Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1 - А7.
...Гзак бежит серым волком,
Кончак ему путь указывает к Дону великому...
На другой день спозаранок
Кровавые зори свет возвещают,
Черные тучи с моря идут,
Хотят прикрыть четыре солнца,
а в тучах трепещут синие молнии.
Быть грому великому!
Идти дождю стрелами с Дону великого!
Тут копьям приломиться,
Тут саблям побиться
О шеломы половецкие
На реке на Каяле,
У дона великого!
...О русская земля! ты уже за холмом!
Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами
На храбрые полки Игоревы!
Земля гудит,
Реки мутно текут,
Пыль поля покрывает,
Стяги глаголют:
Половцы идут от Дона, и от моря,
И со всех сторон русские полки обступили. Дети бесовы кликом поля перегородили,
А храбрые русичи перегородили червлеными щитами.
Ярый тур Всеволод!
Стоишь ты в бою,
Сыплешь на воинов стрелами,
Гремишь о шлемы мечом булатным!
Куда ты, тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая,
Там лежат поганые головы половецкие.
Рассечены саблями калеными шеломы аварские тобою,
Ярый тур Всеволод!
("Слово о полку Игореве")
А1.
"Слово о полку Игореве" является ярким памятником русской литературы
XII в. XIV в. XVI в. XVIII в.
" "
А2.
Этот фрагмент "Слова о полку Игореве" по художественной форме близок к традиционному фольклорному жанру
притчи былины
плача сказки
А3.
В "Слове..." отражена историческая эпоха, характеризующаяся
усилением централизованной власти
феодальной раздробленностью
освобождением из-под монголо-татарского гнета
приближением петровских преобразований
А4.
Центральной фигурой в образной системе "Слова..." является
ярый тур Всеволод князь Святослав
князь Игорь сказитель Боян
А5.
Действие "Слова о полку Игореве" равзорачивается
в Путивле в Киеве на реке Каяле во всех названных местах
А6.
"Слово о полку Игореве" построено в форме
авторского повествования исповеди главного героя воспоминания дружинника рассказов разных лиц
А7.
Автор "Слова..." в ходе повествования
остается за рамками действия заявляет собственную позицию умаляет свои таланты открыто подражает манере Бояна
Прочитайте приведенное ниже стихотворение в выполните задания А8 - А14
Редеет облаков летучая гряда.
Звезда печальная, вечерняя звезда!
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
и дремлющий залив, и черных скал вершины.
Люблю твой слабый свет в небесной вышине;
Он думы разбудил уснувшие во мне:
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило,
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень -
И дева юная во мгле искала
И именем своим подругам называла.
(А.С.Пушкин)
А8.
Стихотворение А.С.Пушкин "Редеет облаков летучая гряда..." относится к
ранней лирике поэта стихам петербургского периода творчества
лирике периода Южной ссылки позднему творчеству поэта
А9.
Черты какого литературного направления определяют своебразие данного стихотворения?
классицизм сентиментализм
реализм романтизм
А10.
Какое из приведенных высказываний относится к творчеству А.С. Пушкина?
1). Слог басен его вообще легок, чист и всегда приятен. Он рассказывает свободно и нередко с тем милым простодушием, которое так пленительно в Лафонтене". В.А.Жуковский
2)."Первое дело, какого требует от поэта его служение, - "бросить забавы суетного света" для того, чтобы поднять внешние покровы, чтобы открыть глубину".А.А.Блок
3)."Отделанный в золото галантерейною игрушкою кинжал наводит поэта на мысль о роли, которую это орудие смерти и мщения играло прежде... А теперь?... Увы!" В.Г.Белинский
4)."В первый год существования возобновленного "Современника" наш поэт печатал в нем "Еду ли ночью по улице темной..." произведение, которое <...> не умрет до тех пор, пока русский язык остается языком русским" В.А.Дружинин.
А11.
Поэтика пушкинского творчества в период написания данного стихотворения складывалась под влиянием
1). Жуковского и Байрона 2)Ломоносова и Державина 3)Шекспира и Мольера 4)Гоголя и Крылова
А12.
Кто из перечисленных авторов вошел в число "поэтов пушкинского круга"?
М.Ю.Лермонтов Н.А.Некрасов Н.М.Карамзин А.А.Дельвиг
А13.
Какое из пушкинских стихотворений тематически близко стихотворению "Редеет облаков летучая гряда..."?
"Деревня" "Погасло дневное светило..." "Пророк" "Анчар"
А14
В жанровом отношении данное стихотворение представляет собой
торжественную оду дружеское послание романтическую элегию лирический отрывок
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1 - А7.
Действие пятое
Явление I
Стародум и Правдин
Правдин. Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила.
Cтародум. Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы?
Правдин. Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.
Стародум.Благодарение Богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно... и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.
Правдин. Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закoренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!
Стародум. Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами.
Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать...
Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, умеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов...
Правдин. Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец.
Стародум. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому,чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.
Прадвин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное из развращение; но способы сделать людей добрыми...
Стародум.Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, - тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.
Правдин. Справедливо. Великий государь дает...
Стародум.Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин.
Правдин.Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...
СтародумОно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.
Правдин. Но особы высшего состояния просвещают детей своих...
Стародум. Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих - благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродельную душу. Я хотел бы, например, чтобы при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу , с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.
Д.И.Фонвизин "Недоросль"
А1.
Основой какого литературного направления, к которому относится пьеса Д.И. Фонвизина "Недоросль", является культ разума?
классицизма сентиментализма романтизма реализма
А2.
Укажите название жанра драматургии, к которому принадлeжит пьеса Д.И. Фонвизина "Недоросль".
драма водевиль трагедия комедия
А3.
В пьесе Д.И. Фонвизина "Недоросль" пропагандируются идеи эпохи
Эллинизма Возрождения
Просвещения Реформации
А4.
Действие пьесы Д.И. Фонвизина происходит в
поместье Стародума
имении Скотинина
усадьбе Правдина
доме госпожи Простаковой
А5.
Введя в пьесу два конфликта - любовный и социально-политический, Д.И.Фонвизин нарушил
единство места единство пространства единство действия единство времени
А6.
Средством создания образов положительных и отрицательных персонажей в фонвизинской пьесе является
пейзаж речь героев
портрет интерьер
А7.
Кто из русских писателей продолжил сатирические драматургические традиции Д.И. Фонвизина?
А.С.Пушкин А.С.Грибоедов
А.П.Чехов М.Горький
А8.
Творчество Н.А. Некрасова охватило эпоху
рубежа XVIII-XIX веков 20-х - 30-х годов XIX века 40-х - 70-х годов XIX рубежа XIX-XX веков
А9.
В поэзии Н.А.Некрасова получили свое развитие традиции
классицизма сентиментализма романтизма реализма
А10.
Кому из критиков демократического лагеря, поддерживающих "некрасовское" направление в поэзии, поэт посвятил известное стихотворение "Пророк"?
Н.А.Добролюбову Н.Г.Чернышевскому
Д.И.Писареву В.Г.Белинскому
А11.
Художественный мир Н.А.Некрасова формировался в русле такого течения, как
"натуральная школа"
"школа гармонической точности"
"легкая поэзия"
"искусство для искусства"
А12.
Тематика некрасовских стихотворений, изображающих жизнь крестьянина-труженика, близка тематике
романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
цикла И.С.Тургенева "Записки охотника"
пьесы А.Н.Островского "Гроза"
сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина "Премудрый пескарь".
А13.
Стихотворение "Несжатая полоса" образно и тематически перекликается с таким произведением поэта, как
"Мы с тобой бестолковые люди..."
"Поэт и гражданин"
"В дороге"
"Я не люблю иронии твоей"
А14.
Стихотворение "Несжатая полоса" близко классическому жанру
оды сатиры послания песни
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1 - В6.
...Гзак бежит серым волком,
Кончак ему путь указывает к Дону великому...
На другой день спозаранок
Кровавые зори свет возвещают,
Черные тучи с моря идут,
Хотят прикрыть четыре солнца,
а в тучах трепещут синие молнии.
Быть грому великому!
Идти дождю стрелами с Дону великого!
Тут копьям приломиться,
Тут саблям побиться
О шеломы половецкие
На реке на Каяле,
У дона великого!
...О русская земля! ты уже за холмом!
Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами
На храбрые полки Игоревы!
Земля гудит,
Реки мутно текут,
Пыль поля покрывает,
Стяги глаголют:
Половцы идут от Дона, и от моря,
И со всех сторон русские полки обступили. Дети бесовы кликом поля перегородили,
А храбрые русичи перегородили червлеными щитами.
Ярый тур Всеволод!
Стоишь ты в бою,
Сыплешь на воинов стрелами,
Гремишь о шлемы мечом булатным!
Куда ты, тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая,
Там лежат поганые головы половецкие.
Рассечены саблями калеными шеломы аварские тобою,
Ярый тур Всеволод!
("Слово о полку Игореве")
1. Как называется описание природы, при помощи которого автор "Слово о полку Игореве" создает художественный образ Русской земли: "Кровавые зори свет освещают, черные тучи с моря идут...", "Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает..."?
пейзаж
В2.
Назовите художественный прием, позволяющий автору "Слова о полку Игореве" наделять явления природы или неодушевленные предметы чертами живых существ: "тучи идут", "стяги глаголют" и т.д.
олицетворение
В3.
Укажите название средства художественной изобразительности, которое использует автор "Слова о полку Игореве", уподобляя половецкого хана Гзака зверю: "Гзак бежит серым волком..."
сравнение
В4.
Каким термином называется средство художественной изобразительности, которое используется в стилистике фольклорных произведений, а также в "Слова о полку Игореве": "сабли каленые", "мечи булатные"?
постоянный эпитет
В5.
Древнерусский текст "Слова..." содержит устаревшие слова: "шеломы", "ярый". Укажите название таких слов.
архаизмы, старославянизмы
В6.
Какая риторическая фигура, неоднократно встречающаяся во фрагменте текста, использована автором для усиления эмоционального восприятия?
Идти дождю стрелами с Дону великого!
..........................................
...О Русская земля! ты уже за холмом!
риторическое восклицание
Прочитайте приведенное ниже стихотворение в выполните задания В7 - В12
Редеет облаков летучая гряда.
Звезда печальная, вечерняя звезда!
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
и дремлющий залив, и черных скал вершины.
Люблю твой слабый свет в небесной вышине;
Он думы разбудил уснувшие во мне:
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило,
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень -
И дева юная во мгле искала
И именем своим подругам называла.
(А.С.Пушкин)
В7.
Назовите средство художественной изобразительности, к которомуу прибегает поэт в первой строке стихотворения ("облаков летучая гряда").
метафора
В8
Дайте название образного определения, дающего описываемому предмету яркое образное наполнение ("звезда печальная", "нежный мирт" и т.п.)?
эпитет
В9.
Укажите прием усиления выразительности стиха, основанный на сходстве начального звучания строк:
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис...
анафора, повтор
В10.
Как называется художественный образ, несущий в себе многозначный смысл и становящийся своеобразной поэтической "эмблемой" (звезда печальная, вечерняя звезда")?
символ
В11.
Укажите название стилистического приема, усиливающего выразительность поэтической речи и основанного на соседстве одинаковых согласных звуков ("влачил задумчивую лень").
аллитерация, звукопись
В12.
Каким размером написано данное стихотворение?
ямб
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1 - А7
Квартальные отворяют обе половинки дверей. Входит Хлестаков: за ним городничий, далее попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ, Добчинский и Бобчинский с пластырем на носу. Городничий указывает квартальным на полу бумажку - они бегут и снимают ее, толкая друг друга впопыхах.
Хлестаков. Хорошие заведения. Мне нравится, что у вас показывают проезжающим все в городе. В других городах мне ничего не показывали.
Городничий. В других городах, осмелюсь вам доложить, градоправители и чиновники больше заботятся о своей, то есть, пользе. А здесь, можно сказать, нет другого помышления, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства.
Хлестаков. Завтрак был очень хорош; я совсем объелся. Что у вас каждый день бывает такой?
Городничий. Нарочно для приятного гостя.
Хлестаков. Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Как называлась эта рыба?
Артемий Филиппович (подбегая). Лабардан-с.
Хлестаков. Очень вкусная. Где это мы завтракали? в больнице, что ли?
Артемий Филиппович. Так точно-с, в богоугодном заведениии.
Хлестаков. Помню, помню, там стояли кровати. А больные выздоровели? Там их, кажется, немного.
Артемий Филиппович. Человек десять осталось, не больше; а прочие все выздоровели. Это иж так устроено, такой порядок. С тех пор, как я принял начальство, - все как мухи выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком.
Городничий.Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломна обязанность градоначальника! Столько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки... словом, наиумнейший человек пришел бы в затруднение, но, благодарение Богу, все идет благополучно. Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но верите ли, что, даже когда ложишься спать, все думаешь: "Господи Боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно?.." Наградит ли оно или нет - конечно, в его воле; по крайней мере, я буду спокоен в сердце. Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало... то чего ж мне больше? Ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но пред добродетелью все прах и суета.
Артемий Филиппович. (в сторону) Эка, бездельник, как расписывает! Дал же Бог такой дар!
Н.В.Гоголь."Ревизор"
А1.
"Натуральная школа", принципы которой воплощены в творчестве Н.В.Гоголя, - это условное название начального этапа развития в русской литературе
классицизма
критического реализма
сентиментализма
гражданского романтизма
А2.
Определите жанр пьесы "Ревизор"
мелодрама водевиль
драма комедия
А3.
Пьеса "Ревизор"
является первым литературным опытом Н.В.Гоголя
входит в состав сборника "Миргород"
представляет собой одно из зрелых гоголевских творений
завершает творчество писателя
А4.
События, связанные с приездом мнимого ревизора происходят в
маленьком уездном городе
столице России - Петербурге
крупном губернском центре
в имении городничего
А5.
Сюжет, положенный в основу пьесы, был подсказан Н.В.Гоголю
И.С.Тургеневым И.А.Крыловым А.С.Пушкиным В.А.Жуковским
А6.
Развитие событий в пьесе "Ревизор", где не герой управляет действием, а действие - героем, определяется
правилом трех единств
романтическим двоемирием
"подводным течением"
"миражной интригой"
А7.
Произведением Н.В.Гоголя, в котором, как и в "Ревизоре", нарисована картина чиновничье-бюрократического правления крепостнической России 1830-х годов, является
"Мертвые души"
"Тарас Бульба"
"Пропавшая грамота"
"Ночь перед рождеством"
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания А8 - А14
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно -
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что - мой,
Как госпиталь или казарма.
Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной - непременно -
В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведем без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!)
Где унижаться - мне едино.
Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично - на каком
Непонимаемой быть встречным!
(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен...)
Двадцатого столетья - он,
А я - до всякого столетья!
Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все - равны, мне все - равно,
И, может быть, всего равнее -
Роднее бывшее - всего.
Все признаки с меня, все меты,
все даты - как рукой сняло:
Душа, родившаяся - где-то.
Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей - поперек!
Родимого пятна не сыщет!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все - равно, и все - едино.
Но если на дороге - куст
Встает, особенно - рябина...
(М.И.Цветаева)
А8.
Данное стихотворение М.И.Цветаевой является
первым стихотворением поэта
одним из ранних произведений
произведением 1930-х годов
последним стихотворением поэта
А9.
В своем творчестве М.И.Цветаева выступала как
младосимволист акмеист
поэт вне течений футурист
А10.
Кто из современных поэтов выступил критиком и интерпретатором поэзии М.И.Цветаевой
Н.Рубцов Н.Бродский Н.Заболоцкий А.Вознесенский
А11.
Какой пафос определяет звучание данного стихотворения и цветаевской поэтики в целом?
героический идиллический сатирический трагический
А12.
Кто из перчисленных поэтов являлся творческим оппонентом М.И.Цветаевой, разделившим с ней зоны "поэтического влияния" - Москву и Петербург?
А.А.Ахматова С.А. Есенин В.В.Маяковский З.Н.Гиппиус
А13.
Стихотворение М.И.Цветаевой "Тоска по родине! Давно..." созвучно такому стихотворению поэта, как
"Моим стихам, написанным так рано..."
"Рассвет на рельсах"
"Кто создан из камня, кто создан из глины..."
"Роландов Рог"
А14.
К какой из жанрово-тематический разновидностей лирики относится приведенное выше стихотворение М.И.Цветаевой "Тоска по родине! Давно..."
пейзажная политическая
вольнолюбивая ностальгическая
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1 - А7
Квартальные отворяют обе половинки дверей. Входит Хлестаков: за ним городничий, далее попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ, Добчинский и Бобчинский с пластырем на носу. Городничий указывает квартальным на полу бумажку - они бегут и снимают ее, толкая друг друга впопыхах.
Хлестаков. Хорошие заведения. Мне нравится, что у вас показывают проезжающим все в городе. В других городах мне ничего не показывали.
Городничий. В других городах, осмелюсь вам доложить, градоправители и чиновники больше заботятся о своей, то есть, пользе. А здесь, можно сказать, нет другого помышления, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства.
Хлестаков. Завтрак был очень хорош; я совсем объелся. Что у вас каждый день бывает такой?
Городничий. Нарочно для приятного гостя.
Хлестаков. Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Как называлась эта рыба?
Артемий Филиппович (подбегая). Лабардан-с.
Хлестаков. Очень вкусная. Где это мы завтракали? в больнице, что ли?
Артемий Филиппович. Так точно-с, в богоугодном заведениии.
Хлестаков. Помню, помню, там стояли кровати. А больные выздоровели? Там их, кажется, немного.
Артемий Филиппович. Человек десять осталось, не больше; а прочие все выздоровели. Это иж так устроено, такой порядок. С тех пор, как я принял начальство, - все как мухи выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком.
Городничий.Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломна обязанность градоначальника! Столько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки... словом, наиумнейший человек пришел бы в затруднение, но, благодарение Богу, все идет благополучно. Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но верите ли, что, даже когда ложишься спать, все думаешь: "Господи Боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно?.." Наградит ли оно или нет - конечно, в его воле; по крайней мере, я буду спокоен в сердце. Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало... то чего ж мне больше? Ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но пред добродетелью все прах и суета.
Артемий Филиппович. (в сторону) Эка, бездельник, как расписывает! Дал же Бог такой дар!
Н.В.Гоголь."Ревизор"
В1.
Развитие действия происходит благодаря чередованию высказываний действующих луц. Как называется такое построение художественной речи?
диалог
В2.
Как называется такая часть акта (действия) драматического произведения, в которой состав действующих лиц остается неизменным?
явление
В3.
Укажите термин, который обозначает краткие авторские замечания в драматическом произведении (например, "подбегая", "в сторону")
ремарки
В4.
Хлестаков, стараясь говорить красиво, использует образное выражение "цветы удовольствия". Как в литературоведении называется такое средство художественного иносказания?
метафора
В5.
Речь Осипа содержит эмоционально окрашенную лексику, носит оценочный характер ("объелся", "бездельник"). Как называется такой стиль речи?
разговорный
В6.
Выпишите сравнение из речи Артемия Филипповича, рассказывающего о состоянии богоугодных заведений.
как мухи выздоравливают
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В7 - В12
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно -
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что - мой,
Как госпиталь или казарма.
Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной - непременно -
В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведем без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!)
Где унижаться - мне едино.
Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично - на каком
Непонимаемой быть встречным!
(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен...)
Двадцатого столетья - он,
А я - до всякого столетья!
Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все - равны, мне все - равно,
И, может быть, всего равнее -
Роднее бывшее - всего.
Все признаки с меня, все меты,
все даты - как рукой сняло:
Душа, родившаяся - где-то.
Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей - поперек!
Родимого пятна не сыщет!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все - равно, и все - едино.
Но если на дороге - куст
Встает, особенно - рябина...
(М.И.Цветаева)
В7.
Назовите художественный прием, использованный в строках "Остолбеневши, как бревно, оставшееся от аллеи", при котором одно явление проясняется путем соотнесения его с другим явлением.
сравнение
В8.
Выпишите из последней строфы эпитеты, с помощью которых передано состояние души лирической героини.
чужд, пуст
В9.
Укажите термин, которым в поэзии обозначают созвучие в конце стихотворных строк.
рифма
В10.
В словосочетаниях "язык родной", "призыв млечный" определяемое слово стоит перед определением, что способствует выделению образа, усилению его эмоционального воздействия. Какой прием используется в этих случаях?
инверсия
В11.
Как называются новые слова, созданные писателем и служащие выразительным средством в определенном контексте, но не вливающиеся, как правило, в общелитературную лексику: "глотатель", "доилец"?
неологизмы
В12.
Определите размер стихотворения М.И.Цветаевой "Тоска по родине! Давно..."
ямб
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1 - А7
Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся немного, словно робел. Аркадий остановил его.
- Папаша, - сказал он, - позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что согласился погостить у нас.
Николай Петрович быстро обернулся и , подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.
- Душевно рад, - начал он, - и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь...позвольте узнать ваше имя и отчество?
- Евгений Васильев, - отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, быльшими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.
- Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, - продолжал Николай Петрович.
Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.
- Так как же, Аркадий, - заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, - сейчас закладывать лощадей, что ли? Или вы отдохнуть хотите?
- Дома отдохнем, папаша; вели закладывать.
- Сейчас, сейчас, - подхватил отец. - Эй, Петр, слышишь? Распорядись, братец, поживее.
Петр, который в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича, а только издали поклонился ему, снова скрылся под воротами.
(И.С.Тургенев "Отцы и дети")
А1.
Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети" является ярким образцом литературы
романтической реалистической
классицистической модернистской
А2.
Произведение И.С.Тургенева "Отцы и дети" , из которого взят фрагмент, является
сатирическим рассказом социально-филосовским романом
бытовым очерком филосовской притчей
А3.
Действие "Отцов и детей" разворачивается
накануне реформы 1861 года
в период военной кампании 1812 года
после реформы 1861 года
на рубеже XIX - XX веков
А4.
Основные события, связанные с противостоянием "отцов" и "детей", происходят
в имении Одинцовой в Петербурге
в имении Кирсановых в губернском городе ***
А5.
Говоря о том, что роман "Отцы и дети" "направлен против дворянства как передового класса", Тургенев подчеркнул
революционность своих взглядов
консерватизм своих убеждений
стремление к объективной оценке современности
отстраненность от поблематики эпохи
А6.
Одним из значительных художественных открытий Тургенева-прозаика стал принцип
сатирического преувеличения
тайного психологизма
прямого обличения порока
бессюжетности повествования
А7.
Роман "Отцы и дети" автор посвятил памяти
Н.А.Добролюбова Д.И.Писарева А.И.Герцена В.Г.Белинского
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания А8-А14
Февраль. Достать чернил и плакать,
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез Благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
(Б.Л.Пастернак)
А8.
Стихотворение Б.Л.Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать..." является
одним из ранних стихотворений поэта
произведением зрелого творчества
поздним произведением художника
первым опубликованным стихотворением поэта
А9.
Стихотворение Б.Л.Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать..." создано в период увлечения автора
символизмом акмеизмом
футуризмом имажинизмом
А10.
Какая формула Б.Л.Пастернака стала для критиков своеобразной эмблемой его творчества?
"свеча горела на столе, свеча горела"
"вечности заложник, у времени в плену"
"на меня наставлен сумрак ночи"