[показать]Темнота.
[показать]Тишина.
[показать]Слышно лишь, как стрекочет газонокосилка вдали. Вы не слышите? Что ж, завидую вам.
[показать]Честно говоря, я успел отвыкнуть от тишины.
[показать]Музыка.
[показать]Всегда — музыка, успешно отвлекающая меня от содержания собственной головы. К сожалению, отвлечься удаётся не всегда.
[показать]Сингулярность.
[показать]Удачный мысленный образ для происходящего ныне со мною. Постепенное сворачивание в изолированный от пространственно-временного континуума чёрный гравитационный кокон.
[показать]Чёрный шар.
[показать]Образ, заставляющий поневоле вздрогнуть.
[показать]Когда несколько лет тому назад во время случайной ночной встречи с парой гопников мне серьёзно подбили правый глаз, последствия далеко не сразу стали очевидными. Лишь с течением времени в правом глазу обнаружилось новое «слепое пятно» — в дополнение к естественно присутствующему и так в каждом глазу каждого человека — нечто наподобие серого туманного пятнышка на самом краю зрения. Впоследствии пятнышко это плавно переместилось с края в центр, чуть увеличившись в размерах.
[показать]Так что, хотя панораму окружающего мира я вижу обоими глазами — боковое зрение здесь вносит существенную роль — но читаю теперь исключительно левым глазом.
[показать]Что, однако, давно отвык замечать.
[показать]Обычно я почти не различаю «слепого пятна». Оно не так уж велико — мозг без особого труда производит все необходимые поправки.
[показать]Но при пробуждении это не всегда успевает произойти.
[показать]Иногда, открывая спросонья в постели глаза и ещё не до конца проснувшись, я с испугом вижу над собой нечто тёмное и круглое — нечто наподобие чёрной дыры, легендарной воронки, всасывающей пространство и время. Лишь спустя мгновение вспомнив, что гравитационная могила здесь ни при чём.
[показать]Чёрный шар.
[показать]Вспомнился почему-то БигБиз,
описанный классиком русского постмодернизма.
[показать]Чёрный шар.
[показать]Мне снилось что-то на эту тему — включая рассуждения о БигБизе — но, как это часто и бывает, большая часть рассуждений успела потеряться задолго до пробуждения.
[показать]Сны созданы из такой странной материи.
[показать]Сегодняшний сон — или всё же сны? — оставил мерзкое ощущение соприкосновения с плавильным котлом собственного жгучего пессимизма, самоотвращения, страха, танатофобии и хандры. Вероятно, я вновь вошёл в контакт с тем глубинным эмоциональным пластом, каковой сумел отчасти отгородить от себя за последние месяцы.
[показать]Впрочем, я ли сумел?
[показать]Я практически ничего не совершаю и не осуществляю — даже внутри себя — по собственной инициативе.
[показать]То, что происходит внутри меня, происходит само по себе.
[показать]Стоит ли удивляться, что оно оставляет желать лучшего?
[показать]Что касается сегодняшнего сна или снов — если вам ещё интересна эта тема — то это был в значительной мере музыкальный сон или скорее ментизм. Ментизмами называется такая особая разновидность сновидений, когда человек не столько переживает что-либо, сколько размышляет во сне.
[показать]Вы когда-нибудь видели в Сети клип «Ядерная война»?
[показать]Если не видели, то попытайтесь найти. Забавная пародия: положенные на мелодию песни о «Маленькой стране» совершенно иные строки — причём исполняет их почти такой же проникновенный звонкий голос.
[показать]
[показать]Ядерная война.
[показать]Ядерная война.
[показать]Кто мне подскажет, кто покажет -
[показать]Скоро ли она?
[показать]
[показать]Эта война мне только снится,
[показать]Но тёмный миг грядёт.
[показать]И на крылатой колеснице
[показать]Бомба ко мне придёт...
[показать]
[показать]Ядерная война.
[показать]Ядерная война...
[показать]Когда умрут все в мире люди
[показать]И воцарится Тьма!
[показать]
[показать]Текст не способен передать всё очарование этого бесподобного сюрреалистического клипа. Невинный девичий голос — почти как в оригинале о «Маленькой стране» — озвучивающий мизантропические строчки под кадры видеоклипа, изображающего суету людей на атомной подводной лодке, хроники ядерного взрыва в Хиросиме, термоядерные кадры из «Терминатора-2».
[показать]
[показать]Вот и пришла моя погибель...
[показать]Ядерная война.
[показать]
[показать]При чём здесь, спрашивается, Чёрный Шар?
[показать]Сказать сложно. Чёрный Шар — как, собственно, и Золотой — напрямую не имеет никакого отношения к изложенным выше мотивам. Однако мне доводилось и прежде замечать, что музыкальные сны — когда лейтмотивом сновидения становится некая услышанная наяву мелодия — зачастую несут в себе особый эмоциональный или ассоциативный заряд.
[показать]Так случилось и на сей раз.
[показать]Нити перепутались в мозгу. Безобидная мрачно-забавная песенка вдруг превратилась в моём дремлющем уме в Гимн Абсолютного Конца, а видимый мною иногда при пробуждении чёрный шар — в его визуальный символ.
[показать]Чёрный шар.
[показать]Чёрная дыра.
[показать]Сингулярность?
[показать]Но какая — гравитационная или технологическая?
[показать]Вдруг возникло чёткое ощущение конечности человечества и одновременно — бессмысленности чего бы то ни было вне его. Подобно тем наивно-глуповатым французским гуманистам из предшествующих их Революции времён, о которых я не столь давно читал, я ощутил, что существование Вселенной без человеческого или человекоподобного взгляда лишено смысла — и одна из строчек звучащей в моём мозгу песни, «Ночь за окном темна», показалась мне чуть ли не прямым подтверждением этого.
[показать]Что произойдёт с человечеством в будущем?
[показать]Трудно сказать. Беспокоиться об этом вроде бы стоит не мне. Вместе с тем, каким бы не оказалось его космологическое или иное предназначение — вряд ли это окажется построение светлой бесконечной и вечной утопии.
[показать]Чёрный шар вновь встал перед моими глазами.
[показать]Гравитационная могила сущего.
[показать]Тупик.
[показать]Переворачиваясь с боку на бок, я на время выпал из странных полусонных не то размышлений, не то ментизмов.
[показать]Чтобы через некоторое время впасть вновь.
[показать]Тут масштаб моих мыслей резко изменился, утеряв возвышенную космическую окраску — что за дело мне до путей человечества? — и коснувшись вплотную меня как индивидуума. Я как будто увидел со стороны — глазами астрального тела? — свою собственную комнату, лежащие в беспорядке вещи, себя самого посреди широкой двуместной кровати.
[показать]Одного этого зрелища было достаточно, чтобы впасть в тоску.
[показать]Тут же в моём мозгу продолжала звучать упомянутая выше весьма минорная мелодия. Причудливым образом смешавшись с обрывками мыслей и образов в моей голове, породив нечто напоминающее странный калейдоскоп сновидений, изображающих меня — меня в будущем? — или меня в вероятном будущем? — или меня в альтернативном настоящем? Как будто чья-то рука убрала промежуточные слои времени, лежащие между мной и возможной реализацией моей кармы в грядущем — между настоящим моментом и Моментом Расплаты.
[показать]Я ощутил себя на краю.
[показать]
[показать]Всё кончено.
[показать]Всё кончено.
[показать]Мир выжженный...
[показать]Мир взорванный...
[показать]И жизнь, и смерть — синтетика.
[показать]Агонии эстетика.
[показать]
[показать]Что?
[показать]Нет, это не «Ядерная война». Это — «Эстетика агонии» от Unreal.
[показать]Тем не менее ощущение «Всё уже позади» достаточно хорошо передаётся данными строчками. Ощущение «Memento mori» — которое советовали время от времени практиковать в себе древние римляне и перед которым преклонялся Кастанеда.
[показать]Что ж, ничего достойного в моей реакции на него не было.
[показать]Я ощутил страх.
[показать]Волну испуганных мыслей, включая метафизические.
[показать]Панику.
[показать]Эмоциональный шквал был столь интенсивным, что по пробуждении я даже удивился диковинному ощущению покоя. Мой обычный для бодрствования эмоциональный фон, при всех содержащихся в нём компонентах старательно пестуемого пессимизма, казался прямо-таки неколебимым флегматичным спокойствием — в сравнении с испытанной в сновидении истерикой.
[показать]Там, в сновидении — подробности которого не сохранились в моей памяти — я ощущал себя на краю долго и старательно изучаемой мною пропасти. Как будто все саморазрушительные параметры моего существования были выставлены на максимум — не в смысле физического поведения, а в смысле метаморфоз характера и мышления.
[показать]Там — в сновидении — я даже как будто пытался отправить кому-то исповедническое письмо.
[показать]Осознавая при этом, что оно выставляет меня не в лучшем свете — фактически демонстрируя иному лицу всю картину моей деградации и подлинный вид моей сущности — но не в силах себя остановить.
[показать]Чёрный шар?
[показать]Все мысли о конечности, которые в предыдущем потоке сновидений были благородно сфокусированы на «человечестве в целом», этот поток сновидений сфокусировал лишь на мне одном.
[показать]Значит ли это, что предыдущий поток сновидений был своего рода маскировкой?
[показать]Более того, значит ли это, что маскировкой своего рода является и выпестованное мною за год большее или меньшее спокойствие?
[показать]Что ж, я всегда это подозревал.
[показать]Было бы глупо этого не подозревать, не так ли? Ещё годы тому назад мне доводилось случайно обнаруживать целые массивы истерической самоаналитической меланхолии среди фоновых процессов подсознания.
[показать]Есть, знаете ли, повод.
[показать]
[показать]Шар.
[показать]Мне вспомнился — или скорее снова встретился? — ещё один аватар или ещё одно преломление сей странной концепции. Чёрный шар — так выглядел таинственный неизвестно кем созданный галактический информаторий, собирающий с помощью сверхслабых излучений информацию о происходящем на окружающих планетах других звёзд и отсылающий эту информацию обратно, в рассказе Натана Эйдельмана «Пра-пра...».
[показать]Планета-архив.
[показать]Что же за загадочную символику содержит в себе Чёрный Шар, что так будоражит на некоем глубинном уровне наше подсознание?
[показать]Вдруг подумалось, что в будущем Чёрный Шар вполне может стать символом какой-нибудь футуристической религии.
[показать]Построенной на обречённости.
[показать]Или нет? В конце концов, Чёрный Шар и даже Чёрная Дыра как максимально близкий внешне к этому символу астрономический объект — не только эквивалент Полного и Окончательного Конца, но и гипотетический пространственно-временной туннель в другую вселенную.
[показать]Существуют версии о творении новых миров там.
[показать]Существуют версии о Чёрных Дырах как пространственно-временных перекрёстках для встречи между собой цивилизаций разных эпох — ведь время у самой поверхности Чёрной Дыры практически стоит и теоретически ничто не мешает зависнуть рядом с ней какому-нибудь сверхпрочному кораблю, чтобы в зоне сверхмедленного времени дождаться возникновения в Галактике других разумных существ. Подобные темы активно развивал в своих рассказах советский фантаст
Михаил Пухов — кстати, упомянутый выше последний
роман классика русского постмодернизма явно почерпнул многое из этих рассказов, включая рассуждения о времени и о Маниту.