• Авторизация


чайные традиции 28-07-2011 16:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]
[показать]

В дореволюционной России существовало множество чайных традиций.

Во-первых,
в крупных городах были дворяне-аристократы, которые с незначительными
искажениями копировали английскую чайную традицию. Подобное чаепитие
было популярно в петербургских и московских салонах. Подобный «дворянский чай» был не столько потреблением продукта, сколько поводом для общения.

Во-вторых, существовала купеческо-помещичья культура
чаепития. Это тот самый самовар, и обязательно большое количество
сладостей и еды. Из сладостей использовали сахар, мед, варенье, из еды –
пироги с разнообразной начинкой (овощи, грибы, ягоды, творог, рыба и
мясо), пряники, калачи, бублики. В чай часто добавляли спиртное –
крепкие настойки и бальзамы. Часто подобные чаепития являлись хитрым
способом не голодать во время постов – вроде и не еда, а чашек семь с
пирожками навернешь, да и возрадуешься. 

В-третьих, существовала мещанская
субкультура чаепития. Мещане – это чиновники, служащие, лавочники, 
разночинцы. В этой субкультуре наблюдается копирование «дворянского» и
«купеческого» чаепития. От купеческого мещане пытались перенять изобилие
еды на столах, а от дворянского – культурную программу. Именно
благодаря чайным посиделкам мещан сформировался как музыкальный жанр
романс.

В-четвертых, существовала субкультура русского чайного общепита.
В России было очень много чайнопитейных заведений. В любом ресторане
были «чайные столы», где клиенты откушивали в лучших традициях
«купеческого» чаепития.

В-пятых, с большой натугой можно выделить отдельную чайную традицию «простого народа»
- рабочих и крестьян. Настоящий чай в те времена был им недоступен.
Чаще всего употреблялась смесь из трав (иван-чай, душица, зверобой,
малина).


Как гласят старинные русские летописи, пить этот
чудесный напиток надо было медленно, чтобы получить наслаждение и
освободиться от дурных мыслей, болезней и забот. В какое бы время ни
пришел гость, для него ставили самовар. Хозяева по обычаю должны были
выпить с ним чаю. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой
иерархии, по старшинству. Под образами сидели самые почитаемые гости или
глава семьи с женой. Разливать чай и потчевать сидящих за столом
надлежало хозяйке, которая могла прибегнуть к помощи старшей дочери.
Чашку
принято было передавать двумя руками  с приветливой улыбкой и
пожеланием: «На здоровье!» Принимая чай, полагалось отвечать: «Спаси Бог
вас» или «Благо дарю вам». Эти слова произносились за столом так часто,
что буквально пронизывали воздух и создавали ту особую добрую магию,
которая так интриговала иноземцев.

Состав чая в России
варьировался в зависимости от пристрастий хозяев, состояния их здоровья,
пола, времени суток. К примеру, девицам полагалось пить только «девичий чай», основу
которого составляли сушеные яблоки с сердцевиной и семенами. Этот отвар
помогал девицам долго оставаться белокожими и румяными. «Татьянин чай»
из трех видов клевера, по преданию, способствовал поддержанию жизненных
сил у Татьян, а также укреплял веру, надежду и любовь. В «мужские чаи» часто добавляли корневища девясила, петрушки, зверобоя.

Можно
долго гадать и спорить, были ли жители Руси первыми из европейцев, кто
познакомился с чаем из Китая, или же то были жители Западной Европы,
которые издавна посылали корабли в далекие страны, в том числе в
неведомый Китай.

Еще в XIII в. венецианский путешественник Марко
Поло добрался до Китая и провел там почти 17 лет. Составленное с его
слов описание путешествия содержало, однако, всего лишь упоминание об
увольнении императором в 1285 г. министра финансов за недозволенное
повышение налога на чай. Чуть более трех столетий спустя в Китае
побывали португальские мореплаватели, которые закупили там много
необычных китайских товаров, и в их числе был чай, к которому в Европе
отнеслись вначале не более как с любопытством. Исследователи указывают
при этом дату: 1610 г.

Российские историки-исследователи отмечают
факт того, что при Иване III, ставшем в 1462 г. «государем всея Руси»,
восточные купцы привозили в Москву китайский чай. В правление царя Ивана
Грозного о напитке «чай» рассказывали казачьи атаманы Петров и Ялышев,
побывавшие в Китайской империи в 1567 г. Согласно ряду источников, в
1638 г. целых четыре пуда сухого чайного листа привез в Москву
российский посол Василий Старков, как подарок монгольского Алтын-хана
царю Михаилу Федоровичу (первому царю, рода Романовых), который,
впрочем, не проявил интереса к нему. Московиты, тем не менее, уже стали
познавать свойства чая, и в 1665 г. лекари посоветовали, лечение чаем
царю Алексею Михайловичу, который «маялся болями в животе». Царю
полегчало, чайный напиток произвел на него впечатление, и с того времени
пошли регулярные закупки чая из Китая.

Вскоре Москва
договорилась с утвердившимся тогда у власти в Китае императором Цинской
(маньчжурской) династии о разграничении территории, мире и торговле, и в
число товаров, подлежавших торговому обмену, вошел чай, который меняли в
основном на редкие меха сибирского зверя. Подписанный в 1689 г. в
Нерчинске договор закрепил эти договоренности и определил места
проведения обмена. На российских рубежах таким местом стала Кяхта, через
которую затем на протяжении более двух столетий следовали караваны с
чаем для россиян.

Царь Петр I, как известно, еще в юности под
влиянием «немецкой слободы» увлекся кофе и в последующем пить кофе
обязывал всех гостей на своих увеселительных «ассамблеях». Однако массе
россиян пришелся по душе чай, который очень уважала и императрица
Екатерина И. Она лично следила за прибытием из Китая «чайных караванов» и
благоволила развитию в Санкт-Петербурге производства отечественной
чайной посуды. В ту пору расцветало искусство чайной посуды на
знаменитом Императорском фарфоровом заводе (переименован в Ломоносовский
при советской власти).

Путешествие чая из Китая в Нижний
Новгород, а затем в Москву и Санкт-Петербург было долгим. Весь путь его
от мест производства составлял около 18 тыс. км и длился 1618 месяцев:
на верблюдах через пустыню Гоби, затем на лошадях и возах через
сибирскую тайгу и на лодках через многочисленные реки. Прибытие каравана
на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки Нижнего Новгорода каждый раз было
большим событием для россиян. Особенно охочими до чая оказались
москвичи, и Москва быстро стала «чайной столицей» России.
svetljanca



[показать]
Zosik_K
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник чайные традиции | svetljanca - Простите....здесь я отдыхаю..... | Лента друзей svetljanca / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»