[показать]
Если разбудит тебя Ангел,
то встань, помолись; а если
вновь уснешь, то знай, что враги
похитили посеянное Ангелом.
***
Если скуки ради выходишь из дома,
то к тебе приступают бесы; если же
останешься дома, то беседуют с тобою
Ангелы.
***
|
|
|
Если тебя за день никто не оскорбил, значит ты не приобрел ни одного доброго дела, – о сем должно скорбеть, но унынию предаваться не нужно; для Господа достаточно того, что ты о том думаешь.
***
Самая первая добродетель – никого не обижать.
***
Человек без скорбей не наследует Царствия Небесного, для того Господь и дает скорби, чтобы взыскали Бога.
***
Тайная молитва за человека укрощает в нем гнев, удаляет от него дерзость, отклоняет от него леность, рождает в нем умиление, всякий Божий страх, дает долготерпение, смирение, мудрость, правильное понимание скорбей и даже размышление о смерти.
***
Тот, кто оставит все житейское попечение и печется только о спасении души, и есть друг Бога.***
Кто переносит напрасную обиду, в том есть Дух Святый.
***
Кто уходит от своего священника к другому духовнику с целью скрыть свои большие грехи и исповедовать их на стороне, тот оскорбляет Спасителя, и в будущей жизни эти грехи будут написаны перед нашими глазами
***
Не радуйтесь падению брата, за эту радость Господь будет нас предавать суду.
***
Кто будет заботиться о больных и бедных, тот избавится от мучительной смерти, а кто их ненавидит, тот будет изгнан от Христа.
***
В душе смиренной упокоивается Господь
.***
Искренний друг узнается в нужде нашей.
***
Все грехи мерзки пред Богом, но нет более мерзкого, чем гордость сердца.
***
Никогда нельзя отчаиваться, даже в больших грехах: святой Давид псалмопевец впал в блуд, но покаялся, – и Господь восстановил его в достоинстве пророка; святая Мария Египетская раскаялась в блудной жизни и ходила по реке, как посуху, а когда молилась, то поднималась на воздух Духом Святым.
***
Доброй или недоброй смертью помер человек, но суд ему будет по делам его.
***
Нельзя на Пасху приготовлять много яств: сим мы прогневляем Бога и себя приготовляем на заколение, как свинью, – ибо за это и в будущей жизни будем питаться сей испорченной пищей из нашего чрева.
***
Нельзя есть до сытого желудка; когда едите, всегда оставляйте место для Духа Святаго.
***
Огонь погасить огнем нельзя, так во время брани – надо молчать.
***
Тот, кто надевает на себя не свои одежды, например, одежду священника, или женщина наденет одежду мужчины, тот есть идолослужитель
.***
Господь не услышит молитв тех, кто не хочет прощать ближних.
***
Троебрачное супружество после сорока лет, особенно если есть дети, вменяется в грех.
***
Если монах не вычитывает первого, третьего, шестого и девятого часов, когда есть время их вычитывать, сей монах недостойный и считается мертвым.
***
Если ты при смерти отца или старшего не послушаешь его в какой-либо благочестивой вещи, а раздражаешь его и он со злобою умрет, то проклят ты будешь.
***
Кто своих детей неравно любит и неравно разделяет между ними имение, – возбуждает в своих детях вражду и зависть, и есть человеконенавистник; такового должно отлучать от причастия Божественных Тайн, а если не исправится, то отлучать и от Церкви.
***
Связанный действием вина без труда падает в пропасть греховную и в одно мгновение погубляет плоды долгого подвига, потому что Дух Святый отступает от оскверненного грехом.
***
Навык внимать себе предохраняет от рассеянности среди окружающего со всех сторон шумящего развлечения, ибо внимательный пребывает в уединении сам с собою везде, даже и посреди многолюдства.
***
Если тебе скучно бывает, то оттого, что Бога не любишь.
***
Если от худого дела получаешь прибыль, считай ее залогом несчастья, ибо чем кто согрешает, тем, по большей части, и наказывается.
***
« Молитва памятозлобных – посевы на камне», – говорит преподобный Исаак Сирин.
Не имей таких друзей, для которых дружба значит сытый стол.
***
Истинную любовь имеет тот, душа которого и врага любит ради Бога.
***
Люби грешников, но дела их – ненавидь.
***
Не имей ненависти ни к кому из человеков – и Бог возлюбит тебя.
***
Без дел милосердия и великий мученик не может угодить Богу.
***
Без милостыни и молитва безплодна.
***
Многие дают Петру, что взяли у Павла, воображая, что они творят милостыню. Прежде отстань от хищения, а потом подавай милостыню.
***
Человек тот, кто держится единственно Божиих уставов и Божия слова во всякое время, на всяком месте, во всяком деле.
***
Не трудись над разбором, кто прав и кто виноват, — ты или ближний твой; постарайся обвинить себя и сохранить мир с ближним при посредстве смирения.
***
Если имеешь много знаний, то и живи святее, потому что Судия будет строже судить тебя.
***
Как семена имеют нужду в дожде, так и мы в слезах.
***
Пришло благополучие – благодари Бога, и благополучие твердо будет. Пришли несчастия – благодари Бога, и несчастия прекратятся.
***
Боящийся Бога сильнее, чем все демоны. Но ты скажешь: «Едва я успею приступить к молитве, как разум мой теряется и воображение начинает заблуждать. Я прогоняю одну развлекающую меня мысль, – на ее место рождается тысяча других. Я оканчиваю молитву, и не помню даже о том, читал ли я оную. В таком будучи состоянии, можно ли не думать, что молитвы мои, вместо воздаяния благодарения Богу, оскорбляют Его? Вместо того, что должно им быть моими ходатаями у Него, они только умножают собою число грехов моих». Такое ли почитание, такое ли благоговение оказывали святые, моляся: «Господи, коль мало знают Тебя человеки! Коль наипаче не знают они благости Твоея к ним». Сими-то словами и с таким-то чувствованием один благочестивый муж оканчивал долговременные свои размышления. Ты понимаешь, ты согласен, что он делал сие благоразумно. Для чего ты не мыслишь так же, как он? Какое понятие начертываешь в себе о Боге, когда думаешь, что Он требует от тебя того внимания, которое от тебя не зависит? Не признавать в Боге благости есть то же, что не чтить Бога. Какую же благость признаешь ты в Нем, если думаешь, что Он накажет тебя и за те развлечения, коих ты не мог избегнуть?.
***
Когда хочется молиться, оставь всякое дело, всякое попечение, всякую мысль, которая могла бы тебя развлекать. Убеди себя совершенно... что Тот, к Которому ты приступаешь с молением, невидимо при оном присутствует. Изжени из сердца твоего все то, что могло бы тебя отвратить от оного; если же и за тем воспоследует с тобою какое-либо развлечение, старайся без всякого наружного знака возвратить разум твой к молитве. С такими предосторожностями, ежели ты не углубишься в молитвы свои, не будешь знать даже и того, прочитал ли ты их; продолжай сии молитвы спокойно, никогда не возвращайся вспять. Когда кончишь оные, совершенно в тех же развлечениях, считай сии молитвы за прочтенные как должно и наипаче не старайся повторять из них ни слова.
***
« Господи, всякая благодать от Тебя происходит, и так научи меня Сам молитися Тебе; просвети ослепленный ум, согрей хладное сердце, даждь ми хотение молитися Тебе!» Когда будешь просить об оном, ты получишь желаемое; а когда сие одно благо дастся тебе, ты с оным все уже приобретешь.
***
Если бы я мог проникнуть сквозь завесу веры, я узрел бы Его здесь так же верно, как бы я Его видел. Ах! Коль легко и приятно на душе, исполненной сей живой веры, повергнуться тогда пред Божественным Судией и сказать Ему со излиянием сердца: «Господи, когда придешь судити нас, не осуди меня!» Итак, если ты на каждый день будешь возносить к Нему такую молитву, может ли не услышать ее Тот, Который приемлет всякого грешника кающегося? Сверх сего, какой источник утешения откроется тебе в то время, когда наступит последний твой час предстать на суд Его и внутренно засвидетельствовать сие пред своею совестию: в десять, в двадцать, в сорок лет жизни моей не пропускал я одного дня, в который бы не молил я Судии моего о помиловании меня.
***
Когда говорит кто непрестанно с другими, тот не имеет времени говорить с самим собою, да и к чему способен в рассуждении спасения своего, и даже в делах временных, такой человек, который никогда не беседует с умом своим?.
***
Обращай свои мысли попеременно к каждому Лицу Пресвятой Троицы: поклоняйся и благодари Отца, создавшего тебя; поклоняйся и благодари Сына, искупившего тебя; поклоняйся и призывай Святаго Духа, освятившего тебя; потом обратись к Сим трем Лицам Божества, смири себя пред твоим Богом, принеси, посвяти себя Ему в жертву. Как можно христианскому сердцу быть безгласну пред своим Господом?.
***
Нечувствительность, безотрадность духовная, неприятности и всякие внутренние горести могут равно произойти или от попущения Божия, или от наваждения диавольского, или родиться от самого тебя. Из какого бы источника не происходили оные, сноси их терпеливо, употребляй их в свою пользу, а наипаче не ослабевай и не приходи в уныние.
***
Особливо лучше дать исторгнуть у себя око, нежели позволить себе чтение негодной книги. Неблагопристойный писатель столько же убивает душ, сколько есть читателей оной; ему и назначены за то глубочайшие темницы преисподней.
***
Бодрствуй и ополчись всей возможной твердостью не убавлять ни под каким предлогом ни одной минуты из времени, которое привык посвящать молению; и никакими извинениями не допускай себя, исключая запрещение умного духовника, до весьма редкого причащения.
***
Божий святые, непрестанно рассматривая себя, находили все новые и новые недостатки и, находя их, более погружались в покаяние, которое очищало и усовершало их для неба. Напротив, лютая рассеянность и многопопечительность непременно соединены с глубоким неведением себя, а такое неведение всегда очень довольно, гордо собою. Как говорит блаженный Феофилакт, многие обольщают себя суетным упованием, думают, что получат Царство Небесное, и присоединяют себя к лику возлежащих на высоте добродетелей, и высоко мечтают о себе в сердце своем. Много званых, потому что Бог призывает многих, паче же всех; но мало избранных, мало спасаемых, мало достойных избрания Божия. Призвание – дело Божие, а избрание и неизбрание зависит от нас.
***
Знай: сердце – гроб. Там погребены и содержатся в не проницаемой тьме твой ум и твои помышления. Господь приходит к душам, во аде вопиющим к Нему, то есть в глубину сердца, и там повелевает смерти отпустить заключенные души, молящие Его.
***
Береги слух свой от мирских рассказов, чтобы не замарать души брызгами грязи.
***
Спрошенная – отвечай смиренно, не спрошенная – храни молчание.
***
Помни, что во всяком деле за тобой надзирает Бог, смотрит на тебя и лик святых Ангелов, и толпы бесов. Много борения у Ангелов за твою душу, много козней у бесов против нее. Итак, будь внимательна: не опечаль Ангелов, не обрадуй бесов.
***
Особенно в полночь необходимо вставать на молитву. Положи двадцать поклонов с молитвою Иисусовой или «Богородице Дево, радуйся...» и спать ложись с миром на свою постель. Если тело ленится, скажи ему: «Что ты хочешь, здесь – покоя, а там – муки?». Понудь себя преодолевать леность.
***
Возлюбив уединение, будем избегать связи с людьми безполезными.
***
Имеющие хотя один талант, поделитесь опытом своих выписок с братьями по духу о Христе Иисусе, приумножьте данный талант во имя любви ради Бога, ради собственного спасения и спасения ближних, – и вы получите похвалу верного и доброго раба, который внидет в радость Господа своего и будет с Ним блаженствовать во веки веков.
***
Человек все приписывает себе и отвергает Божий Промысл. Это ведение порождает страх за тело, малодушие, печаль, боязнь людей, разбойников, зверей, болезни, смерти.
***
Знай, что даже дела телесные много полезнее стихословия, совершаемого с парением ума.
***
Больному священнослужителю можно причащаться запасными Святыми Дарами каждый день.***
Важен не сам образ погребения, а то, с каким духовным настроением отошел из сей жизни усопший.
***
Блаженный Иероним просил богачей своего времени не тратить богатства на погребальные одежды и не оставлять древнего и священного обычая облекать умерших в простые белые одежды.
***
Во избежание греха осуждения повторяй в своем сердце: «Все духом горят, только я, дурень, позволяю себе рассеиваться и быть хладным».
***
Известно среди пророчеств преподобного Серафима одно, скрываемое до недавнего времени, чтобы не было соблазна, – предсказание о падении архиерейского чина, об оскудении ревности в нем о славе Божией.
***
Господь даровал на диавола Крест Свой Честный, а на сети его – святые книги, чрез которые получим жизнь вечную и со святыми веселие (свт. Иоанн Златоуст).
Если кто, придя в церковь, стоит со страхом, и с умилением поклонение совершает к образу Божию, тот получит прощение грехов и милость Божию; а если без страха, то такой отходит, получив больший грех (свт. Иоанн Златоуст).
«Удивителен Крест, – вот стоит только положить его на лоб и подержать несколько времени, чтобы голова посвежела и Господь мысли новые послал», – говорил нам старец Герасим.
***
Надобно устами творить молитву по четкам, например, хоть сотню раз наедине в келье, так чтобы и мысль наша внимательно прислушивалась к словам молитвы, через что будет впечатлеваться молитва в памяти. Надо тогда беречься от всякого помысла и мечтания, если же без помысла не возможешь исполнить сотни, то опять начни и постарайся исполнить ее без помыслов. Это наша азбука.
***
Кто понуждает себя ходить в храм Божий, того Господь сподобляет особенной милости Своей.
***
Если не можешь стоять всю службу, – сиди, но не уходи из церкви; и если не в силах держать поста, – поешь, и поневоле смиришься, и не будешь осуждать других (прп. Амвросий Оптинский).
Лень и немощь так тесно сплетаются в человеке, что очень бывает трудно разобрать, где кончается лень и начинается немощь, и что очень легко принять первую за вторую (прп. Амвросий Оптинский).
Пить или не пить чай до обедни в праздники? В этом случае всякому можно смотреть на указание своей совести и на свою немощь телесную. И чтобы помирить совесть с немощью, хорошо бывать у ранней обедни и, напившись чаю, можно отправиться и к поздней обедне, смотря по обстоятельствам (прп. Амвросий Оптинский).
Должно священнику о людях промышлять: первое – молитву творить всей душой за людей, также от смерти заступать и в напастях душу свою полагать за стадо Христово. И опять: должно скорбящих утешать от печали и гнева не держать. Если же иерей гнев держит, то по вся дни согрешает. Если не примирится с ближним, не отженит злобу свою, – да не приступит к алтарю.
***
Вставай в полночь и воспевай Господа Бога твоего. Встав, сначала прочти следующий стих: «Полуночи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея...»; потом помолись и начни читать пятидесятый псалом до конца.
***
Верный признак блаженства – в великих скорбях веселиться и среди окружающих отовсюду возносить к небу радостное сердце, хотя бы по ланитам лились обильные слезы. ***
Признаю священным долгом своим сообщить вам мудрый совет, который я слышал от опытных, достойных уважения старцев. Они говорили и мирянам, и монахам, искренне искавшим спасения, что в наше время, в которое так умножились соблазны, должно особенно внимать себе, не обращая внимания на жительства и дела ближних и не осуждая соблазняющихся, потому что тлетворное действие соблазна удобно переходит от увлеченных соблазном на осуждающего их. Старцы советовали мирянам руководствоваться в жизни Евангелием и теми святыми отцами, которые написали наставления вообще для христиан, как сделал то святитель Тихон Задонский. Монахам они советовали руководствоваться Евангелием и святыми отцами, составившими сочинения свои собственно для монахов.
***
Молитвенное правило свое домашнее (кроме установленного Церковью) определи сама, сообразуйся со временем; в этом самочиния не будет, только много набирать не советую, чтобы не быть рабом правилу, и во избежание торопливости.
***
За труд в Иисусовой молитве Господь дарует зрительную молитву при смерти или по смерти, при прохождении мытарств. «С нею же аки пламень огненный переходят воздушныя мытоимцы», – рече святой Исихий.
И в невинном развлечении, и в шутке христианин должен наблюдать благопристойность и целомудрие, оберегать чистоту душевную в себе и в других, не переходить границ, положенных законом нравственным и здравой рассудительностью.
***
Прямо спросонку бывает быстрый наплыв помышлений, и дел, и сочувствий. Надо это уничтожить и приобрести навык первомыслие свое Богу посвящать. Это производится Богомыслием... Именно, по Символу веры надо пройти все святые истины... до Суда всеобщего и решения участи всех.
***
Надо соблюдать ум от многоведения и любопытства, ибо они рассеивают ум. «Да будет тебе горьким вкушением слышание мирских вестей, – говорит святитель Василий Великий, – и сотами меда сказание мужей преподобных». Всякое расследование и разузнание (о земном) есть порождение и пища самолюбия и гордости: это узы и сети диавола, который покушается победить любопытствами.
***
Молчание... есть подвиг. Ибо когда (человек) молчит, то враг тотчас говорит другим: «Смотри, какой гордец, даже говорить с тобой не хочет». А это вовсе не так. Отсюда скорби. Поэтому, кто решается на этот подвиг, тот должен приготовиться к скорби.
***
Ты скорбишь, что за тобою подглядывают, подслушивают; если у тебя совесть чиста, то тебе не о чем безпокоиться, – будь осторожен и меньше говори (прп. Серафим Саровский).
Лучше всего положить поклоны прежде чтения вечерних молитв, то есть поклонами начинать правило.***
Псалмопение – отнюдь не пение по гласам или нотам, но крайне неспешное чтение, протяжностью своею подходящее к пению.
***
Возникнет в тебе внезапно блудная страсть – не смутись этим. Точно так же, если возникнут гнев, памятозлобие, корыстолюбие, печаль, – не смутись этим. Этому должно быть, но лишь явится какая страсть, – нисколько не медли, посекай ее.
***
Злословие – это сказать о ком-либо, что такой-то солгал или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное. Сказав так, – впал в злоречие, то есть пристрастное рассуждение о согрешении брата.
***
Осудить – это сказать, что такой-то – лжец, гневлив, блудник. Выразившийся так осудил самое расположение души, произнес приговор на всю жизнь, сказал о всем человеке: он таков-то. Это тяжко.
***
Окрадывается и уничтожается молитва, когда во время совершения ее ум не внимает словам молитвы, но занят пустыми помыслами и мечтаниями.
***
Оскверняется молитва, когда во время ее ум, отвлекшись от молитвы, обратит внимание к греховным помыслам и мечтаниям, представленным врагом. Когда явится тебе помысел и мечтание греховное, нисколько не обращай внимания на них... и умоляй Бога о прогнании от тебя убийц твоих.
***
Все противоположное воле Господней есть соблазн.
***
Откладывать Крещение внушает диавол.
***
Без вины виноватый богобоязненный человек со всех сторон осыпается укорами, напраслинами, обидами, оскорблениями. Не может этого он не видеть, и хоть благодушно терпит, но перед Богом праведно свидетельствует, что умножилась на него и все более и более умножается неправда людская.
***
Лишения и напраслины – очистительный путь.
***
Когда кто подвергается напраслинам от людей, это значит, что он возводится на высшую степень совершенства.
***
Монахиня, не приступившая к Святому Причащению течение шести недель, уже не монахиня. (Кроме случаев, когда причаститься невозможно: гонение, заключение, и тому подобное.)
***
Когда впадешь в болезнь (чего да не будет!), всячески попекись о себе и не давай людям случая говорить: «Мол, эта болезнь случилась с ней от постничества», но прежде нежели кто успеет сказать тебе это, ты помысли о себе, чтобы скорее встать и опять начать держать обычный порядок жизни.
***
Когда тело сильно заболит, то отвращайся от хороших яств.
***
За оставление нами молитвенного правила Господь оставляет нашу душу.
***
Ошибками своими батюшка никогда не велел смущаться: «Они-то нас и смиряют», – добавлял он... Батюшка пояснял, что если бы разные немощи и ошибки не смиряли нас, то мы бы возомнили о себе очень высоко.
***
На том свете не будут спрашивать, почему да отчего, а спросят нас, почему и отчего мы не хотели терпеть и смиряться (прп. Амвросий Оптинский).
Когда человек не хочет смиряться, Господь скорбями, болезнями смиряет его.
***
Никто без искушений не может войти в Царство Небесное.
***
На вопрос ваш о колдовстве отвечаю, что на право живущих и волю Господню творящих враг не имеет силы подействовать; когда он уже целым легионом не смел сам войти в стадо свиное, а просил на сие позволение Господа нашего Иисуса Христа, изгнавшего из человека оный легион, то нет того, что причинит вред человеку, когда Господь не попустит или в наказание за грехи, или к испытанию веры.
***
Крестом мы, верующие, отличаемся от неверующих.
***
В нынешние времена не только жалеть, но надо радоваться, когда кто отходит юный, не зараженный нынешними вредными мнениями безверия, маловерия, своеверия (прп. Макарий Оптинский).
Многие пьяницы без времени отыдоша, имже суд зол будет.
***
Бог благоугождающих Ему никогда не оставит.
***
Справедливо осуждаются те, кто за ненужное почитают часто приносимое покаяние.
***
Всякий из нас себя на каждый день да испытывает, что пользы от нынешнего чтения слова Божия получил (свт. Иоанн Златоуст).
Совесть делают чистой труды подвижнические, как то: пост, бдение, терпение, великодушие.
***
Кто терпеливо переносит попускаемые на него невольные искушения, тот становится смиренномудрым, опытным и благонадежным.
***
Дело, свойственное уму, есть не терпеть в себе помысла, который тайно порицает ближнего.
***
Умерщвленный страстьми не внимает совету и совсем не терпит духовного вразумления.
***
Зла да не речеши глухому, ибо скорее следует ему сожалеть.
***
Книжник есть тот, кто трудом и прилежанием прочитывает Божественные Писания, а которые не прилежат книжному учению, те ни сами не имеют духовного разума, ни другим не могут принести пользы через советы и наставления о спасении. Если душа не будет напоена учением Христовым (через чтение или слышание), не может доброго плода принести. Итак, великое зло есть не знать Писания и так безсловесным жить, ибо от того происходит много зла. В таком леностном житии есть и душевная слепота, ибо как слепой неправо ходит, так и не читающий Божественных Писаний во многом претыкается. Поэтому не ленитесь, но читайте святые книги и иных поучайте, да сугубую награду приимите от Бога.
***
Не столько отец любит сына, сколько Господь кающуюся душу.
***
Начало спасения есть себя осудить.
***
Святой Нифонт пророчествовал о предстоятелях последних времен, что занимающие престолы священства во всем мире будут вовсе неискусны и не будут знать художества добродетели. Таковы же будут и предстоятели монашествующих, ибо все будут низложены чревоугодием и тщеславием и будут служить для людей более соблазном, чем примером; посему добродетель будет пренебрежена еще более; сребролюбие же будет царствовать тогда, и – горе монахам богатым.
***
И сказал мне Ангел святый: «При окончании мира монашеский чин попадет в погибель, потому что мало таких, которые возлюбили труд, смирение и болезнь» (из видения Григория, ученика преподобного Насилия Нового).
Если кто что покупает (или продает), то должен делать это без лжи и клятв.
***
Блажени чистии сердцем (Мф. 5; 8). Напротив, жалки имеющие нечистое сердце; для них оно – источник непрестанной скорби, источник опасений и страхов, потому что грехи и страсти как черви сосут сердце их. Хотя, по-видимому, они и веселятся, совесть обличает их, не давая им покоя, и тайное предчувствие Суда Божия страшит их.
***
Знай, что когда ты читаешь мирское, например, роман или какие еще книги, то вокруг тебя толпятся и скачут всякие нечистые животные, птицы и гады – образы злых духов: свиньи, собаки и индюки. А во время чтения тобою книг Божественных, духовного содержания, – вокруг тебя парят святые Ангелы и распространяют благоухание, молятся о тебе и помогают тебе уразуметь читаемое.
***
Многие из трезвенников сделались пьяницами через рюмочку вина для аппетита.
***
Мысли скорбные, в особенности, отгоняются благодарением Богу.
***
Не только падают в грех телом, но сердцем, и умом, и глазами.
***
Без крайней нужды по келье (по квартире) не ходи, да не впадешь в грех празднословия, клеветы и осуждения.
***
Из святых отцов каждый день прочитывай сколько-нибудь; много не надо читать; прочитав что-нибудь, жуйте то, пока дойдет до сердца, – и довольно.
***
Как же так: человек к человеку питает гнев, а у Господа Бога просит прощения?.
***
Гораздо лучше обличить, чем тайно сердиться.
***
Всячески избегай нарушать мир душевный.
***
Должно всегда просить Господа Бога, чтобы Он просветил очи телесные и душевные. Господь зовет нас непрестанно, чтобы мы к Нему обратились. Помни и говори всегда в молитве: «Господи, как мне умереть? Как мне, Господи, на Страшный Суд прийти? Как мне, Господи, ответы дать за мои дела? Царица Небесная, помозимне!» (прп. Серафим Саровский).
Труд навыкновения молитве считайте первым трудом, важнейшим всякого другого. Потому восприимите труд сей и, не жалея себя, трудитесь, пока молитва не станет неотступною.
***
Каждая христианская молитва должна оканчиваться так: «Обаче не якоже аз хощу, Господи, но якоже Ты», – то есть пусть будет во всем Твоя святая воля, радуй нас милостями или угнетай скорбями, только душу нашу очисти, только сделай ее угодною Тебе.
***
Ревнующий о духовной жизни никак не может сказать: то и то сделаю, и получу вот что. Бейся как рыба об лед, ища, а получишь, что Господу угодно будет дать и когда будет угодно.
***
В руки Господни надо положить себя, да творит в нас и с нами, что Его святой воле угодно, только бы спас. Эту грамотку напишите на сердце.
***
Помните всегда о Боге. Еще Антоний Великий положил: руки за делом, а ум – на небе да будет! Сам он так делал и других всех тому учил. Начинайте все с молитвою, продолжайте с упованием, кончайте благодарением. Всякое дело будет окутано Божеским одеянием... и не выбьет Бога из души... Затем, переходя от дела к делу, на переходе выгоняйте из души все житейское и будьте с Богом вниманием и чувством или повторяйте какой-либо из псалмов.
***
Об одном надо позаботиться, чтобы все, относящееся к житейским делам, меньше осуечивало. Полагаю, что возможно при всех хлопотах держать душу не суетящуюся.
***
От рассеянных мыслей советуется усерднее нудить себя, думать о смерти и об адских мучениях неповерхностно. Мысль о смерти, об аде, надо поддерживать в себе, останавливать ум свой на ней и вникать в глубину ее.
***
Где ссоры, сквернословие, скверные песни, – оттуда удаляться.
***
Чему сам с Божией помощью научишься, тому и иных при случае любовно учи, дабы семя Божия слова, посеянное, – росло и плод творило, достойный Небесного Царствия.
***
Полезно читать Псалтирь за здравие
.***
Слушайся святых книг – и спасешься.
***
Без нужды не говори.
***
Будьте слепы, немы и глухи ко всему мирскому.
***
Терпением неприятностей очищаются грехи.
***
Неосторожность в разговорах и душу, и тело губит.
* * *
Грусть прогоняет Псалтирь, чаще почитывайте. Когда возымеете к кому-нибудь невольное чувство неприязни, старайтесь победить это греховное чувство молитвой за него.
***
В обращении с людьми не должно показывать себя унылым.
***
Один храм не спасет нас, если сердце не очистим от страстей.
***
Усерднее и чаще молись Пресвятой Деве Богородице. Она – великая наша Помощница и Заступница у Престола Божия.
***
Понесем крест свой не скорбью, а радостью.
***
На ложе твоем и в ночное время всегда размышляй о Христе.
***
Проникайся покаянным настроением и без прочтения пятидесятого псалма не провожай дня.
***
Грех не оказывать помощи больным телесно, тем больший есть грех отказывать в духовной помощи.
***
В день причащения советую вам никуда не ходить, и проводить время уединенно в своей комнатке, в молитве и душеполезном чтении.
***
Чаще думайте о небесном, тогда все земное легко будете переносить.
***
Если желаешь спастись, то куда ни придешь, не упреждай говорить, пока тебя не спросят.
***
Беседа с людьми мирскими отлучает мысль от Бога, поэтому и не разговаривай с ними, а от разговариващих – уклоняйся. Возлюби более давать, нежели принимать.
***
Истинный человеколюбец тот, кто страдает при виде чужого горя, старается помочь.
***
Чем больше кто совершает добрых дел, тем большее число людей оскорбляет его, потому что восстают на него многие злые духи и неправедные люди.
***
Молитва о прощении греховных мыслей: «Владыко, прости мне, что я помыслил противное воле Твоей в ведении и не в ведении, ибо Твоя есть милость во веки».
***
Восстав от сна, говори самому себе: «Тело, работай; душа, трезвись», – чтобы наследовать Царство Небесное.
***
Если есть скорби, говори: «Господь промыслил о мне».
***
Бесы боятся алчбы и жажды, творения молитвы Иисусовой, истово изображенного крестного знамения, возможно частого достойного Причащения и несомненной надежды на Бога.
***
При разговорах употребляй самые приятные слова, чтобы кого не оскорбить; без нужды же не говори – от многословия происходит много зла.
***
Пост нам необходим, но при нем надобно избегать грехов, иначе он теряет значение.
***
Ты должна соблюдать три правила: быть слепой, то есть подобно слепому не смотреть на худые поступки других, чтобы не избрать худшего, соблазнившись; быть глухой, дабы не слышать, подобно глухому, пересудов, пустословия, злословия и осуждения; быть немой, когда ты слышишь оскорбления, когда наносят тебе обиды.
***
Лучше споткнуться ногой, нежели словом.
***
Смотри, что делает пост: он изгоняет демонов, прогоняет злые помыслы, просвещает ум, делает сердце чистым, освящает тело. Кто пребывает в посте, тот причисляется к лику Ангелов
.***
Если некоторые скажут тебе не поститься, чтобы не ослабеть, – не верь им и не слушай их, ибо таковых подсылает враг.
***
Не будь уныл, не попускай мечтать помыслу, ибо где мечтания, там близки страсти и бесы.
***
Размышляя о страданиях Иисуса Христа, отгоняешь бесов.
***
Самоосуждение сохраняет человека чистым от гнева.
***
Благодари Бога, что Он дает тебе случаи и возможность служить Ему в лице нищих, больных и различных несчастных людей, ибо, служа им, служишь Самому Христу
|
|
|
|
|