• Авторизация


О псевдобудущем, о сплине и опять о переменах ума 22-09-2012 09:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]Возраст.
[показать]О, да. Отвлёкшись на периодически распаляющую мои страсти тему — не есть ли это мой персональный симулякр «поля битвы»? — я чуть не позабыл изначальную суть своего монолога.
[показать]Возрастные метаморфозы сознания.
[показать]Тусклость впечатлений. Ослабление социальной клейкости. Частое уменьшение индивидуальной яркости.
[показать]Всё имеет объяснения.
[показать]Ввиду уменьшающихся возможностей мозга по хранению новых впечатлений мозг всё чаще и чаще сокращает и архивирует поступающую внутрь информацию, ассоциируя её с уже имеющимися в памяти впечатлениями и таким образом девальвируя ценность новых. Социальная клейкость в большинстве случаев уже не нужна индивидууму, достигшему сорока лет, активное обзаведение друзьями и подругами желательно лишь в юности. Индивидуальная яркость диктуется, с одной стороны, необходимостью привлечения особей противоположного пола, с другой стороны, умственной инерцией детства — как периода получения нами интенсивных потоков внимания со всех сторон.
[показать]Достаточны ли эти объяснения?
[показать]Существует своего рода наркотик, способный некоторым образом завязывать на себя систему ценностей молодого сознания и практически недоступный сознанию пожилому.
[показать]Будущее.
[показать]Возможно, правильней сказать — «псевдобудущее».
[показать]То, чего не будет.
[показать]Или же — будет, но не с тобой?
[показать]Особенно чётко и схематично можно рассматривать сей феномен на примере детских и подростковых фантазий касательно последующей биографии. Воспринимая время ещё весьма специфическим образом, четырнадцатилетний подросток зачастую «точно знает», что через пару лет будет смелым и отважным авантюристом наподобие Конана-варвара. Впоследствии условная «точка икс» — гипотетический момент перелома судьбы — может плавно отодвигаться в ненаступающее будущее или самоиронически размываться в целях защиты сознания от уничтожающей критики.
[показать]Интересно, что естественным противником «псевдобудущего» являются факторы старения и смертности.
[показать]Будь люди бессмертны, «псевдобудущее» могло бы являться всеобщим заблуждением и всеобщим костылём.
[показать]Плохо ли?
[показать]В большинстве известных сейчас социальных систем и абсолютно во всех работоспособных социальных системах максимальная сумма выигрыша не может принадлежать всем. Бессмертие и предоставляемый им эрзац псевдобудущего позволил бы даже неизменному loser'у надеяться хотя бы случайно через миллион лет стать winner'ом.
[показать]Можно ли из этого извлечь вывод о психологическом профиле части современных трансгуманистов?
[показать]Я не знаю.

[показать]Временами мне вспоминается цикл Авраменко об Источнике.
[показать]Почему?
[показать]По той же причине, по которой временами вспоминается цикл Коша о Ремесле и Искусстве, или даже несерьёзный цикл Мансурова о приключениях Кащея Бессмертного.
[показать]Нестандартный подход к вечнобытию.
[показать]Перечисленные выше циклы — написанные, что характерно, молодыми авторами — несут в себе попытку вырваться за пределы стереотипов, описывающих бессмертное существо в виде консервативного и помешанного на церемониале старца с букетами лелеемых комплексов. Фигурирующие в этих циклах бессмертные, будь то вынужденно инфантильные вампиры из второго цикла, переменчивость настроений которых служила им психологической защитой от чересчур безупречной тысячелетней памяти, или раса бессмертных чародеев, путешествующих по множественной вселенной, были неизменно молоды по духу. Хотя среди вторых и имелись желающие внутренне состариться, облачившись в поведенческую личину авторитета, выбор сей оставался частным делом каждого.
[показать]Цикл об Источнике особенно детально прописывал это.
[показать]Описываемая там раса Одарённых — хотя скорее всё же мутантная ветвь человечества — обладала магическими способностями и вечной молодостью в качестве побочного эффекта. Космогония описываемого мироздания во многом напоминает «Янтарные хроники» Роджера Желязны, хотя автор цикла на своей личной виртуальной странице уверяет, что начал работу над оным без малейшего представления о каком бы то ни было Амбере. Множественная вселенная бесчисленного множества измерений распределена между полюсами Порядка и Хаоса, в то время как Одарённые, преимущественно принадлежащие к разным кастам и кланам, способны перемещаться между мирами и снимать с них сливки всяческого рода. Хотя мультивселенная бесконечна, её разнообразие, в отличие от описываемого в «Янтарных хрониках» Желязны, вовсе не безгранично — все известные Одарённым измерения представляют собой варианты нашего мира на тот или иной исторический период, причём в подавляющем большинстве измерений человечество так и не сумело перешагнуть трансгуманистический рубеж или выйти в космос. Что до трансгуманистического рубежа, то мысли героя на этот счёт были приблизительно следующими: «Многие обитатели технократических миров думают, что бытием правят некие сверхразумные сущности. На практике, однако, похоже, существует некий критический порог развития для интеллекта; немногочисленные существующие во вселенной сверхинтеллекты, как правило, мучаются от множества неврозов и крайне нестабильны».
[показать]Время описываемой мультивселенной движется с разной скоростью в разных мирах, существует даже своеобразный пояс миров с чрезвычайно быстрым течением времени и чрезвычайной, даже чрезмерной пластичностью всего происходящего — по не совсем понятным причинам миры эти среди Одарённых принято считать как бы «менее реальными» и обычно Одарённые перемещаются туда лишь тогда, когда им срочно требуется выучить какой-нибудь сложный материал или провести длительные исследования.
[показать]Мутация, дающая Одарённым их способности, в истоке своём неясна и зачастую может встретиться у обитателя какого-нибудь захолустного мира.
[показать]Бессмертным, однако, он не станет, пока его Дар не пробудят.
[показать]Ситуация, не раз описываемая в цикле.
[показать]Описывается там и диалог между принадлежащим к именитому колдовскому клану главным героем — и перепуганным неофитом из измерения с близкой к нашему историей, внезапно узнавшим, что также является Одарённым.
[показать]Как жить, ни с того ни с сего вдруг обнаружив, что у тебя века и тысячелетия впереди?
[показать]Как не сойти с ума?
[показать]Герой, скрывая улыбку, отвечает, что многое зависит от предварительных ожиданий и отношения к времени. Новообращённые Одарённые, хотя и проходя поначалу через психологический кризис, постепенно начинают по-новому относиться к планированию и к перспективам, спокойно осознавая, что спешить некуда, что довлеющие над большинством подсознательные программы вроде «успеть посадить дерево к определённому сроку» не довлеют над ними и что нервничать совершенно ни к чему. Следствием чего и является, по словам главного героя, так удивившая нашего неофита внутренняя молодость Одарённых.
[показать]Правдоподобно ли?
[показать]Ну, во всяком случае, большинство теоретиков оптимистического бессмертия не выдумало и такого объяснения.
[показать]Желанно ли?
[показать]Мне известны те, кто отнюдь не воспел бы описанную в этом цикле «психическую молодость бессмертных» как предмет грёз. Иные назвали бы это остановкой в развитии, инфантилизацией — со своей стороны, вероятно, видя цель существования в неустанном обрастании слоями цинизма и рационализма вплоть до абсолютного устранения элементов случайности и субъективно свободного выбора из работы своего мозга и хирургически точного встраивания в предопределённые рабочие циклы Фабрики Мироздания.
[показать]С другой стороны, как насчёт псевдобудущего?
[показать]Жизнь описываемых в цикле Одарённых чертовски интересна, они могут свободно перемещаться между мирами, играть в прогрессоров, изучать исторические закономерности или копаться в радиоактивных руинах постапокалиптических измерений, так что, казалось бы, упиваться псевдобудущим им ни к чему.
[показать]Иллюзию обычно выбирают, когда реальность недоступна.
[показать]Не так ли?
[показать]Однако же, интерес — вещь относительная, так что вполне можно предположить, что для части Одарённых предоставляемые Даром возможности субъективно представляют собой нечто не более эйфоричное, чем доступ к мягкой туалетной бумаге.
[показать]Ну а как бы воспринял эти возможности я?
[показать]Вопрос сей пришёл мне в голову на волне хмурой меланхолии, в период очередного всплеска ощущений внутреннего упадка. «Интересно, а что было бы, появись вдруг передо мной кто-нибудь из тех многомировых колдовских кланов и заяви, что я Одарённый? — мелькнула в сознании пессимистичная мысль. — Смог бы ли я тогда вновь подсесть на наркотическую иглу псевдобудущего, чтобы через некоторое время повеселеть и омолодиться внутренне?»
[показать]Вопрос сей заставил уныло опустить глаза.
[показать]Вечное существование — это, вроде бы, неплохо. Но ощущения мои были на тот момент столь тоскливыми и лишёнными какой бы то ни было веры в себя, что депрессию и мучительный вздох вызывала даже мысль о том, что после пробуждения в себе бессмертия пришлось бы непременно к чему-то стремиться, с кем-то соревноваться, что-то выучивать — хотя бы ради того, чтобы не отставать от времени.
[показать]Позже, правда, вспомнился описанный в цикле пояс миров со сверхбыстрым течением времени.
[показать]Стало чуть веселей.
[показать]Захвати с собой в такой мир учебники по квантовой механике — и учи её там хоть тысячелетиями. Вернёшься в миры Основного Потока, обогащённый новыми знаниями.
[показать]Никакого соревнования. Никакой конкурентной гонки.
[показать]Я ведь не верю в себя.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О псевдобудущем, о сплине и опять о переменах ума | Грицхальд - Дневник Грицхальда | Лента друзей Грицхальд / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»