«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана...»
Князь им вымолвил тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
От меня ему поклон».
«Предубеждение сильнее истины!». Не знаю, кому принадлежат эти слова, но, разбирая «фэнтези» наших «академиков» по истории Руси, постоянно в этом убеждался. «Достаточно большое количество серебряных блюдец и пластин, обнаруженных в последние годы в составе домашних святилищ хантов и манси, позволяет вернуться к вопросу о месте и времени их изготовления. В описаниях, выполненных предшественниками (в XIX веке), допущен ряд неточностей» (.А.В. Бауло. Атрибуция русских изделий из серебра, найденных на севере Сибири: сайт Ямальской археологической экспедиции):
Наиболее радикальная точка зрения на возраст двух серебряных блюдец, найденных в 1876 г. на святилище у сел. Веспугол на Нижней Оби, принадлежит О. Финшу. Он полагал отнести их к АНТИЧНОСТИ, но его смутили выбитые на лицевой стороне изделий даты - 1832 и 1833 гг. Позже в Казани, Радлов, «знаток этого дела», объяснил путешественнику, что на таких тарелках старинного происхождения часто выставляют позднейший год. Исходя из этой информации, О. Финш отнес их к изделиям «несомненно старинного происхождения». Поскольку ранее тарелки были найдены в «чудских могилах», то они, скорее, служили не тарелками, а зеркалами [Финш, Брэм, 1882, с. 436 - 437].
Данная информация крайне интересна по двум параметрам:
во-первых, если находились шедевры металопластики без указания даты и места (мастера) изготовления, то их относили к произведениям Сасанидов III-VIII века, Византии XII-XIII веков или Античности чудских могил в зависимости от сюжета на изделии;
во-вторых, сюжеты «жертвенных» тарелок хантов и манси XIX века встречены на «зеркалах» чудских могил Античности и таких «зеркал», вероятно, в них было не мало, как и раскопанных чудских могил. Поэтому интересен сюжет этих бронзовых зеркал (рис.73), находки которых известны на Печоре, в низовьях Оби и на о.Фадея у Таймыра.
Рис. 73 Зеркало (бляха) из Шуги под Пустозерском (Ненецкий АО, низовья Печоры).
Рис. 73б Зеркало (бляха) из низовьев Оби.
Рис. 73в Зеркало (бляха) с о. Фаддея (Таймыр).
Пора уже привыкнуть, что сюжет с «охотником», поражающем копьем, саблей, луком Мировое зло в виде дракона-змея, быка, оленя или сюжет просто крылатого всадника, буквально пронизывает все изобразительное искусство Сасанидов, Московского государства, старообрядцев Поморья и Сибири, хантов-манси и даже этрусков. Исключение представляет только юго-западное Византийское уже после падения Римской Империи.
Посмотрим, как это интерпретируют археологи Ямала: «На протяжении XIX - XX в. в домашних и на поселковых святилищах манси и хантов было обнаружено значительное количество серебряных и медных блюдец российского производства, выполнявших различные функции. Чаще всего приношение серебряного блюдца хантам необходимо одному из популярных божеств- Мир-сусне-хуму.». Ранее уже было сказано, с чем связан ритуал хантов этому «божеству»: «Ханты величают Есуса кельтов - Мир Суспе Ха, что означает: Спаситель Мира,Благословенный. Еще они называют Его Царь Золотого Света (или Царь Славы). Им ведомо и такое имя Его, как Сын Девы. Ханты хранят миф о противостоянии Хоседем (мирового Зла) и Спасителя Мира. Демоница Хоседем, повествует миф, поедает человеческие души. Она заточает их в нижний мир. Спаситель, Сын Вышнего, рожденный от земной Девы, проникает в дом Хоседем, сражается со Злом, спускается в Нижний Мир и освобождает пленные души...». Царем Славы назван и Иисус старообрядцев Поморья. В общем, не надо быть «семи пядей во льбу», что в основе «верований» народов и даже христиан Севера лежат очень глубокие, еще дохристианские корни, тем более, что мифологическое учение кетов (остяков Енисея) сохранило основание, которое легло в основу Ветхозаветного Бытия.
В связи с этим и интересно открытие в области нумизматики, а именно обнаружение монет, которые чеканились языческими храмами Поморья Балтики для обмена товарами, а также для украшений женщин, которые носили их в качестве монисто. Собственно говоря, сами по себе такие монеты в нумизматике известны, однако кто их чеканил, и какой текст они в себе несли, до сего момента оставалось неясным. Мартин Жункович (MartinŽunkovič. SlavischeRunen-Denkmäler. Leipzig, Kremsier, 1915, 119 S.) в ходе обсуждения различных славянских древностей, в частности, затронул и вопрос о западноевропейских монетах, на которых читаются славянские слова: «Было найдено уже большое количество монет (например, под Боденбахом находка ценой в 120 тысяч крон), которые до сих пор в Германии обозначали главным образом как «радужные ключи», так как они, согласно одной саге, скатились по радуге. Славяне называли их КНОФЛИКИ, что вполне оправданно, поскольку такие монеты прежде выступали как пуговицы на куртке, потом как украшение на кожаной сумке (ТОРБЕ), прикреплялись как принадлежности уздечки и седла и часто оказывались на задней стороне кожаных ремней» (с. 64) и «…Эти монеты приписывают кельтам и «варварам». Возможно, что монеты с латинским шрифтом моложе, хотя оба их вида должно быть поступили в обращение одновременно, если принять во внимание их более позднее хождение» (с. 64-65).
Монета РЮРИК. «Золотой брактеат мюнцкабинета Копенгагена несет на себе надпись РУРИК, выполненную вендскими рунами. Наиболее древний владелец этого имени правил в России в 862-879 годах, однако монета, должно быть, много старше, и не имеет ничего общего с данным историческим именем, поскольку слово РУРИК, РЮРИК обозначало не имя собственное, а имя с названием функции, а именно название регента. Бросается в глаза, что все монеты древнерусского происхождения выставляют напоказ своеобразный стилизованный щит с гербом. Голова главной фигуры всегда увенчана широкой, шлемообразной диадемой на лбу, напоминающей древнерусское женское украшение; кроме того, имеется лошадиная фигура, либо переданная контуром, либо в виде лошадиной головы.» (рис.74).
Рис.74 Монета РУРИК из работы Мартина Жунковича 1915 года с комментариями Чудинова: судя по содержанию книги 1915 г. надписи «Рюрик» и «бректеат» были опознаны на монете еще в начале XXвека.
Понятие бректеат уже должно быть понятно читателю: монета, используемая только для обмена товаров при торговле и взымания налогов для удовлетворения общих нужд общины, княжества, графства, монастыря, государства – безпроцентный «рубль» - монета, при помощи которой взымалась плата в «общую казну» за ее «хранение», вместо использования по назначению. Сюжет на балтийских монетах такой же, как на бронзовых «зеркалах» и серебряных «блюдах» народов Севера Евразии и этрусков, копейке Московии, серебряной утвари иранских Сасанидов: всадник.
То, что это монеты-бректеаты у исследователей древних балтийских славян в начале XX века не вызывало сомнения, тем более имелись монеты, имеющие хождение по всему Балтийскому побережью (рис.75)
Рис.75 Монета Рурик-младенец из работы Мартина Жунковича 1915 года с комментариями Чудинова.
Уже говорилось ранее, что к чтению скрытых надписей В.Чудиновым можно по разному относиться. Но вот то, что в данном случае они выполняли функцию уже не штампа или «почерка» мастера-изготовителя, а «скрытых знаков» (сегодня аналог: платиновая проволока, водяные знаки, тексты орнаментов в бумажных купюрах), по которым отличали фальшивки – несомненно.
Другое дело – культовое почитание балтийскими славянами некого Рурика и младенца-Рурика очень сходно, например, с почитнием Исуса, а до этого всадника-копьеносца «Перуна» или Николы-«меченосца» (рис.76) северорусскими старообрядцами-поморами и Иисуса-младенца всеми христианами, Есуса-сына Девы кельтами и кетами Енисея, внуками Даждьбога и сынами Световида – славянами.
Рис.76 Медная нательная иконка Николы (литьё Данилова монастыря Выговского общежития поморов-староверов XVIII века).
В этой связи нелишне сказать и о хождении на побережье Балтики и монет-бректеатов Аварского каганата с названием «Авар» и славянских с названием «Чехх» с аналогичным изображением аналога «прародителя» соответствующего народа в виде всадника (рис.77), отличающихся от «руриков» изображением арийской свастики вместо кельтского креста («подкова-змея, кусающая свой хвост» имеется и на «рурике»).
Рис 77 Монеты-бректеаты «Чехх» и «Авар» с арийской свастикой вместо кельтского креста «Рурика-младенца» из работы Мартина Жунковича 1915 года с комментариями Чудинова.
Смею предположить, что, например, аналогичная монета-бректеат иудеев имела бы аналогичное исполнение до «реформирования» их верований Моисеем с названием и изображением прародителя этого народа «Иуда» или по-булгарски «Яхуд-Яхве» (зная интерес кочевых народов сохранять названия соседних народов по названию их прародителя). Хотя возможно, что слова, производные от «иуда», появились позже и иудейские монеты носили бы название «Авраам». Сия информация не утверждение, а только для размышления.
Далее выводы М.Жунковича: «Определить их время невозможно, поскольку история предоставила нам в каждой эпохе слишком мало данных: с некоторыми вычислениями, однако, можно предположить, что чеканка большинства брактеатов происходила во времена первых восьми веков н.э.; ряд из них должен быть причислен к началу нашего летоисчисления, что вполне возможно, ибо это нельзя исключить. — Так же нельзя возражать против большой продолжительности использования одного и того же щита с гербом, ибо и древнеславянские монеты «эн цехин» имели точно такой же щит с гербом, как и последующие македонские монеты с греческими надписями, хотя между ними, вероятно, лежали многие столетия. Впрочем, он повторяется еще и сегодня, поскольку герб государства на монете продолжается тот же самый, лишь меняется его выполнение, которое зависит от господствующего направления искусства и вкуса….
….Большинство старинных золотых и серебряных монет снабжались ушком из того же сорта металла, поскольку по древним славянским обычаям (как и восточным) монеты, в конце концов, находят применение в качестве женского украшения, и, будучи подвешены на шнурке на голове, вокруг шеи или на груди, носятся как видимое богатство. Ушко удаляется снова, как только возникает необходимость вновь вернуть монету в обращение.».
Рис.77Б Монета ОТА. «Два золотых брактеата коллекции университета Лунда (Швеция) несут на себе графически минимально друг от друга отличающиеся надписи ОТА, а также весьма похожий на монету Рюрика щит с гербом. Полагают, что это чеканка вендского князя Уты, или Уды, отца Готтшалка, который около 1029 года был разбит саксами. Однако, возможно, что ОТА означает ничто иное, как всеобщее народное обозначение властителя как «отца», «батюшки», как это еще и сегодня употребляется на Руси. Но в древнем славянском языке слово «отец» звучит как ОТ, а также старейший в семье, военный вождь (например, в Грюнбергской рукописи), и поскольку все славяне в обозначении «отче наш» употребляли те же формы, которые содержались и в языке, возможно, что ОТА в действительности понималось как ОТЧЕ, что, однако, несущественно» (с. 65-66). из работы Мартина Жунковича 1915 года с комментариями Чудинова.
Теперь мы знаем, что наиважнейшей особенностью монет-бректеатов являлось их «старение» через некоторое время путем изымания их из обращения и перечеканки в новый «номинал»: плата за «перечеканку» поступала в «общую казну», на ней содержались и создавались войско, дороги, общественные здания и удовлетворялись государственные нужды.
Вылезла и общественная значимость женского крашения «монисто» на груди или голове. Так как бректеаты «старели», то наличие данной монетки и их возрастного разнообразия в «монисто» показывало не материальное богатство, а богатство-древность и просхождение рода девушки или женщины, главная составная часть приданого, ее родословная, легко читаемая по «номиналу», а полезность данного рода в прошлом по качеству металла (если не мог продать излишек своих изделий, не было излишков (мало трудился) или не было на них спроса (низкое качество)). У народов оседлых, торговля для которых не является особым достоянием, сложились другие способы информирования о богатстве-древности и «способностях» рода девушки: родовые культовые знаки в вышивке, кружевах кокошников, вышитых платков, рубашек и сарафанов. – всё то, что часто мертвым грузом лежит в сундуках и передается по наследству и с приданым.
Теперь уж не кажется странным особенность бьярмов описанная в сагах викингов, например в сочинении IX в. "Орозий Короля Альфреда". Англосаксонский король Альфред Великий пишет со слов норвежского морехода Отера о разграблении местного «краеведческого музея»: «Плыли они летом, чаще всего так, как позволяли их корабли, – повествует Снорри Стурлусон. – И когда они приплыли в Бьярмаланд….А когда там закончилась торговля, тогда поплыли они прочь по реке Вине (Двине). Было тогда объявлено, что мир с местными жителями закончился. Викинги решают напасть на бьярмов, но Торир предлагает воспользоваться обычаем бьярмов выносить в лес и засыпать землей часть наследства богатого человека. Торир приводит отряд к капищу бьярмов. Они вышли на большую поляну, и на той поляне был высокий деревянный забор, с воротами в нем, которые были заперты. Шесть человек местных жителей должны были охранять каждую ночь этот забор. На дворе капища был насыпан курган, в нем перемешаны золото, серебро и земля. А еще внутри ограды стоит бог бьярмов, который зовется Йомали… В руках статуи Йомали была серебряная чаша, полная серебряных монет, а на шее драгоценное ожерелье». Долгое время этот рассказ средневекового автора считался вымыслом. Но в XVII и XVIII столетиях одно за другим стали появляться сообщения русских путешественников о святилищах угро-финских племен в бассейнах Верхней Камы, Северной Двины и Печоры. Подобно тому, которое ограбил Торир, они были обнесены высокими заборами с воротами, охраняемыми стражей, а внутри стояли деревянные идолы, державшие чаши и блюда, наполненные серебряными монетами.
Сказанное выше должно бы убедить читателя в существовании сложной на первый взгляд (с наших нынешних экономических знаний о функции денег), но в действительности простой системы монетно-бректеатных отношений в развитии ремесел, искусства, науки и торговли. Система не такая, как пытаются представить сегодня: мол князьки дрались за владения, грабили и убивали друг друга, каждый старался завались свои закрома награбленным и собранным данью. Уже одно существование единой в оформлении, но отличающейся номиналом: рурики, авары, чеххи, денги; системы экономических монетно-бректеатных отношений на обширной территории, и продолжительной по времени от начала нашей эры и почти до середины II тысячелетия (1500 лет как минимум) говорит о широкой и сформированной веками сети торговых путей и взаимоотношений между народами, городами, весями и людьми.
Скажите: возможна ли система тотального контроля с помощью пусть и обученных, хорошо вооруженных, 400000 наемников-татар, такой обширнейшей территории, почти всей Евразии в течение столетий как рисут нам сегодня «академики от истории», показывая на картах Великую Империю Русь-Тартарию. На этой территории проживает тысячи народов и народностей, каждый со своим «уставом», традициями, системой управления, народного хозяйства. И вот в одночасье Евразия превращается в систему боенных баз, контингент которых нужно кормить, одевать, обучать, подавлять постоянно: спустя только один-два год этот контингент уже вынужден будет гоняться за местными «партизанами» с поисках еды, одежды и вооружений, через 5 лет эта армия будет представлять из себя толпу грязных, оборванных, голодных, плохо вооруженных уголовников, которая еще спустя некоторое время просто вымрет.
Теперь уже читателю, надеюсь, понятно, что «монголо-татары» появились на уже сформированной системе, хоть и пораженной «болезнью», торгово-хозяйственных отношений Волжской Булгарии, Киевской Руси и Новгорода. Чем больше «болезнь» была развита тем легче были «колонизированы» княжества и тем более жесткий контроль «лечения»-восстановления нормальной монетарной системы регулирования торговли и производства был установлен на «захваченных» территориях. Не пытайтесь найти «сокровища Чингизхана и Золотой Орды», их нет в вашем понимании «сокровищ». В понимании монголо-татар основное сокровище: развитая система путей сообщения (почта, дороги, ямские станции, волоки), развитая ситема промышленности, сельского хозяйства и торговли («бесмонетная?» система чеканных и перечеканенных монет-бректеатов «монгольского периода» способствует не накоплению «капитала», а быстрому обмену и производству высококлассных, а главное, необходимых товаров: спрос на изделия, а не на деньги), развитию оборонных и сервисных систем государственности (оплачивают выполненные услуги, а не невыполненные).
Как большинство себе представляет сбор «дани» и получения «ярлыка на княжение»?: разбойный князек, «крышуемый» Ордой, собрал банду и проскакал по своим владениям, собирая меха, злато-серебришко, произведения народных ремесел, ну заодно груды мяса, мешки зерна и специй, снарядил обоз и всё это «барахло» свез в Орду. В обмен получил «кожаный ярлык»-грамотку на право дальнейшего разбоя на ограниченных ханом Орды под князька территориях. В Орде начинается пиршество и проедание привезенной дани до следующего «урожая». Ну не смешно ли? А ведь большинство городских жителей Земли так себе и представляет, видя подобное из городских трущеб и каждодневно общаясь с чинушами. То, что подобная схема не работает в масштабах даже ограниченной территории, видно по государствам Африки, хотя бы Эфиопии, Сомали и Нигерии (другое дело, что, вероятно, их сознательно обрекли на вымирание правители «цивилизованного мира», потакая такой схеме «развития» этих государств), тем более, что для южных территорий Земли опять наступает неблагоприятная для их развития эпоха потепления-«сушняка».
И вообще: что есть такое это «монголо-татарское иго»? Если почитать церковно-славянские и булгарские летописи, то увидим слом системы управления булгарско-славянских князьков, сложившейся в Киевской Руси и Волжской Булгарии к XIII веку и передачу контроля над торговыми путями «из варяг в греки» под правителей из «монголо-татар», тех же тюрков. Что изменилось на Севере Евразии от этого? Ничего! Взглянем на Великую Булгарскую Империю, реконструированную евро-татарскими «академиками» (рис.78)
Рис.78 Реконструкция Волжской Булгарии IX-начале XIII века согласно булгарским летописям «Джагфар Тарихы»
Меня тоже поначалу шокировали и поразили масштабы княжества Волжской Булгарии. Но тут вспомнил карты Тартарии, составленные европейскими картографами XVI-XVIII века, немного успокоился и стал рассуждать здраво. Посмотрим, на каком основании булгарских летописей такие грандиозные размеры.
Во времена Рурика и Джилки (IX-X века):
«Пока враги Булгарии не опомнились, Джилки стал расширять пределы своего государства. Первым делом он двинулся к устью Тамтазая (р.Зай) и этим добился подчинения Бершуда (Прикамье), которым правил моджарский или “чирмышский” по-бурджански бий Куш из рода Аскала. Куш, желая показать кану, что он приобрел в его лице верного бия, со всем своим ополчением - урмой - совершил поход на запад и север. На западе он дошел до реки, которую объявил границей Булгарии под названием Куш-Урма (Кострома). А на севере бий Куш подчинил Булгару арские (финоязычные), сэбэрские (ханты-манси: угры) и урские (ненецкие) племена, проживавшие между реками Нукрат-су (Вятка) и Чулман (Кама) и Кар дингезе (Карское море). Северные арские владения стали называться провинцией Бийсу (Печора), а сэбэрские (ханты-мансийские) - провинциями Ура (Самоядь) и Байгул (Обь)...»
В XII веке уже:
«В конце концов Насыр предоставил беку и право назначать своих послов-наместников в северных булгарских провинциях Бийсу, Ура и Байгул для надзора за благонадежностью тамошних улугбеков-тарханов и сбором дани. Брат Нуретдина Джилки, названный так потому, что родился в год Лошади, сам объезжал эти провинции для проверки работы кашанских туджунов. А северных тарханов, по их просьбам и в отличие от южных или внутренних, называли югур-тарханами. Сами югур-тарханы объясняли это тем, что так их называли еще с времен старого Булярского царства хонов. По приказу Нуретдина были построены главные крепости провинции.:. Канкура и Каргадан (Чердынь –Перьмь?), бывший центром Ура, куда съезжались северные бии для получения назначений, отчета и передачи “подарочной дани”. А бии с Мосхи (Москвы) и Унджи съезжались в Гусман-Катау на реке Джук-су (Юг)...»
Все стало на свои места, данью назывался сбор налога, на границе: Гусман на северо-западе, южнее Устюга и Канкара с Каргадан (впоследствии станут Чердынью и Пермью); таможенные крепости для сбора налогов как булгар, торгующих на севере, так и северных «купцов», приезжающих на торги с Булгаром. Тем более это заметно из дальнейшего повествования:
«Что же касается садумцев (скандинавов), прибывавших в Булгар через Чулман дингезе (Северный Ледовитый) за разрешением на торговлю, то Нуретдин принимал их в Кашане (Наб.Челны). А они называли Булгар по-арски и по-моджарски “Бермэ” (Биармия), что на их языках означает “Булгарская земля”… Среди них были хорошие люди, но попадались и нечестные, поэтому до возвращения наших и садумских купцов из поездок и садумцы, и “наши оставляли друг у друга заложников. Впрочем, до наказания заложников ни разу не дошло. Но нападения на наших садумцев-галиджийцев и балынских садумцев бывали.»
Коротко: скандинавы (садумцы) по Северному Ледовитому добирались сразу до Перми, если лень, то только до Устюга (вернее до Гусмана на р.Юг – притоке Сухоны-С.Двины). Скандинавы бывают приладожские (галиджийские) и примосковские (балынские). Поэтому делаем вывод: по булгарски садумцы – просто северяне, жители побережья Северного Ледовитого, собираются только таможенные сборы, ведут самостоятельную деятельность, активно освоили Северный Ледовитый. Булгарских садумцев нет, их булгары называют ары и байгулы (будущие коми, ненцы, ханты и манси) – свои, платят дань-налоги, получают назначения и отчитываются по «финансам». Их саг скандинавских викингов знаем, что до Биармии добирались только единичные экспедиции, да то после посещения ими арских «краеведческих музеев» повторный путь в Биармию им был закрыт. Про новгородцев знаем, что активное освоение Беломорья началось только как раз в XII веке, с аров: югра и печора; народов и то бы дань-налоги собрать (про их неудачные разбои XII века уже ранее сказано).
В общем, для всех «исторических» народов: викингов, новгородцев (галиджийцев), московитов (балынцев) и булгар (см.рис.78) Беломорье до Печоры на востоке – большое белое пятно с булгарским названием Садум (или Артания, т.к. там живут артанцы, на севере от Галиджа). Викинги Ледовитым плывут, сразу в Биармию попадают, новгородцы даже не пытаются туда проникнуть до XI-XII века, булгары Нукратским путем идут и тоже по Вычегде-Печоре зачем-то круг делают.
Должно быть этому объяснение!