Это цитата сообщения
Ipola Оригинальное сообщениеКрещение Господне. Тайна одной иконы.
[394x700]
Икона из Рыбинского музея существенно отличается от традиционных изображений на этот сюжет. Необычно для православной иконописи расположение Иоанна Крестителя — по левую, а не по правую руку от Христа, как в обратном переводе с прорисей. Предтеча сжимает длинный крестообразный посох, который обвит по средокрестию белой лентой с письменами, — явное заимствование из западноевропейских образцов. Эфемерные, тающие в воздухе ангелы спустились на облаке, застилающем очертания берега. Призрачные силуэты небесных посланников наполовину скрыты за рамой полей. Таинственность происходящего усиливает парящий в потоке света белый голубь — Дух Святой. Фон иконы написан словно с натуры, в предрассветный час: сумеречное свечение ложится холодными отблесками на белые одеяния ангелов, скользит по локонам их кудрей. У горизонта «по-васнецовски» пылают всполохи зари, окрашивая розовым рябь воды, прибрежные камни и тяжелые складки облачений. Лишь орнаментальная «плетенка» на полях возвращает воображение, увлекшееся чувственной иллюзорной красотой природы, в лоно условности иконного языка.
Икона ориентирована на стиль петербургской мастерской М. С. Пешехонова, состоявшей преимущественно из палешан. Удаловы — известное в Палехе семейство иконописцев, один из которых, П. Г. Удалов, в 1840-х годах владел собственной мастерской в Петербурге. Очевидно, И. Удалов происходил из той же семьи. На рубеже XIX–XX веков он имел мастерскую на Загородном проспекте в Петербурге, где исполняли иконы маслом на дереве и на металле. Труды пешехоновских мастеров и их подражателей, по замечанию М. М. Красилина, можно встретить по всей России.
Не обошли они стороной и храмы Рыбинской округи, откуда, по всей видимости, и была привезена икона «Крещение Господне».