17-го числа месяца тамуз еврейский народ в разных его поколениях перенес много несчастий:
— были разбиты первые скрижали после получения Торы у горы Синай;
— перед разрушением Первого Храма в осажденном царем Навуходоносором Иерусалиме вынуждены были прекратить жертвоприношение "тамид'"
— в ту же дату при осаде Иерусалима римлянами во время Второго Храма были пробиты бреши в стенах города, и враги ворвались в него;
— был сожжен свиток Торы;
— был установлен идол в Храме.
Память об этих трагических событиях глубоко хранится в сердцах евреев, и этот день посвящается посту, раскаянию — тшува, и исправлению своих ошибок.
На 17-е тамуза распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить, чтение "слихот", Торы, добавление ,,״עננו в шмоне эсре и т.д. Подробнее о законах постов см. выше, глава 25.
Три недели "в окружении бед"
Три недели между постами 17-го тамуза и 9-го ава называются днями "бейи амеиарим " — "в окружении бед". Это название взято из книги "Эйха" (,איכה א,, ג), в которой пророк Йермияу оплакивает разрушение Храма и беды, постигшие наш народ в результате этого.
В три субботы, приходящиеся на дни бейн амецарим, читают на афтару отрывки из книг пророков, в которых говорится о несчастьях и наказаниях, постигающих еврейский народ за грехи.
В дни бейн амецарим приняты обычаи траура в знак скорби о разрушении Храма.
4. В эти дни не устраивают свадеб. В части восточных общин это касается лишь 9 дней с начала месяца ав до поста Тишъа Беав.
Помолвка разрешена в это время, однако нельзя устраивать по этому случаю праздничную трапезу с начала месяца ав и до поста.
5. Начиная с 17-го тамуза, не произносят благословение ״שהחינו״ на новые плоды или одежду. Если куплен новый плод, надо дождаться субботы, и тогда благословить ״שהחינו״; если невозможно сохранить плод, произносят эту браху и в будни, при условии, что после 9 ава его нельзя достать.
Во время обрезания младенца и т.п. также благословляют ״שהחינו״ и в будни.
Выходцы некоторых восточных общин не говорят вообще .,,״שהחינו в этот период, даже и в субботу, согласно мнению АРИ.
6. Не стригутся и не бреются на протяжении "трех недель". По традиции восточных общин не делают этого лишь с начала той недели, на которую приходится пост Тишъа Беав.
Существуют различные мнения относительно того, можно ли стричь ногти в ту неделю, на которую приходится 9-е ава. Однако в любом случае можно стричь ногти перед субботой.
"Девять дней"
7. Начиная с рош ходеш ав до поста Тишъа Беав отменяются все веселья и становятся строже траурные обычаи в знак скорби о разрушении Храма.
В этот период нельзя покупать или шить новую одежду, даже если человек намеревается одеть ее после поста.
8. Не стирают, не гладят и не отдают в прачечную белье, даже если собираются использовать его после 9-го ава. Однако можно стирать вещи маленьких детей, пачкающиеся постоянно.
Можно одевать стираную одежду только если ее уже немного поносили до начала месяца ав. В субботу можно одевать свежее белье и платье.
Евреи восточных общин не стирают и не одевают выстиранную одежду лишь с начала той недели, на которую приходится пост Тишъа Беав.
9. С начала месяца ав не моют все тело, за исключением тех случаев, когда разрешается мыться по медицинским соображениям. Тому, кто страдает от обильного выделения пота, можно мыться в холодной воде, так как он делает это не для удовольствия. В любом случае разрешается мыть лицо, руки и ноги в холодной воде.
Тому, кто в канун субботы постоянно совершает омовение в микве и не изменяет этому обычаю, даже будучи сильно занятым, можно совершить омовение в микве накануне субботы перед 9-м ава, если вода в ней холодная.
Выходцы восточных общин не моются лишь с начала недели, на которую приходится пост 9-го ава.
10. Не принято есть мясо, а также еду, варившуюся вместе с ним, и не пить вино на протяжении всех этих девяти дней. Разрешается подать мясное больному, а также в случае, если устраивается трапеза по случаю обрезания младенца или выкупа первенца.
На исходе субботы перед 9-м ава совершают авдалу на вино. Если в доме есть ребенок, достигший уже возраста воспитания, когда начинают приучать его исполнять заповеди, но еще рано ему исполнять обычаи траура по Иерусалиму (примерно с 6 до 10 лет), то ему дают выпить бокал с вином (по крайней мере его большую часть).
Шабат "Хазон"
11. Суббота перед постом 9-го ава называется ,'Шабат Хазон" — по первому слову читаемой в эту субботу афтары (,ישעיה, א): —"Хазон Йешаяу бен Амоц". В этом пророчестве содержится суровое обличение грехов народа Израиля. Разрешается носить субботнюю одежду, есть мясо и пить вино.
Канун поста 9-го ава (эрев Тишъа Беав)
12. 8-го ава, накануне поста, до захода солнца проводят заключительную трапезу, т.н. "сеуда мафсекет" которая должна состоять только из одного блюда вареной пищи. Можно есть сырые овощи, творог и т.п.
По обычаю, во время этой трапезы сидят на земле в знак скорби о разрушении Храма и едят яйцо, посыпанное пеплом. В сеуда мафсекет не садятся три человека есть вместе, чтобы каждый мог сказать благословение после трапезы отдельно и не требовалось произносить зимуй.
Заканчивают есть и пить до захода солнца — с этого времени в силу вступает обязанность поститься.
С момента наступления поста снимают кожаную обувь.
13. Если 9-е ава выпадает на воскресенье, то суббота (8-е ава) проходит как обычно, однако прекращают есть и пить до захода солнца. В синагоге шлиах цибур произносит
״ברוך המבדיל בין קדש לחול״
и снимает обувь до ׳״ברכו״ в начале вечерней молитвы. Молящиеся снимают обувь после "ברכו". Во время молитвы нельзя дотрагиваться до обуви.
Пост 9-го ава — Тишъа Беав
14. Девятого ава произошли трагические для еврейского народа события.
В этот день вернулись посланники (מרגלים), которые исследовали израильскую землю, и стали убеждать евреев не входить в нее. Поверив им, весь народ плакал понапрасну, разочаровавшись без причины. В наказание Всевышний не дал всему поколению войти в Страну, и определил дату 9-го ава как день траура для всех грядущих поколений.
В это.т день были разрушены и Первый и Второй Храмы.
Тогда же был захвачен врагом город Бейтар, в котором находились сотни тысяч евреев.
В этот день Торносропус велел распахать место, где стоял Храм, и его окрестности, и сбылось сказанное в пророках: "Сион будет распахан подобно полю" (ירמיהו כ״ו, ח,; מיכה ג,, י,,ב).
С разрушением Храма мы утратили великие духовные сокровища. Наша скорбь в день 9-го ава сопровождается постоянной надеждой на то, что Храм будет восстановлен и придет полное избавление, скоро, в наши дни.
15. Если 9-е ава приходится на субботу, то пост и траур переносятся на воскресенье. Законы 9-го ава более суровы и более строги, чем законы других постов.
Пять законов поста
16. Девятого ава постятся, начиная с захода солнца и до появления звезд назавтра. Соблюдают все пять законов поста, как и в Йом Кипур.
17. Запрещено есть и пить в каком бы то ни было количестве (больной должен спросить раввина, как поступить), нельзя полоскать рот и чистить зубы.
9-го ава, начиная с полудня, разрешается курить тому, кто страдает без этого, но не публично.
18. Нельзя умываться. Вставая утром, или выходя из туалета, омывают руки только до конца пальцев.
19. Нельзя пользоваться мылом, а также мазями, маслами, парфюмерией и т.п.
20. Нельзя носить кожаную обувь любого вида.
21. Девятого ава запрещены также супружеские отношения, мужу и жене нельзя даже дотрагиваться друг до друга.
22. Начиная с вечера 9 ава и до полудня назавтра не сидят на стульях или скамейках и т.п., а только на чем-либо низком. Спят также иным, чем обычно, образом, например, тот, кто привык спать на двух подушках, должен спать на одной и т.п.
23. Принято не заниматься ремеслом до полудня, чтобы не отвлекаться от траура. Однако можно выполнять легкие, не занимающие много времени работы, например, зажечь свечу, завязать что-либо и т.д.
24. В день 9-го ава не приветствуют друг друга. Тому, кто не знает этого закона и здоровается, отвечают в полслова, легким поклоном головы.
Изучение Торы 9-го ава
25. Изучение Торы радует сердце, как сказано в "Псалмах": "Заповеди Бога истинны и веселят сердце" (י״ט, ט׳). Поэтому 9-го ава, в день скорби и траура, изучают лишь то, что относится к разрушению Храма и другим бедам евреев: законы 9-го ава, книгу "Иов", книгу "Эйха", те главы из пророка Иермияу, в которых говорится о разрушении, пропуская места, в которых говорится об утешении, третью часть из Гемары "Моэд катан", в которой говорится о законах траура, и 55-58 листы из Гемары "Гитин", где говорится о разрушении Храма и изгнании.
Молитвы Тишъа Беав
26. После вечерней молитвы читают книгу "Эйха" (מגילת איכה), в которой пророк Иермияу оплакивает разрушение Храма. Если читают ее в миньяне из кашерного пергаментного свитка, то перед этим благословляют "על מקרא מגילה"
27. Затем читают ,,״קינות — "кинот "— "плач". Это сборник молитв, в которых оплакиваются первое и второе разрушения Храма, изгнания и несчастья.
Тот, кто молился один, а не в миньяне, также произносит текст книги "Эйха" и кинот.
Вечером 9-го ава зажигают меньше, чем обычно, свечей (или уменьшают освещение дома).
В синагоге снимают с арон акодеш занавес.
28. Утром молятся без талита и тфилин.
Шлиах цибур произносит ״ענבר״ при повторении молитвы между брахот ,,״גואל ישראל и ״רפאנו״. Читают Тору в главе ״ואתחנן״ начиная со слов ״כי תוליד בנים״ а затем афтару ירמיהו, חי) ״אסף אסיפם״). После молитвы продолжают, примерно до полудня, чтение кинот, а затем читают без брахи книгу "Эйха".
Девятого ава не произносят таханун. В молитве ״ובא לציון,״ не говорят фразу ,,.״ואבי זאת בריתי
29. В минху одевают талит, накладывают тфилин и читают те части молитвы, которые опустили утром, затем произносят ,,״אשרי, шлиах цибур читает полукадиш и читают в Торе то же, что и в дни других установленных постов, см. выше, глава 25-я, закон 8.
30. В шмоне эсре в минху добавляют в брахе ״בונה ירושלים״ молитву
״נחם ה אלקינו את אבלי ציון רפוי״
а в брахе ״עננו ה עננו״ — ״שמע קולנו״
Выше, в главе 25-й, закон 8, приведена таблица, разъясняющая, как следует поступить тому, кто забыл сказать ״עננו״. Евреи восточных общин говорят ״עננו״ также и в утренней молитве.
31. Храм был подожжен 9-го ава и горел в течение 10-го ава. Поэтому до полудня 10-го ава соблюдают часть законов траура: не моются, не стирают и не стригутся, не едят мяса и не пьют вина.
Если 9-е ава приходится на четверг, то в пятницу разрешается мыться в честь субботы и до полудня. Если 9-е ава пришлось на субботу и пост был перенесен на воскресенье, то утром в понедельник уже можно есть мясо и пить вино.
32. Если 9-е ава пришлось на воскресенье или на субботу и пост был перенесен на воскресенье, то авдалу на исходе субботы не совершают, а только произносят благословение ״בורא מאורי האש״, если видят горящую свечу. В арвит добавляют ״אתה חוננתנו״ в шмоне эсре, как и в каждый моцаэй шабаш. Тот, кто забыл произнести ״אתה חוננתנו״, или намеревается совершить на исходе субботы какие-либо млахот до вечерней молитвы, должен произнести ״ברוך המבדיל בין קדש לחל״ (не упоминая имя Бога). На исходе 9-го ава (т.е. в ночь на понедельник) совершают авдалу на вино, но не благословляют на огонь и благовония.
Месяц элул
33. Элул — месяц милосердия. В эти дни искреннее раскаяние человека находит прощение и особейно желанно Богу. После того, как евреи совершали грех, сделав из золота тельца. Моисей снова поднялся на гору Синай в рош ходеш элул и пробыл там до Йом Кипура. Все те дни евреи пребывали в посту и покаянии, пока Бог не простил их в Йом Кипур.
Поэтому месяц элул стал для всех поколений временем раскаяния и подготовки к ',десяти дням тшувы", являющимся днями суда.
В этот месяц принято давать много денежных пожертвований, совершать как можно больше добрых дел и уделять время размышлению, и о поступках и об исправлении всего дурного.
34. В буквах слова ״אלול ״ (элул) скрыты следующие значения:
сказано в Торе: (״ומל הי אלקיך את לבבך ואת לבב ורעך״ (דברים לי,וי -
первые буквы составляют слово אלול, сам же отрывок говорит о раскаянии,
в "Песне Песней" : ״אני לדודי ןדרךי ליי׳ — подразумевается молитва.
в мегилат "Эстер" ״איש לרעהו ומתנות לאביונים״ : - подразумевается благотворительность.
35. Если Рош Ашана приходится на четверг или субботу, то на исходе предшествующей ему субботы начинают произносить слихот — молитвы о прощении наших грехов. Если же Новый год выпадает на понедельник или вторник, то эти молитвы начинают читать с моцаэй шабат предыдущей недели так, чтобы читать "слихот" по крайней мере на протяжении четырех дней (Новый год не может начаться в воскресенье, среду или пятницу). В восточных общинах начинают читать слихот со следующего после рош ходеш элул дня. Перед слихот следует произнести благословения ״על נטילת ידים״ и бирхот атора.
Тот, кто читает эти молитвы без миньяна, не произносит в них "тринадцать ступеней милосердия" а также те слихот, которые написаны по-арамейски — .״מחי ומסי וכוי״
36. На протяжении всего месяца элул добавляют после утренней и вечерней молитв 27-ю главу из "Псалмов" — ,,״לדוד ה, אורי וישעי и произносят ее до Ошана Раба включительно. В этом псалме говорится о нашей вере в милость Всевышнего и спасение, которое Он нам дарует, и подразумеваются праздники Рош Ашана, Йом Кипур и Суккот:
"ה׳ אורי"— "Бог - мой свет" — в Рош Ашана;
״ — ״וישעי״и мое спасение" — в Йом Кипур;
"כי יצפנני בסכו" — "укроет Он меня под сенью Своей" — в Суккот.
37. На протяжении всего месяца после утренней молитвы трубят в шофар (рог). Его звук пробуждает сердца к тшуве, как сказано у пророка (עמום ג,, ו׳):
"Не содрогнется ли народ, когда раздастся трубный звук?!"
В восточных общинах принято трубить в шофар при произнесении слихот. В субботу в рог не трубят.
О законах и обычаях, принятых в канун Нового года (29-го элула), рассказывается выше, в главе 24-й, законы 1-3.
[показать] |
[показать] |
[показать] |
[показать]
[показать]
[показать]