• Авторизация


История Паштровичей 30-04-2025 12:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!



Посмотреть на Яндекс.Фотках

                                                     

История Паштровичей, небольшой области в сербской
Далмации, расположенной к югу от г. Будвы и к западу от Скадарского озера, восходит
к XIII в. В начале XV в. община Паштровичей, признав суверенитет Венецианской
республики, сумела отстоять свою автономию, сохранив самоуправление, свободу
от налогов и некоторые другие вольности. Автономия помогла жителям этой небольшой
области сохранить неизменными свои правовые и административные порядки в течение
нескольких столетий и в известной мере способствовала консервации ее внутреннего  уклада. В частности, здесь долго сохраняется деление на «племена» и «братства», явный
признак архаических общинных отношений. Длительное существование этих отношений
в Паштровичах привлекло к ним внимание как этнографов 24, так и историков 25.
Обращаясь к этой теме, И. Божич ставит перед собой задачу выяснить, в какого типа
общины объединены жители Паштровичей, но прежде ему необходимо установить,
о каких социальных прослойках должна идти речь. Дело в том, что свобода от податей
и собственное управление, закрепленное за паштровичами по договору 1423 г. с Венецией,
дали им основание рассматривать себя в качестве дворян — «племичей», и многочисленные
документы XV—XVII вв. полны упоминаний об их дворянском статусе.
Действительно ли паштровичи являлись дворянами или за этим наименованием скрывается
иное содержание? Не вдаваясь в подробную оценку анализа, произведенного
И. Божичем, отметим сразу, что ему удалось правильно понять природу паштрович-
ских племичей. Он увидел в них крестьян-хлебопашцев, самих обрабатывающих свои
земли, наследственных владельцев этих земель и участников сельских сходок (стр. 174).
В социальном облике большинства из них не было ничего дворянского, их «дворянское»
-состояние являлось лишь результатом привилегий, полученных по договору с Вене-
цией, в том числе и права на выборы собственных старост и судей. Те крестьянские
оемьи, которые сохранили за собой это право, считались племичами, «даже если они
в лаптях обрабатывали свой кусок земли» (стр. 177). Очевидно, здесь перед нами характерный
пример того, как свобода, унаследованная от далеких времен общинного
•строя, превратилась в характеристику привилегированного состояния 2б. Разумеется,
паштровичи знали и подлинное социальное расслоение, некоторые из них поднялись
до положения настоящих дворян, в то время как основная масса осталась рядовыми
юбщинниками. Но даже эти феодальные роды, владевшие зависимыми крестьянами —
кметами, относились лишь к мелкому дворянству («ситна властела»), очень близкому
к свободвым общинникам. Таким образом, даже объединения шляхты являлись не
«столько феодальными корпорациями, сколько видоизмененными крестьянскими коллективами,
построенными на общинных основах. Такими коллективами в средневековых
Паштровичах и были «племена». Не все понятно в характеристике этих племен
по документам XV—XVII вв., но совершенно ясны две веши. Во-первых, материальной
основой племени может быть собственность на землю, а во-вторых, каждое племя—
это коллектив, членов которого объединяет если не действительная, то идеальная
родственная связь — происхождение от общего предка. Таким образом, паштровичское
ллемя выступает в качестве еще одного общинного звена на территории Далмации,
параллельно с найденным О. Мандичем братством, в качестве звена, объединяющего
людей и по родственному, и по поземельному признаку. По существу «братство»,
изученное Мандичем в широком плане, и «племя», обследованное Божичем на локальном
паштровичском материале, представляют различные формы одного и того же общинного
организма.
Сходство братства и племени может быть подтверждено еще одним любопытным
образом. Оказывается, на территории Паштровичей, знающих в XV в. только «племя»,
впоследствии появляется еще и «братство», и оба этих объединения становятся двумя
ступенями одной и той же линии общинного развития. Этнографический материал,
собранный в Паштровичах современным югославским исследователем Й. Вукманови-
чем, показывает, что «племя», дожившее до наших дней в этой области, представляет
общину, состоящую из одного или нескольких сел, окруженных кольцом заселков, и
в течение столетий (вплоть до середины XIX в.) располагавшую собственной землей и
неподеленными общинными угодьями 27. Таким образом, племя не совпадает с селом и не
является чисто территориальной организацией. Каждое племя состоит из нескольких
«братств, и этот последний коллектив представляет самую оригинальную й наиболее
выразительную ячейку паштровичской общинной организации. Братство возникает
посредством раздела общего имущества родных братьев, из числа их размножившихся
потомков. Члены братства группируют свои дома и земли и нередко составляют обособленную
часть села; они рассматривают себя как кровных родственников и не заключают
•браков друг с другом. Число членов братств постепенно растет. Й. Вукманович
находит, что каждое племя — эта не что иное, как разросшееся братство (стр. 242).
Таким образом, и братство, и племя, восходящие генетически к временам раннего
средневековья, проявляют исключительную устойчивость и доживают до наших
дней. Разумеется, следует ожидать серьезного перерождения и того, и другого организма
за такой продолжительный срок. Но, как мы можем заметить, это перерождение
24Й. В у к м а н о в и ћ . Паштровићи. Антропогеографско-етнолошка испитивања.
Цетивье, 1960.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник История Паштровичей | Natali_Monte - Дневник Натали Монте | Лента друзей Natali_Monte / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»