в самой России, в нынешних губерниях: Петербургской, Олонецкой, Новгородской, Псковской, Тверской, Витебской, Смоленской, Лифляндской, Эстляндской, Финляндских (а также в Вологодской, Архангельской, Костромской, Ярославской и Вятской губерниях, добавили бы мы сегодня.»(Александр Васильев «О древнейшей истории северных славян до времен Рюрика, и откуда пришел Рюрик и его варяги»,1858 год, типография Главного Штаба в Санкт-Петербурге).
К примеру, мало кто знает, что главную роль в освобождении Руси в 1613 году от польско-литовских захватчиков сыграло поморское народное ополчение.
Пинежская, Мезенская, Двинская, Устюжская, Важская рати организованные и вооружённые поморскими старцами, составили ядро будущего войска Минина и Пожарского, и именно их прибытие в Ярославль послужило толчком к общерусскому народному освободительному движению. Более того, на Русский Север в 17 веке было организовано четыре военных экспедиции. Польская – разбиты под Емецким острогом, шведская – разбиты под Сумпосадом, датская – не смогли захватить Соловки, и вынуждены были уйти, английская – не смогла осуществить высадку в Архангельске из-за противодействия народной дружины. И такими фактами изобилует история Русского Севера. Вся остальная академическая наука области не выходит за рамки официальной российской науки, поскольку является составной частью системы образования.
Посмотрите на карту распространения влияния Волжской Булгарии (рис.80 –розовая граница: и то я к ВБ пририсовал для объекивности Костромскую область – уж очень булгарские летописи на этом настаивают). Посмотрите на границы Киевской Руси (можете взять и школьный учебник). Посмотрите на границы «Священной» Римской империи, границы «далекой» руки «монголо-татарского ига». Так и хочется сказать: «ребятки: тюрки и индоарии; вы уж там разбирайтесь между собой, только не надо говорить, что за пределами вашего влияния оказались «пустые» земли и «неисторические народы». Кое-как, только благодаря наступившему «малому ледниковому периоду», смоли дотянуть свои руки до Поморья ваши правители, так не стыдно и в этом признаться: тысячелетняя Северо-Евразийская Поморская цивилизация – действительно «крепкий орешек», честь и хвала вам, если в определенные, неблагоприятные для северных земель, исторические периоды вам удалось иногда его «надкусить» и «прищемить, зажав Ее в угол».
Европейская часть этой цивилизации еще к концу XVIIвек известна была как Пермь Великая (рис.81).
Рис.81 Пермь Великая (л.48) Чертежной книги Сибири С.У.Ремезова 1697-1701 гг. ( Северный Ледовитый Океан (север) – справа).
До учреждения громадной Сибирской губернии при Петре I в 1708 году, с подразделением ее в 1719 году на три провинции - Вятскую, Соль-Камскую и Тобольскую, северо-западная часть нынешней Пермской губернии, от вологодской границы до реки Чусовой включительно, во всех правительственных актах постоянно именовалась Пермью Великой. Название это весьма древнего происхождения, поэтому давно занимало очень многих ученых - как русских, так и иностранных, - и создало уже большую литературу. Дело в том, что исторические источники допускают значительную неопределенность и сбивчивость в употреблении слова Пермь - то без всяких определений, то с прибавлением "Великая", "Малая", "Старая".
Постоянная путаница в решении этого вопроса в значительной степени объясняется тем, что название Пермь, и без того употреблявшееся к различным местам обширнейшей территории (то на Усть-Выми на Вычегде, впадающей в З.Двину, то к Чердыни на Каме, впадающей в Волгу), как видим, в неодинаковом каждый раз смысле, многие ученые вздумали, с прочтением скандинавских саг, сближать и даже отождествлять с скандинавским словом Биармия, смысл которого для нас, конечно, еще более темен, загадочен. Другою причиною запутанности вопроса о древней Перми служило то обстоятельство, что ученые старались одновременно решить две задачи, действительно имеющие между собою самое близкое соотношение - что такое была Пермь как страна, и Пермь, как народ? В каких границах заключалась эта страна с одноименным ей населением? Какого происхождения это население? На какой степени культурного развития стояла Пермь? И т.д. Ясно, что этот сложный исторический вопрос представляет собой две стороны и требует двух решений.
Хроника описания земли Пермской из Вычегодско-Вымской летописи:
«1212 г. князь ростовский Костентин Всеволодыч заложил град Устюг Великый за четыре стадии от Гледены и детинец и церкви устроив в нем. А тот град от Костентина примыслил брат ево Юрии и своею властию отимал земли по Двине и по Вычегде и по Суконе и по Юге и пермские дани к собе-ж взял.»
Итак, Пермские земли по Двине, Вычегде, Сухоне и Югу, ранее платившие налоги («пермские дани) Новгороду с 1212 года переходят под юрисдикцию Ростовского князя.
«1333 г. Лета 6841 князь великий Иван Данилович взверже гнев свой на устюжцов и на ноугородцов, по что устюжци и ноугородцы от Вычегды и от Печеры не дают чорный выход Ордынскому царю, и дали князю Ивану на черный бор Вычегду и Печеру и с тех времян князь московский почал взимати дани с пермские люди. 1364 г. Лета 6872 князь великий Дмитрей Иванович взверже гнев на князе на ростовсково Костентина и взял от тово Ростов и Устюг и пермские месты устюгские.»
Пермскими налогами, ранее взымаемых Новгородом, в пользу Москвы для Орды облагаются Вычегда и Печора. Это означает только одно, что в Пермские земли еще входила и Печора (Куда Новгород ранее тайком за серебришком ходил на Югру). Ростов в 1364-ом лишается и пермских податей с Сухоны и Юга.
«1367 г. Лета 6875 князь великий Дмитрей Иванович заратися на Ноугород, а ноугородцы смирилися. Взял князь Дмитрей по тому розмирю к себе Печеру, Мезень и Кегролские. Люди пермские за князя за Дмитрия крест целовали, а новугородцом не норовили.»
К Москве присовокупили на налогообложение (пермские дани) помимо Печоры, еще и Мезень и Кевроль (Пинега).
«1379 г. Лета 6887 иеромонах Стефан по прозванию Храп благословением епискупа Герасима иде в землю Пермскую на Вычегду на проповедь слова божия среди нечестивые племени пермян. Того лета начал Стефан у пермян на Пыросе и на Виляде и крести их святей вере.
1380 г. Лета 6888 приде Стефан на место, глаголемое Усть-вымь и тамо водворися…1383 г. Лета 6891 приде Стефан до митрополита до Москвы для новокрещеннии пермяки епискупа просити. Пимен митрополит с князем великим с Дмитрием сразсудив, поставиль его Стефана епискупом Пермскую землю….
…1384 г. Лета 6892 приде Стефан от Москвы благословением митрополита и жалованием князя великого Дмитрия Ивановича и бояр его почал строити святые церкви и монастыри. Создана бысть обитель его болшая, потом епискупия на Устьвыми на владычном горотке. Владыко Стефан на Устьвыме создвиг большой соборный храм Благовещения пересвятые Богородицы и другой меньшой храм монастырской архистратига Михаила, да манастырские-ж и на Вотче и на Еренском горотке, поставил игумены, и попы и дьяконы в оных. Да владыко-ж Стефан пермския азбука счинил, грамоту и книги с русийских на пермский язык переложи. Разъярился владыко Стефан на кумирници пермскии поганые, истуканные, изваянные, издолбленные боги их в конец сокрушил, раскопал, огнем пожегл, топором посекл, сокрушал обухом, испепелил без остатку и по лесом, и по погостом, и на межах, и на перепутьех. Паки зело разгневан бысть старый Пан-сотник, и лукавством, и козни, и угрозы начаша претит ему Стефану, но сам посрамлен бысть и изгнан из Пермские земли из роду племени.»
Речь идет о «крещении» пермяков и водворении епископата на Усть-Выми, за что Стефан Блаженный и был назван Стефаном Пермским. Реакция пермяков была следующей:
«А непохотел кто к святей вере быти, отиде теи на Удору и на Пенегу с жоны и детьми свои.»
«1389 г. Лета 6897 пришедшу с Удоры и с Пенеги пермяне идолопоклонници на Еренский городок, монастырское Пречистые Богородицы пожгли, пограбили, людей монастырских посекли.
1392 г. Лета 6900 пришедшу на владычный город на Устьвым погаными вогуличи, а с ним Пан-сотник окаянной. Стояли вогуличи станом на Юруме на месте зовемый Асыкояг неделю, к горотку не приступали, а погосты около тех мест разорили. Узнав те вогуличи из слухов устюжский полк идет на вогуличов, сели в ладьи и утекли вверх Вычегдою-рекою.»
Далее распри, раздоры и позиционные бои под Устюгом. И только:
«1444 г. Лета 6952 поставлен бысть в епискупы Пермские епархия архимандрит Питирим Чудова монастыря. Владыко Питерим привел к святей вере пермяков удоренов на Вашке реке, игуменов и попов им дал, святей храмы тамо создвиг.»
Место положение Удоры не вполне ясно: ныне это приток Ижмы, которая приток Печоры, длиной 13 км. Но Удорский район Коми занимает всю петлю верховья Мезени. В Атласе Российской Империи 1745 года р.Вашка – вторая крупная ветка верховьев Мезени – названа р.Удора (рис.82).
Рис.82 Уездный город Мезень при слиянии рек Удора (ныне Вашка) и Мезень согласно Атласу Российской Империи 1745 года.
Так что Удорой, вероятно называли весь бассейн верховьев р. Мезень до слияния Вашки и Мезени. Обратите внимание на положение там уездного города Мезень. В 1780 году Екатерина II основала г. Мезень на месте Окладниковой и Кузнецкой слобод, что, судя по Атласу 1745 года, должно было бы составить огромное расстояние. Пора читателю начинать привыкать к премещению северных городов с верховий вниз по течению. Слудующий в очереди на перемещение город Пермь Великая.
«1451 г. Лета 6959 прислал князь великий Василей Васильевич на Пермскую землю наместника от роду вереиских князей Ермолая да за ним Ермолаем да за сыном ево Василием правити пермской землей Вычегоцкою, а старшево сына тово Ермолая, Михаила Ермолича, отпустил на Великая Пермь на Чердыню. А ведати им волости вычегоцкие по грамоте наказной по уставной.»
Вот, наконец, и появляется Пермь Великая на Каме-реке на Чердыни (правда это ближе к Вычегде, чем ныне разместили город Пермь). То Пермские земли были крайнее только на Вычегде и позиционные бои были только за Усть-Вымь, Яренск и Устюг. А теперь нате пожалуйте, Пермь Великая ныне уже в верховьях Камы.
Вот тут грамотеи, переписывающие Вычегодско-Вымские летописи и житиё Стефана Пермского в конце XVII века допустили ряд оплошностей:
1. В знаменитой Книге Болшому Чертежу – первом известном картографическом источнике о Московии XVI-начала XVII века четко написано: город Пермь Старая расположен выше по реке Вычегде от Соли Вычегодской и выше Яренска и как раз попадает на село Усть-Вымь. «По государеву цареву и великого князя Михаила Феодоровича всеа Росии указу сыскан б в Розряде старой чертеж всему Московскому государству по все окрестные государства, и в том чертеже и мера верстами, и мильми, и конскою ездою, сколько ехать днем станичною ездою на день, написано, и мера верстам положена. И тот старой чертеж ветх, впредь по нем урочищ смотрить не мочно, избился весь и розвалился. А зделан был тот чертеж давно при прежних государех.». Надо добавить, что и новый Чертеж к XVIII веку уже не сохранился, осталось одно описание;
2. Карта России 1562г., связанная с именем Антония Дженкинсона, до последнего времени была известна по двум основным копиям из космографий Абрахама Ортелия (Theatrum Orbis Terrarum), гравированной Францем Хогенбергом и Герарда де Йоде (Speculum Orbis Terrarum), гравированной Иоганнесом и Лукасом Ван Деутекум, а также по настенной карте неизвестного в исполнении братьев Ван Деутекум (т.н. карта из собрания П.Я. Дашкова).
На карте впервые вместо птолемеевских Рифейских гор близ р. Оби появляется Уральский хребет в более правильном направлении: с северо-запада на юго-восток. Верно показаны реки Сухона, Юг и Вычегда. Однако, если Меркатор на карте Европы 1554г., следуя тексту Герберштейна, изображает Великую Пермь на р. Вишере Камской, авторы английской карты помещают Permevelick у истоков р. Вычегды, при этом, в принципе, не противореча Герберштейну, со слов которого до города можно было добраться через Вологду, Устюг и Вычегду. Надо заметить, что под влиянием англичан Меркатор на карте мира 1569г. уже не привязывает Пермь Великую ни к Вишере, ни к Вычегде, а помещает Weliki Perm между безымянными притоками р. Оби. На карте Европы 1572г. у Меркатора р. Вычегда представлена под двумя названиями Voichogda и Witzechda, а Великой Перми нет вообще. На карте России 1594г. (“Russia cum confinijs”) Меркатор объединил сведения своих предыдущих карт и карты англичан, после чего Perme Velick появляется у реки Voichogda (Witzechda), а Weliki Perm обнаруживается между притоками Оби.
Интерес к Вычегде авторов английской карты понятен – в 1566-1567гг. Дженкинсон имел поручение исходатайствовать у царя позволение заложить в России копи железной руды и в 1569г. царь дозволил англичанам устроить железный завод на Вычегде. Как сообщает летопись, через десять лет деятельность англичан на Вычегде была прекращена: “Лета 7087 [1579г.] повеле князь великий Иван Васильевич англичаном из немцов руду на Вычегде-реке искати и копати, а те англичаны нашли руду на Вычегде и на Сысоле и мачтовый лес вельми многое, государь на них разгневися и руду делати не велел и бытии туто не велел”. Я поместил вариант Герарда де Йоде карты Антония Дженкинсона 1593 года (рис.83). Надо думать, что у англичан, побывавших непосредсьвенно на Вычегде, были веские основания поместить единственный город в верховьях этой реки под названием «Пермь Великая» и показать там локализацию страны Пермь.
Рис.83. Московия Герарда де Йоде по материалам Антония Дженкинсона Антверпен 1593 г.
В Книге Большому Чертежу: река Птица "пала в реку Вычегду под городом под Старою Пермью". Старая Пермь располагалась в районе современного села Усть-Вымь в устье р. Вымь. Здесь была резиденция Стефана Пермского. Таким образом, она могла называться "Усть Кай". Неприятное название постарались стереть из памяти. «Поставил (Стефан Пермский) эту церковь на месте, названном Усть-Вымь, там где Вым-река впадает в Вычегду-реку, где впоследствии была создана обитель его большая, где потом основана его епископия". - По данному отрывку можно полагать, что "Житие Стефана Пермского" написанное в 14в. Епифанием Премудрым, существует ныне в правленном виде, вероятно, с конца XVII века. Дествительно, если в Книге Большому Чертежу (рукопись 1627г.) река Вымь названа Птица (перевод с "Кай"), то в 14в. она никак не могла называться Вымь: « С правыя стороны Вычегды, от верху 200 верст,озеро Кадомо и иные озера, вдоль того Кадома озера 40 верст и поперек 30 верст (ныне там только озеро Синдорское и гигантские болота с еще не заросшими озерцами в их центре); против того озера 20 верст вытекла река Весленая (есть такая) и пала в реку Малую Птицу (ныне Вымь). А Птица река потекла из горы из озера. А в Птицу Малую впала река Тетеря (ныне Елва –волок на Мезень).А в Тетерю реку впала Большая Птица (Вымь – верховья: надо думать неправильный перевод слова Великая, в смысле вехняя, а не Большая); от горы до Усть реки Тетери 50 верст. А от реки Птицы Большие 80 верст. А от тех рек притекла Птица под город Туреи!!!!! (еще один неведомый город? Ныне село Турья), а из под Туреиского города текла 100 верст и пала в реку Вычегду с вышней стороны, под городом, под Старой Пермью (ныне Усть-Вымь) В тое же реку Птицу впала против выше города Турьева река Пожа (чуть выше с.Турья впадает река Пожег); протоку Пожи 70 верст. А сверху реки Птицы притекла река Ухна (Ухта, в основании которой и стоит город Ухта на Ижме) и пала в реку Ыжму (Ижму)». Ясно, что пермский город, о котором речь пойдет при описании «Посоха Стефана Пермского» - это и есть Туреи (Турьев, ныне напротив села Турья). Кроме этих двух городов, Старой Перми и Туреи на Выми) на Вычегде описан еще только один город Соль Вычегодский (даже Яренска нет, про Сыктывкар уж помолчу).
На счет Стефана много выдумок, о его жизни достоверных сведений не найдешь. Известен "посох Стефана" работы 15в. на нем много интересного. Вот цитаты из интернета:
"Кстати, изображения на посохе Стефана Пермского красноречиво свидетельствуют, что в настоящей средневековой Перми были укрепленные города, изображенные "в виде стены с двумя ярусами бойниц и пятиэтажной башней". Сами пермяки изображены в кольчугах и шлемах, с четырехугольными стягами, знаменами, с боевым рогом и т.п. ...(рис.84-86)
Рис.84 Из книги Чернецова А. В., "Посох Стефана Пермского":
В чем заключалась "цивилизационная миссия" Стефана Пермского в Перми Великой в 1380-х годах? Сторона эта волнует многих, непонятно малая информированность об этом, житие Стефана Пермского явно и очень неуклюже (с кучей заметных огрехов и несоответствий) перпесано в конце 17 века (время, приходящееся на "великий раскол" в русском православии - реформы Никона). Но самое поразительное, что это единственный случай дораскольного "крещения" северо-евразийского народа на территории будущей Российской Империи. Поэтому деятельность Стефана Пермского на Вычегде требует отдельного и всестороннего освещения.
Продолжение следует.....