АМАЗОНКИ РУССКОГО АВАНГАРДА. ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА РОЗАНОВА (1886-1918). ЧАСТЬ II
О.В. Розанова, К.Л. Богуславская, жена И.А. Пуни, К.С. Малевич на футуристической выставке «О,10».
Петроград, 1915 г.
Около 1915 года О.В. Розанова создаёт живописную серию «Игральные карты» (сохранилось девять картин, местонахождение четырёх неизвестно; серия цветных гравюр на ту же тему была сделана в 1914 г. и опубликована в 1915 г. в «Заумной гниге» А. Кручёных и Алягрова – завершение футуристического периода и выход к искусству цвета. «Игральные карты» Розанова экспонировала в Художественном бюро Н.Е. Добычиной в апреле 1915 г. Но этому предшествовал этап увлечения алогизмом. Эту эволюцию Розановой отражают две «футуристические» выставки, в которых она принимала участие: «Трамвай В» (февраль–март 1915) и «0,10» (декабрь 1915 – январь 1916). Если на первой были показаны соответствующие названию выставки футуристические работы, то на последней совершенно новые пространственные рельефы («Автомобиль», «Велосипед») и алогистическая живопись. Однако, розановский алогизм, в отличие от авторского, придуманного К. Малевичем, менее абсурден, более «логичен» и предметен, причём в нём элементы кубофутуризма соединяются с супрематизмом.
О.В. Розанова на футуристической выставке «О,10». Фрагмент фотографии. Петроград, 1915 г.
Декабрь 1914 г.
На выставке Московского общества художниц «Художницы жертвам войны. 1914-1915» впервые представила образцы прикладного искусства (шкатулка, жбан, воротник, сумочка и др.).
Закончила издание серии линогравюр: «было 10 карт различных названий. И с
каждой было напечатано по 150 снимков. Всего следовательно 1500 снимков, - сообщала художница А.А. Шемшурину. - Печатала на тетрадочной, оберточной, слоновой и других». («Заумная книга» зарегистрирована Книжной летописью в августе 1915 г.)
А. Крученых «Стихи В. Маяковского. Выпыт». 1. Подобень Маяковского (на обложке) рисунок Д. Бурлюка.
2. Городской пейзаж. Рисунок О. Розановой. С-Петербург, Издательство ЕУЫ, 1914 г. Тираж 1000 экз.
О.В. Розанова (1886-1918). 1-2. Черт. Литографии из книги А. Кручёных и В. Хлебникова «Игра в аду». 2-е дополн. издание. Москва, 1914 г.
О.В. Розанова (1886-1918). Пивная (Аукцион). 1914 г. Холст, масло. 84 х 66 см.
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
О.В. Розанова (1886-1918). Интерьер пивной. Набросок. 1913-1914 гг.
Бумага, графитный карандаш. 26,7 х 19,5 см. Музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Г. Костаки.
О.В. Розанова (1886-1918), атрибуция. Натюрморт. Бумага, акварель. 45 x 34 см.
Аукцион The Bru Sale Gallery, Брюссель, 2017 г.
О.В. Розанова (1886-1918). Натюрморт с бутылкой и игральными картами.
1914-1915 гг. Холст, масло. 68 х 55 см. Частное собрание.
О.В. Розанова (1886-1918). Трактир. 1914 г. Холст, масло. 96 х 70 см.
Частное собрание.
О.В. Розанова (1886-1918). Пожар в городе. 1914 г. Холст, масло. 80 х 71 см.
Елецкий городской краеведческий музей, Липецкая обл.
О.В. Розанова (1886-1918). Пожар в городе. Фрагмент. 1914 г. Холст, масло. 80 х 71 см.
Елецкий городской краеведческий музей, Липецкая обл.
О.В. Розанова (1886-1918). Городской пейзаж (Пожар в городе). 1914 г. Жесть, масло. 71 х 71 см.
Самарский областной художественный музей.
О.В. Розанова (1886-1918). Цветовая композиция (1). 1914 г. Холст, масло. 36 х 34 см.
Частное собрание.
О.В. Розанова (1886-1918). Цветовая композиция (2). 1914 г. Холст, масло. 46,9 х 46,9 см.
Частное собрание.
О.В. Розанова (1886-1918). Цветовая композиция (3). 1914 г. Холст, масло. 50,6 х 50,6 см.
Частное собрание.
О.В. Розанова (1886-1918). Памяти И.В. Игнатьева на стихотворение В.В. Хлебникова.
Листовка. 1914 г. Цветная гектография в две краски. 24 х 18 см. РГАЛИ.
Иван Игнатьев (настоящее имя Иван Васильевич Казанский, 1892-1914) - поэт и журналист, издатель, адепт
эго-футуризма, покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло бритвой вечером 21 января 1914 года,
на следующий день после своей свадьбы.
Ф.-Т. Маринетти в кафе «Бродячая собака». Сидят: за вторым столиком справа – балерина Вера Фокина
и балетмейстер Михаил Фокин; за вторым столиком слева – Филиппо Томмазо Маринетти; 2-я справа –
Ольга Глебова-Судейкина. Санкт-Петербург, февраль 1914 г. Фотография Карла Буллы.
Центральный государственный архив кинофотофонодокументов С-Петербурга.
Альманах «Стрелец», сборник 1. Под редакцией А. Беленсона. Иллюстрации
Д. и В. Бурлюка, Н. Кульбина, A. Лентулова, А. Ремизова, О. Розановой,
М. Синяковой. Петроград, Издательство «Стрелец», 1915 г. Тираж 5000 экз.
О.В. Розанова (1886-1918). Голубые панталоны. Рисунок из альманаха «Стрелец», вып. 1. 1915 г.
Бумага, ксилография. 12,2 х 17 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
1915 г.
25 февраля 1915 г. состоялся вечер в кабаре «Бродячая собака», посвященный выходу альманаха «Стрелец». Газета «Петроградский курьер» писала о рисунке г-жи О. Розановой «Голубые панталоны»: «Впрочем, этот рисунок можно бы с одинаковым успехом назвать и «Ловля трески в Средиземном море», и «Развалины домов в Калише». Как угодно можно назвать, все равно ничего на рисунке не разберешь».
Февраль-март. О. Розанова участвовала в 1-й футуристической выставке картин «Трамвай В», организованной в Петрограде И. Пуни и К. Богуславской.
В «Синем журнале» появилась фотография «Пасха русских футуристов», на которой О.В. Розанова снята вместе с
Н.И. Кульбиным, A.С. Лурье, В.В. Каменским и В.В. Маяковским.
Группа Петроградских футуристов в мастерской художника Н.И. Кульбина. Сидят (слева направо):
Н.И. Кульбин, О.В. Розанова, композитор Артур Лурье, поэт и художник В.В. Каменский. Стоят:
поэт В.В. Маяковский с портретом художника Г. Якулова и фотографией И.А. Пуни
(в некоторых «исследованиях» пишут, что это не фото Ивана Пуни, а он сам лично).
«Синий журнал», Санкт-Петербург, 1915 г.
О.В. Розанова (1886-1918). 1. Пристань. Рисунок из сборника «Стрелец», вып.1. 2. Танцовщица. Рисунок для альманаха «Стрелец», вып.1. 1915 г. Бумага, ксилография. 20 x 15 см. Аукцион Desa Unicum SA, Варшава, 2017 г.
О.В. Розанова (1886-1918). Сонные свистуны. Эскиз обложки книги А. Крученых
«Тайные пороки академиков». 1915 г. Бумага, акварель. 20 х 16,1 см. РГАЛИ.
О.В. Розанова (1886-1918). Метроном. 1915 г. Холст, масло. 46 х 33 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
О.В. Розанова (1886-1918). Метроном. Фрагмент. 1915 г. Холст, масло. 46 х 33 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
О.В. Розанова (1886-1918). Кубофутуристическая композиция. 1915 г.
Бумага, акварель, карандаш. 31 x 23,5 см. Аукцион Cornette de Saint-Cyr,
Париж, 2015 г.
О.В. Розанова (1886-1918). Синий веер. 1915 г.
Холст, масло, коллаж. 56 х 28,5 см.
Собрание В.А. Шпенглера.
О.В. Розанова (1886-1918). Шкаф с посудой (Буфет с посудой). 1915 г.
Холст, масло. 64 х 45 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
О.В. Розанова (1886-1918). Рабочая шкатулка. 1915 г.
Холст, масло, коллаж. 53 х 33 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
О.В. Розанова (1886-1918). Шкатулка. 1915 г. Фотография.
17,2 х 9,6 см. Музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Г. Костаки.
О.В. Розанова (1886-1918). Примус (Керосинка). 1915 г. Холст, масло. 57 х 44 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
О.В. Розанова (1886-1918). Часы и карты (Сон игрока). 1915 г.
Холст, масло. 61 х 40,5 см. Самарский областной художественный музей.
О.В. Розанова (1886-1918). Парфюмерный магазин (Парикмахерская). 1915 г.
Холст, масло. 71 х 53 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
О.В. Розанова (1886-1918). Парфюмерный магазин (Парикмахерская). Фрагмент. 1915 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
О.В. Розанова (1886-1918). Письменный стол. 1915 г. Холст, масло. 66 х 49 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
О.В. Розанова (1886-1918). На улице (Театр модерн). 1915 г. Холст, масло.
101 х 77 см. Слободской краеведческий музей, Кировская обл.
О.В. Розанова ? (1886-1918). Футуристическая композиция. 1915 г.
Собрание Топоровских, Гент, Бельгия.
О.В. Розанова (1886-1918). Комната. 1915 г. Холст, масло. 100 х 77 см.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
О.В. Розанова (1886-1918). Натюрморт (Футуристическая композиция). 1915 г. Холст, масло, коллаж.
56 х 65 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
О.В. Розанова (1886-1918). Композиция. 1915 г. Холст, масло. 62 х 38 см.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
Андрей Акимович Шемшурин (1872-1937 или 1939?) - писатель, литературовед, филолог,
искусствовед, исследователь древнерусской миниатюры, библиотечный работник, сотрудник
Румянцевского музея, меценат, издатель.
1915 г. (продолжение)
Март. Отъезд A.Е. Крученых в станицу Баталпашинскую Кубанской области, где, опасаясь мобилизации, он работал учителем рисования в женской гимназии.
23 апреля О.В. Розанова уехала из Петербурга в Москву, затем во Владимир.
Июль. Розанова получила от мецената и издателя Андрея Акимовича Шемшурина предложение напечатать гравюры на тему войны в характере игральных карт и деньги на издание.
В письме к А.А. Шемшурину А.Е. Крученых благодарил за помощь О.В. Розановой: «Это художник еще молодой, но очень преданный и предательства с ее стороны нельзя ждать - не чета Бурлюком!»
В августе 1915 г. вышла в свет «Заумная гнига» А. Крученых и Алягрова (Роман Якобсон) с цветными гравюрами О. Розановой (на книге дата выхода - 1916 год).
А. Крученых, Алягров (Р. Якобсон). 1. Обложка книги «Заумная гнига». Москва, Типография И. Работнова. 1916 г. Тираж 140 экз. 2. Эскиз обложки книги А. Крученых «Заумная гнига». Цветные гравюры О. Розанова. 1915 г. Бумага, аппликация. 18,8х13,8 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Роман Якобсон вспоминал, что А. Кручёных как-то написал ему «на¬ счет заумной поэзии»: «Заумная поэзия - хорошая вещь, но это как горчица - одной горчицей сыт не будешь»
О.В. Розанова (1886-1918). Одновременное изображение четырех тузов. Иллюстрация
из книги А. Крученых «Заумная гнига». 1915 г. Цветная линогравюра.
О.В. Розанова (1886-1918). Одновременное изображение четырех королей. Иллюстрация
из книги А. Крученых «Заумная гнига». 1915 г. Цветная линогравюра.
О.В. Розанова (1886-1918). Трефовый король. Иллюстрация из книги А. Крученых
«Заумная гнига». 1915 г. Цветная линогравюра.
О.В. Розанова (1886-1918). Пиковый король. Иллюстрация из книги А. Крученых
«Заумная гнига». 1915 г. Цветная линогравюра.
О.В. Розанова (1886-1918). Пиковая и червонная дамы. Одновременное изображение.
Иллюстрация из книги А. Крученых «Заумная гнига». 1915 г. Цветная линогравюра.
О.В. Розанова (1886-1918). Пиковая дама. Иллюстрация из книги А. Крученых
«Заумная гнига». 1915 г. Цветная линогравюра.
О.В. Розанова (1886-1918). Червонная дама. Иллюстрация из книги А. Крученых
«Заумная гнига». 1915 г. Цветная линогравюра.
О.В. Розанова (1886-1918). Трефовый валет. Иллюстрация из книги А. Крученых
«Заумная гнига». 1915 г. Цветная линогравюра.
О.В. Розанова (1886-1918). Пиковый валет. 1915 г. Иллюстрация из книги
А. Крученых «Заумная гнига». 1915 г. Цветная линогравюра.
О.В. Розанова (1886-1918). Бубновый валет. Иллюстрация из книги А. Крученых
«Заумная гнига». 1915 г. Цветная линогравюра.
Более подробно о «Заумной гниге» см. здесь: А. Крученых. Заумная гнига
11 ноября 1915 г. Розанова сообщала А.А. Шемшурину: «Работа моя, кажется, уже скоро придет к концу. Задержка только в том, что очень медленно сохнет, а потому приходится выжидать и не каждый день печатать. Все столы, стулья и все, что только можно, занято под гравюры. И смотреть, и работать очень весело…» А.Е. Крученых писал: «Получил образцы гравюр О.Р. Адская до обмороков работа 5-ти месяцев. В общем они прямо великолепны! А в частной жизни строгий критик».
О.В. Розанова (1886-1918). Цветная композиция. 1915 г. Была похищена в 2001 г. из Тотемского
музейного объединения (Вологодской обл.) и возвращена в 2010 г.
О.В. Розанова (1886-1918). Беспредметная композиция. 1915 г.
Бумага, цветная папиросная и глянцевая бумага, коллаж. 16,7 х 10,4 см.
Галерея Гмуржинска, Кёльн.
О.В. Розанова (1886-1918). Беспредметная композиция. 1915 г.
Бумага, цветная бумага, ткань, коллаж. 19,1 х 14,4 см.
Музей Стеделейк, Фонд Харджиева-Чаги, Амстердам.
О.В. Розанова (1886-1918). Беспредметная композиция. 1915 г.
Бумага, цветная папиросная бумага, карандаш, коллаж. 16,6 х 10,5 см.
Музей Стеделейк, Фонд Харджиева-Чаги, Амстердам.
О.В. Розанова (1886-1918). Беспредметная композиция. 1915 г. Бумага, цветная папиросная бумага,
карандаш, коллаж. 9,8 х 13,2 см. Музей Стеделейк, Фонд Харджиева-Чаги, Амстердам.
О.В. Розанова (1886-1918). Беспредметная композиция. 1915 г.
Бумага, цветная папиросная и глянцевая бумага, коллаж. 19,5 х 12,7 см.
Музей Стеделейк, Фонд Харджиева-Чаги, Амстердам.
О.В. Розанова (1886-1918). Беспредметная композиция. 1915 г. Бумага, восковые мелки.
13,2 х 11 см. Музей Стеделейк, Фонд Харджиева-Чаги, Амстердам.
О.В. Розанова (1886-1918). Беспредметная композиция. 1915 г.
Бумага, цветная глянцевая и папиросная бумага, акварель, коллаж.
12,8 х 9,1 см. Музей Стеделейк, Фонд Харджиева-Чаги, Амстердам.
О.В. Розанова (1886-1918), атрибуция. Танцующая фигура. 1915 г.
Бумага, гуашь. 24 x 16 cм. Аукцион Davidson Auctions, Аннандейл,
Австралия, 2009 г.
О.В. Розанова (1886-1918). Беспредметная композиция. 1915 г.
Бумага, цветная папиросная бумага, карандаш, коллаж. 22,5 х 15 см. РГАЛИ.
О.В. Розанова (1886-1918). Беспредметная композиция. 1915 г.
Бумага, цветная папиросная и глянцевая бум, карандаш, коллаж.
13,9 х 9,9 см. Музей Стеделейк, Фонд Харджиева-Чаги, Амстердам.
О.В. Розанова (1886-1918). Беспредметная композиция. 1915 г. Бумага, цветная папиросная
и глянцевая бумага, коллаж. 14,2 х 13,5 см. Галерея Гмуржинска, Кёльн.
Афиша Последней футуристической выставки картин «0,10». Петроград, 1915 г.
19 декабря 1915 – 19 января 1916 г.
О.В. Розанова участвовала в «Последней футуристической выставке «0,10» в Петрограде (девять картин и две объемные композиции, репродуцированные в журнале «Огонек»), вошла в группу супрематистов.
Закончила работу над альбомом линогравюр со стихами А. Е. Крученых «Война».
«Хотя очень быстро чувствую свои недостатки в этих книжках, но без колебания могу сказать, что это самое лучшее, что я в печатном творчестве сделала до сих пор,» - писала О.В. Розанова A.А. Шемшурину.
Произведения И.В. Клюна (слева), И.А. Пуни (справа) и рельефы О.В. Розановой (в центре)
на Последней футуристической выставке «0,10» - «Велосипедист (Чертова панель)»
и «Автомобиль». Журнал «Огонек», 1916 г. № 1.
О.В. Розанова (1886-1918). Рельеф «Велосипедист (Чертова панель)». 1915 г. Дерево, жесть.
Не сохранился.
О.В. Розанова (1886-1918). Рельеф «Автомобиль». 1915 г. Дерево, стекло,
кирпич, веревка, мяч. Не сохранился.
Вера Пестель (1887-1952). Воспоминание о вечере у Николая Кульбина в Петербурге после выставки «0,10».
19 декабря 1915 г. На картине справа налево: В. Татлин, В. Хлебников, Н. Кульбин, В. Каменский,
О. Мандельштам, О. Розанова (или Л. Попова?), К. Малевич, В. Маяковский, в глубине - П. Филонов.
На первом плане спиной к зрителям справа налево: В. Пестель, Н. Удальцова и неизвестный. 1918 г.
Собрание Игоря Сановича, Москва.
Война. Слова А. Крученых. Резьба О. Розановой. Петроград, 1916 г. Типография т-ва газеты «Свет». 16 листов. На передней обложке - коллаж Ольги Розановой из 5 геометрических фигур. Всего в папке: 9 линогравюр, 1 коллаж из 6 фигур и гравюр, 5 стихотворений-речевок и оглавление. Размер листов 41х31 см. Тираж 100 экз.
Эскиз почтового блока марок к альбому А. Крученых «Война» с рисунками О. Розановой, 1916 г.
«Теперь время!
Репины, Коровины, Васнецовы, доставьте последнее удовольствие; пожертвуйте ваши кисти на зубочистки для противоубойных вегетарианцев…
Тот не художник, кто на блестящем яблоке, поставленном для натюрморта, не увидит повешенных в Калише*.
Можно не писать о войне, но надо писать войною!
…Сейчас на ощетинившихся штыками границах решается вопрос и о нашем существовании – война не только изменит географические границы государств, но и мощные черты положит на лицо человеческой психологии».
*Повешенные в Калише…- По сообщениям газет, немцы в начале войны, заняв пограничный город Калиш, повесили несколько служащих городского Управления, оказавших им сопротивление.
(Владимир Маяковский. Вравшим кистью. 1914 г.)
О.В. Розанова (1886-1918). Лист 1. Война. Иллюстрация к книге А.Е. Крученых
«Война». 1916 г. Цветная линогравюра. 35,2 х16,5 см.
О.В. Розанова (1886-1918). Лист 2. Разрушение города. Иллюстрация к книге
А.Е. Крученых «Война». 1916 г. Цветная линогравюра.
О.В. Розанова (1886-1918). Лист 4. Аэропланы над городом. Иллюстрации к книге А.Е. Крученых «Война». 1916 г. Линогравюра, наклейки из цветной бумаги, коллаж. 23 х 16 см.
О.В. Розанова (1886-1918). Лист 5. Битва. Иллюстрации к книге А.Е. Крученых «Война». 1916 г.
Линогравюра. 27 х 36,5 см.
О.В. Розанова (1886-1918). Лист 6. На смерть. Иллюстрации к книге
А.Е. Крученых «Война». 1916 г. Цветная линогравюра.
О.В. Розанова (1886-1918). Лист 8. «С ужасом вспоминает лично мирных распятых
германцами вниз головой» (Отрывок из газетного сообщения). Иллюстрации к книге
А.Е. Крученых «Война». 1916 г. Цветная линогравюра. 37 х 25,7 см.
О.В. Розанова (1886-1918). Лист 9. «Во время расстрела мирных граждан заставляли
приговоренных к казни рыть себе могилы…» (Отрывок из газетного сообщения).
Иллюстрации к книге А.Е. Крученых «Война». 1916 г. Линогравюра.
О.В. Розанова (1886-1918). Лист 11. Битва в городе. Иллюстрации к книге
А.Е. Крученых «Война». 1916 г. Цветная линогравюра в три краски. 27,5 х 22,8 см.
О.В. Розанова (1886-1918). Лист 12. Битва в трех сферах (на суше, на море и в воздухе).
Иллюстрации к книге А.Е. Крученых «Война». 1916 г. Цветная линогравюра. 36,5 х 27,8 см.
О.В. Розанова (1886-1918). Лист 13. Поединок. Иллюстрации к книге А.Е. Крученых
«Война». 1916 г. Цветная линогравюра. 36,8 х 28 см.
Более подробно о книге «Война» см. здесь:А. Крученых. О. Розанова. Война
В 1915–1916 О.В. Розановой были сделаны многочисленные беспредметные коллажи, послужившие основой для альбома Кручёных «Вселенская война. Ъ. Цветная клей» (Пг., 1916). В предисловии А. Крученых говорилось: «Эти наклейки рождены тем же, что и заумный язык - освобождением твори от ненужных удобств (ярая беспредметность)… Раньше Розанова дала образцы ее, теперь разрабатывают еще несколько художников, в т.ч. К. Малевич, Пуни и др. дав мало говорящее название Супрематизма».
«Вселенская война. Ъ». А. Крученых. Цветная клей. Коллажи О. Розановой. Петроград, 1916 г. Обложка.
Коллажи «Вселенская война. Ъ. Цветная клей» Ольги Владимировны Розановой по известности уступает только книге Казимира Малевича «Супрематизм. 34 рисунка» (Витебск, 1920) и является «лебединой песней» всего творчества великой художницы авангардистки. Амазонки русского авангарда: О. Розанова, Н. Гончарова и А. Экстер, - подняли уровень беспредметного искусства в России на недосягаемую высоту!
Алексей Крученых в предисловии пишет: «Эти наклейки рождены тем же, что и заумный язык, - освобождением твори от ненужных удобств (через беспредметность)». «Беспредметность» видна здесь и в словах, и в изображениях. На сегодняшний день известно не больше 20 экз., каждый из которых может считаться уникальным.
«Вселенская война. Ъ». А. Крученых. Цветная клей. Коллажи О. Розановой. Петроград, 1916 г.
Предисловие А. Крученых и содержание.
«Вселенская война. Ъ». А. Крученых. Цветная клей. Коллажи О. Розановой. Петроград, 1916 г.
О.В. Розанова (1886-1918). 1. Битва будетлянина с Океаном. Иллюстрация к книге А.Е. Крученых
«Вселенская война». 1916 г. Бумага, цветная бумага, коллаж. 21 x 30 см.
О.В. Розанова (1886-1918). 2. Битва Марса со Скорпионом. Иллюстрация к книге А.Е. Крученых
«Вселенская война». 1916 г. Бумага, цветная бумага, коллаж. 21,1 x 30 см.
О.В. Розанова (1886-1918). 3. Взрыв сундука. Иллюстрация к книге А.Е. Крученых «Вселенская война».
1916 г. Бумага, цветная бумага, коллаж. 20,9 x 30 см.
О.В. Розанова (1886-1918). 4. Предательство. Иллюстрация к книге А.Е. Крученых «Вселенская война».
1916 г. Бумага, цветная бумага, коллаж. 21,1 x 30 см.
О.В. Розанова (1886-1918). 5. Разрушение садов. Иллюстрация к книге А.Е. Крученых «Вселенская
война». 1916 г. Бумага, цветная бумага, коллаж. 21,5 x 300 см.
О.В. Розанова (1886-1918). 6. Битва Индии с Европой. Иллюстрация к книге А.Е. Крученых
«Вселенская война». 1916 г. Бумага, цветная бумага, коллаж. 22 x 33 см.
О.В. Розанова (1886-1918). 7. Тяжелое орудие. Иллюстрация к книге А.Е. Крученых «Вселенская война».
1916 г. Бумага, цветная бумага, коллаж. 22,7x30,1 см.
О.В. Розанова (1886-1918). 8. Германия в задоре. Иллюстрация к книге А.Е. Крученых «Вселенская война».
1916 г. Бумага, цветная бумага, коллаж. 21,2 x 30 см.
О.В. Розанова (1886-1918). 9. Германия во прахе. Иллюстрация к книге А.Е. Крученых «Вселенская война».
1916 г. Бумага, цветная бумага, коллаж. 21,1 x 30 см.
О.В. Розанова (1886-1918). 10. Просьба победы. Иллюстрация к книге А.Е. Крученых «Вселенская война».
1916 г. Бумага, цветная бумага, коллаж. 21,2 x 29,9 см.
О.В. Розанова (1886-1918). 11. Военное государство. Иллюстрация к книге А.Е. Крученых
«Вселенская война». 1916 г. Бумага, цветная бумага, коллаж. 21 x 29,8 см.
О.В. Розанова (1886-1918). 12. Битва с Экватором. Иллюстрация к книге А.Е. Крученых
«Вселенская война». 1916 г. Бумага, цветная бумага, коллаж. 21 x 16,8 см.
О.В. Розанова (1886-1918). Композиция на основе листа из книги А.Е. Крученых «Вселенская война».
1915-1916 гг. Бумага, цветная бумага, коллаж. 24 х 36 см. Частное собрание.
О.В. Розанова (1886-1918). Композиция на основе листа из книги А.Е. Чехонина «Вселенская война».
1916 г. Бумага, цветная бумага, литография, рисунок, коллаж. 30,5 х 20,8 см. Частное собрание, Москва.
Подробнее о книге «Вселенская война» см. здесь:Подробнее о книге «Вселенская война» см. здесь: А. Крученых, О. Розанова «Вселенская война»
1916 г.
Февраль-апрель. О.В. Розанова работала в цинкографии Бутковской, стремясь овладеть различными способами печати и получить средства доя покупки холстов и красок. В письме к А.А. Шемшурину А.Е. Крученых просил избавить ее от непосильного, убийственного труда, лишавшего художницу сил и времени: «Сам я к сожалению заброшенный в дикий Кавказ войной совершенно бессилен что-нибудь предпринять. Тайно от О.В. пишу обо всем этом Вам…О.В. еще очень молодой художник за последние 2-3 года очень подвинулась вперед и если будет здорова, еще чрезвычайно много сделает. Но в практическом отношении она беспомощна… чувствительный ребенок-женщина. Это великое достоинство и недостаток».
О.В. Розанова (1886-1918). Беспредметная композиция. 1915-1916 гг.
Бумага, цветная глянцевая и папиросная бумага, коллаж. 12,2 х 9,7 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
О.В. Розанова (1886-1918). Беспредметная композиция. 1915-1916 гг.
Бумага, цветная папиросная бумага, карандаш, коллаж. 14 х 10 см.
Отдел рукописей Российской государственной библиотеки, Москва.
О.В. Розанова (1886-1918). Беспредметная композиция. 1915-1916 гг.
Бумага, цветная папиросная бумага, карандаш, коллаж. 13 х 9,5 см. РГАЛИ.
О.В. Розанова (1886-1918). Беспредметная композиция. 1915-1916 гг. Бумага, цветная
папиросная и глянцевая бумага, коллаж. 14,2 х 13,5 см. Галерея Гмуржинска, Кёльн.
О.В. Розанова (1886-1918). Беспредметная композиция. 1915-1916 гг.
Бумага, цветные мелки. 22 х 17,5 см. Галерея Гмуржинска, Кёльн.
О.В. Розанова (1886-1918). 1. Беспредметная композиция. 1915-1916 гг. Бумага, цветная папиросная бумага, коллаж. 16,7х10,4 см. Частное собрание. 2. Беспредметная композиция. 1915-1916 гг. Бумага, цветная папиросная бумага, ткань, коллаж. 12,5х8 см. РГАЛИ.
О.В. Розанова (1886-1918), при участии А.Е. Крученых. Беспредметная композиция.
1915-1916 гг. Бумага, цветная папиросная и глянцевая бумага, коллаж. 44 х 35,3 см.
Ранее коллекция Н.И. Харджиева, Москва. В настоящее время местонахождение неизвестно.
О.В. Розанова (1886-1918). Беспредметная композиция.
1915-1916 гг. Бумага, цветная папиросная бумага, коллаж. 17 х 9,5 см.
ОР Российской государственной библиотеки, Москва.
О.В. Розанова (1886-1918). Беспредметная композиция. 1915-1916 гг. Бумага, цветная бумага,
картон, коллаж. 18,5 х 25,2 см. Частное собрание.
О.В. Розанова (1886-1918). Композиция. 1910-е гг. Холст, масло. 29 х 24,5 см.
Ростовский областной музей изобразительных искусств.
О.В. Розанова (1886-1918). Автопортрет. 1917 г. Бумага, графитный карандаш.
42 х 24 см. Частное собрание, Москва.
Апрель 1916 г. О.В. Розанова участвовала в «Выставке современной русской живописи» в Художественном бюро Н.Е. Добычиной. В журнале «Аполлон» сообщалось о покупке ее работ. Получила приглашение войти в число действительных членов общества «Бубновый валет». А.Е. Крученых переехал в Сарыкамыш.
В ноябре Розанова поселилась в Москве. В экспозиции «Бубнового валета» показала 23 живописных работы. Я. Тугенхольд писал в «Аполлоне», что «в композициях г-жи Розановой есть и жизнь, и узорность, и нежно женственное изящество (interieur, письменный стол, nature morte и др.) - это художница с поэтическим чувством».
ИСТОЧНИКИ
«Любите книгу - источник знаний!»
(Максим Горький)
Амазонки авангарда: Экстер, Гончарова, Попова, Розанова, Степанова, Удальцова.
Под редакцией Джона Э. Боулта и Мютью Дратта. Перевод с англ. Москва,
Издательство «Галарт», 2001 г. Стр. 212-239. На обложке картина Л.С. Поповой
«Композиция с фигурами». 1913 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 296-298, 324-325.
Алексей Крученых. Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера. Составление, подготовка текста, вступительная статья и примечания С.Р. Красицкого. Санкт-Петербург, Издательство: «Академический проект», 2001 г. 480 стр. («Новая библиотека поэта. Малая серия»). Тираж 3000 экз.
Каталог выставки Ольги Розановой из российских музеев в Финляндии (на англ. и русском языках).
Авторы-составители Нина Гурьянова, Вера Терехина и др. Художественно-производственное
объединение им. Е.В. Вучетича, Москва и Арт Консултинг Арс Балтика А/О, Хельсинки, Финляндия,
1992 г. 128 стр., илл. На обложке: Ольга Розанова «Метроном». 1915 г. Третьяковская галерея.
Ольга Розанова «Лефанта чиол...». Монография. Вступительная статья, публикация писем и комментарии к ним Веры Терехиной. Составители «Хроники жизни и творчества Ольги Розановой» Андрей Сарабьянов и Вера Терехина. Москва, Издательство «Русский авангард» (RA), 2002 г. 392 стр., илл. Тираж 2000 экз. На суперобложке: Ольга Розанова. Бубновая дама. 1914-1915 гг. Нижегородский государственный художественный музей. В названии книги использована строка из стихотворения Ольги Розановой, признанный шедевр «заумной» любовной лирики:
«Лефанта чиол
миал-анта
имиол неуломае
Сама смиотт ае
чигил-оф-унт
Аваренест
и-г-гиол-ат-та-трест».