• Авторизация


Без заголовка 11-01-2015 01:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Shepolga Оригинальное сообщение

Обережные

С давних пор люди умели защитить себя и свой дом от бед, несчастий, сглаза. Они умели делать Обереги. И эти Обереги имели силу, они действительно защищали своих хозяев.

        И сейчас они ещё сохраняются в наших домах. Почти у каждого есть какой-нибудь Оберег. Наверное, некоторые люди даже не понимают, что у них есть Обереги, оберегать их может просто какая-то вещь, которая им почему-то нравится. Во многих домах встречаются подковы, висящие на стене в прихожей, или венички, или домовой из холщового мешка, упрятанный в укромное место».

 

Берегиня дома

Рассказала мне о ней Тарасова Римма Яковлевна, кукольница и народный мастер России, из Калуги, которая много лет сама делает этнографические сборы кукол. В с. Козлово под Калугой находится ее музей кукол "Берегиня".

        Берегиня дома бытовала в Калужской области, ее делали, как и всех кукол из остатков ткани от ношеной одежды, она несла частичку души хозяйки или хозяина и помогала защитить дом. К тому же она приносила в дом достаток, для чего в руки ей давали узелок.
        Вешалась Берегиня над входом, выше головы, так, чтобы она могла видеть входящих в дом, народ считал, что она оберегает от плохого глаза и злых людей.

Столбушка

Эта кукла одна из самых распространенных и известных, и при этом это загадочная кукла и я хочу понять, что она несет в себе, какую тайну? 
 
 
В книге "Обережье начальное" Ивана Скомороха  издательствава "Тропа Троянова" 2005 г. ....www.tropa-trojanova.com
о ней можно прочитать.
"...Помогающий оберег сделать еще проще, потому что он описан в одной старинной инструкции. Помните, сказку про девочку сироту, которой мама, умирая,оставляет куколку. И вот девочка попадает на учебу к Бабе Яге, а куколка ей помогает и  делает за нее множество важных дел.Вот это и есть оберег, только сделанный древними колдунами и поэтому оченьсильный. Нам с вами такой не сделать, ну, разве в ком-то воскреснет знание...

 
 

Тряпичная кукла-закрутка ( столбушка)автор Дайма

http://oberejie.ru/zakrutka.htm

 

Каждому из нас в жизни приходится сталкиваться с трудностями и преодолевать

препятствия. Свои жизненные задачи мы решаем по-разному - думаем, пробуем, спрашиваем совета, обучаемся.

В русских сказках, где герои идут за своим счастьем, своей участью, им

помогают волшебные вещи, сказочные герои и божества.

Мы тоже мечтаем иметь такого могущественного помощника, друга, с

которым легче и интереснее будет жить и преодолевать невзгоды. Вот с такой

маленькой волшебницей – русской традиционной куклой-закруткой я и хочу вас познакомить.

Многие с детства знают сказку Афанасьева “Василиса Прекрасная”:

“В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: ”Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью”…

Когда мать умерла, отец Василисы женился на злой мачехе, которая невзлюбила свою падчерицу. Она изводила ее, заставляя делать всю домашнюю работу. Однако “Василиса все переносила безропотно, и с каждым днем все хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели сложа руки, как барыни. Как же это так делалось?

Василисе помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчивает ее, приговаривая: «На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?» Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису… Хорошо было жить ей с

куколкой”…

Вот эта кукла помогла Василисе пережить много горя и пройти через все испытания, которые готовили ей мачеха и Баба-Яга. Берегла свою куколку Василиса, и “…по конец жизни своей всегда носила в кармане”. 

Из статьи Даймы ...

 

Девочка с куклой. Тропинин.
http://bibliotekar.ru/

 

 

А. Шевцов. "Кресение"
Иваново: Издательское товарищество «Роща Академии», 2007.-104 с.

 

 
 
 
из главы   "Заключение"

 
 
  Природа дала человеку способность очищать собственное сознание. Без этого мы просто не выжили. Способность эта столь естественна  ,что  нам не надо выдумывать ничего особенного – достаточно просто приглядеться к тому, что есть. Я даже  не уверен, нужно ли что-то улучшать, раз человечество живет, не задумываясь об очищении…
  Впрочем, есть немало людей, которые ощущают, что не умеют пользоваться этой своей особенностью в той мере, в которой это нужно для их жизни. Это бывает в двух случаях: либо нечто перекрыло часть способности к очищению в сознании человека, либо он хочет жить иначе, хочет вырваться из плена той жизненной ловушки, в которую попал. К примеру, он хочет жить жизнью души…
  Вот тогда надо освоить очищение как искусство, для чего придется понять, как устроена и действует эта способность.
  Вспомним сказку про сиротку, у которой  умерла мама. Что предполагалось, должна была делать девочка со своей куклой?
  «На, куколка, покушай, моего горя послушай, - говорит девочка, уединившись так, что ее слов никто не может слышать.- Живу я в дому у батюшки, не вижу себе никакой радости. Злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать».

  Если вы вглядитесь в эти строчки, то поймете, что она исповедует свое горе личному идолу. Это наследие язычества, дожившее в сказке до двадцатого века. Это значит, что подобные приемы использовались русским народом тысячелетиями.
  Я вполне готов отбросить всё, что относится к вопросу вероисповедания и ограничиться только психологической составляющей этого действа. Если это Ограничение не выхолостит его, конечно.
Но даже пи таком подходе видно, что освобождение от горя, вызванного присутствием неизбывного зла в жизни, состояло из двух частей: умения изготовить себе искусственное пространство сознания, способное принимать в себе это горе, и искусства говорить очистительно. Вот  суть исповеди.
 
  Нет лучше способа изучить себя, как в бою или работе. Поэтому очищение оказывается лучшим средством самопознания. А непосредственное изучение открытых человечеством приемов очищения – лучшим способом освоить собственность к очищению...

Эта куколка помощница в Душевной беседе, то есть с этой куколкой проще открыться и рассказать о том, что томит, беспокоит и гнетет душу, высказать, что на душе и этим самым снять груз и тяжесть. Что это за груз и тяжесть, которые камнем даваят душу?
 

Чтобы понять это - я привожу отрывок из главы Душевная беседа из книги "Очищение том 3. Русская народная психология" Шевцова А.А. из-во "Тропа Троянова" 2006 год.стр.402-403.

 
"...
Но при этом сохраним главное: если русский язык, взращенный тысячелетиями наблюдений над действительностью - мира или сознания - говорит о камнях, которые могут давить душу, то мы отчетливо понимаем, что это камни сотворенные из сознания. И даже вообще не камни. К примеру, человек совершил предательство, а потом ощущает его грузом на сердце и говорит как о камне, который лежит на душе. Значит, это всего лишь способ говорить о том, что "давит" душу.
И опять же, я вовсе не уверен, что это давление сходно с давлением камня, а не с давлением обручей, к примеру. Но есть совершенно приемлемый для науки факт: наше сознание легко распознает давление на душу самых разных "тяжелых" воспоминаний, как давление, и столь же легко узнает все подобные воспоминания или содержания сознания как "душевные камни". И при этом, и это тоже научный факт, - и сам страдающий "каменной болезнью" человек, и те, кто его понимает, отчетливо осознают, что все эти камни разные, и всем им могут быть даны свои имена.
Если при большом желании мы можем даже настоящие камни видеть обладающими сознанием и способными смотреть в нас, что же может помешать нам видеть камни, сделанные из вещества сознания, как обладающие сознанием или духом?
 
Следующее, что мы должны принять, это то, что имя шире, чем мы привычно думаем. Сказать: Александр, - только по видимости назвать имя. На Земле несколько миллионов людей с подобными именами. Поэтому настоящее имя будет таково: Александр Александрович Шевцов, возраст, место жительства, рост, вес, родители, семейное положение, родственники, биография, генетический код, содержание сознания…
Имя камня, лежащего на душе, может быть кратким - предательство, долг, обида - но это лишь знак имени. Полное имя соответствует полному образу камня. И если его не произнести целиком, этот дух, одержавший сердце человека, не покорится и не уйдет…
 
И самое важное: если ты можешь видеть камни на душе другого человека и пропеть их имя, то еще важнее научиться видеть их на своей душе и выпевать, выговаривать или выплясывать из себя.
В сущности, все искусство пения или пляски вырастает из желания передать какие-то образы и скрытые в них чувства. В этом смысле искусство катартично, то есть, как это повелось еще со времен Аполлона Катарсия - должно вести к катарсису, очищению души. Ничего нового в этой мысли нет.
И душевная беседа всего лишь должна очищать сознание от того, что лежит на душе. Всего лишь должна переводить образы камней, давящих душу, в звуки и движения разного уровня знаковости.
 
Пока ты сам не очень понимаешь, что тебя гнетет, ты просто гудишь, пытаясь нащупать в теле свою печаль. Наружу это прорывается как стон или невнятное пение себе под нос. Другой, слышащий вырывающиеся из тебя звуки, обязательно начнет прислушиваться, как сердитый муж, когда его очаровывает песней имени собственная жена. И если ты действительно сердечен в том, что делаешь, если ты действительно хочешь освободиться от тяжести на душе, а не пытаешься управлять ближним, он обязательно спросит, что с тобой.
Так и начинается душевная беседа: с одной стороны действительное желание освободиться от тяжести, с другой - непроизвольная охота понять и непосредственное внимание к исходящему из тебя.
Главное, не забывать: душевная беседа больше нужна тому, кто чувствует тяжесть на душе, а не тому, кто должен выслушивать. Хотя, если она настоящая, это очень взаимно.
Песня-стон без слов - вот начало душевной беседы. И даже когда человек хочет выйти в пляс по зову души, он вначале лишь слушает игру, точнее даже, слушает то, как она отзывается в душе. Потом, весь погруженный в себя, начинает подпевать-подстанывать, и вдруг, захваченный душевным порывом, срывается с места в пляс! И пляшет себя. Это тоже душевная беседа. Или, как поется в одной русской песне: душевный разговор.
То же самое ты можешь проделать и в песне, и в игре, и через любые инструменты, творя хоть музыку, хоть вещи. И можно душевно поговорить с деревом или могилкой. Можно пойти и пожаловаться речке, а можно Матушке Сырой Земле…
 
Всё вокруг нас очищает, если человек способен быть душевным. Но, может быть, вернее было бы сказать, что оно освобождает от груза, а вот очищать способен лишь человек. Потому что для настоящего очищения человеческого сознания нужен тот, кто сам обладает им и понимает, что такое сознание и очищение.
Поэтому мазыки считали, что душевная беседа облегчает душу и освобождает ее от груза на время. Но для того, чтобы произошло полное очищение навсегда, обычной душевной беседы недостаточно. К ней надо добавить умение убирать корни тех болей, что поселяются в сознании.
Часть из них убираются ворошением, исповедью, часть зерцалами. Есть и другие приемы. В сущности, это все составные части кресения, которыми обязательно надо овладеть. Но все они действуют только в том случае, если освоено понятие душевной беседы. Объяснить ее лучше мне трудно, она слишком проста. Проще показывать. Поэтому дальнейшее изучение надо проделать либо самому, просто наблюдая за тем, как люди разговаривают в жизни. Наблюдая и за собой, поскольку любой из нас владеет этим искусством в совершенстве.
Или же приезжая туда, где это искусство изучается. Вместе с теми, кто поставил перед собой сходную задачу, исследовать...."
 
  В народной традиции кукла часто была тем посредником, через которого можно было что-то сказать другому человеку, такой она остается и сейчас  - она создана для помощи людям, и продолжает оставаться  ему верным помошником и другом.
 
 

 

Куклы с занятий в Москве

Как сделать куклу.
 

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки.

Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже…

Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.

Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размерами примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет “тулово” нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу “скрутку” ниткой или веревочкой.

Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем “скрутку” по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.

Сейчас делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой.

Вот и руки готовы.

Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.

Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были “безликими”.

Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства.

Основа нашей куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу рядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.

Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка.

Остальные детали одежды и украшения куклы - дело вкуса хозяйки!

Вот и готова наша кукла. Самую первую куклу, сделанную своими руками,

нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она сделана с любовью.

 

 

Кукла «День и ночь»
 
 

               Тульской губернии.
Передала Агаева Ирина Владимировна .

 
Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта  кукла оберег жилища.
Ее делали под Новый год
Она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой.
Ежедневно утром ее поворачивали к себе  светлой стороной, а вечером – темной.
Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами,  чтобы день был удачный в делах, благополучным.
Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими.
Кукла оберегала всех домочадцев – охраняла их душевный настрой.
 
     Кукла делалась от 15 см до локтевого размера. Могла быть подарком на Новый год, Сочельник, Святки.
У куколки коса из трех полос - темной, светлой и красной

В сказке про Василису упоминаются всадники День, Ночь и Заря, думаю, что это важно и неслучайно
 
...Василиса собралась, положила куколку свою в карман и, перекрестившись, пошла в дремучий лес.

Идет она и дрожит. Вдруг скачет мимо ее всадник: сам белый, одет в белом, конь под ним белый, и сбруя на коне белая, - на дворе стало рассветать.

Идет она дальше, как скачет другой всадник: сам красный, одет в красном и на красном коне, - стало всходить солнце.

Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо верей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замк'а - рот с острыми зубами. Василиса обомлела от ужаса и стала как вкопанная. Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне; подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, - настала ночь....

У А.Н.Афанасьева в книге "Поэтические воззрения  славян на природу" в
 
главе II. Свет и тьма

День и Ночь, и их борьба
 
....Конь Ночи называется das thaumahnige ross, ибо с гривы его падает на землю ночная роса; а конь Дня – das glanzmahnige, так как блестящая грива его озаряла все небо. По другим сказаниям, распространенным почти у всех арийских народов, само Солнце объезжает небесный свод, меняя лошадей: на светлых или белых гуляет оно днем, на черных или вороных – ночью. Утренняя и Вечерняя Зори или День и Ночь запрягают ему тех и других коней в колесницу. Я. Гримм приводит народную загадку, изображающую годовое время под символическим образом колесницы, которую возят семь коней белых и семь черных (т. е. дни и ночи недели) 126.
У славян День и Ночь, согласно мужескому роду одного слова и женскому другого, олицетворялись как брат и сестра. Народная загадка, означающая “год”, произносится так: “я стар, от меня родилось двенадцать сыновей (месяцы), у каждого из них по тридцати сыновей красных, по тридцати дочерей черных (дни и ночи)”; другая загадка, означающая “ночь и день”, выражает мысль свою в этой форме: “сестра к брату в гости идет, а брат от сестры пятится” (или: “в лес прячется”) 127.
 

 

   Куколки с занятий в Москве

 

Домашняя масленица

 

Куколка - оберег дома
 

Рассказывала о ней Агаева Ирина Владимировна, известная тульская кукольница, которая много времени и сил посвятила этнографическим сборам кукол в Тульской губернии.

 

Кукла Домашняя Масленица - оберег жилища, выполняет заветы хозяев. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище.
 
Самая известная Масленица  с которой провожали зиму.

 

Этнография

 

В отдельных деревнях встреча М. представляла собой особый ритуал почетного ввоза специально сделанного чучела, олицетворявшего собой праздник, в сопровождении односельчан. Иногда несколько парней ввозили в деревню сани, в которых рядом с чучелом М. стояла самая красивая девушка. За ними двигалась целая вереница саней и разрисованных салазок с празднично разодетыми девушками. Праздник начинался на высоком месте деревни или на специально возведенной катальной горе. Первыми встречали М. дети, молодые девушки и парни. Они же являлись и главными исполнителями всех последующих обрядов. С наступающим праздником связывалось много ожиданий, поэтому и встретить его старались как можно веселее и приветливее, надеясь, что и М. ответит им тем же. Дорогую гостью приветствовали; все действия сопровождались песнями-причитаниями: «Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая  коса, кветочка, ясочка, ты же моя перепелочка! Приезжай ко мне во тесовой дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Выезжала честная Масленица, широкая боярыня на семидесяти семи санях козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться... »

 

А мы масленицу дожидали,

В окошечку доглядали,

В окошечку поглядали...

Сыром, маслицем поливали.

На горушку выходили,

Сыр и с маслицем выносили,

Сыром, маслицем поливали,

Чтобы горушки были катливые,

Чтобы девушки были гудливые.

 

После того, как необходимые приветствия были пропеты, сани с чучелом М. под крики детей: «ПриехалаМасленица! Пришла Масленица!» - съезжали вниз. Девушки и дети начинали кататься с горки на скамейках, заледеневших лукошках и санках… С этого момента считалось, что М. встречена, а праздник - начался. Зарождение в такой день нового месяца, когда он «окунул рог в масло», по народному поверью почиталось хорошим предзнаменованием не только на время праздника, но и сулило богатый урожай и сытую жизнь на протяжении всего года. Если же в этот день мела метель, то такой ожидалась и вся последующая неделя: «Помело метлой на Масленицу; придет Государыня Масленица Метельная». В этот день ходили к родственникам договариваться о порядке посещения друг друга, совместных развлечениях и поездках на ярмарки.

 

.....

Не последнюю роль в завершении М. играли очистительные обряды, цель которых - избавить жителей деревни от влияния на их судьбы злых разрушительных сил. В северных регионах кульминацией праздника являлось возжигание на возвышенном месте, льду озера или реки большого ритуального костра. В его сооружении участвовали все жители деревни, приносившие старые ненужные вещи: рассохшиеся кадушки, старые развалившиеся сани, обветшалую утварь, солому из старых постелей и пр. В центр кострища вертикально помещали высокий шест с надетым на него колесом или смоляной бочкой.

 

Кукла детская Масленица

Серия сообщений "обереги":
Часть 1 - Куклы-обереги на все случаи жизни! МК
Часть 2 - Очистительная кукла. Мастер-класс
...
Часть 19 - ОБРЯДОВЫЕ продолжение
Часть 20 - обрядовые продолжение 1
Часть 21 - Обережные
Часть 22 - На здоровье
Часть 23 - Свадебные
...
Часть 44 - Птица счастья из бересты.
Часть 45 - Исконно-русские куклы-обереги...
Часть 46 - Кукла "Коляда". Обережное рукоделие. Мастер-класс.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | LYLY62 - Дневник LYLY62 | Лента друзей LYLY62 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»