Ошибкой зренья, заблужденьем духа
возвращена в аллеи старины,
бреду по ним. И встречная старуха,
словно признав, глядит со стороны.
Средь бела дня пустынно это место.
Но в сумерках мои глаза вольны
увидеть дом, где счастливо семейство,
где невпопад и пылко влюблены,
где вечно ждут гостей на именины -
шуметь, краснеть и руки целовать,
где и меня к себе рукой манили,
где никогда мне гостем не бывать.
Тема парков пользовалась большой популярностью в русском изобразительном искусстве конца XIX - начала XX века.Старые, заросшие и запущенные усадебные парки привлекали внимание Константина Сомова с ранней юности. Летом 1889 года, еще студентом Петербургской академии художеств, он гостил в псковском имении «Богдановское» у своего гимназического друга Дмитрия Философова. Парк этой усадьбы - «само благородство, остатки прежнего великолепия» - произвел большое впечатление на начинающего художника .
В «Богдановском» молодые люди жили в главном усадебном доме, где сохранилось много «старинной мебели, старинных картин, портретов, вещей и книг» . Они позволили Сомову представить не только повседневную обстановку столетней давности, но и тогдашнюю жизнь в усадьбе. Сомов, как и Философов, был дворянином, и хотя у его родителей не было имения, он, безусловно, чувствовал свою причастность к усадебной жизни прошлого. Возможно, именно тогда образ усадьбы, особенно запущенного усадебного парка, начал принимать в его восприятии первые очертания «образа красоты».
Летом 1897 года он отдыхал на даче около Стрельны под Петербургом (станция Сергиево), на берегу Финского залива. Здесь был старый парк, который привлекал внимание и будил воображение художника. «Около нас - красивый парк старый, запущенный, где вволю можно писать… И на каждом шагу встречаю красивые мотивы и в голову лезут бесконечные проекты…»
В Сергиево художник выполнил пастель «Беседка» (1897), в которой запечатлел окраины парка с простой четырехугольной деревянной беседкой.
Тем же летом Сомов создал графический пейзаж «Сумерки в старом парке» (1897). Очевидно, это вид того же парка в Сергиево. Художник поместил в него фигурки двух женщин в белом, сидящих рядом на лавочке, как и в картине «Конфиденции». Вполне возможно, что мотив двух женщин в парке восходит к роману Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра». Знакомство Сомова с этим произведением состоялось рано, еще в гимназии, когда он и его друг Александр Бенуа открыли для себя наследие немецкого романтика: «…однажды вечером, чудным летним вечером - принцесса Гедвига и Юлия гуляли в прелестном зигхартсгофском парке. Словно золотая пелена, расстилалось и искрилось над деревьями сияние заходящего солнца. Листва была совершенно недвижима. В молчании, исполненном предчувствий, деревья и кусты словно обращались с немой мольбой к вечернему ветру, будто умоляя его прилететь и обласкать их. Одно только журчание лесного ручейка, прыгающего по белеющим камешкам, нарушало эту очаровательную тишину. Девушки молча бродили, взявшись за руки, по узеньким аллеям, вьющимся между цветочными клумбами, перебирались по узеньким мостикам, переброшенным через капризные извилины ручья, покаместь не дошли до конца парка…» .
Картина «Остров любви» (1899-1900), над которой Сомов начал работать осенью 1899 года после возвращения из Франции, практически идентична рисунку «Сумерки в старом парке» по образному решению и близости к эпизоду вечерней прогулки двух девушек из романа Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра». Пейзаж с мостиком очень напоминает такой же мотив на дальнем плане рисунка; действие картины также перенесено в сумеречный парк, где гуляют две женщины. Только теперь вместо берега пруда они изображены в беседке-ротонде с перекинутым от нее мостом через ручей. Пышный декор беседки и моста, а также подробное изображение растительности превратили этот натурный в своей основе пейзаж в фантазийный.
Очень романтичные парковые картины К.Сомова навевают грусть по далёкому прошлому. Умеете вы своими постами вызывать в душах пронизывающие чувства. При этом очень ненавязчиво рассказать о чём то или о ком то много интересного.
Ответ на комментарий Yakytina #
Доброе утро,Танечка! Приятно читать Ваши тёплые комментарии, с утра придают бодрости. С этим художником сама познакомилась всего пару лет назад и была приятно удивлена.