Зачем Новгород на Югру ходил?
В этом плане, территория Прикамья, Печоры и Приобъя вообще представляет уникальное развитие. Вот выписка из работы Дёмина «Зачем Новгород на Югру ходил?»:
«В прошлом восточные серебрянные сокровища находили на Русском Севере не просто в больших, а в огромных количествах. И есть все основания полагать, что в русских летописях о «закамском серебре» речь идет о великолепной коллекции иранских (главным образом) ювелирных изделий эпохи Сасанидов (III-VII века н.э.) (так называемое сасанидское серебро), хранящейся и экспонируемой ныне в Государственном Эрмитаже.
Серебрянное блюдо из Верхне-Нильдино (низовья Оби). Коллекция Сасанидского серебра Эрмитажа.
Однако как и почему старинные блюда и кувшины, бокалы и геммы с их неповторимыми узорами и высокохудожественными изображениями попали из дворцов персидских царей и вельмож сначала на Русский Север, а оттуда в коллекцию Эрмитажа, где теперь их здесь может лицезреть каждый желающий? Догадываются ли посетители музея, что прежде чем оказаться на берегах Невы бесценные сокровища долгое время находились совсем на других берегах - Оби, Вишеры, Колвы, Камы и даже Ледовитого океана (а также прилегающих к ним территорий)? И владельцами уникальных сокровищ, прежде чем те попадали в руки собирателей и коллекционеров, как правило, были "безграмотные" охотники, рыболовы и оленеводы - ханты, манси, ненцы! Кто же объяснит сей парадокс?
Понимаю всеобщее недоумение:"Позвольте, но каким же именно образом появилось на Крайнем Севере и, вчастности, на территории исконного расселение хантов и манси, такое огромное количество сасанидского серебра, относящегося к династии персидских шахов, прекратившей свое существование еще в VII веке, почти за 300 лет до принятия христианства на Руси?" Хороший вопрос - ничего не скажешь! Обычно на негоотвечают не задумываясь и стереотипно: "Серебряные изделия привозили для обмена на меха, высоко ценившиеся на Востоке, - вот и скопилось его здесь, в Северном Приуралье и Приобье, такое невероятное количество". Быть может,отчасти так и было. Но вот ведь в чем незадача: не сохранилось никаких данных о персидских караванах, груженых серебром, - ни речных, ни сухопутных, - которые бы устремлялись регулярно и на протяжении многих десятилетий (а то и веков) с Юга на Крайний Север. Не сохранилось на сей счет также никаких карт, маршрутных или географических описаний. (Ранее было показано, что Артания (а это и есть территория Русского Севера вообще была «терра инкогнита» для персидских купцов).
Более того, когда арабы низложили династию Сасанидов и включили Иран в Багдадский халифат, они стали активно использовать и давно освоенные персидскими купцами торговые пути. Собственно, и персам, принявшим ислам и ставшим подданными халифа, дорога на Серер отнюдь не стала закрыта. Торговые караваны мусульман по-прежнему следовали по проторенным путям, доходили до столицы Великой Булгарии на Волге, но территории на Севере оставались для них - из-за царящей в тех краях полярной ночи - сплошной Страной Мрака, населенной к тому же свирепыми племенами Йаджудж и Маджудж. Так что ни о каких проторенных путях на Север арабским путешественникам ничего не было известно, равно как и географам, бережно использовавшим опыт своих персидских предшественников.
Ничего не помнят о восточных гостях и коренные жители Югры - ханты, манси, ненцы, селькупы. В их героическом эпосе, мифологических сказаниях, древних, как сам мир, песнях нет и намека на визиты арабских и, тем более, персидских синбадов-мореходов, благодаря которым весь Обский и Приуральский Север оказался засеянным, как зубами дракона, серебряными блюдами да кувшинами. Нет, о самих предметах они знали, посколько постоянно на них натыкались, не знали только ничего об их происхождении и баснословной ценности (иначе давно бы уже обратили сокровища, валяющееся у них под ногами в собственную же пользу). Да, использовали вогулы и остяки сасанидское серебро, но отнюдь не по назначению. В лучшем случае превращали его в амулеты, завертывали в холст и прятали от посторонних глаз, в худшем же - превращали в кормушку для скотины (я не утрирую - это документально зафиксированные факты). А случалось еще и так: процарапывали поверх древних рисунков изображения собственных божков и духов.
Известно очень простенькое объяснение происхождения закамского серебра (оно просматривается уже в "Истории" Карамзина и, естественно, никаких древнеиранских параллелей не проводит): югорцы, дескать, сами его не добывали, а получали от производителей. Но кто же тогда эти производители? Северные народы металл не выплавляли и металлургических навыков не имели. Находимые повсюду на Урале следы древней добычи и переплавки руды, а также изделия из металла, относятся к предшествующей древней цивилизации. Но самое главное - даже не в этом. Дело в том, что на Урале серебряных руд нет (в изобилии только медные и железные, не говоря уж о золоте, драгоценных камнях и самоцветах). Ближайшие серебрянорудные месторождения находятся на Таймыре, Алтае и в Восточной Сибири (знаменитые каторжные Нерчинские рудники). ….Известно, правда, еще месторождение на Печоре, но его освоение началось лишь при Иване III. Поэтому вопрос: "Откуда взяться серебру в Югре" - остается без ответа; напротив порождает множество новых вопросов.»
Вот тут я скажу: СТОП! "ИЗВЕСТНО, ПРАВДА, ЕЩЕ ОДНО МЕСТОРОЖДЕНИЕ НА ПЕЧОРЕ".
Что мы знаем о нём? Ведь говоря о нём, подразумевают верховья Пёзы, притока Мезени, и Цыльмы, притока Печоры - это нам интересно!
Геологи, исследованшие рудники и отвалы этого месторождения, пришли к однозначному выводу: масштабы разработок таковы, что добыча меди там, проводившаяся в 16-17 веках, составляет мизерную долю тех объемов выработок и отвалов и объемы добытой меди там как раз покрывают всё древнегреческое и древне римское медное производство (об источнике меди для этого нет даже предположений - их не было в ближайшей округе в то время).
Кроме того, раскрыв "Русский Исторический Атлас" Кудряшова под ред. акад. Покровского 1928 года, в разделе "Промышленность Московского государства в 16-17 веке", мы с удивлением узнаем там, что верховья Пёзы и Цыльмы были единственным и очень крупным центром медно-цветной металлургии Московии (что и зафиксировано в Атласе).
"В 1496 году при устье Заводского ручья, впадающего в р. Цильму в 8 километрах выше устья реки Рудянки, был открыт по тем временам большой медеплавильный завод. Это был первый в истории государства Российский завод промышленного производства. На Цильме началась история горного дела в России. " Как долго действовал медеплавильный завод в Верховьях Цыльмы (рядом верховья Пёзы), открытый в 1492 году (это уже доподлино известно, тем более имеются его остатки)? Но в статье про завод не говорится, что геологи (имеются отчеты экспедиций 40-х годов XX века в Геологическом комитете ВСЕГЕИ) нашли там месторождения и коренного золота и серебра, а не как примесь в медных рудах, тем более, что интерес к этому месту в 15-17 веках был именно золото-серебрянный. Я думаю, что и первая "копейка" была отчеканена именно на этом заводе да и всё так называемое "сасанидское серебро".
Там и на медном месторождении Цыльмы с серебром всё нормально, известно и попутное извлечение серебра при добыче меди с этого месторождения. Кроме того, история с Уральской платиной говорит о многом: само название платина переводится как "серебришко", т.к. с Урала оно поставлялось под видом серебра (ну нет на Урале его).
Теперь уж точно можно определенно утверждать: куда ходила Русь (Новгород) за серебром в 11-14 веках? В Югру, располагющуюся в междуречье Мезени и Печоры, где взяв один город, они не смогли справиться с другим (должно быть достаточно крупное укрепление). Ну, о масштабах и качестве цветной металлургии наших югорцев в 1-ом тысячелетии н.э. можно составить впечатление в экспозиции Эрмитажа, лицезрея коллекцию серебрянных изделий Крайнего Севера эпохи Сасанидов (3-7 века н.э.)
Далее опять Дёмин: «Но остались следы - вещественные и неуничтожимые: то самое сасанидское серебро, коим каждый теперь может полюбоваться - стоит лишь посетить Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Вопрос, однако, остается все тот же: как же все-таки это серебро оказалось на Севере? А что если последние приверженцы зороастризма во главе с магами-предводителями, груженые сокровищами и реликвиями пытались спастись от беспощадных мусульманских сабель и отыскать убежище на своей древней Прародине, но застряли где-нибудь в Приобье и Приуралье? Так или иначе в одно прекрасное время Русский Север превратился в арктическое подобие сокровищницы легендарного царя Креза. А Господин Великий Новгород на каком-то этапе прознал про те неисчерпаемые и вполне доступные при желании богатства. И не только прознал, но и на долгие годы (по существу - века) присосался к практически даровому источнику пополнения своей и без того не скудной казны.
Шуму особого по данному поводу новгородцы никогда не устраивали, получали по договоренности с приуральскими и приобскими аборигенами изрядную толику серебряной дани, а если те забывали о долге, - направляли в Югру карательные отряды, вроде того, про который повествуют в приведенном выше отрывке летописец. Тайну свою как могли оберегали от чужих завистливых очей, дабы не обявились другие охотники до "закамского серебра". Но, как видно из летописей, нашелся все-таки на новгородских хитрецов один московский простец - по имени Иван, по прозванию Калита. Он пригрозил богатеньким новгородцам войною и вскорости получил от них все, что требовал: и собственную казну пополнил, и с золотоордынским владыкой - ханом Узбеком - расплатился.
Так вот оно откуда (с междуречья Мезени и Печоры - моё прим.) - баснословное богатство Калиты, положившее начало могуществу Московского государства!
Итак, персидские сокровища каким-то совершенно необъяснимым образомоказались не где-нибудь, а именно в той культурной зоне, где издревле существовали традиции высокохудожественного литья. Имеются в виду "чудские древности" - литые бронзовые фигурки культового,мифологического и магического назначения. Именно территория современного Росийского Севера, и прежде всего области, с запада и востока примыкающие к Уральскому хребту, испокон веков славились искусными литейщикакми, кузнецами и мастерами-ювелирами, владевшими виртуозной техникой обработки металла. Неисключено, что все эти навыки также зародились в Гиперборее и по наследству перешли к хранителям ее древней культуры.»
Итак, Югория интересовала Новгород, а затем и Московию как источник серебра. Но, вероятно, еще имеются сомнения в нахождении этого источника в междуречье Мезени и Печоры. Пока мы еще допускаем, хотя уже с большим трудом, накопление гигантского его количества (имеется в виду Среднеазиатские источники серебра в Чуйской долине Узбекистана) в обмен на шкурки пушных зверей Сибири, так высоко ценившиеся персидскими царями в 1 тысячелетии нашей эры.
Маленькое отступление:
"дикие" ханты-манси и вятичи до 1 тысячелетия проявились большей большим уважение к культуре Древнего Востока, чем "культуроносные" христиане-славяне уже 2-го тысячелетия: уже установлено, что большая часть серебрянных изделий эпохи Сасанидов, скупаемых некоронованными королями Перми Строгановыми на протяжении 2 веков (18-начало 20 века) была переплавлена в слитки и продавалась на Нижегородской ярмарке.То, что сегодня экспонируется в Эрмитаже - маленькая толика того, что было ими собрано (сохранились изделия с сюжетами, которые безспорно можно приписать к Древней Персии). Да и то, что сохранилось, довольно интересно и рождает много вопросов.
О существовании "закамского" серебра знали не только новгородские сборщики дани, арабские купцы, но и скандинавы:
«Плыли они летом, чаще всего так, как позволяли их корабли, – повествует Снорри Стурлусон. – И когда они приплыли в Бьярмаланд, то остановились они в торговом месте. Началась там торговля. Все те люди, у кого было для этого имущество, приобрели там огромное богатство. Торир приобрел там много беличьего меха, и бобрового, и собольего. И у Карли было огромное богатство, так что он купил много мехов. А когда там закончилась торговля, тогда поплыли они прочь по реке Вине (Двине). Было тогда объявлено, что мир с местными жителями закончился. Викинги решают напасть на бьярмов, но Торир предлагает воспользоваться обычаем бьярмов выносить в лес и засыпать землей часть наследства богатого человека. Торир приводит отряд к капищу бьярмов. Они вышли на большую поляну, и на той поляне был высокий деревянный забор, с воротами в нем, которые были заперты. Шесть человек местных жителей должны были охранять каждую ночь этот забор. На дворе капища был насыпан курган, в нем перемешаны золото, серебро и земля. А еще внутри ограды стоит бог бьярмов, который зовется Йомали… В руках статуи Йомали была серебряная чаша, полная серебряных монет, а на шее драгоценное ожерелье». Торир и его спутники заметили, что стража ушла, а новая смена еще не заняла своих постов. Тогда Торир и викинги бросились к кургану из золота, серебра и земли и собрали «сколько можно больше денег, сложив их в свое платье». Трогать бога бьярмов Торир воинам запретил и отправил их на корабли, но, когда они ушли, он вернулся к Йомалю, похитил серебряную чашу, наполненную монетами, срубил драгоценное ожерелье и бросился к своим кораблям, преследуемый разбуженными стражниками-бьярмами…»
Этот отрывок из скандинавских саг также интересен во многих аспектах:
1. Расположение и пути хода викингов в Бьярмию (или Пермь Великую): " А когда там закончилась торговля, тогда поплыли они прочь по реке Вине (Двине)." Откуда можно было плыть по Двине из торжища Перми в Скандинавию? Именно с р.Вычегды, где даже в "Книге Большому Чертежу" XVIвека указано, что на ней располагался город Пермь Великая (в "книге"назван как Старая Пермь).
2.Как туда попали викинги не важно: с Балтики, или через Карелию у Кеми, или огибали Кольский? Важно, что спускались по Двине с Вычегды. Тут интересно, что на торжище в Перми ни о каком "серебре" не говориться. А вот уже на Двине (все исследователи склоняются, что это было в районе Холмогор) его навалом (на капище). Если это среднеазиатское серебро, то его довольно далеко уж занесло (где Иран, а где Холмогоры).
Долгое время этот рассказ скандинавских саг считался вымыслом. Но в XVII и XVIII столетиях одно за другим стали появляться сообщения русских путешественников о святилищах угро-финских племен в бассейнах Верхней Камы, Северной Двины и Печоры. Подобно тому, которое ограбил Торир, они были обнесены высокими заборами с воротами, охраняемыми стражей, а внутри стояли деревянные идолы, державшие чаши и блюда, наполненные серебряными монетами. А несколько десятилетий спустя, в середине 19 века, несметные сокровища Биармии, казавшиеся легендарными, неожиданно стали обретать плоть и кровь в виде серебрянных изделий эпохи Сасанидов на пахотных полях Камы и кормушках для скотины у ханты и манси.
На многих "сасанидских блюдах" имеются штампы на кирилице: поэтому их к сасанидскому и не относят; а местожительятво мастеров не установлено.
Но прежде необходимо ответить на ряд вопросов.
Кроме Севера Западной Сибири множество кладов серебряной утвари обнаруженотолько в Верхнем Прикамье - и обе территории представлялись исследователямэтакими кладовыми, где на древних святилищах веками сохранялись блюда с изображениями сасанидских царей, согдийские кружки и кувшины с растительными орнаментами и фигурами персонажей зороастрийского пантеона, исламские серебряные бутыли и подносы с благопожелательными надписями, византийские и западноевропейские чаши со сложными литературными сюжетами и готическим орнаментом. На материалах находок серебра из Прикамья и Зауралья вышли прекрасные книги, посвященные сасанидскому художественному металлу, искусству Византии, согдийскому серебру.Из них же создавались соответствующие экспозиции музеев, в том числе таких, как Эрмитаж, и временных выставок, как в России, так и за рубежом.
Но при этом обилии литературы, посвященной атрибуциям отдельных сосудов или целых групп серебряной утвари, вторая сторона двустороннего процесса оставалась в глубокой тени. Какими путями везли драгоценную посуду на Север? Кому и для чего она предназначалась? Насколькоценны были эти предметы в представлении современников? Кто и как использовал драгоценные чаши на севере Западной Сибири?
Итак, ответим на вопрос: Насколько ценны были эти изделия в представлении современников?
Вильгортская чаша XII-XIII век. Коллекция Государственного Эрмитажа.
На севере Западной Сибири в разное время найдено пять серебряных византийских чаш, изготовленных приблизительно в одно и то же время: в XII илив начале XIII века на территории Византийской империи в широком смысле, включая сюда ее ближневосточные провинции, а также захваченные к тому времени крестоносцами Сирию и Палестину. Это невероятно много. Так, на выставке «Искусство Византии в собраниях СССР», прошедшей в Эрмитаже в 1977 г.серебряная посуда IX-XII вв. была представлена чашами из Нижнего Приобья. Ценность сосудов в нашевремя очевидна и не требует специальных доказательств. Для того, чтобы понять,насколько ценны они были для людей средневековья, достаточно привести двасвидетельства.
Первое - один из рассказов из «Жизнеописания трубадуров», в которомповествуется о бедном рыцаре, попавшем на пир к королю Генриху, брату известного Ричарда Львиное Сердце. Этот бедный рыцарь, увидев крышку от серебряной чаши, подумал: «Если мне удастся ее похитить, мои домашние будут обеспечены на многие дни». Второй - сюжет, связанный с визитом княгини Ольги в Константинополь, вернее, с дарами, которые она получила– летопись упоминает «злато и серебро», «паволокы и сосуды различные», а на миниатюре Радзивилловской летописи дары, полученные ей при дворе императора, представлены в виде чаши с крышкой, продолговатых предметов (по-видимому, ларцов с «узорочьем») и большой чаши, наполненной монетами.
Уже из этих двух примеров совершенно ясно, что чаши представляли собой по средневековым меркам немалое сокровище. Далее, яснотакже, что их на Север Западной Сибири завезли в количестве, во всяком случае, превышающем пять (фрагменты от пяти сосудов – собственно чаши или крышки были найдены). Зададим себе вопрос: что это значит?
Осталась еще одна немаловажная проблема: понять, что заставляло везти подобные сокровища на север Западной Сибири и как происходил сам процессобмена? Выше уже упоминалось, что в работах, посвященных торговле с севером,обычно приводится пассаж о так называемой «немой торговле», при которой покупатели и продавцы не видят друг друга..
Для того, чтобы понять всю несуразность подобного понимания событий,достаточно вспомнить, что обычно везут торговцы из «развитых» стран в «неразвитые», например, к африканским племенам, к индейцам Северной Америки или на острова Тихого океана? Бусы, бисер, железные ножи, котлы, шерстяные одеяла ипрочие фабричные изделия, получая от своих «отсталых» партнеров абсолютно не эквивалентные товары, в том числе и дорогие меха – в случае с индейцами. Ниразу нигде не промелькнули сведения о вывозе чего-то действительно ценного на взгляд европейца. После присоединения Сибири к России на ярмарки Обдорска и другихмест везли все тот же ремесленно-фабричный набор: железные ножи, бронзовыеукрашения и посуду, охотничий припас, одеяла, ткани, муку и т.д. Вывозить «царские» сокровища никогда и никому не приходило в голову.
Итак, абсурдность завоза европейских сокровищ на Север очевидна всем. Есть правда один вариант необходимости такого завоза: наличие на Севере крупного феодала, способного обменять достаточное количество "мягкой рухляди" на европейские сокровища. Но история не знает таких феодалов, хотя нельзя и исключать, что он был.
Чтобы определить направления перемещения и источник возникновения "закамского серебра", надо определить ценность серебра для ближайших соседей Югории: Ср.Азии, Руси и Прибалтики.
Государства Средней Азии с XI века практически серебро не вывозили, т.к. там разразился "серебрянный кризис": сами с большим удовольствием его закупали и ввозили.
В рассматриваемый период серебро вывозила в большом количестве Волжская Булгария. Вот это становится интересно: В это время серебром Ср.Азию снабжала В.Булгария, а не наоборот, как пытаются представить сегодня. Но откуда у Булгарии это серебро?
Как известно, в XII веке новгородцы предприняли отчаянные попытки по захвату Югорского "закамского серебра", и ставшие известны общественности только потому, что были неудачны. Но это говорит о движении серебра в Ногород из Югории, а не наоборот.
Наконец, в XII-XIII веках, и это общераспространенное мнение, никто в заметных количествах ни откуда, включая и В.Булгарию, не вывозил серебро из своих территорий. Ну а как нам уже известно, Московия по договоренности с Новгородом уже в 14 веке "налаживает" поставки "закамского серебра" с Югории уже на юг, в Ср.Азию (Золотую Орду).
Кроме того, нам уже известно, что Византия до падения Константинополя, почему-то "арендует" Печорское месторождение, а следовательно, и поставки серебра идут до 15 века только на юг, но никак не наоборот.
Всё это позволяет сделать вывод, что значительный для Ср.Азии и Европы в XI-XV веках источник серебра и злата находился на Печорском месторождении, но что еще интереснее: Византийские сокровища (в виде изделий) производились не только в самой Византии, но и на Печоре (т.к., как уже было показано выше, абсурдно считать завоз этих изделий на Север, в виду их очень значительной ценности в самой Византии).
Придти к такому мнению мешает исследователям только одно: их взгляд на историю обских угров, самодийцев да и любого другого коренного народа Севера через призму "первобытности", через опрокинутую в прошлое этнографию. Но с таким же успехом можно, например, и прийти к выводу об "отсталости" современного Китая, опрокидывая в прошлое этнографию его современных деревень (если бы его история не была сохранена в виде записей). Благодаря советским историкам, мы до сих пор "веруем" в "отсталось" Китая, не смотря на то, что знаем о его много тысячелетней истории.
Интересный факт:
Уже исстари на севере носились толки о богатых серебряных россыпях, которые по народной молве находились то наматерике, то на каком-то острове (остров этот оказался в последствии Межвежьим).
С одной из подобных легенд нас знакомят публикуемые документы; они повествуют о каком-то новгородце, жившем в эпоху Грозного «посадцком человеке, Ваське, прозвищем Живляк».
Этот сородич былинного Васьки Буслаева «покупал серебряные слитки... и оттого был богат вельми». Нечто подобное мы находим в недавно изданных любопытных записках Генриха Штадена, одного из опричников Грозного. Описывая северный путь в далекую, неведомую Московию, он говорит: «Двина — река. На этой реке у Поморья лежит посад по названию Холмогоры... Далее лежит Una Nunniy; на море — семь островов, по ним бродят олени. Далее течет река Мезень. За ней лежит Лампожня, далее река Цильма. Здесь пластами выходит наружу серебряная руда".
И еще интересно:
Во второй половине XVIII в., когда были обнаружены месторождения золота одновременно в двух различных пунктах в Сибири (Нерчинские рудники) и в Архангельской губернии, впервые появляется технически организованная эксплуатация золотоносных руд в России. Однако, и в XVIII в. при рудоисканиях инициатива местных жителей была очень значительна.
Среди населения Северного края, особенно богатого болотистой и озерной железной рудой, был широко распространен мелкий кустарный промысел по обработке железных и серебряных руд. В царствование Екатерины II северяне добывали серебряную руду в тундре около Даниловского скита и делали из нее серебряные рубли, по образцу екатерининских. Эти рубли,распространявшиеся по всему Северу, ценились дороже казенных, так как производились из более высокопробного металла и лучшего качества (чем и отличались подделки).
Так что, часть знамениетого сасанидского, согдийского и византийского серебра на померку может оказаться высококлассной подделкой Печорских и Выгодских умельцев 16-18 веков.
В отличие от Европы и Малой Азии, где драгоценные металлы накапливались в виде слитков и монет (составляя ростовщическое могущество их обладателей), на Русской равнине они составляли необходимую часть «бректеатных» денег как меры для обмена товарами, являясь двигателем развития ремесел и торговли, источником пополнения княжеской и царской казны за ежегодную «переплавку» и накопления металлов в произведениях искусства и бытовых изделий. Жаль только, что в XVIII-XIX веках в Прикамье и в XVIIвеке в центральной России их значительная часть пошла в «новые ценности», в слитки и «клады» монет, составляя могущество уже новых собственников Российской Империи (пример со Строгановыми, Романовыми и «сибирскими грабителями могил» очень показателен).
Спросите себя: куда делись монеты «монголо-татарского ига» на Руси, где волжско-булгарские монеты, много ли монет собственно русских XII-XVIвеков? Так на чем же держалось великолепное военное и техническое могущество монголо-татарской Орды, В.Булгарим и Московии? Так стоит ли тогда искать золото Чингизхана? Может стоит задуматься: что составляет могущество государства? Наконец, а правильно ли мы определяем ценности, по которым можно судить о развитии цивилизации?
Уникальный безмонетный период на Русской равнине начался в XII веке. Справедливости ради, стоит сказать о крупнейшем мелаллургическом районе Земли в Средней Азии, просуществовавший до XII века, начало горнорудного развития которого прослежено со II тысячелетия до н.э.
В степях Евразии (Восточная Европа и Средняя Азия) в V-VIII в. н.э. небывало широкое распространение получили золотые украшения с камнями. Считается, что это связано с обогащением кочевников в первой половине V в. н.э. при грабежах богатств Ирана и Рима гуннами. Возникает особый стиль — Сарматская полихромия: золото + бирюза + зооморфные мотивы и гуннская полихромия — золото + красные камни (гранаты, сердолики) со свободным их размещением на плоскости. В последующие столетия (VII-VIII в. н.э.) эта полихромия нашла особое отражение в геральдических пряжках и поясах. Европейские гунны в период войн за счет громадных контрибуций сосредоточили баснословные богатства. Об этом свидетельствуют богатые клады и захоронения, отражающие гуннский стиль покрытия всех вещей позолотой с камнями. При этом цельнозолотые вещи были редки, а позолоченные вещи принадлежали не только знати, но и рядовым гуннам.
Крупнейшими экономическими районами Древнего Востока являлись оазисы — Ташкентский, Маргианский, Мервский, Согдийский, Хорезмский.
Со II тыс. до н.э. в Ташкентском оазисе на руднике Акташкан начато извлечение и обработка металлов. Со второй половины I тыс. до н.э. Чаткало-Кураминский горнорудный центр Северо-Восточного Мавераннахра — Ахангаран (Кара-Мазар) приобретает особо важное значение в Илаке (рудники Кочбулак и Канимансур). Основного расцвета горный промысел и металлургия достигли в средние века (городища Имлак-Тункет, Кульата-Тункет, Аблык-Абрлыч, Намудлыг, Кухисим и поселения Кендырсай, Куймоксай, Акташкан, Ташбулак) [Буряков, 1974]. Древние рудники этого периода и сегодня сохранили часть названий: Актепе, Кенкол, Ирису, Наугарзан, Лашкерек, Тузкуль, Кочбулак, Тогберды, Гуштсай, Кендырсай, Шаугаз, Унгурмикан, Коктепе, Караташ, Каратюбе, Актурпак, Сартабуткан, Кальмакыр, Накпай, Балыкты, Кульемес, Куйлюксай, Акташкан, Канимансур, Караташкутан, Адрасман, Кокрель, Самарчук, Кызылалма, Кактуруск [Археология 1985].
Все эти городища, поселения и рудники входили в состав Илака — крупного горно-металлургического центра Древнего Востока, датирование деятельности человека в котором по керамике надежно проведено с середины I тыс. до н.э. до XII в. н.э. Здесь выделяется три крупных района: Канимансурский, древний арабский синоним Канимансура — Кухисим (серебряный), с десятками месторождений серебра, золота, меди и тысячами древних отвалов; Канджол-Кансайский с полугора тысячами древних выработок и древних отвалов и Табошарский (наименее значительный), В Канджол-Кансайском районе выделены группы: Талды, Алгалы, Огутчар и Терекли. Последняя заключает пять полей древних рудников и идентифицируется как серебряный рудник Илана X в. н.э. Здесь добыто не менее 150 т серебра.
В целом, на горных промыслах Илака объем добычи руд превысил 1 млн. м3, в т. ч. Ag и Ag-Pb руды — 78%, Аи — 3%, Си и бирюза — 19%. Ю.Ф. Буряков [1974] дает более точные оценки: объем добытых руд — 2,5 млн. м3, в т. ч, Аи — 0,605 млн.
Исследованиями горного промысла Илака установлено следующее развитие событий.
V-VI в. н.э. — мелкая добыча золота на месторождениях Кокрель, Капакия, Алмалыксай, Кызыл алма и серебра — на Лашкереке, Канджоле и Канимансуре.
VT-начало VIII в. н.э. — развитие района, сближение Илака с Чачем, активные связи с Согдом, Ферганой. Крупная добыча серебра на Лашкереке, Тузкуле, золота — на Кызылалме, Тогберды, Кочбулаке. Широкая известность серебряного промысла по всему Древнему Востоку.
VIII в. н.э. Арабское нашествие: 712 г — осада Самарканда Кутейбой, 713 г — поход на Чач, 715 г — поход на Фергану, 751 г — битва арабов и китайцев на Таласе, 777 г — восстание Юсуфа ал-Берма в Бухаре. Упадок промыслов и резкое падение добычи металлов.
IX-X в. н.э. Подъем горного промысла Илака, Ферганы, Шельджи. Крупное монетное производство на серебряном руднике Шаша (нынешний Лашкерек). На монетном дворе Гарун-ал-Рашида (789-790 гг.) и Тахирида Абдуллах бин-Тахира (804-834 гг.) выпускались дирхемы, которые, благодаря высокой пробе, получили хождение от Армении до Финляндии и Дании, естественно и на Руси. Монетный двор — Мааден аш Шаш связан с горнометаллургическим промыслом Карамазара. Из-за высокого уровня добычи серебра Ибн-Хордадбек называет Илак Новым Панджширом. Серебро добывалось в Кансае, Такели, Алтьштопкане, Карата шкутане, Канимансуре, Канджоле, Акташкане, Чока-дамбулаке, Каратюбе-Мискане, Алмалыке, Саукбулаке, Пенгазе, Лашкереке-Тузкуле, а золото из кварцевых руд — в Кочбулаке, Тогберды, Кызылалме, Балыкты, Актжене, Сартабуткане, а также из галечников Туккета и Ахангарана.
XI-начало XII в. н.э. Период социально-политической неустойчивости. В 996 г. династию Саманидов сменяют Караханиды. В XII в. Илак переходит к Каракитаям, а после падения их правления — к Хорезмшаху, который отдал область хану найманов. В 1220 г. район был занят татаро-монголами. С начала XI в. начался серебряный кризис, следствием чего явилась замена серебряных монет золотыми и медными. Добыча благородных металлов сократилась.
XIII-XVI в. в. После завоевания Средней Азии Чингизханом в Ахангаране поселился монгольский род джелаиров. В 1266 г. главой Чагатаидских владений провозглашен Мубарекшах. В этот период проводилась мелкая добыча на единичных объектах: золота — на Балыкты, серебра — на Канджоле, бирюзы — на Актурпаке.
XVII в.-начало XVIII в. — полная утрата знаний о рудных богатствах края.
В Средние века высокое ювелирное искусство было характерно не только для Средней, но и Центральной Азии.
Древнее государство в бассейне среднего течения р. Енисей имело развитое ювелирное дело и металлургию. При этом переделу подвергались железные, медные, оловянные и свинцовые руды (культура Чаатас, VI-IX в. н.э.) Аскизская культура древних «хакасов» (IX-X вв. н.э.) также демонстрирует развитие черной металлургии и серебряного дела (чеканка, насечка, аппликация). В последующем происходит отмирание этих ремесел под ударами кочевых народов: X в. н.э. — печенеги, XI в. н.э. — половцы, XIII в. н.э. — монголо-татары. Род Темучина (Чингис-хан, XIII в.) и потомки содействовали развитию ремесел в городах. Так, в Золотой Орде — первая столица — Сарай Бату (Сарай-ал-Махруса) на Ахтубе (Волге) и вторая столица — Новый Сарай Берке (Сарай-ал-Джедгу) славились своими ювелирами.
Для чего так детально описано существование Сарматской металлургической культуры и даже Хакаской и горнодобывающей в Кара-Мазаре в V-X веках (период расцвета)? Надеюсь, что еще не забыто, что практически всё Сасанидское (а это Иран) серебро III-VIIIвеков почему-то, как «зубами дракона» усеяло поля и реки Приполярного Урала. Массовый выброс на «рынки» Ханты-Мансийского АО, ну и к Коми иранского серебра историки объясняют появлением ислама в Малой Азии (а тот известен своей нетерпимостью ко всяким изображениям и изваяниям). Но это мало убедительно (проще сказать: вообще не убеждает – за «дурачков» что-ли людей держат?.