• Авторизация


Без заголовка 06-03-2012 19:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

 

[показать]














Если разбудит тебя Ангел, 
то встань, помолись; а если
вновь уснешь, то знай, что враги
похитили посеян­ное Ангелом.
***
Если скуки ради выходишь из дома,
то к тебе присту­пают бесы; если же 
останешься дома, то беседуют с тобою
Ангелы.
***
Если тебя за день никто не оскорбил, значит ты не приобрел ни одного доброго дела, – о сем должно скорбеть, но унынию предаваться не нужно; для Гос­пода достаточно того, что ты о том думаешь. 
***
Самая первая добродетель – никого не обижать.
***
Человек без скорбей не наследует Царствия Небес­ного, для того Господь и дает скорби, чтобы взыска­ли Бога.
***
Тайная молитва за человека укрощает в нем гнев, удаляет от него дерзость, отклоняет от него леность, рождает в нем умиление, всякий Божий страх, дает долготерпение, смирение, мудрость, правильное по­нимание скорбей и даже размышление о смерти.
***

Тот, кто оставит все житейское попечение и печется только о спасении души, и есть друг Бога.***
Кто переносит напрасную обиду, в том есть Дух Святый.
***
Кто уходит от своего священника к другому духовни­ку с целью скрыть свои большие грехи и исповедо­вать их на стороне, тот оскорбляет Спасителя, и в бу­дущей жизни эти грехи будут написаны перед наши­ми глазами
***
Не радуйтесь падению брата, за эту радость Господь будет нас предавать суду.
***
Кто будет заботиться о больных и бедных, тот изба­вится от мучительной смерти, а кто их ненавидит, тот будет изгнан от Христа.
***
В душе смиренной упокоивается Господь
.***
Искренний друг узнается в нужде нашей.
***
Все грехи мерзки пред Богом, но нет более мерзкого, чем гордость сердца.
***
Никогда нельзя отчаиваться, даже в больших грехах: святой Давид псалмопевец впал в блуд, но покаял­ся, – и Господь восстановил его в достоинстве про­рока; святая Мария Египетская раскаялась в блуд­ной жизни и ходила по реке, как посуху, а когда мо­лилась, то поднималась на воздух Духом Святым.
***
Доброй или недоброй смертью помер человек, но суд ему будет по делам его.
***
Нельзя на Пасху приготовлять много яств: сим мы прогневляем Бога и себя приготовляем на заколение, как свинью, – ибо за это и в будущей жизни будем питаться сей испорченной пищей из нашего чрева.
***
Нельзя есть до сытого желудка; когда едите, всегда оставляйте место для Духа Святаго.
***
Огонь погасить огнем нельзя, так во время брани – надо молчать.
***
Тот, кто надевает на себя не свои одежды, например, одежду священника, или женщина наденет одежду мужчины, тот есть идолослужитель
.***
Господь не услышит молитв тех, кто не хочет про­щать ближних.
***
Троебрачное супружество после сорока лет, особен­но если есть дети, вменяется в грех.
***
Если монах не вычитывает первого, третьего, шесто­го и девятого часов, когда есть время их вычитывать, сей монах недостойный и считается мертвым.
***
Если ты при смерти отца или старшего не послуша­ешь его в какой-либо благочестивой вещи, а раздра­жаешь его и он со злобою умрет, то проклят ты бу­дешь.
***
Кто своих детей неравно любит и неравно разделя­ет между ними имение, – возбуждает в своих детях вражду и зависть, и есть человеконенавистник; та­кового должно отлучать от причастия Божествен­ных Тайн, а если не исправится, то отлучать и от Церкви.
***
Связанный действием вина без труда падает в про­пасть греховную и в одно мгновение погубляет плоды долгого подвига, потому что Дух Святый отступа­ет от оскверненного грехом.
***
Навык внимать себе предохраняет от рассеянности среди окружающего со всех сторон шумящего развле­чения, ибо внимательный пребывает в уединении сам с собою везде, даже и посреди многолюдства.
***
Если тебе скучно бывает, то оттого, что Бога не лю­бишь.
***
Если от худого дела получаешь прибыль, считай ее залогом несчастья, ибо чем кто согрешает, тем, по большей части, и наказывается.
***
« Молитва памятозлобных – посевы на камне», – го­ворит преподобный Исаак Сирин.
Не имей таких друзей, для которых дружба значит сытый стол. 
***
Истинную любовь имеет тот, душа которого и врага любит ради Бога.
***
Люби грешников, но дела их – ненавидь.
***
Не имей ненависти ни к кому из человеков – и Бог возлюбит тебя. 
***
Без дел милосердия и великий мученик не может уго­дить Богу.
***
Без милостыни и молитва безплодна.
***
Многие дают Петру, что взяли у Павла, воображая, что они творят милостыню. Прежде отстань от хи­щения, а потом подавай милостыню.
***
Человек тот, кто держится единственно Божиих ус­тавов и Божия слова во всякое время, на всяком ме­сте, во всяком деле.
***
Не трудись над разбором, кто прав и кто виноват, — ты или ближний твой; постарайся обвинить себя и сохранить мир с ближним при посредстве сми­рения.
***
Если имеешь много знаний, то и живи святее, пото­му что Судия будет строже судить тебя.
***
Как семена имеют нужду в дожде, так и мы в сле­зах.
***
Пришло благополучие – благодари Бога, и благопо­лучие твердо будет. Пришли несчастия – благодари Бога, и несчастия прекратятся.
***
Боящийся Бога сильнее, чем все демоны. Но ты ска­жешь: «Едва я успею приступить к молитве, как ра­зум мой теряется и воображение начинает заблуж­дать. Я прогоняю одну развлекающую меня мысль, – на ее место рождается тысяча других. Я оканчиваю молитву, и не помню даже о том, читал ли я оную. В таком будучи состоянии, можно ли не думать, что молитвы мои, вместо воздаяния благодарения Богу, оскорбляют Его? Вместо того, что должно им быть моими ходатаями у Него, они только умножают со­бою число грехов моих». Такое ли почитание, такое ли благоговение оказывали святые, моляся: «Госпо­ди, коль мало знают Тебя человеки! Коль наипаче не знают они благости Твоея к ним». Сими-то словами и с таким-то чувствованием один благочестивый муж оканчивал долговременные свои размышления. Ты понимаешь, ты согласен, что он делал сие благора­зумно. Для чего ты не мыслишь так же, как он? Ка­кое понятие начертываешь в себе о Боге, когда дума­ешь, что Он требует от тебя того внимания, которое от тебя не зависит? Не признавать в Боге благости есть то же, что не чтить Бога. Какую же благость при­знаешь ты в Нем, если думаешь, что Он накажет тебя и за те развлечения, коих ты не мог избегнуть?.
***
Когда хочется молиться, оставь всякое дело, вся­кое попечение, всякую мысль, которая могла бы те­бя развлекать. Убеди себя совершенно... что Тот, к Которому ты приступаешь с молением, невидимо при оном присутствует. Изжени из сердца твоего все то, что могло бы тебя отвратить от оного; если же и за тем воспоследует с тобою какое-либо развлечение, старайся без всякого наружного знака возвратить ра­зум твой к молитве. С такими предосторожностями, ежели ты не углубишься в молитвы свои, не будешь знать даже и того, прочитал ли ты их; продолжай сии молитвы спокойно, никогда не возвращайся вспять. Когда кончишь оные, совершенно в тех же развлечениях, считай сии молитвы за прочтенные как должно и наипаче не старайся повторять из них ни слова.
***
« Господи, всякая благодать от Тебя происходит, и так научи меня Сам молитися Тебе; просвети ослеплен­ный ум, согрей хладное сердце, даждь ми хотение мо­литися Тебе!» Когда будешь просить об оном, ты по­лучишь желаемое; а когда сие одно благо дастся тебе, ты с оным все уже приобретешь. 
***
Если бы я мог проникнуть сквозь завесу веры, я уз­рел бы Его здесь так же верно, как бы я Его видел. Ах! Коль легко и приятно на душе, исполненной сей живой веры, повергнуться тогда пред Божественным Судией и сказать Ему со излиянием сердца: «Госпо­ди, когда придешь судити нас, не осуди меня!» Итак, если ты на каждый день будешь возносить к Нему такую молитву, может ли не услышать ее Тот, Кото­рый приемлет всякого грешника кающегося? Сверх сего, какой источник утешения откроется тебе в то время, когда наступит последний твой час предстать на суд Его и внутренно засвидетельствовать сие пред своею совестию: в десять, в двадцать, в сорок лет жиз­ни моей не пропускал я одного дня, в который бы не молил я Судии моего о помиловании меня.
***
Когда говорит кто непрестанно с другими, тот не име­ет времени говорить с самим собою, да и к чему спо­собен в рассуждении спасения своего, и даже в делах временных, такой человек, который никогда не бе­седует с умом своим?.
***
Обращай свои мысли попеременно к каждому Лицу Пресвятой Троицы: поклоняйся и благодари Отца, создавшего тебя; поклоняйся и благодари Сына, ис­купившего тебя; поклоняйся и призывай Святаго Духа, освятившего тебя; потом обратись к Сим трем Лицам Божества, смири себя пред твоим Богом, принеси, посвяти себя Ему в жертву. Как можно христианскому сердцу быть безгласну пред своим Господом?.
***
Нечувствительность, безотрадность духовная, неприят­ности и всякие внутренние горести могут равно прои­зойти или от попущения Божия, или от наваждения диавольского, или родиться от самого тебя. Из како­го бы источника не происходили оные, сноси их тер­пеливо, употребляй их в свою пользу, а наипаче не ослабевай и не приходи в уныние. 
***
Особливо лучше дать исторгнуть у себя око, нежели позволить себе чтение негодной книги. Неблагопри­стойный писатель столько же убивает душ, сколько есть читателей оной; ему и назначены за то глубочай­шие темницы преисподней.
***
Бодрствуй и ополчись всей возможной твердостью не убавлять ни под каким предлогом ни одной минуты из времени, которое привык посвящать молению; и никакими извинениями не допускай себя, исключая запрещение умного духовника, до весьма редкого причащения. 
***
Божий святые, непрестанно рассматривая себя, на­ходили все новые и новые недостатки и, находя их, более погружались в покаяние, которое очищало и усовершало их для неба. Напротив, лютая рассеян­ность и многопопечительность непременно соедине­ны с глубоким неведением себя, а такое неведение всегда очень довольно, гордо собою. Как говорит блаженный Феофилакт, многие обольщают себя суетным упованием, думают, что получат Царство Небесное, и присоединяют себя к лику возлежащих на высоте добродетелей, и высоко мечтают о себе в сердце своем. Много званых, потому что Бог призы­вает многих, паче же всех; но мало избранных, мало спасаемых, мало достойных избрания Божия. При­звание – дело Божие, а избрание и неизбрание за­висит от нас.
***
Знай: сердце – гроб. Там погребены и содержатся в не проницаемой тьме твой ум и твои помышления. Господь приходит к душам, во аде вопиющим к Нему, то есть в глубину сердца, и там повелевает смерти от­пустить заключенные души, молящие Его.
***
Береги слух свой от мирских рассказов, чтобы не за­марать души брызгами грязи.
***
Спрошенная – отвечай смиренно, не спрошенная – храни молчание.
***
Помни, что во всяком деле за тобой надзирает Бог, смотрит на тебя и лик святых Ангелов, и толпы бе­сов. Много борения у Ангелов за твою душу, много козней у бесов против нее. Итак, будь внимательна: не опечаль Ангелов, не обрадуй бесов.
***
Особенно в полночь необходимо вставать на молит­ву. Положи двадцать поклонов с молитвою Иисусо­вой или «Богородице Дево, радуйся...» и спать ложись с миром на свою постель. Если тело ленится, скажи ему: «Что ты хочешь, здесь – покоя, а там – муки?». Понудь себя преодолевать леность.
***
Возлюбив уединение, будем избегать связи с людьми безполезными.
***
Имеющие хотя один талант, поделитесь опытом сво­их выписок с братьями по духу о Христе Иисусе, при­умножьте данный талант во имя любви ради Бога, ради собственного спасения и спасения ближних, – и вы получите похвалу верного и доброго раба, кото­рый внидет в радость Господа своего и будет с Ним блаженствовать во веки веков.
***
Человек все приписывает себе и отвергает Божий Промысл. Это ведение порождает страх за тело, ма­лодушие, печаль, боязнь людей, разбойников, зверей, болезни, смерти.
***
Знай, что даже дела телесные много полезнее стихословия, совершаемого с парением ума.
***
Больному священнослужителю можно причащаться запасными Святыми Дарами каждый день.***
Важен не сам образ погребения, а то, с каким духов­ным настроением отошел из сей жизни усопший.
***
Блаженный Иероним просил богачей своего времени не тратить богатства на погребальные одежды и не оставлять древнего и священного обычая облекать умерших в простые белые одежды.
***
Во избежание греха осуждения повторяй в своем серд­це: «Все духом горят, только я, дурень, позволяю себе рассеиваться и быть хладным».
***
Известно среди пророчеств преподобного Серафи­ма одно, скрываемое до недавнего времени, чтобы не было соблазна, – предсказание о падении архи­ерейского чина, об оскудении ревности в нем о славе Божией.
***
Господь даровал на диавола Крест Свой Честный, а на сети его – святые книги, чрез которые получим жизнь вечную и со святыми веселие (свт. Иоанн Златоуст).
Если кто, придя в церковь, стоит со страхом, и с уми­лением поклонение совершает к образу Божию, тот получит прощение грехов и милость Божию; а если без страха, то такой отходит, получив больший грех (свт. Иоанн Златоуст).
«Удивителен Крест, – вот стоит только положить его на лоб и подержать несколько времени, чтобы голова посвежела и Господь мысли новые послал», – гово­рил нам старец Герасим.
***
Надобно устами творить молитву по четкам, напри­мер, хоть сотню раз наедине в келье, так чтобы и мысль наша внимательно прислушивалась к словам молитвы, через что будет впечатлеваться молитва в памяти. Надо тогда беречься от всякого помысла и мечтания, если же без помысла не возможешь испол­нить сотни, то опять начни и постарайся исполнить ее без помыслов. Это наша азбука.
***
Кто понуждает себя ходить в храм Божий, того Гос­подь сподобляет особенной милости Своей.
***
Если не можешь стоять всю службу, – сиди, но не уходи из церкви; и если не в силах держать поста, – поешь, и поневоле смиришься, и не будешь осуждать других (прп. Амвросий Оптинский).
Лень и немощь так тесно сплетаются в человеке, что очень бывает трудно разобрать, где кончается лень и начинается немощь, и что очень легко принять пер­вую за вторую (прп. Амвросий Оптинский).
Пить или не пить чай до обедни в праздники? В этом случае всякому можно смотреть на указание своей со­вести и на свою немощь телесную. И чтобы помирить совесть с немощью, хорошо бывать у ранней обедни и, напившись чаю, можно отправиться и к поздней обедне, смотря по обстоятельствам (прп. Амвросий Оптинский).
Должно священнику о людях промышлять: первое – молитву творить всей душой за людей, также от смер­ти заступать и в напастях душу свою полагать за ста­до Христово. И опять: должно скорбящих утешать от печали и гнева не держать. Если же иерей гнев дер­жит, то по вся дни согрешает. Если не примирится с ближним, не отженит злобу свою, – да не присту­пит к алтарю. 
***
Вставай в полночь и воспевай Господа Бога твоего. Встав, сначала прочти следующий стих: «Полуночи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея...»; потом помолись и начни читать пятидесятый псалом до конца.
***
Верный признак блаженства – в великих скорбях ве­селиться и среди окружающих отовсюду возносить к небу радостное сердце, хотя бы по ланитам лились обильные слезы. ***
Признаю священным долгом своим сообщить вам мудрый совет, который я слышал от опытных, дос­тойных уважения старцев. Они говорили и мирянам, и монахам, искренне искавшим спасения, что в наше время, в которое так умножились соблазны, должно особенно внимать себе, не обращая внимания на жи­тельства и дела ближних и не осуждая соблазня­ющихся, потому что тлетворное действие соблазна удобно переходит от увлеченных соблазном на осуж­дающего их. Старцы советовали мирянам руковод­ствоваться в жизни Евангелием и теми святыми от­цами, которые написали наставления вообще для христиан, как сделал то святитель Тихон Задонский. Монахам они советовали руководствоваться Еванге­лием и святыми отцами, составившими сочинения свои собственно для монахов.
***
Молитвенное правило свое домашнее (кроме установ­ленного Церковью) определи сама, сообразуйся со временем; в этом самочиния не будет, только много набирать не советую, чтобы не быть рабом правилу, и во избежание торопливости.
***
За труд в Иисусовой молитве Господь дарует зритель­ную молитву при смерти или по смерти, при прохож­дении мытарств. «С нею же аки пламень огненный переходят воздушныя мытоимцы», – рече святой Исихий.
И в невинном развлечении, и в шутке христианин должен наблюдать благопристойность и целомудрие, оберегать чистоту душевную в себе и в других, не переходить границ, положенных законом нравствен­ным и здравой рассудительностью.
***
Прямо спросонку бывает быстрый наплыв помышле­ний, и дел, и сочувствий. Надо это уничтожить и при­обрести навык первомыслие свое Богу посвящать. Это производится Богомыслием... Именно, по Символу веры надо пройти все святые истины... до Суда все­общего и решения участи всех. 
***
Надо соблюдать ум от многоведения и любопытства, ибо они рассеивают ум. «Да будет тебе горьким вку­шением слышание мирских вестей, – говорит святи­тель Василий Великий, – и сотами меда сказание мужей преподобных». Всякое расследование и разузнание (о земном) есть порождение и пища самолю­бия и гордости: это узы и сети диавола, который по­кушается победить любопытствами. 
***
Молчание... есть подвиг. Ибо когда (человек) мол­чит, то враг тотчас говорит другим: «Смотри, какой гордец, даже говорить с тобой не хочет». А это вовсе не так. Отсюда скорби. Поэтому, кто решается на этот подвиг, тот должен приготовиться к скорби. 
***
Ты скорбишь, что за тобою подглядывают, подслу­шивают; если у тебя совесть чиста, то тебе не о чем безпокоиться, – будь осторожен и меньше говори (прп. Серафим Саровский).
Лучше всего положить поклоны прежде чтения вечерних молитв, то есть поклонами начинать правило.***
Псалмопение – отнюдь не пение по гласам или но­там, но крайне неспешное чтение, протяжностью своею подходящее к пению.
***
Возникнет в тебе внезапно блудная страсть – не сму­тись этим. Точно так же, если возникнут гнев, памятозлобие, корыстолюбие, печаль, – не смутись этим. Этому должно быть, но лишь явится какая страсть, – нисколько не медли, посекай ее.
***
Злословие – это сказать о ком-либо, что такой-то солгал или разгневался, или впал в блуд, или сде­лал что-либо подобное. Сказав так, – впал в злоре­чие, то есть пристрастное рассуждение о согреше­нии брата.
***
Осудить – это сказать, что такой-то – лжец, гнев­лив, блудник. Выразившийся так осудил самое рас­положение души, произнес приговор на всю жизнь, сказал о всем человеке: он таков-то. Это тяжко.
***
Окрадывается и уничтожается молитва, когда во вре­мя совершения ее ум не внимает словам молитвы, но занят пустыми помыслами и мечтаниями.
***
Оскверняется молитва, когда во время ее ум, отвлек­шись от молитвы, обратит внимание к греховным по­мыслам и мечтаниям, представленным врагом. Ког­да явится тебе помысел и мечтание греховное, ни­сколько не обращай внимания на них... и умоляй Бога о прогнании от тебя убийц твоих.
***
Все противоположное воле Господней есть соблазн. 
***
Откладывать Крещение внушает диавол.
***
Без вины виноватый богобоязненный человек со всех сторон осыпается укорами, напраслинами, обидами, оскорблениями. Не может этого он не видеть, и хоть благодушно терпит, но перед Богом праведно свиде­тельствует, что умножилась на него и все более и бо­лее умножается неправда людская.
***
Лишения и напраслины – очистительный путь.
***
Когда кто подвергается напраслинам от людей, это значит, что он возводится на высшую степень совер­шенства. 
***
Монахиня, не приступившая к Святому Причащению течение шести недель, уже не монахиня. (Кроме случаев, когда причаститься невозможно: гонение, заключение, и тому подобное.) 
***
Когда впадешь в болезнь (чего да не будет!), всячес­ки попекись о себе и не давай людям случая говорить: «Мол, эта болезнь случилась с ней от постничества», но прежде нежели кто успеет сказать тебе это, ты по­мысли о себе, чтобы скорее встать и опять начать дер­жать обычный порядок жизни.
***
Когда тело сильно заболит, то отвращайся от хоро­ших яств.
***
За оставление нами молитвенного правила Господь оставляет нашу душу.
***
Ошибками своими батюшка никогда не велел сму­щаться: «Они-то нас и смиряют», – добавлял он... Ба­тюшка пояснял, что если бы разные немощи и ошиб­ки не смиряли нас, то мы бы возомнили о себе очень высоко.
***
На том свете не будут спрашивать, почему да отчего, а спросят нас, почему и отчего мы не хотели терпеть и смиряться (прп. Амвросий Оптинский).
Когда человек не хочет смиряться, Господь скорбями, болезнями смиряет его.
***
Никто без искушений не может войти в Царство Небесное.
***
На вопрос ваш о колдовстве отвечаю, что на пра­во живущих и волю Господню творящих враг не имеет силы подействовать; когда он уже целым легионом не смел сам войти в стадо свиное, а про­сил на сие позволение Господа нашего Иисуса Хри­ста, изгнавшего из человека оный легион, то нет того, что причинит вред человеку, когда Господь не попустит или в наказание за грехи, или к испы­танию веры.
***
Крестом мы, верующие, отличаемся от неверующих.
***
В нынешние времена не только жалеть, но надо ра­доваться, когда кто отходит юный, не зараженный нынешними вредными мнениями безверия, малове­рия, своеверия (прп. Макарий Оптинский).
Многие пьяницы без времени отыдоша, имже суд зол будет.
***
Бог благоугождающих Ему никогда не оставит.
***
Справедливо осуждаются те, кто за ненужное почи­тают часто приносимое покаяние.
***
Всякий из нас себя на каждый день да испытывает, что пользы от нынешнего чтения слова Божия полу­чил (свт. Иоанн Златоуст).
Совесть делают чистой труды подвижнические, как то: пост, бдение, терпение, великодушие.
***
Кто терпеливо переносит попускаемые на него невольные искушения, тот становится смиренно­мудрым, опытным и благонадежным.
***
Дело, свойственное уму, есть не терпеть в себе по­мысла, который тайно порицает ближнего.
***
Умерщвленный страстьми не внимает совету и совсем не терпит духовного вразумления.
***
Зла да не речеши глухому, ибо скорее следует ему со­жалеть.
***
Книжник есть тот, кто трудом и прилежанием про­читывает Божественные Писания, а которые не прилежат книжному учению, те ни сами не имеют ду­ховного разума, ни другим не могут принести пользы через советы и наставления о спасении. Если душа не будет напоена учением Христовым (через чтение или слышание), не может доброго плода принести. Итак, великое зло есть не знать Писания и так безсловесным жить, ибо от того происходит много зла. В таком леностном житии есть и душевная слепота, ибо как слепой неправо ходит, так и не читающий Божественных Писаний во многом претыкается. По­этому не ленитесь, но читайте святые книги и иных поучайте, да сугубую награду приимите от Бога.
***
Не столько отец любит сына, сколько Господь каю­щуюся душу.
***
Начало спасения есть себя осудить.
***
Святой Нифонт пророчествовал о предстоятелях последних времен, что занимающие престолы свя­щенства во всем мире будут вовсе неискусны и не будут знать художества добродетели. Таковы же бу­дут и предстоятели монашествующих, ибо все будут низложены чревоугодием и тщеславием и будут слу­жить для людей более соблазном, чем примером; по­сему добродетель будет пренебрежена еще более; сребролюбие же будет царствовать тогда, и – горе монахам богатым.
***
И сказал мне Ангел святый: «При окончании мира мо­нашеский чин попадет в погибель, потому что ма­ло таких, которые возлюбили труд, смирение и бо­лезнь» (из видения Григория, ученика преподобного Насилия Нового).
Если кто что покупает (или продает), то должен де­лать это без лжи и клятв.
***
Блажени чистии сердцем (Мф. 5; 8). Напротив, жалки имеющие нечистое сердце; для них оно – источник непрестанной скорби, источник опасений и страхов, потому что грехи и страсти как черви сосут сердце их. Хотя, по-видимому, они и веселятся, со­весть обличает их, не давая им покоя, и тайное пред­чувствие Суда Божия страшит их.
***
Знай, что когда ты читаешь мирское, например, ро­ман или какие еще книги, то вокруг тебя толпятся и скачут всякие нечистые животные, птицы и гады – образы злых духов: свиньи, собаки и индюки. А во время чтения тобою книг Божественных, духовного содержания, – вокруг тебя парят святые Ангелы и распространяют благоухание, молятся о тебе и по­могают тебе уразуметь читаемое.
***
Многие из трезвенников сделались пьяницами через рюмочку вина для аппетита.
***
Мысли скорбные, в особенности, отгоняются благо­дарением Богу.
***
Не только падают в грех телом, но сердцем, и умом, и глазами.
***
Без крайней нужды по келье (по квартире) не ходи, да не впадешь в грех празднословия, клеветы и осуж­дения.
***
Из святых отцов каждый день прочитывай сколько-нибудь; много не надо читать; прочитав что-нибудь, жуйте то, пока дойдет до сердца, – и довольно.
***
Как же так: человек к человеку питает гнев, а у Гос­пода Бога просит прощения?.
***
Гораздо лучше обличить, чем тайно сердиться.
***
Всячески избегай нарушать мир душевный.
***
Должно всегда просить Господа Бога, чтобы Он про­светил очи телесные и душевные. Господь зовет нас непрестанно, чтобы мы к Нему обратились. Помни и говори всегда в молитве: «Господи, как мне умереть? Как мне, Господи, на Страшный Суд прийти? Как мне, Господи, ответы дать за мои дела? Царица Небесная, помозимне!» (прп. Серафим Саровский).
Труд навыкновения молитве считайте первым тру­дом, важнейшим всякого другого. Потому восприимите труд сей и, не жалея себя, трудитесь, пока мо­литва не станет неотступною.
***
Каждая христианская молитва должна оканчивать­ся так: «Обаче не якоже аз хощу, Господи, но якоже Ты», – то есть пусть будет во всем Твоя святая воля, радуй нас милостями или угнетай скорбями, только душу нашу очисти, только сделай ее угодною Тебе.
***
Ревнующий о духовной жизни никак не может ска­зать: то и то сделаю, и получу вот что. Бейся как рыба об лед, ища, а получишь, что Господу угодно будет дать и когда будет угодно.
***
В руки Господни надо положить себя, да творит в нас и с нами, что Его святой воле угодно, только бы спас. Эту грамотку напишите на сердце.
***
Помните всегда о Боге. Еще Антоний Великий поло­жил: руки за делом, а ум – на небе да будет! Сам он так делал и других всех тому учил. Начинайте все с молитвою, продолжайте с упованием, кончайте бла­годарением. Всякое дело будет окутано Божеским одеянием... и не выбьет Бога из души... Затем, пере­ходя от дела к делу, на переходе выгоняйте из души все житейское и будьте с Богом вниманием и чувством или повторяйте какой-либо из псалмов.
***
Об одном надо позаботиться, чтобы все, относящее­ся к житейским делам, меньше осуечивало. Полагаю, что возможно при всех хлопотах держать душу не су­етящуюся.
***
От рассеянных мыслей советуется усерднее нудить себя, думать о смерти и об адских мучениях неповерх­ностно. Мысль о смерти, об аде, надо поддерживать в себе, останавливать ум свой на ней и вникать в глу­бину ее.
***
Где ссоры, сквернословие, скверные песни, – отту­да удаляться.
***
Чему сам с Божией помощью научишься, тому и иных при случае любовно учи, дабы семя Божия слова, по­сеянное, – росло и плод творило, достойный Небес­ного Царствия.
***
Полезно читать Псалтирь за здравие
.***
Слушайся святых книг – и спасешься.
***
Без нужды не говори.
***
Будьте слепы, немы и глухи ко всему мирскому.
***
Терпением неприятностей очищаются грехи. 
***
Неосторожность в разговорах и душу, и тело гу­бит.
* * *
Грусть прогоняет Псалтирь, чаще почитывайте. Когда возымеете к кому-нибудь невольное чувство не­приязни, старайтесь победить это греховное чувство молитвой за него.
***
В обращении с людьми не должно показывать себя унылым. 
***
Один храм не спасет нас, если сердце не очистим от страстей. 
***
Усерднее и чаще молись Пресвятой Деве Богороди­це. Она – великая наша Помощница и Заступница у Престола Божия. 
***
Понесем крест свой не скорбью, а радостью.
***
На ложе твоем и в ночное время всегда размышляй о Христе. 
***
Проникайся покаянным настроением и без прочте­ния пятидесятого псалма не провожай дня.
***
Грех не оказывать помощи больным телесно, тем боль­ший есть грех отказывать в духовной помощи.
***
В день причащения советую вам никуда не ходить, и проводить время уединенно в своей комнатке, в мо­литве и душеполезном чтении.
***
Чаще думайте о небесном, тогда все земное легко бу­дете переносить.
***
Если желаешь спастись, то куда ни придешь, не уп­реждай говорить, пока тебя не спросят.
***
Беседа с людьми мирскими отлучает мысль от Бога, поэтому и не разговаривай с ними, а от разговариващих – уклоняйся. Возлюби более давать, нежели при­нимать.
***
Истинный человеколюбец тот, кто страдает при виде чужого горя, старается помочь.
***
Чем больше кто совершает добрых дел, тем большее число людей оскорбляет его, потому что восстают на него многие злые духи и неправедные люди.
***
Молитва о прощении греховных мыслей: «Владыко, прости мне, что я помыслил противное воле Твоей в ведении и не в ведении, ибо Твоя есть милость во веки».
***
Восстав от сна, говори самому себе: «Тело, рабо­тай; душа, трезвись», – чтобы наследовать Царство Небесное. 
***
Если есть скорби, говори: «Господь промыслил о мне». 
***
Бесы боятся алчбы и жажды, творения молитвы Иисусовой, истово изображенного крестного знаме­ния, возможно частого достойного Причащения и несомненной надежды на Бога.
***
При разговорах употребляй самые приятные слова, чтобы кого не оскорбить; без нужды же не говори – от многословия происходит много зла. 
***
Пост нам необходим, но при нем надобно избегать грехов, иначе он теряет значение.
***
Ты должна соблюдать три правила: быть слепой, то есть подобно слепому не смотреть на худые поступки других, чтобы не избрать худшего, соблазнившись; быть глухой, дабы не слышать, подобно глухому, пе­ресудов, пустословия, злословия и осуждения; быть немой, когда ты слышишь оскорбления, когда нано­сят тебе обиды.
***
Лучше споткнуться ногой, нежели словом.
***
Смотри, что делает пост: он изгоняет демонов, про­гоняет злые помыслы, просвещает ум, делает сердце чистым, освящает тело. Кто пребывает в посте, тот причисляется к лику Ангелов
.***
Если некоторые скажут тебе не поститься, чтобы не ослабеть, – не верь им и не слушай их, ибо таковых подсылает враг.
***
Не будь уныл, не попускай мечтать помыслу, ибо где мечтания, там близки страсти и бесы.
***
Размышляя о страданиях Иисуса Христа, отгоняешь бесов.
***
Самоосуждение сохраняет человека чистым от гнева.
***
Благодари Бога, что Он дает тебе случаи и возмож­ность служить Ему в лице нищих, больных и различ­ных несчастных людей, ибо, служа им, служишь Са­мому Христу
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | ЛЯХОВЕЦКАЯ - Дневник ЛЯХОВЕЦКАЯ | Лента друзей ЛЯХОВЕЦКАЯ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»