• Авторизация


Часть 19. Зачем Рюрик в Новгород ходил? из цикла "Там Русский Дух, там Русью пахнет. 23-12-2011 15:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатёр.
Всё в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит...
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга,
По притоптанной траве,
По кровавой мураве...
Царь завыл: «Ох дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла».
Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатёр
Распахнулся... и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.

 

 

? Летописи Джагфар Тарахи использовались в российской историографии вплоть до 1930 г. включительно.

НЕСКОЛЬКО СЛОВО СВОДЕ

“Джагфар тарихы” (“История Джагфара”) - единственный известный свод древнебулгарских летописей, дошедший до нас. Как и у многих других булгарских источников, у “Джагфар тарихы” - непростая и трагическая история.

Свод был написан в 1680 году по приказу вождя булгарского освободительного движения - сеидаДжагфара - секретарем его канцелярии Иманом в восточной части Булгарии - Башкортостане. Видимо, сеид рассчитывал использовать этот труд для патриотической пропаганды.

Бахши Иман (судя по имени, он- башкортский булгар) блестяще справился со своей задачей, включив в свод наиболее ценные булгарские летописи: “Гази-Барадж тарихы” (1229- 1246 гг.) Гази-Бараджа “Праведный путь, или Благочестивые деяния булгарских Шейхов” (1483 г.) Мохаммед-Амина, “Казан тарихы” (1551 г.) Мохаммёдьяра Bу-Юргана “Шейх-Гали китабы” (1605 г.) Иш-Мохаммеда и некоторые другие.

Очевидно, свод сыграл свою роль - в 1681 году сеиду Джагфару удалось поднять в Булгарии освободительное восстание с целью восстановленйя независимого Булгарского государства. Но после поражний от царских войск под Мензелинском в 1683 году он отступил в глубь Башкортостана, где был схвачен изменившими ему феодалами и выдан русским властям. Дальнейшая судьба этого выдающегося булгарскрго деятеля нам неизвестна...

Неизвестна нам и судьба бахши Имана и подлинника его великолепного свода. Но зато мы знаем, как исчезают даже очень популярные книги. Так, от 16-го века до нас дошел единственный список сочинения Мохаммед Гали “Кысса-и Юсуф”, но и он загадочно погиб в 20-х годах нашего 20-го века.

Что касается “Джагфар тарихы”, то единственный известный нам список этого свода, написанный в 19 в. на “булгарском тюрки”, оказался в начале XX века в казахстанском городе Петропавловске (Кызыл Яре no-булгарски).

 

Известно, что «дыма без огня не бывает». Перед нами два документа, написанные приблизительно в одно время: «Сказание о Словене и руссе и городе Словенске» из Хронографа 1679 года и Свод булгарских летописей «Джагфар Тарихы» 1680 года. Оба опирались на более древние рукописи, делались выписки только интересующих их руководителей, царствующую династию Романовых и руководителя национально-освобождения булгар сеида Джагфара, оригиналы, вероятно, уничтожались, т.к. не устраивали обе стороны одновременно.

Вот тут и есть интересный момент: совпадение описаний «и там, и там», и вскроет нам зерна истины на происхождение Рюрика и событий, способствующих его приходу на Русь.

 

Ниже привожу хронологические выписки из Джагфар Тарихы, имеющие совпадения выписками Романовых из старых церковно-славянских летописей. 

[600x383]

Рис.66 Родословная булгарской династии согласно «Джагфар Тарихы»

 

Угыр Айдар (дед Угыра Лачына (Игоря), женившегося на анатышке (датчанке) Ульджай (Ольге), отца Светослава Хороброго, деда  Булымера (Владимира, который и крестил Русь в 989 году) см.рис.66), 15-летний сын Кан-Караджара и его жены - тетки бурджанского (карачаевского и балкарского) бека Йомырчака..., находился в это время в Башту (Киеве). Получив весть о гибели отца, он хотел немедленно скакать в Канн (Муром) для отмщения неприятелям. К счастью, анчийский (первоначально - гуннские части из иранцев, славян и булгар Украины, охранявшие границы Украины и ходившие в походы вместе с гуннами; впоследствии украинцы). приближенный балтавара Будим (Вадим Храбрый - руководитель восстания в Новгороде Великом против Рюрика. Убит в 866 г. Рюриком).удержал его словами: “Царь, не верь хакану. Он нарочно устраивает нападения на Мурдас (Приокье), чтобы ударить тебе в спину!” Однако балтавар не поверил бояру до конца и сказал ему: “А не хочешь ли ты сам навредить мне и поссорить меня с хаканом? Вот я пошлю в Канн (Муром) отряд и проверю истинность твоего заявления!” Но когда посланный отряд подвергся вероломному нападению хазар, принявших его за балтаварский, Айдар вынужден был признать правоту Будима (Вадима Храброго) и стал действовать мудро и осмотрительно. В знак недовольства поступком хакана Угыр заключил мир с моджарами (уграми) и женился на дочери угырского (угрского) бека Юлай-Бата... Расположение Угыра к бояру еще больше возросло после того, как тот построил для него новую крепость, которая была названа в честь погибшего кана “Караджаром”(Чернигов)...

В 816 году отряд Будима (Вадима Храброго), действуя по приказу балтавара, овладел галиджийской (южная Ладога) областью. Балтавар был так доволен этим, что назначил бояра тарханом покоренного Балына (Восточной Руси: ныне Центральная Россия). Будим (Вадим Храбрый) восстановил Галидж (Ладога) и Урус (Старая Русса) и с разрешения Айдара, целиком доверявшего ему, построил Шамлын (Смоленск), Джир Ростов) и Мен. Мен был назван так потому, что здесь собиралась тысяча балынских ульчийцев (славян)-воинов для обеспечения “джиенных поездок Будима по его наместничеству, а свое тарханство он именовал “Ак Урус” (Восточная Русь) - для отличия от урусской области в Кара-Булгаре (ныне Украина). Такие же тысячи собирались в Галидже, Шамлыне и Джире. И этих воинов называли “ак уруслар” или “уруслар”, ибо они служили урусскому бояру... При этом Будим, не доверяя балынцам (русичам), нанял тысячу анатышских (датских) альманцев (германцев) и.пять тысяч байлакских (польских) ульчийцев (славян) из племени кулбак. Кулбаков он держал подле себя, а для анатышцев построил крепость Калган (вероятно Полоцк) на реке Кара-Тун (Западная Двина). А Айдар всячески поощрял деятельность своего бояра, ибо Будим стал присылать ему вдесятеро большую дань...

 

( после разгрома нашествия хазар на Башту (Киев) у Харьку (Харькова) Угыр Айдар принял ислам)….. Услышав это, бояры тюрков-язычников (хазар) стали говорить своему народу: “Это - наказание Тангры за измену его вере! Если мы не свергнем хакана-иудея, то вся наша держава погибнет!” Кара-хазары взволновались и подняли на место Карака сына Асанкула язычника Уруса (Мать Айдара - уруска Арья-Аслан, родная сестра матери Уруса. (т.е. Айдар и Урус – двоюродные братья)….

…. Владения кара-сакланской части Кара-Булгара, таким образом, еще надежнее соединились с пределами Болгарского бейлика, и его правитель Барыс из рода Мардуана не замедлил с признанием себя слугой Айдара. Сам же Угыр, чтобы еще сильнее досадить хазарам, объявил себя эмиром Болгара и хаканом всего Саклана. Но Урус все же удержал свою державу от распада. Он даровал большие права хазарским мусульманам и христианам, чем привлек к себе многих хорасанцев  и румцев и симпатии правителей этих держав. Хорасанцы вооружили новое войско Уруса, а румцы дали ему денег, на которые он нанял на службу часть баджанаков (печенегов) и построил сильную крепость Хин (Саркел Белая Вежа). А названа она была так потому, что в ней разместили гарнизоны из наемных баджанаков, называемых иногда хинцами.

Миролюбивый Айдар сильно недооценил Уруса, заявив своим джурам-газиям в ответ на их требование уничтожить хазарское правление: “Большая часть Саклана вновь стала булгарской, и это заставит его небольшой хазарский кусок без всякой войны признать нашу власть”. Уже в 832 году Урус стал настолько силен, что смог подкупом склонить галиджийских садумцев (приладожских скандинавов) и ульчийцев (славян) на свою службу. Неверные восстали и провозгласили прибывшего к ним с деньгами сына Уруса Чинавыза хазарским наместником Галиджа (Ладоги). При этом мятежники беспощадно вырезали значительную часть кулбаков (наемников из Европы) и урусов (руссов-степняков), а уцелевшие бежали вместе с Будимом (Вадимом Храбрым) в Башту (Киев).

В том же году отряд галиджийцев (приладожан) во главе с Халибом (Ас-Халиб= Аскольд русских летописей) прошел по Идели (Волге) и погромил Болгарское бекство, а затем, по приказу Уруса, произвел опустошительное нападение на Тимер-Кабак и Азербайджан. После этого хазарские баджанаки ворвались в Джалдайскую (Крымскую) степь и наполнили ее бесчинствами.

Только в 840 году старшему сыну Айдара Джилки удалось нанести баджанакам (печенегам) решающее поражение и заставить их остатки вернуться на Джаик (Урал-река?).

Тогда же сын Будима (Вадима Храброго) Ас совершил поход на Галидж (Ладогу) и вновь подчинил его Айдару. При этом не было никакого кровопролития, ибо Чинавыз бежал, а оставшийся за него Халиб (Аскольд) предпочел покориться без боя. Добрый Ас никого не наказал, и обрадованный Халиб объявил себя его братом и взял себе его имя (Так он стал Ас-Халибом, Аскольдом). Только Джир (Ростов) отказался подчиниться Кара-Булгару, и Асу пришлось взять его приступом. У этого города находится холм, насыпанный Асом на могиле своих воинов, и называется он Урустау. В память об этой победе Ас стал называть себя и Джиром (Дир или Дмир русских летописей.)

Бек Болгара Барыс, услышав о победе Джир-Аса (Дира), явился к нему с изъявлением покорности Айдару и был щедро награжден за это и отпущен в свое владение...

Эти поражения Уруса приободрили хазарских иудеев, и они, при помощи бека Буртаса, посадили хаканом Манаса (Уруса убили при сопровождении его в Дима-Тархан (Тьмутаракань)…

…. В 855 году кан Айдар умер и по его завещанию был погребен в городе имени его отца – Караджаре (Чернигов), ибо всю жизнь он горевал о нем….

… После смерти Айдара гази (мусульмане) подняли на хаканский трон его старшего сына - мусульманина Габдуллу Джилки. Младший брат Джилки Лачын (прадед Владимира-крестителя Руси), не расставшийся с суевериями, и некоторые неверныс Кара-Булгара были этим недовольны и стали помышлять о мятеже.

Тогда в 858 году иудейские хазары, возглавляемые им, зарезали хазарского хакана Манаса ночью в шатре во время кочевки, а обвиненные в этом кара-булгарские купцы, шедшие через хазарские владения в Дима-Тархан (Тьмутаракань), были тут же казнены.

Вслед за этим Ильяс (хазарский бек) поставил хазарским хаканом послушного ему сына Манаса Исхака по прозвищу Аксак Тимер и вторгся с ним в Кара-Булгар. Лачын тут же присоединился к хазарам с язычниками. Союзникам удалось у ставки Балтавар (Полтава) обойти выступившего им навстречу Джилки и заставить его отступить в Караджар (Чернигов). Воодушевленные успехом враги двинулись к Башту (Киев).

Между тем помощник Ильяса Чинавыз добрался до Балына (Руси) и объявил себя послом нового хакана в Галидже (Ладоге). Халиб, также связавшийся с Ильясом, тут же выдал бывшего при нем Будима (Вадима Храброго), а тот незамедлительно бросил его на растерзание, толпе недовольных балтаваром галиджийцев. После этого злодейского убийства оба, не мешкая, двинулись с отрядом галиджийцев на Башту и прибыли к столице Кара-Булгара почти одновременно с хазарами.

Джир (Дир), бывший сардаром анчийского ополчения, запер трое ворот Башту (Киева) и приготовился дорого продать свою жизнь. Но тут явился посланник Ильяса и объявил о желании хакана - в случае изъявления баштуйцами своей покорности ему - даровать Баштуйской и Урусской областям положения отдельного от Кара-Булгара княжества Русь с центром в Башту. Значительная часть жителей столицы была этим смущена и явилась к Джир-Асу (Дир) с требованием немедленно сдать город хазарам. Сардар держался две недели, ожидая помощи от балтавара, и, не получив ее, принужден был вступить в переговоры с неприятелем. Обе стороны уговорились на том, что Джир получает титул русского бека и правит под наблюдением хазарского наместника Ас-Халиба (Аскольд), а Башту выплачивает Хазарии дань и помогает войсками. Ас-Халиб со своим отрядом въехал в Башту и занял свое место. (Вот так Аскольд и Дир оказались в Киеве до прихода Олега Рюриковича) Тут же у одних ворот, получивших название Яхудских, учредили хазарскую таможню, а часть города была отдана под хазарский квартал. За три дня жители собрали дань, и Ильяс увел хазарское войско от города. В Батавыле (Путивль) он для вида поднял на кара-булгарский трон нового балтавара - покорного хазарам Лачына (младщего брата Джилки и прадеда Владимира – крестителя Руси) - вместо свергнутого Джилки.

 

Так из-за мятежа Лачына перестало существовать единство державы Кара-Булгар. (образовались два государства: Киевская Русь (Киев и Ладога) под Лачиным и Волжская Булгария под Джилки – управляемые родными братьями).

 

(Следующий отрывок для краткости в пересказе: Ильяс затеял войну с Византией безуспешно, что привело к восстанию и погрому иудейских сборщиков дани и мусульманских мечетей в Киеве и взятию его Волжской Булгарией, Лачын бежал в Хазарию, Аскольд на Ладогу, Дир присягнул булгарскому Джилке, но как только Ильяс провел успешные боевые действия против Волжской Булгарии Джилки под Полтавой и Путивлем переметнулся и опять призвал к себе Аскольда в Киев).

 

Усиление мощи Хазарии  привело к тому, что «Анчийский (Украинский) голова Нанкай, эсегельский (Закамский) бий из сабанского (печенежского) рода джулут - Тарнак, эсегельский бий из сабанского рода барын - Алабуга и бурджанский (карачаево-балкарский) бий из рода юмарт - Бел подняли его на царский трон. Въехав в город (Болгар), Габдулла (Джилка) объявил свои владения Булгарским исламским государством (Волжская Булгария), а себя - его каном».

Пока враги Булгарии не опомнились, Джилки стал расширять пределы своего государства. Первым делом он двинулся к устью Тамтазая (р.Зай) и этим добился подчинения Бершуда (Прикамье), которым правил моджарский или “чирмышский” по-бурджански бий Куш из рода Аскала. Куш, желая показать кану, что он приобрел в его лице верного бия, со всем своим ополчением - урмой - совершил поход на запад и север. На западе он дошел до реки, которую объявил границей Булгарии под названием Куш-Урма (Кострома). А на севере бий Куш подчинил Булгару арские (финоязычные), сэбэрские (ханты-манси: угры) и урские (ненецкие) племена, проживавшие между реками Нукрат-су (Вятка) и Чулман (Кама) и Кар дингезе (Карское море). Северные арские владения стали называться провинцией Бийсу (Печора), а сэбэрские (ханты-мансийские) - провинциями Ура (Самоядь) и Байгул (Обь)...

(Далее краткий пересказ: Ильяс был внезапно убит во время своего похода на Булгар, В Киеве Аскольд убил Дира (понятно, что ненадежный товарищ: бегает туда-сюда; но зачем-то он был нужен Ильясу?, видимо, разделяй и властвуй.

Вот тут-то впервые и появляется некто садумец (скандинав) Эрек, который, судя по дальнейшему повествованию, может претендовать на звание «Рюрик».)

 

Ас-Халиб задумал захватить для своих детей Булгар и Кара-Булгар... В том же 870 году он послал своего сына Булата (Вадима Храброго вероятно, того кто в русских летописях представлен бунтовщиком против призвания Рюрика на Русь), сидевшего в Галидже (Ладоге), в набег на Булгар, и тому удалось захватить Джир (Ростов). Однако наместник Булата – садумский (скандинавский) бий Эрек (Рюрик) - сразу же после отъезда галиджийского (ладожского) наместника прислал послов к Джилки и предложил ему оставить за ним Джир (Ростов) в обмен на его службу кану и дань в невоенные годы. Габдулла весьма обрадовался послам и охотно принял предложение бия.

По решению кана Эрек (Рюрик) и чирмыши Алабуги должны были одновременно подойти к Башту (Киев) и взять город. Но джирский (ростовский) бий застрял на пути к Башту (Киев) через Галидж (Ладогу) у одного балынского балика (вероятно Рюриково городище, основанный в 864 г. Рюриком) и, хотя в конце концов взял и сжег его, потерял время и вернулся в Джир (Ростов). Алабуга же через балик Сувар, основанный на месте стычки с буртасами Белом, прошел к Караджару (Чернигов). По пути, увидев своих, к нему примкнули мухшийские моджары. В Караджаре бий встретился с Алмышем и сыном Джир-Аса (Дира) Джуном или Джуннэ, бежавшим из Башту (Киева)….

….. После взятия Батавыла (Путивля) Алабуга, не мешкая, подошел к Башту и осадил город, но штурмовать его без Эрека не решился... Когда Ас-Халиб (Аскольд) предложил бию выкуп и Микаиля (автора этих летописей) в обмен на уход булгар, тот, поняв, что садумец (Рюрик) так и не появится, вынужден был согласиться с этими условиями….

….. Габдулла (Джилка) призвал Эрека (Рюрика) к новому совместному походу на Башту, который стал цитаделью хазар в Кара-Булгаре. Эрек (Рюрик) сказал, что ему надо будет для этого сначала взять Галидж(Ладогу) и в 881 году взял эту балынскую область. При этом к нему в плен попал сын Ас-Халиба (Аскольда) Булат (Вадим Храбрый, вероятно)... Теперь препятствий для похода не было.

В 882 году на Башту (Киев) двинулся из Галиджа (Ладоги) сын Эрека (Рюрика) Салахби (по церковно-славянским летописям родич Рюрика Олег), а из Болгара - Алабуга с отрядами сабанов и баджанаков, стремившихся отомстить за набег на них кара-булгарских моджар во главе с Лачыном. Накануне выступления кан Габдулла (Джилка, старший брат Лачына) скончался, и на булгарский трон был поднят его сын Бат-Угыр Мумин…

Едва Алабуга приблизился к Хорысдану (Путивлю), как Алмыш пришел к нему из Караджара (Чернигов) с барынами и анчийским ополчением Джуна. Старший сын Алмыша Арбат, служивший балтавару Лачыну, устремился навстречу Алабуге со своими башкортами, но был наголову разбит и укрылся в Батавыле (Полтаве). Хазары бывшие в Батавыле, приготовились к защите крепости, но расчетливый Арбат предпочел открыть одни из двух ворот Хорысдана (Путивля) и выйти из них с повинной к отцу. Вслед за этим анчийцы Джуна со страшной резней ворвались через эти ворота в город и взяли его. Алмыш самолично подъехал к балтаварской юрте и выбросил из нее дрожащего от страха дядю, как щенка. К счастью, у него хватило благородства и великодушия для того, чтобы не казнить брата отца и отпустить его в Хазарию. Лачын, плача от унижения, уехал с двумя своими женами в Итиль и вскоре умер там от позора, а сына его от башкортки – Угыра (Игоря, отца Светослава Хороброго) - Алмыш оставил при себе...

При Лачыне Урусское бекство подчинялось ему, поэтому Алмыш двинулся к Башту с намерением принудить Ас-Халиба подчиниться ему. У города он соединился с подошедшим чуть раньше Салахби (Олегом Рюриковичем) и вначале договорился с ним, что он будет княжить в городе в качестве данника балтавара. Но потом Джун посоветовал им, чтобы Салахби (Олег) сел в Башту (Киеве) в качестве соправителя сына Лачына Угыра, и по размышлении бии согласились с анчийским головой. Салахби (Олег), показав баштуйским боярам бека Угыра Лачыни, объявил им о своем желании сесть на урусское княжение в качестве везира бека и предупредил, что в случае их противодействия, будет убит Булат (Вадим Храбрый вероятно) и предпринят жестокий булгарский приступ. Бояры согласились заключить договор с Салахби, опасаясь мести за погром мусульман... . Однако Ас-Халиб (Аскольд) отказался подчиниться решению бояров, и тогда они привели его к Салахби (Олег) силой. Когда тот приблизился к нему, то внезапно и с криком: “Проклятый раб - ты изменил своему господину и должен умереть!” - обнажил свой меч и хотел зарубить им Салахби (Олега). Но Джун (сын Дира) был начеку и убил Ас-Халиба (Аскольда) копьем, которое выхватил у стоявшего рядом анчийца, а Алабуга зарубил Булата (Вадима Храброго), поспешившего на помощь отцу. Последний сын Ас-Халиба (Аскольда) Хот, узнав о кончине отца и брата, тайно бежал из Башту (Киева) к хакану (хазар)...

 

(Справедливости ради, требуется все же приложить к этому повествованию и версию церковно-славянских летописей, составленных (оставленных) нам под редакцией царской династии Романовых, которым очень нужно было «притянуть за уши» свое родословие от царственного рода князей Киевской Руси (так как документальные источники очень противоречат друг другу, то воспользуемся выводами ученых исторических мужей):

1) Аскольд – по одной версии прямой потомок Кия, русский каган, сидевший в Киеве вместе с Диром (Дмиром). В 864 г. Аскольд водил русов на Константинополь. По другой версии Аскольд – воевода Киевского князя Дира. По 3-й версии – Аскольд и Дир - дружинники и товарищи Рюрика. В 882 г. под Киев пришел Олег Вещий и убил Аскольда и Дира.

В «русских» источниках нет единого мнения ни о происхождении Аскольда и Дира, ни об их взаимоотношениях, ни об их роли в государстве. Булгарские летописи же предлагают нам историю сложных взаимоотношений не только Джир-Аса (Дира) и Ас-Халиба (Аскольда) но и их предков и потомков.

2) УГЫР АЙДАР = ИГОРЬ СТАРЫЙ. РЮРИК.1-я версия: варяг, призванный из-за моря, или сын Умилы, дочери новгородского старейшины Гостомысла. 2-я: отец Игоря Старого. Олег – Родственник Рюрика, которому тот поручил, умирая, своего сына. Умер Рюрик в 879г. 3-я: упоминается, также, Игорь, севший на княжение в Киеве в 882 году – племянник (сын сестры) Игоря Рюриковича.

Булгарские летописи нам предлагают историю прихода Рюрика (Эрека) и дальнейшую судьбу его потомков сына Олега (Салахби), внука

 

Другое дело, что Рюрик булгарских летописей не имеет никакого отношения к продолжению рода царственных князей: ни булгарских, ни русских. А вот то, что потомки-Рюриковичи из коренного древнего северного рода могли явиться ядром собирания земель русских в XV-XVIвеках – это очень даже вероятно.

В «учебнике истории» наблюдается некоторая путаница с Игорями, Рюриком и Олегом, которые, с учетом противоречивости «официальных» версий – «неизвестно кто». Булгарский вариант Истории дает более стройную картину: Айдар Угыр – отец Лачына. Лачын – отец Угыра.

Игорь Старый (или Рюрик «русских» летописей) – отец Олега и дед Игоря (т.е. Игоря молодого).

Булгарский вариант родословной первых русских правителей во многом объясняет их взаимоотношения с правителями соседних государств, поскольку во главе этих территорий стоят родственники-степняки, принадлежащие к одному царскому дому - Дуло, и их взаимные претензии на соседние территории вполне объяснимы.

 

3) ЛАЧЫН = ОЛЕГ и его старший брат Габдулла Джилки

«Олег (Вещий, т.е. знающий будущее…) – первый киевский князь из родственников Рюрика. По версии А.И.Лященко – Олег – это норвежец Одд Орвар. Одд был дважды женат: на неизвестной, от которой оставил сына Хелги-Олега и на Силкисиф, от которой оставил двоих сыновей - Асмунда и Геррауда. У Одда была сестра Ефанда, которую выдали за новгородского князя Рюрика. Летопись рассказывает, что Рюрик, умирая в 879 г. передал власть своему шурину Олегу, как старшему в роде. Хазарский царь пригласил дружину Олега к себе на службу, посулив варягам раздел Восточной Европы и поддержку за уничтожение «Русского каганата». В 882г. Олег двинулся на юг из Новгорода. Подойдя к Киеву, обманом избавился от полянского князя Дира и его воеводы Аскольда и сделал Киев столицей своего княжения. В 912 г. (по другими данным, в 922 г.) умер, по преданию от укуса змеи. Место погребения неизвестно.». Жены и дети неизвестны.

«Несмотря на кажущееся обилие сведений об Олеге, рассыпанных по страницам ПВЛ,… все они, за исключением договора 6420/912 г., оказываются малодостоверны и прямо легендарны. Между тем, Олег, безусловно, был князем, причем наследственным князем…». И так, «Олег, безусловно, был князем, причем наследственным князем…», булгарские летописи говорят о том же. «Пришлые» варяги в Киевской Руси не правили.

О брате Олега первом правителе Волжской Булгарии Джилке: упоминаний о булгарских правителях – ближайших родственниках киевских «Рюриковичей» в «официальной» версии русской истории обнаружить не удалось. Что это – вымысел булгарских летописцев или нежелание русских правителей вспоминать о родственниках - конкурентах на престол? Может и так оказаться, что никакого отношения Романовы не имели к царственным родам Руси до XVI (крайний срок: до XV) века.

 

Итак, садумец (скандинав) Салахби (Олег Рюрикович), сын Эрека (Рюрика) никакого отношения к царственным родам Булгарии и Киевской Руси не имеет, но в булгарских летописях этот северный род Рюриковичей очень тщательно прослежен и играл немаловажную роль в становлении и падении этих царственных великокняжеских государств, а также связях Волжской Булгарии с Европейским Севером на брегах Северного Ледовитого.

Поэтому пусть генеалоги дальше прослеживают судьбу царственных особ, а нам интересно: чем же так примечательны выходцы с Севера - Рюриковичи?)

 

В 882 году Салахби (Олег Рюрикович) вошел вместе с Джуном (сыном Дира) и Угыром (Игорем Лачыным, дедом Владимира крестителя Руси) в Башту (Киев)….

…… Баштуйские булгары и анчийцы (ныне украинцы) по-прежнему считали его балтаваром (в 885 году сын Алмыша при поддержке хазар сбросил отца и тот вернулся в Киев) и судились у него, а балынцы (белорусы) и садумцы (скандинавы) - у Салахби (Олега)….

…. Так, в 911 году сын Ас-Халиба (Аскольда) - верный хазарам Худ - захватил Башту (Киев) и освободил содержавшегося там под стражей сына Лачына Угыра (Игоря). Салахби (Олег), верный Булгару, едва ушел в Джир (Ростов). (Алмыш ранее, благодаря восстанию тюркских племен против хазар, смог вернуться на правление Волжской Булгарией)….

….. После варварского набега на исламские области Худ вернулся в Итиль, но здесь подвергся внезапному нападению огузов и бежал вверх по Идели (Волге). Тюркмены были вначале союзниками хаканата (Хазарии) и в 912 году - по просьбе Арслана (кагана Хазарии) и вместе с хазарами - напали на Булгар….

(Следующий отрывок настолько интересен, что я привожу его максимально полно)

…. Худ Анатыш (Датчанин) был очень самоуверен, ибо имел 5 тысяч отлично вооруженных воинов, но у Болгара его уже поджидал Салахби (Олег) со своими кораблями. Только одному кораблю Худа удалось прорваться в Джир (Ростов: был уже захвачен союзниками хазар галиджийцами (приладожье) из анатышцев (датчан), альманцев (германцев)) - остальные были либо потоплены, либо причалили к берегу...

Всего на, берег сошло с 3 тысячи садумцев (скандинавов) и галиджийских балынцев (ладожские великороссы), и нашим пришлось немало повозиться, прежде чем все враги были растоптаны, а шею раненого Худа захлестнул аркан Бырака. Алмыш выдал Худа бершудскому (прикамскому) беку, и Бырак повесил его на дереве возле своей ставки на реке Дяу-Шир (Дон) со словами: “Послужи, о храбрейший, нашему Богу Тангре и пусть он возродит тебя вновь уже на нашей земле! Это считалось большой честью, ибо недостойных противников булгары по хонскому обычаю сжигали...  ”

( Причина столь масштабного действа на Волге указана ранее: «Именно Шамси Башту указал кану (правителю Волжской Булгарии), что царство его будет настолько сильным, насколько будет сильна его торговля. И Джафар приложил все силы для того, чтобы прибрать к рукам... племена Чулмана (Чулманский путь Булгар на Северный Ледовитый по Каме и Печоре), богатые дорогостоящими северными товарами, уничтожить Хазарию, захватить торговые пути во все страны…Этому пытались воспрепятствовать хазары (прорываясь наемной силой из анатышцев (наемник Аскольд и его сын Худ оказывется из датчан) по Волге к Каме и финансируя наем галиджийцами варягов из германцев и анатышцев для захвата северо-евразийского пути с запада)». Интересно и подмечание значения  речного флота Олега Рюриковича – то, в чем изначально были слабы булгары-кочевники. Интересна и особенность веры булгар: наличие с Индостана ведического учения о перерождении души, что немаловажно и дает понять и особенность веры садумца Рюрика, как элемента его религиозного союза с основной частью булгар ( хоть его правители и приняли ислам и всячески старались силой внедрить у подданных ислам, что вызывало их неудовольство, естественно: язычниками булгары называли яхудов (иудеев)).

 

Покончив у Болгара с врагом, Салахби (Олег) тут же при помощи анчийцев (ныне украинцев) овладел Башту (Киев) и взял в жены анатышку (датчанку) - вдову Худа….... Здесь же, в кара-булгарском батавыле Хорысдан, Салахби сыграл свадьбу с анатышкой Ульджай (Ольгой, будущей женой Игоря и матерью Светослава Хороброго), ибо решил, что название здешней реки Сююм-Идель (Сейм) подходяще для этого и что этим уважит канна (В.Булгарии) Алмыша. Так закончилась эта война, которую прозвали “Железно-знаменной”, ибо она началась с разграбления хазарами булгарских караванов на Хорыс-юлы (Путь из Болгара через Путивль в Киев).

Силы Хазарии были в этой войне окончательно подорваны, и солнце ее могущества стало быстро клониться к закату...(Угыр Лачыни (Игорь) бежал в Хазарию, где в плену был так же и его двоюродный племянник Мал (будущий наставник Владимира – крестителя Руси), сын Алмыша)….

…. Выбрав момент, когда Арслан (Хазария) послал верного ему Угыра (Игоря) Лачыни с карачаевцами, кашэками (адыги) и сакланами (скифы Ирана) против Салахби (Олега), Моджар поднял мятеж и овладел Итилем. Угыр (Игорь) отобрал Башту (Киев) у Салахби (Олега), и тот бежал в Джир (Ростов), но Арслан потерял власть и бежал в Самандар (там его всё же убили хазарские куманы)….. Угыр (Игорь), став господином Башту (Киева), первым делом женился на попавшейся в плен Ульджай (Ольге). Узнав о свержении своего господина и благодетеля Арслана, он сильно осерчал и объявил себя независимым урусским беком (князем Киевской Руси). Когда Моджар прислал к нему чиновников, он заявил им: “Отныне я, подобно ак~булгарам, буду выплачивать хазарским бекам дань только за охрану нашей границы, и не более того”. А в Болгар Угыр прислал своих послов с такими речами к Алмыщу: “Я слышал, брат, что ты мучаешь приверженцев нашей старой булгарской веры, к которым отношусь и я. Поберегись же, ибо я уже стал самостоятельным урусским беком ив состоянии помочь своим единоверцам!”

 

(Так что хазарская красавица Ольга (Ульджай) стала бабушкой Владимира – крестителя Руси, наставником которого стал Мал, воспитанный в Хазарии, сын правителя Волжской Булгарии. А изначально иудейская вера Ольги (национальность по маме) позволяла иудеям заявлять об их корнях среди правителей Дании (с Худом Аскольдовичем брак), Киевской Руси (жена Игоря Лачыни) и даже Европейского Севера (жена Олега Рюриковича) – так «вот откуда ноги выросли» (кочевые народы, известно, очень ревностно следят за своей кровной родословной – очень велика доля истины в летописи Джагфар Тарихы)). 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Часть 19. Зачем Рюрик в Новгород ходил? из цикла "Там Русский Дух, там Русью пахнет. | Андрей_Леднев_из_Мурмана - Дневник Андрей_Леднев_Северянин | Лента друзей Андрей_Леднев_из_Мурмана / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»