[показать] Построен архитектором Ф. Шехтеля для себя в 1896 г. Этот особняк считается чуть ли не лучшим из творений этого знаменитого архитектора, который построил такие знамениты дома, как "Дом Шехтеля" на Большой Садовой, дом Московского общества страхования от огня, гостиница "Боярский двор" на Старой площади, перестроил Художественный театр (именно благодаря Шехтелю он обрел свой "фирменный" дизайн), банк Рябушинских на Биржевой площади и другие
02 Сложность плана обусловлена прежде всего неправильной формой и величиной участка, который сооружение занимает максимально плотно. Сложность объемного решения обусловлена избранной стилистикой — состоящая из многочисленных взаимопересекающихся объемов, композиция навея на образом средневекового замка, который будучи адаптирован зодчим в ином масштабе (особняк имеет один-два этажа) и в иной среде превратился в подобие детской игрушки из сказки про средневековых рыцарей. [показать] 03 Большое влияние на стилистику здания оказал и модерн, который «очистил» объемы от лишних декоративных деталей, сведя сходство фасадной декорации со средневековым прототипом до уровня графического изображения на плоскости посредством различных фактур.
[показать] 04 В 1896 году 37-летний архитектор присмотрел для себя небольшой участок земли на стыке переулков Трёхпрудного и Ермолаевского, где когда-то была пятиглавая церковь священномученика Ермолая. Рядом располагались одно из владений его покровителей и заказчиков - Морозовых. Шехтель снес имевшиеся на участке деревянные сооружения и по собственному проекту возвел двухэтажный кирпичный особняк. К тому времени немолодой уже, но лишь недавно определивший для себя архитектурную стезю, художник прославился постройкой особняка Морозова на Спиридоновке. Воплощенный им там стиль "английской готики" нашел отражение и в собственном жилище Шехтеля, но, вместе с тем, дом явно отражает постепенное обращение автора к идеям того, что вскоре будет названо русским модерном.
[показать] 05 Характерную фасадную декорацию щипцового завершения (обращенного к улице) представляют ступенчатые оштукатуренные плоскости, контрастирующие с основным полем щипца, облицованного керамической плиткой, имитирующей светлый кирпич.
[показать] 06
[показать] 07 Здание, которое его создатель в шутку называл "избушкой непотребной архитектуры", выступало из-за ступенчатой каменной ограды подобно городу-замку с круглой башней, увенчанной конусовидной кровлей. Вьющиеся растения оплетали огромное окно, цепляясь за керамическую плитку стен главного фасада. Парадный вход в дом располагался в шестиугольной башне справа, ещё более намекающей на готические образцы.
[показать] 08
[показать] 09 Над входом в дом расположена выразительная цветная мозаика с инициалом создателя и владельца SH (Shekhtel), изображающая три состояния цветка ириса, — молодость, расцвет и увядание.
[показать]
10 Внутреннее пространство построено на взаимодействии и контрасте разных объёмов, фона и декора, сочетании естественного света и цветовых пятен витражей. В холле - резные деревянные панели конца XIX века. Отсюда можно пройти в просторную гостиную и столовую или в камерную каминную. А прямо - центр здания - дубовая резная лестница, огибающая башню-фонарь витыми пролётами и уходящая вверх. Из этой башни с золотистой "луковицей" светильника как бы вырастает, подобно ирису, живой организм дома, развиваясь вверх и вширь, не приемля симметрии. [показать] 11
[показать] 12 Кабинет бывшего хозяина украшает огромный "средневековый" камин. Над ним - резная горизонталь галереи, куда ведёт узкая спираль лестницы: когда-то там размещалась богатая библиотека Шехтеля. Камин был украшением его кабинета, где на стенах висели шедевры его живописной коллекции и собственные эскизы.
[показать] 13
[показать] 14
[показать] 15
[показать]
16 Несмотря на изменение обстановки, новым хозяевам удалось сохранить изящество интерьера. С потолка, на котором ещё с тех времён остались подлинные дубовые балки, свисает старинная кованая люстра. Естественный свет проникает через широкое окно, верхний ярус которого представляет собой витражи-клейма на рыцарские темы. Освещение комнаты меняется с течением дня, и цветные блики на золотистых стенах являются оригинальной чертой интерьера.
[показать] 17
[показать] 18
[показать] 19 Кто здесь только ни бывал: Антон Чехов, Константин Коровин, Леонид Собинов, Исаак Левитан, Михаил Врубель, не говоря уж о влиятельных заказчиках... Интерьер комнаты всё ещё сохраняет причудливую решётку арочного проёма, который в своё время был оформлен декоративной драпировкой.
[показать] 20
[показать] 21
[показать] 22 В 1904 году Шехтель пристраивает к особняку двухэтажную часть со стороны двора. В 1910 году архитектор переезжает в другой свой дом на Большой Садовой, а особняк в Ермолаевском переходит к другому владельцу - почетной гражданке Е.Я.Дунаевой. После революции дом используется для размещения различных учреждений. С 1944 года домовладение передано Центральному бюро по обслуживанию иностранцев (прежнее название ГлавУпДК) и с тех пор используется для размещения дипломатических представительств.
[показать] 23
[показать] 24
[показать] 25
[показать] 26
[показать] 27
[показать]