Великий русский скульптор Клодт Пётр Карлович был великим мастером в создании скульптурных образов. Особенно он любил лошадей. И удавались они ему - ах, как хорошо!
В начале 1832 года скульптор получил правительственный заказ на выполнение двух скульптурных групп в Санкт- Петербурге.
Летом 1833 года Клодт изготовил модели для проекта, и в августе того же года модели были утверждены императором и доставлены для обсуждения в Академию художеств. Члены академического совета выразили полное удовлетворение работой скульптора и было решено выполнить обе первые группы в полном размере.
Клодт успешно отлил коней в бронзе и установил их на Аничков мост. Теперь многие поколения любуются этой работой.
[показать]
Казалось бы, история исчерпана, но не все так просто, как оказывается.
С каждым памятником как правило связаны свои легенды и тайны. Есть такая тайна и Клодтовкий коней.
[показать]
Если присмотреться к интимной анатомии коня, то явственно увидим человеческое лицо.
[показать]
И это не случайная ошибка или игра света. Скульптор определенно изобразил чей то портрет. Чем же насолил мастеру это бедолага, что Клодт увековечил его лицо в такой унизительной форме?
Увы, этот факт останется неизвестным.
Но мораль думаю усвоят многие поколения - не гневите творца! Неизвестно каким изощренным способом он отомстит вам )))
Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.
Если верить одному старинному преданию, то, работая над конными группами Аничкова моста, Клодт решается, наконец, отомстить одному из давних своих высокородных обидчиков. Он будто бы решил изобразить лицо этого человека под хвостом одного из вздыбленных коней. Говорят, узкий круг современников легко узнавал отлитый в бронзе образ несчастного. Правда, другие убеждены, что между ног коня скульптор вылепил ненавистного Наполеона, врага любимой и единственной его родины - России. Третьи утверждают, что одно из бронзовых ядер коня просто исписано непристойностями.
Но более всего на Аничковом мосту обывателей занимает тайна смерти Клодта. Ее напрямую связывают со скульптурой моста. Будто бы однажды, услышав от «доброжелателей», что у двух из четырех коней отсутствуют языки, скульптор так расстроился, что замкнулся, стал сторонится друзей, в конце концов заболел и вскоре умер, будто бы от этого.
Интересно, что статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, в то время, как статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания подков не имеют. Распространенная легенда объясняет это тем, что в XVIII веке на Литейном проспекте располагались литейные мастерские (откуда проспект собственно и получил свое название) и кузницы. Поэтому, подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Литейного проспекта.
Есть ещё одна легенда, где говорится о том, что подкованные кони указывают направление, откуда появится потенциальный враг Росси (с запада), а неподкованные кони показывают, откуда придут новые друзья (с востока).
В 1908 на дощечке, прикреплённой у моста появилась надпись «Аничкин мост». Это искажённое название петербуржцы быстро подхватили, но в 1912 в столицу приехал один из дальних потомков М. О. Аничкова. Он заметил надпись и в тот же день написал жалобу в гор. управу. В ней гость указывал, что предки его были не Аничкины, а Аничковы.
Динамичные классические скульптуры обнаженных юношей, мощные фигуры прекрасных диких животных, непривычная для монументальной скульптуры близость восприятия в сочетании с некоторой неоднозначностью, улавливаемой в тексте памятной бронзовой доски, укрепленной на одном из гранитных кубов, служащих пьедесталами для клодтовских коней: «Лепил и отливал барон Петр Клодт в 1841 году», породили соответствующий фольклор, пикантная фривольность которого с лихвой уравновешивается добродушной незлобивостью собственно фольклорных текстов.
Вот анекдот, напрямую пародирующий двусмысленность бронзовых слов:
Стоит на Аничковом мосту мужик и справляет малую нужду. Подходит милиционер и вежливо начинает стыдить мужика:
- Как же это, гражданин… В центре города… На таком месте… Небось питерский рабочий…
- Рабочий, рабочий… - нетерпеливо отмахивается мужик. - Не видишь, что написано: «отливал барон Клодт». Как барону, так можно, а рабочему так нет?!
Еще в середине XIX века, в период всеобщего восхищения клодтовскими шедеврами, в Петербурге из уст в уста передавались рифмованные строки, будто бы появившиеся на крупе одного из коней:
Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
На удивленье все Европы
Он выставил четыре голых ж…
Николай узнал об этой выходке из полицейского рапорта, на котором будто бы размашисто вывел экспромт собственного сочинения:
Сыскать мне сейчас же пятую ж…
И расписать на ней Европу.
Тогда же родилось и фольклорное имя нового моста. Его прозвали «Мостом восемнадцати яиц», учитывая, что с момента его торжественного открытия и вплоть до 1917 года одним из обязательных атрибутов моста был городовой, дежуривший на пересечении Невского и Фонтанки. Городовых в XIX веке называли «Гордовиками», столь солидными и надежными казались они обывателям. Ныне Аничков мост остается «Мостом шестнадцати яиц», поскольку постоянное дежурство на мосту отсутствует.
В период недавней пресловутой борьбы с пьянством и алкоголизмом ленинградцы вспомнили, что еще задолго до октябрьского переворота петербуржцы утверждали, что «В Петербурге только четыре человека не пьют. На Аничковом мосту. И то потому, что у них руки заняты». Недавно удалось услышать еще один вариант этого крылатого выражения, что само по себе доказывает его фольклорное происхождение: «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда, они коней держат».
Говоря о мифологии Аничкова моста, нельзя не упомянуть о жутковатой легенде, услышанной художником Владимиром Яшке на Камчатке, где он жил с родителями сразу после войны. Будто бы в Ленинграде во время блокады за бешеные деньги продавались котлеты из человеческого мяса. На Аничковом мосту, рассказывали на Камчатке, ежедневно стояла аккуратненькая старушка и, увлекая детей ласковыми участливыми разговорами, незаметно подталкивала их к открытому люку, куда они и проваливались. Под мостом якобы непрерывно работала огромная мясорубка, превращавшая детей в мясной фарш.
Достойное место занимает Аничков мост и в современном городском фольклоре. Среди «Клевейших пипловских телег и фень, собранных С. М. Печкиным в 1988-1992 годах», есть розыгрыш, связанный с Аничковым мостом:
«Мужик, мужик, что ты стоишь, давай скорей. С Аничкова моста кони убежали. Все скидываются: три рубля на поимку и пять - за телегу».
Тему рвущихся с пьедесталов коней продолжают современные частушки:
Кони Клодта так и рвутся,
Чтоб по Невскому пройти.
Да боятся, что споткнутся:
Мерседесы на пути.
Нашу новую мечту
Обуздали на лету.
Как строптивую лошадку
На Аничковом мосту.
Скульптур сначала было только две! Подробнее о скульптурах. (заимствовано в Википедии)
"...Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине. В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе. В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках.
Каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями. Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня."
А Вы знаете, почему сначала статуй было только две? А потому, что задумывались они для украшения Дворцовой (Адмиралтейской) пристани, что около Дворцового моста!
"...В проекте пристани архитектор хотел установить нижним ярусом статуи львов и верхним — статуи диоскуров работы П. К. Клодта.
Скульптор получил правительственный заказ на выполнение двух скульптурных групп для украшения пристаней Адмиралтейской набережной в конце 1832 — начале 1833 года. Летом 1833 года скульптор изготовил модели для проекта, и в августе того же года модели были утверждены императором и доставлены для обсуждения в Академию художеств. Члены академического совета выразили полное удовлетворение работой скульптора и было решено выполнить обе первые группы в полном размере.[11]
После этого успеха в работе над этим проектом наступила вынужденная пауза, обусловленная тем, что Клодт завершал работу над скульптурной композицией Нарвских ворот. Этот перерыв закончился в середине 1830-х, и работа над проектом была продолжена. Император Николай I, курирорвавший проект пристани, не одобрил сочетание львов и лошадей. Вместо Диоскуров на пристани были установлены вазы, а диоскуры были установлены на Аничковом мосту..." (полный текст см. здесь:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Дворцовая_пристань )
Отсюда:
http://www.kowal.ru/blog/173[/more]