Так, я собиралась говорить о применении дзэн-буддизма в быту. Пока я собиралась это делать, мне в руки попала прелюбопытная методика, с одной стороны отрицающая применение дзэн-буддизма в быту, а с другой стороны именно это и делающая. Но о ней я расскажу не сегодня.
Вернемся к той помеси дзен-буддизма с симороном, которую я сейчас опробирую.
[267x300]
«Малахитовые бусы» на Яндекс.Фотках
Каждый человек или выбирает себе идеологию сам или принимает ту, в которой вырос. Нам повезло. Старую идеологию сломали, новую не построили. Значительная часть моих знакомых погрузилась в христианство вообще и в православие в частности. Дело неплохое, но имеет свою специфику. Я даже не говорю о противоречиях между духовным и материальным миром в православии, я говорю о религиозном мышлении в быту. Кстати сказать, реально верующие значительно лучше переносят всякие невзгоды, чем просто люди. У них на все есть один ответ – молитва. На этом все начинается и заканчивается. А вот, представительница второго полюса. Моя родственница 92 лет – глубокая атеистка - тоже неплохо переносит невзгоды. У нее жесткий и простой ответ на многие вопросы – она авиационный инженер, воевала, имеет в биографии ранение, клиническую смерть, потеряла почти всех близких людей и при этом почти не жалуется на жизнь. Когда она попросила мою книгу, я послала ее с тихим ужасом – человек в 92 года будет читать фантастику?! Но она ее читает! Дай Бог нам всем дожить до 90 лет, не разучится читать и при этом еще не разучится думать!
Так вот. Нам повезло в том, что общей идеологии нет, и каждый может ее найти или придумать сам. Базовая задача идеологии – объяснить важные жизненные вопросы так, чтобы это помогало жить и решать задачи обычные и необычные, но решать.
Дзен хорош тем, что до всего придется додумываться самому. Никто не будет мешать, хотя и помогать никто не будет. Ты сам ответишь на свой вопрос, и сам же пострадаешь, если ответ будет неверным.
Дзен предлагает увидеть природу мира и свою собственную. Идея хорошая. Проблема в том, что природа человека не однозначна. Как минимум, двойственна. И с каждой из сторон человеческой природы нужно обращаться по-разному. Поэтому, лезть в дебри классического дзен-буддизма я все-таки не буду.
Возьмем по-скромненькому. Обзовем этот вариант не дзен, а дзи, потому что это гибрид между дзен и симороном и попробуем применить. Базовая идея дзен – то, что глубокий смысл содержится в обыденных вещах и делах, важно его отыскать. Базовая идея симорона – поставить себе на службу все, что кажется не имеющим никакого отношения к прямому действию.
Что у меня получилось в результате? У каждого человека и нечеловека в мире есть своя дорога. У воробья, травинки, камня тоже есть. Если объект остается в рамках своей дороги, он благополучно проходит ее от начала до конца. Если он начинает противоречить дороге, он вылетает из событий и жизни. Дороги у всех разные, бесполезно пытаться скопировать чужую, нужно искать свою. Свою отыскать непросто, она не всегда очевидна. Если ты не ищешь дорогу, она найдет тебя сама, и может оказаться очень неприятной.
Мы живем и движемся не в вакууме, а среди живых и неживых объектов. С кем-то (чем-то) спорим, с кем-то (чем-то) ладим. То, с чем мы взаимодействуем, можно расшифровывать и находить подсказки для своей дороги.
На практике. Отодвинув в сторону всяческо-умственные занятия, я провела пару недель ударного физического труда по перестановке мебели, уборке трудно-доступных мест и преобразованию (украшательству) интерьера. Кстати, дзен настоятельно рекомендует физический труд в противовес и в дополнение к медитациям. И не зря.
У физических занятий есть две цели. Одна – это реальное изменение в физическом мире. Теперь там, где у меня была одна комната, стало две. В комнатушку, где жили книги, я поселила хозяйственные предметы, всякие миски и прочие вентиляторы. Никто не обиделся. Предметы прекратили слоняться по дому, обрели свой угол, а книги встряхнулись, потеснились и вообще-то начали снова читаться. Перечитала «Матерь человеческую». А, хорошо! Было хорошо и осталось, правда, чуть по-другому. Второй смысл мероприятия – духовное и бытовуха в норме должны прекрасно уживаться. Если кто-то мешает, он не прав!
А вторая тема вообще шедевр о стихиях. Я долго и упорно преобразовывала четыре разного направления стола. Два письменных и два хозяйственных. Они не только четко вписались под идею четырех стихий: огонь, вода, земля и воздух. В реальности – стол под компьютером – это огонь, под форточкой – воздух, рядом с аквариумом – водяной, стол под продукты – земля. В ходе преобразований я вообще-то уточнила, чем мне надо заняться в ближайшее время в литературе, потому что вода, с моей точки зрения, это стихия искусства. Какие проблемы надо решать в духовном плане, потому что это тема воздуха, с остальными делами тоже вполне прояснилось. Смешно? Конечно. Но сработало!
С одной стороны, мы понимаем, что «дзи» - это иллюзия, потому что это я занимаюсь расшифровкой смысла, и другой человек прочитает события по-другому. А с другой стороны, я только что решила кучу проблем при помощи такой бытовухи, как уборка. Кстати, тема моих, все время теряющихся интернетчиков из предшествующего поста, читается вполне нормально: надо менять не только Интернет, а систему работы и не только с Интернетом. А это не просто сделать, и не все условия подходят. Но будет сделано все-таки, потому что делается. Забавно? Конечно. И даже смешно. И красивые политические рекламные листочки только что принесли. Читать текст на них неохота, потому что я вообще-то в курсе того, что происходит. Но листочки красивые, опять же с праздником поздравили, значит, праздник и есть. А какой праздник-то? Ах, с прошедшими? Значит, я чего-то не заметила, какого-то важного праздничного события, которое происходит сегодня. Это – хорошо, сейчас пойду выяснять, о чем это я сегодня не в курсе.
Пока – все. Хочу все-таки рассказать в ближайшее время о методике, которая против всех идеологий и верований и тоже работает. Презабавнейшая штука!