Русская художница, открывшая соотечественникам красоту Санкт-Петербурга: Анна Остроумова-Лебедева
Удивительно, в начале XX века Санкт-Петербург считался городом унылым и бюрократичным – ничего общего с тем вдохновляющим образом, который влечёт путешественников со всех концов страны. Своей современной репутацией город во многом обязан Анне Остроумовой-Лебедевой – художнице, открывшей его величественную красоту.
Автопортрет и одна из гравюр
В её гравюрах предстают бесконечные дали, сумрачное небо, Сенатская площадь, громады исторических построек, «Медный всадник» и соборы – все то, что сейчас считается «визитной карточкой» Петербурга. Архитектурный пейзаж, тем более выполненный в гравюре – необычная тема для художницы тех лет, и это было тем более неожиданно для тех, кто обманывался невинным и мягким обликом Анны. Невысокая, скромная женщина в пенсне (у неё с юности было плохое зрение), она казалась скорее чьей-то доброй тётушкой, а на деле обладала железным характером и бесконечным стремлением к самосовершенствованию.
Анна Остроумова-Лебедева
Анна Остроумова родилась в 1871 году. Её отец Петр Остроумов был тайным советником Синода Русской православной церкви, она получила отличное образование, но родителей беспокоила ее любовь к рисованию, не знавшая предела. В отличие от своих братьев и сестер, Анна с детских лет была хрупкой, болезненной и впечатлительной. Когда ей было пять лет, в доме случился пожар. Именно этим жутким детским переживанием врачи да и она сама объясняли склонность Анны к депрессии и возникновение пугающих галлюцинаций. Естественно, родители опасались, что занятия искусством ещё сильнее расшатают её нестабильную психику.
Вид на Неву
Ростральная колонна
Но Анна всегда находила способы нарушать все существующие правила и запреты – например, в гимназии решила отказаться от использования твёрдых знаков, чем привела педагогов в полное замешательство. С другой стороны, родители стремились привить дочерям самостоятельность – они должны были обеспечивать себя сами, не надеясь на родителей или удачное замужество, – поэтому не слишком подавляли их свободолюбие и в целом поддерживали желание получать какую-то «нормальную» профессию.
Виды Петербурга
Аллея в Царском селе
Вопреки воле родителей Анна поступила в Императорскую Академию художеств и с головой окунулась в беспокойную жизнь творческого Петербурга. Семья сложно приняла её решение. Здоровье Анны оставляло желать лучшего, кроме того, она перенесла сложную влюблённость, разорвав отношения потому, что они мешали ей творить. Братья не нашли ничего лучше, чем заявить в один из её приездов домой, что, будь она действительно одарённой, она бы так не уставала от занятий рисунком и живописью – ведь талантливому человеку всё даётся легко!
Академия художеств
Фонтанка около Летнего сада
Анна не сдавалась. Она стремилась попасть в ученицы к Репину, но их отношения складывались не всегда удачно. Илья Ефимович порекомендовал амбициозной девушке отправиться в Париж, чтобы продолжить обучение: «Вот там во всём и разберётесь…».
Адмиралтейство под снегом
Дворцовый мост
Однако из числа парижских художников Анна выбрала Уистлера – представителя американского модерна, увлечённого японской гравюрой. Увидев наброски Анны, он пришёл в ужас и обвинил её в полной неграмотности, однако вскоре проникся к ней и просил сопровождать его на родину, где, по его словам, Анна «могла бы столькому научиться».
Баржа
Мост
Колоннада Биржи и Петропавловская крепость
Отравление свинцовой краской, часто встречавшееся у художников, в случае Анны Остроумовой привело к обострению астмы и возникновению аллергической реакции на масляную краску. Художница пыталась отвлекаться на акварель. Вынужденный перерыв в любимом деле позволил ей мастерски освоить акварельную живопись. В дальнейшем она больше не занималась масляной живописью.
Акварели Анны Остроумовой
Акварели Анны Остроумовой
Акварели Анны Остроумовой
В начале XX века художница вошла в тесный круг «мирискусников». С Сомовым она дружила ещё в годы учебы в Академии. Он даже помогал ей с обустройством быта, ведь юная художница не имела не малейшего представления о жизни. В эти годы, работая над журналом «Мир искусства» и выпускаемыми обществом открытками, именно Анна Острумова положила начало новому этапу в развитии художественной гравюры. До того русская гравюра была, как правило, переложением для печати уже существующего живописного произведения. Анна же превратила гравюру в самостоятельное художественное явление.
Вид на Неву сквозь колонны Биржи
Ростральная колонна под снегом
Крюков канал
Её восхищала беспощадность гравюры, чёткость и определённость её линий – никаких туманностей, никаких колебаний. Она была настоящей «мирискусницей» с необычным, острым, но полным любования взглядом на мир, мастерски владела линией и композицией.
Вид Петербурга
В 1905 году Анна вышла замуж за своего двоюродного брата Сергея Лебедева, который ради этого брака развёлся с женой. Он и сам был человеком выдающимся – известный химик, изобретатель синтетического каучука. Их брак был счастливым и творчески плодотворным последующие тридцать лет – до смерти Сергея от сыпного тифа.
Нева ранним утром
Исаакиевский собор в тумане
Вид на Тучков мост
Анна Остроумова-Лебедева отказалась покинуть город во время блокады и продолжала работать даже в самые страшные и тяжёлые дни. Почти маниакально художница создавала всё новые гравюры, словно стремясь поддержать свой любимый город, вновь и вновь говорить ему слова любви… Когда не было сил работать, Анна записывала воспоминания – ещё с юности дневниковые записи были для неё способом удержаться в действительности, не поддаваться нахлынувшей тьме.
Вид Невы
Исаакиевский собор в тумане
У хрупкой болезненной Анны был железный стержень. Несмотря на учащавшиеся приступы астмы и стремительно ухудшавшееся зрение, она не оставляла работу и преподавание – у неё появились ученики и последователи. Она прожила восемьдесят три года и помимо множества живописных произведений, гравюр по впечатлениям от поездок по России и за её пределы, создала восемьдесят пять работ, посвящённых Петербургу.
Весенний мотив
Ленинград. Летний сад зимой
Она работала над видами Петербурга больше пятидесяти лет. Сперва – идиллические виды Павловска, затем мощный торжественный Петербург, затем – революционный Петроград, индустриальный, социалистический Ленинград…
Виды Ленинграда
В каждой ипостаси родного города она находила красоту – ритм деревьев, тонкие оттенки белых ночей, бесконечная перспектива, мощь и лиричность, нежность и сила. На протяжении сотни лет мы видим Петербург глазами Анны Остроумовой-Лебедевой.
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник РУССКАЯ ХУДОЖНИЦА, ОТКРЫВШАЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКАМ КРАСОТУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: АННА ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА | agness214 - Достаточно, чтобы слова выражали смысл. Кон-Фу-Ций |
Лента друзей agness214
/ Полная версияДобавить в друзья
Страницы:
раньше»