• Авторизация


Светопреставление: зачем оно нам? 25-11-2012 15:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]Конец света.
[показать]В принципе, его всегда можно организовать себе самому, если есть такое уж желание его встретить.
[показать]Странно, что при каждом приближении очередной апокалиптической даты постепенно перестаёшь ощущать какие бы то ни было приятно бодрящие эмоции от неё. За год до назначенного очередным мессией Светопреставления думаешь: «Наверное, в последний день я буду сидеть у монитора, выведя изображение пылающего камина на экран и попивая чай с лимоном в ожидании исхода всего сущего». За месяц до Светопреставления думаешь: «Что бы взять с собой на работу почитать? Что-то давно я не пробовал плавленого сыра со вкусом крабовых палочек. Интересно, пригодится ли для чего-то купленный недавно планшет? Кстати, через месяц предсказанное Светопреставление надвигается. Ой, надо выглянуть в окно и проверить, какая на дворе погода: надо обувать сапоги или нет?»
[показать]Что я буду думать за день до Светопреставления, уже как будто достаточно ясно.
[показать]Печально?
[показать]Мне бы приятно было, напротив, испытать планомерное нагнетение в себе эмоционального напряжения перед волнующей датой.
[показать]Неважно, что индейцы майя вовсе не имели в виду ничего плохого и что дата 21.12.2012 по симметричности своей явно является позже придуманным новоделом.
[показать]Речь не об этом.
[показать]Интересно, почему многим из нас так хочется Конца?
[показать]Что до некоторых, то эмоциональные механизмы вроде бы понятны. Светопреставление уравнивает всех. Когда самолёты упали с небес, а витрины обесточенных супермаркетов стали грабить мародёры, уже становится неважно, кем ты был в прежней жизни.
[показать]Воспалённому комплексами мозгу может казаться — на неуправляемом подсознательном уровне — что отмахивание колючей дубинкой от полчищ разъярённых мародёров на постапокалиптических руинах будет проще, чем в очередной раз стоять навытяжку перед пристально рассматривающим тебя будущим руководителем при приёме на работу. Социальные навыки при Светопреставлении теряют актуальность, уступая пальму первенства навыкам выживания — навыки выживания же ввиду тысяч осевших в подсознании прочитанных робинзонад смутно воспринимаются как нечто простое и романтичное.
[показать]Естественно:
[показать]— это не так.
[показать]Необходимость социальных навыков при Светопреставлении лишь возрастает.
[показать]Если это не Светопреставление типа «Короче, все умерли».
[показать]Но в глубине подсознания нам, начитавшимся разных «Паучьих миров» и «Дней триффидов», кажется, что житие после Светопреставления будет простым и романтичным. Яркие витрины заброшенных супермаркетов будут падать к нашим ногам и навстречу нам обязательно выйдет робко поёживающаяся девушка в чёрной куртке.
[показать]В сущности:
[показать]— рисуемый нашим воображением пост-апокалиптический мир столь же релевантен и служит тем же эмоциональным целям, что и псевдо-ретроградные миры фэнтези и альтернативной истории.
[показать]Но что интересно:
[показать]— темой Светопреставления увлекаются отнюдь не только закомплексованные умы.
[показать]Точнее говоря, не только те, кого принято считать социальными изгоями и функциональными лузерами. По крайней мере, не только те, кто успел осознать себя в таковом качестве.
[показать]Сейчас популярен «Сталкер».
[показать]Как прежде «Метро».
[показать]Не будучи особо знаком с данными универсумами, я тем не менее взираю на это с некоторой невольной усмешкой. Мне вспоминается весьма популярный в годы моего детства и ныне почти позабытый цикл Колина Уилсона «Мир пауков» — про постъядерное человеческое бытие под владычеством гигантских мутировавших пауков-телепатов. Мода развивается витками?
[показать]Сейчас пост-апокалиптика вновь входит в моду. И у нас, и у них.
[показать]«2012».
[показать]«Я — легенда».
[показать]«Армагеддон».
[показать]Так, естественно, было всегда — или, по крайней мере, так обстоит уже очень длительное время с начала серьёзного развития массовой культуры.
[показать]Но почему?
[показать]«Власти отвлекают нас таким образом от серьёзных проблем».
[показать]Теория неплохая, но есть одна проблема. Чем дольше живёшь, тем меньше веришь всерьёз в существование коварной, хитрой и расчётливой власти. Или как раз это-то и является частью её тонко рассчитанной многоходовой комбинации?
[показать]Кто знает.

[показать]Мы находимся в плену антиномий.
[показать]«Будь правительство разумным, оно правило бы странами иначе и мир выглядел бы совершенно иным». — «Это если допустить, что они стремятся к народному благу в нашем понимании, а если нет?» — «Будь у власти коварные расчётливые подлецы, но тем не менее крайне умные, они так или иначе соорганизовали бы мир для достижения своих целей, пусть подлых и эгоистичных, — например, направили бы всю мощь науки на разработку технологии бессмертия». — «Возможно, они так и делают, откуда мы знаем?» — «Есть мнение, что разработки такого рода требуют слишком широких действий по слишком большому количеству фронтов, чтобы их можно было скрыть».
[показать]Фехтование мнениями, словесный теннис.
[показать]Реально мы не знаем ничего.
[показать]Как мыслят Те, Кто Наверху? Едва ли их психологический портрет соответствует описанному в сионских протоколах, равно как и присутствующему в любой другой антиутопии.
[показать]Те, кто рассуждает в духе «Власть всегда разделяет и властвует. Они специально фабрикуют апокалиптические пророчества и ложные сенсации, потому что это оказалось проверенной тактикой превентивного смирения бунтов», тем самым наделяют властные персоналии классическим Мышлением Отрицательного Персонажа — в то время как таким мышлением, казалось бы, психически здоровое разумное существо обладать не может.
[показать]С другой стороны:
[показать]— есть определённый нюанс, в силу которого поднимающиеся наверх вынуждены постепенно менять себя.
[показать]Суть даже не в возрастающей необходимости глубокого врастания в Игру, имя которой Политика, создании всё более и более детализированной маски игрового персонажа, — хотя теме этой посвящено не так уж мало неплохих художественных произведений. Суть даже не в возрастающем количестве совершаемых по необходимости мерзких деяний — хотя и об этом сказано немало.
[показать]Тот, кто идёт наверх, всё чаще и чаще вынужден отвечать себе на вопрос: «Почему именно я?»
[показать]Всё чаще и чаще ощущать своё отличие от окружающих.
[показать]Выслушивать просьбы о помощи.
[показать]Встречать непонимание.
[показать]Зависть.
[показать]Частный случай подобного мне временами доводится видеть на примере виртуально знакомой блоггерши, продвинувшейся в жизни не столь уж далеко, но сумевшей несколько приподняться по экономическому уровню и известности. Ей уже доводится понемногу встречаться со случаями завуалированной зависти или непонимания — пока ещё скорее на полушутливом уровне — и искать внутри себя ответ «Почему я не такая».
[показать]К чему это ведёт?
[показать]Чтобы защитить себя от подспудного чувства вины за свои повышенные способности, коими его наделила Природа, человек начинает искать спасение в рассуждениях стиля протестантской этики: «Они сами виноваты» и «Мир делится на элиту и плебс, ярких творческих личностей и тусклых быдляцких дармоедов».
[показать]Что характерно, поспорить с этими рассуждениями нельзя.
[показать]Можно, конечно, вспомнить Шопенгауэра и детерминизм, заявить об отсутствии свободы воли и о том, что человек не виноват в своей врождённой сущности и проистекающих из неё последствиях, — но что же тогда получится, что серийный убийца-маньяк тоже ни в чём не виноват и что его нужно отпустить?
[показать]Всё тогда развалится.
[показать]Меж тем на выходе мы имеем:
[показать]— плавную психическую мутацию всех, поднимающихся наверх.
[показать]Кто знает, быть может, на Самом Верху человек действительно перерождается в совершенно иное психологически существо, для которого ничего не стоит плюнуть на интересы миллиардов оставшихся позади не столь одарённых собратьев и хладнокровно спланировать операцию по очередному снижению народной пассионарности путём вброса в общество очередной байки об очередном Светопреставлении?
[показать]Мы не знаем.
[показать]Интересен тот факт, что если западная фантастическая литература о Будущем постепенно становится всё более гуманной и человечной, неявно беря социалистический крен, — начав с жёстких киберпанковских сценариев, где жизнь не входящего в ту или иную сильную систему человека ничего не стоит, она в итоге пришла к описанию сравнительно мягких миров вроде «Алмазного века» Стивенсона, где «людей без клана» хотя и презирают, но тем не менее позволяют весьма комфортно существовать, — то российская фантастическая литература, напротив, всё чаще склонна к скрытой идеализации ценностей протестантизма и одиноких волков. Всё чаще и чаще встречающийся сценарий — одинокий герой сталкивается с Невероятным, находит диковинный магический либо технический артефакт или проваливается в параллельный мир, мужает и крепчает, достигая чуть ли не божественного уровня, всё сильнее и всё чётче отделяет себя от не понимающих его людей, зачастую проявляющих враждебность или униженно выпрашивающих подачки, а в итоге почти противопоставляет себя обществу: «Вы — отдельно, а я — отдельно. Мне не нужна ваша ничтожная мораль, жалкие смертные».
[показать]Тянет добавить к этому классическое Тёмно-Властелинское: «Ха-ха».
[показать]Причины?
[показать]Будь я склонен к мистическим или конспирологическим объяснениям, я бы подумал, что у Тех, Кто Наверху, в очередной раз возникло трудноизъяснимое желание оправдаться. Благо что мировая сеть Internet резко схлопнула социальные уровни, теоретически позволяя даже Высшим на короткой ноге общаться инкогнито с Низшими.
[показать]О нет, я вовсе не утверждаю, что популярный фэнтезийный автор Вальтасар Бальмазаров, выпустивший серию о приключениях гордого чёрного мага, растущего в уровнях силы и в итоге торжественно объявляющего о разрыве отношений с не понявшим его человечеством, — это тайно пишущий из-под псевдонима премьер Дмитрий Медведев. Но ведь существуют и косвенные способы влиять на тренды художественной литературы — способы, набирающие особенную силу в эпоху расцвета пиратства, когда книгоиздание приносит всё меньше и меньше дохода. Не придём ли мы в итоге к тому, что бумажные книги в магазинах будут покупать лишь обитатели Рублёвки, это станет престижным, цена книг сравняется с ценой японских автомобилей и коммерческие авторы будущего будут ориентироваться лишь на соответствующую аудиторию?
[показать]Впрочем, стоит ли отвлекаться от темы?

[показать]Что до пост-апокалиптической тематики, то мы в изрядной степени увлечены ею и без какой бы то ни было целенаправленной подпитки оного интереса. Включая даже тех из нас, кого хотя бы уже в силу возраста пока ещё нельзя отнести ни к лузерам, ни к мизантропам.
[показать]Тот же «День триффидов».
[показать]Припоминаю, сколь активные фантазии в моём детстве он будил. Преимущество, полученное зрячим главным героем перед ослепшим миром, казалось мне нечестным и ни из чего ни проистекающим, — поэтому я довольно долго обдумывал варианты своего поведения в том случае, если бы описанная в романе катастрофа произошла и если бы я ослеп вместе со всем миром.
[показать]Варианты мне представлялись, как теперь ясно, заведомо нереалистичные. Но мне тогда казалось — естественно — что я нисколько не приукрашиваю в мыслях возможный апокалипсис и вижу во всех деталях его отрицательные стороны.
[показать]Ну и зачем, спрашивается, представлять то, что тебе самому кажется мрачными?
[показать]Ответы:
[показать]— ради эмоций;
[показать]— ради утверждения себя на фоне полумёртвого мира.
[показать]Вероятно, у лузеров и мизантропов действует желание обнулить свои ушедшие в минус социальные баллы, благодаря Светопреставлению в один миг оказавшись как бы наравне с тысячами других погорельцев. У более успешных особей — желание повысить свои социальные баллы.
[показать]Воображаемое зрелище Полумёртвого Мира само по себе интересно действует на инстинкт власти.
[показать]Пустые коробки домов.
[показать]Безлюдные полосы улиц.
[показать]Всё это — твоё.
[показать]Не ради этой ли иллюзии многие из нас любят гулять по городу глубокой ночью?
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Светопреставление: зачем оно нам? | Грицхальд - Дневник Грицхальда | Лента друзей Грицхальд / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»