Резьба по бересте: Рассказ мастерицы + МК
[показать]Береста - это самый древний и самый распространенный на Севере материал для поделок. Из неё изготовляли обувь, посуду, игрушки, чемоданы, кузова и даже вырезали кружево
Художественные особенности резьбы по берёсте обусловлены свойствами материала: берёста от молодой берёзы, мягкая и податливая под ножом резчика, уверенная рука которого легко вырезает мотив рисунка по наметке, а иногда просто «по памяти». После этого пластина берёсты наклеивалась на изделие, выполненное обычно из мягкой древесины (осины), иногда фон подкрашивался или подклеивалась цветная фольга
Естественно, что резьбой по бересте начали заниматься там, где под рукой был материал. В деревне Курово-Наволок, окруженной березовыми лесами, и начал работать первый резчик. Отсюда по имени речки Шемоксы и установилось название шемогодской резьбы.
Можно безошибочно назвать и фамилию первого мастера. Это был Вепрев. Долгое время резьбой по бересте здесь занимались только его потомки. После революции в шемогодской промартели состояло девяносто резчиков и все они носили одну фамилию — Вепревы. С сайта http://www.booksite.ru/trade_vologda/09.html
[показать]
В основу промысла, получившего название «шемогодская береста», лёг мотив вьющегося побега со спиральными завитками и круглыми розетками с мелкой прорезью. Такие узоры украшают поверхность туесов, коробочек, шкатулок, декоративных тарелок и других изделий. Под ажурную прорезь подкладывается фольга, цветная бумага, ткань, или фон красится в контрастный цвет. Используя природную красоту материала, устюжские резчики создают настоящие произведения искусства.
[показать]
Шемогодскую резьбу отличал традиционный растительный мотив: тонкая ветвь вместе с листвой, плавно изгибаясь, заполняла все поле резьбы узорным кружевом. На их кончиках — круглые розетки, ягодки, трилистники. Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов — «пряников», овалов, сегментов. Композицию строили по принципу четкой симметрии. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линий, сеточки. Выделяются произведения с сюжетными композициями: от галантных сцен из дворянского быта, чаепитий и гуляний по сказочным садам в XVIII — начале XIX в. до отражения бытовых крестьянских занятий: охоты, рыболовства в конце XIX — начале XX в
Типичные узоры прорезной шемогодской бересты - изображения зверей, людей, птиц, растительность – гравируются тупым шилом на берестяных листах и прорезаются с отбрасыванием фона острым ножом. Порою под ажур подкладывается фольга или цветная бумага, а резьба сочетается с тиснением. Прорезная береста полосами клеится на поверхность утилитарно-декоративных деревянных изделий – в специальные углубления – блюда, рамки, коробки. Иногда такие изделия выполняются из двух слоёв бересты – туеса.
.
Было время, когда шемогодцы, чтобы сделать шкатулки наряднее, подкладывали под берестяное кружево фольгу. Она придала легкость и прозрачность изделиям, как бы оживляла букетный узор отсветом непотухающего огня. Но в то же время фольга придавала изделию игрушечный вид, удешевляла художественную резьбу. Может быть, поэтому лучшие шемогодские мастера не пошли по этому пути. Иван Афанасьевич Вепрев вообще избегал применять фольгу, предпочитая для своей резьбы простой темный матовый фон, отчего берестяное кружево приобретало большую художественную выразительность и благородство.
[показать]
[показать] .
Великий Устюг, расположенный на широкой торговой реке, издревле привлекал внимание иностранных купцов как удобный перевалочный и торговый пункт. Отсюда шли товары на Москву и на Белое море, в Сибирь и в далекий Китай. Уже в 1618 году в Великом Устюге жили англичане и голландцы, основавшие на Сухоне свои торговые конторы. Для украшения церквей и соборов в этот старинный город приезжали лучшие мастера и художники. Здесь развилось финифтяное, филигранное и чеканное дело, производство поливных изразцов, «просечное железо» и черневая работа по серебру — «северная чернь». Орнаменты шемогодских резчиков, названные «берестяным кружевом», использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров
Современные мастера Шемогодья, мастерски варьируют традиционные орнаменты, обогащая их своими творческими находками.. Растительный рисунок они сочетают с изображениями архитектурных памятников Великого Устюга, любят вплетать в травный орнамент фигурки сказочных птиц и зверей, охотно иллюстрируют северный фольклор. В их узорах привлекают динамичные побеги с травными завитками, пышные декоративные цветы. Яркие контрастные фоны подчеркивают красоту узора, выявляют природные свойства материала.
[показать] .
Ниже интересный рассказ о посещении современной берестяной мастерской с сайта
http://avega.net.ua/avega/index.php/poznavatelnoe/1912-the-river-shemoksa-birch-grove-spruce-groves-green-meadows.html
...Терпкий запах дерева и бересты наполнял помещение, вызывая в памяти картину жаркого летнего дня, когда пронизанные солнцем, полные соков березы пахнут особенно остро и пряно. Мягко стучат по дереву (молоточки — это в дальнем конце цеха собирают шкатулки. За столами, расставленными вдоль окон, сосредоточенно работают девушки. Перед каждой мастерицей — стопка берестяных полосок-ленточек. С одной стороны они матовые, бархатистые, бело-розовые, с другой — блестящие, темно-желтые. Еле заметные выпуклые «иголки» не портят отшлифованной поверхности ленты. Это основной материал для берестяного кружева. Тут же нехитрый инструмент: притуплённое шило, циркуль, линейка, короткое острое лезвие ножа на длинной деревянной рукоятке и гладкая буковая досочка размером с тетрадочную страничку.
|
|
Рассказывает одна из старейших мастериц шемогодской резьбы Александра Егоровна Маркова, что училась ремеслу еще в годы войны у Анны Алексеевны Рядовиковой, перенявшей в свое время мастерство у Вепревых:
— Во время войны резьбой занимались мало, украшали в основном школьные пеналы, А после войны мастеров вовсе поубавилось, да и жизнь пошла другая. Многие совсем отошли от ремесла.
Мастерица не имеет перед собой готового образца. Она не срисовывает и не копирует, а создает орнамент, который помнит всю жизнь. У шемогодской резьбы исторически сложились три вида орнамента, — не прерывая работы, объясняет Александра Егоровна, — растительный, мы еще называем его «букет», геометрический и жанровый. Наиболее любим у нас «букет».
.
Отчеркнув с помощью линейки бордюр и разбросав штрихи-тычинки в цветах, прожилки в листьях, мастерица откладывает шило и берет в руки резец. Ловко, ухватисто держит она длинную рукоять ножа. Резец точно касается известных только мастерице мест, вынимает бересту крошечными кусочками, постепенно превращая березовую кору в затейливое кружево
[показать] .
Вот под быстрой и уверенной рукой мастерицы возникают листья какого-то фантастического растения, похожего не то на калину, не то на дикий виноград, которые неожиданно переходят в стебель повилики. Я стремлюсь проследить пышное разветвление стебля, а он еще неожиданнее заканчивается цветами, похожими на васильки. Вглядываюсь в резьбу работающих рядом девушек и узнаю подснежники, колокольчики, папоротник. И у всех растительный орнамент отличается стройным развитием композиции, правильной планировкой и симметричностью повторений отдельных элементов цветка.
[показать]
У каждой мастерицы основным мотивом является волнистый побег с полными, круглыми, повторяющимися завитками. Среди этих завитков мастерица, используя каждый сантиметр свободной площади, располагает в причудливой листве розетки, гроздья, подобия плодов. Волнообразный, с завитками побег имеет множество вариантов, но все они отличаются правильностью сложного рисунка, четким свободным очертанием листьев и цветов
.
— Береста, она, знаете, тоже с характером, — продолжает свой рассказ Александра Егоровна. — По мягкой легко резать, по твердой и слоистой — труднее: края задираются, чистоты фона и тонкости уже не будет. Вот почему не последнее дело — заготовка сырья. Каждый год, в начале июня, получив разрешение у лесничего, мы все вместе едем в лес. Выбираем березы не старше пятнадцати лет, обязательно в смешанном лесу. Снежно-белая, пахнущая березовым соком кора снимается легко. Только чуть надрежешь сверху вниз ствол — и готово. Деревья при этом не портятся, продолжают расти. Потом бересту просушиваем в тени, прессуем, шкурим, сглаживаем. Только после этого выкраиваем нужных размеров заготовки для шкатулок, туесов, зеркальных рам..
[показать]
Когда кружево для шкатулки готово, мастерица вырезает на концах ленты «замок» и, аккуратно промазав его клеем, прикрепляет к подтемненному морилкой берестяному фону. Потом подкраивает нутрецо, тоже из бересты, и, соединив все три слоя вместе, натягивает их на сулаги, как здесь называют деревянные болванки. Немного подсушивают, потом загибают края, потом опять сушат. Когда береста примет форму шкатулки, сулаги снимают, а вместо них вставляют донышко и крышку, предварительно отшкурив их и отлакировав. Осталось только приклеить на крышку кружевной берестяной кружочек — и шкатулка готова.
[показать]
фото http://www.booksite.ru/trade_vologda/09_picture1.html
А теперь маленький но наглядный МК по берестяной резьбе с сайта http://oberegwood.ru/proreznaya-rezba-po-bereste-master-klass/#more-2134
Инструменты:
Нож-косяк нужен для первоначальной обработки бересты от наростов и неровностей на белой (изнаночной) стороне. Ее необходимо почистить, чтобы затем бересту с прорезанным орнаментом наклеить на изделие (шкатулка или фон для картины). Миниатюрный нож-перо нужен для самой резьбы. Многие вологодские мастера пользуются при резьбе только им.
Ещё понадобятся дугообразные стамески различной степени выпуклости, прямые и треугольные:
Также необходимы шила. Причем их надо немного затупить, чтобы они не царапали бересту
Бересту для резьбы подбираем качественную, гладкую, ровного цвета и без особых наплывов. Счищаем ножом или отслаиваем внутренний (белый слой) бересты. Отслаивается береста легко. Нужно подцепить ногтем необходимую толщину и отделить:
Эскиз вы можете сами нанести на бересту шилом по заготовкам, распечатанным на принтере. Прикладываем эскиз к бересте и обводим шилом - получаем оттиск
Теперь прорезаем бересту насквозь по линиям, используя стамески для изогнутых линий и нож для более-менее прямых А чтобы сделать тиснение, я использую фрезы по металлу. Они оставляют рисунок в виде «звездочки». Рамку вокруг рисунка я обвожу шилом по линейке
.
Красивый оттиск-пунктир остается и от точек, нанесенных тупым шилом
.
Для того, чтобы наклеить бересту с орнаментом на изделие, используем клей ПВА, который наносится на губку для мытья посуды. Им аккуратно тампонируем бересту с изнаночной стороны.
Современные берестяные футляры для флэшек: