• Авторизация


Сказки Шарля Перро 02-01-2012 20:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

 Все мы выросли на таких сказках, как «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка» и т.д. Добрые сказки вселяли уверенность, что добро всегда побеждает зло, что все злодеи будут наказаны или вдруг подобреют, уяснив свои прежние заблуждения.
[показать]

На самом деле, Шарль Перро писал свои сказки совсем не для детей. Их сложно назвать невинными, - давайте же поразмышляем и решим - будем ли мы читать эти сказки своим деткам перед сном. Вы все правильно поняли: те сказки, к которым мы привыкли – это всего лишь переделки. Герои Перро не всегда выживают или выражаются и поступают именно так, как мы привыкли считать
[показать]

. Например, Красная Шапочка и ее бабушка не спасаются счастливо, а служат волку сытным ужином. Своими сказками Шарль Перро указывал на недостатки уклада жизни Франции XVIII века и всегда сопровождал их моралью, которую писал в стихах ( «...но всех волков опасней льстивый волк» ). Сказки Перро отличаются неприкрытой жестокостью, каннибализмом, голодом, трупами и сексом. Особенно излюбленной темой писателя является каннибализм.
[показать]

В знакомом нам варианте сказки «Спящая красавица» принц будит красотку поцелуем, которая по завещанию обидевшейся волшебницы укололась веретеном и заснула на сто лет. В оригинале поцелуя нет. Принцесса просыпается сама от пристального взгляда. Дальше вроде все по-сказочному – любовь обоюдная, свадьба и все счастливы, но… Принц едет на войну, а жену с двумя детьми оставляет на попечение матери-королевы, которая родом из племени людоедов. А ведь принц долгое время вообще опасался показывать матери свою семью, зная ее наклонности! Но ситуация безвыходная – война без участия принца, естественно, никак обойтись не может, вот и пришлось познакомить родственников. Королева, воспользовавшись моментом, решает съесть сперва детей, а потом и саму принцессу, приказав слуге приготовить их под особым соусом. Соус – этот один из маленьких нюансов, которые придают особый шарм сказкам Перро. Королева та еще гурманка!

[показать]
Еще примеры каннибализма проявляются в сказках «Господин кот, или Кот в сапогах» и «Мальчик-с-пальчик» . Кот в сапогах – вообще ловкач, хитрец, махинатор, который не брезгует шантажом, угрожая крестьянам: «Добрые люди, косари (жнецы)! Если вы не скажете королю, что луг, который вы косите, принадлежит маркизу де Караба, вас всех мелко искрошат, как мясо для пирога» . Кот ловко пользуется наивностью короля, который даже не догадывается, что в его королевстве живет такой богатый человек с обширными земельными владениями, и задабривает того подношениями куропаток, зайцев и другой дичью, пойманной в королевском же лесу! Ну, а напоследок умный кот сам поедает людоеда, который в свою очередь радушно принял гостя и, даже следуя законам гостеприимства, развлекал того чудесами перевоплощения.
[показать]

Что же касается сказки «Мальчик-с-пальчик» , то это тоже ужастик еще тот! У бедных родителей было семеро детей. Когда настали тяжелые времена голодовки, родители, не долго задумываясь, нашли выход в том, чтобы отвести детей поглубже в лес и там оставить на съедение волкам . Ведь им нелегко смотреть, как умирают их кровинушки от голода. Сказано – сделано! В тот же вечер родителям вернули денежный долг и на радостях жена накупила мяса в три раза больше обычного. Сытно и вкусно поужинав с мужем, им вдруг подумалось, что детям тоже понравилось бы угощение. Ну конечно – сердце материнское ведь не камень! Благо мальчик, тот, что с пальчик, хитростью проложил себе и братьям дорогу домой. И что же родители? «Добрые люди были вне себя от радости, что видят детей своих подле себя, и радость эта не иссякла до тех пор, пока не иссякли десять экю» . В общем, денег нет – айда снова в лес. Вот во второй раз и повстречались дети с людоедом и его маленькими, злобными дочерьми-людоедками. «Они были еще не очень злые, но подавали большие надежды, ибо уже кусали маленьких детей, чтобы сосать их кровь!» Только благодаря своей хитрости, мальчик-с-пальчик и его братья избежали смерти, подсунув людоеду вместо себя его же дочерей. Не разглядев в ночной темноте, злодей с аппетитом проглотил своих детей. Вот к чему приводят ночные перекусы! Потом мальчик-с-пальчик стащил у людоеда семимильные сапоги и озолотил свою семью тем, что стал подрабатывать почтальоном любовной переписки между дамами и их кавалерами, находившимися на войне. Мальчик брал за свои услуги приличную плату, а с теми, кто финансово был несостоятелен, он даже не заморачивался. Вот такой находчивый был этот юноша. Главное – умение приспособиться к жизни!
[показать]

Еще ярким примером любви родителей к своим детям служит сказка «Волшебницы» , где мать просто души не чает в старшей дочери, которая очень похожа на ее саму не только внешностью, но и скверным характером. Зато красавицу и умницу младшую дочку терпеть не может и заставляет выполнять самую тяжелую и грязную работу. По законам сказки, униженная младшая дочь вознаграждена волшебницей за свою доброту. Добрая фея награждает красотку способностью при каждом произнесенном слове, выплевывать изо рта жемчуг и драгоценные камни. По сути, способность эта хоть и прибыльна, но в жизни весьма неудобна. Только представьте себе эту затрудненную дикцию и неэстетичность зрелища! Увидав, какое чудо свершилось с младшей, мать отсылает и старшую за аналогичным даром. Спесивость глупой девы приводит к тому, что изо рта у нее выпадают жабы, змеи и другая бесполезная гадость. Увидав это, «добрая» матушка выгоняет дочь из дома, и она вынуждена скитаться и прятаться в лесу. Принц, повстречав младшую дочь и увидав ее возможности, расценил этот дар весьма полезным, это даже лучше любого приданого. Он тут же в нее влюбился и женился. Юная дева не возражала. Вот такие немеркантильные эти принцы и влюбляются в простых крестьянок за их чистоту и красоту. [показать]

Главный герой сказки «Синяя борода» вообще отличился изощренным коварством. Мало того, что на стенах развесил искалеченные тела бывших жен, кровь которых заливала всю комнату, так он еще и вручил ключи от этой комнаты женщине (наверняка зная, что женское любопытство уступает разве что кошке), но категорически запретил в эту комнату входить! [показать]

Шарль Перро родился в Париже в буржуазно-чиновничьей семье и был младшим сыном (1628 – 1703 г.г) . Это один из первых писателей Франции, ставший членом Академии Бессмертных, основанной Людовиком XIV, и правой рукой министра финансов Кольбера. Также он был главным инспектором королевских построек и мануфактур мебели и гобеленов (заложил первый камень в восточный фасад Лувра); занимался вопросами внешней политики и культуры; был поэтом и критиком. Время правления Людовика XIV – наихристианнейшего короля-Солнце , не отличалось изобилием. Нищета и голод гнали людей из городов в деревни, но и там не было спасения. Люди выкапывали из земли мерзлые коренья и траву, чтобы хоть как-то обмануть голод. Доведенные до отчаяния, они легко преступали нормы морали и человечности. Люди нападали на людей и поедали себе подобных. Отсюда и образы людоедов, что так часто фигурируют в сказках Перро . Не только голод, но и болезни массово косили людей. Шарлю Перро довелось пережить три волны чумы. Медицина в то время могла быть опаснее тех болезней, которые способна была излечить. Кровопусканием лечили всё, чем часто наносили еще больший вред, поскольку о стерилизации инструментов еще и речи не было. Одним скальпелем вскрывали вены и прокаженному бедняку, и знатному вельможе. Зачастую на скальпеле можно было увидеть следы чужой засохшей крови, ржавчину или просто грязь. Естественно, что инструмент этот часто служил причиной воспаления раны и даже заражения крови. Жена Шарля Перро – Мари, заразилась оспой. Перро пригласил лучших медиков, которые не нашли ничего лучшего, как прописать ей сильное снотворное. Результат – она умерла во сне. На тот момент ей было всего двадцать четыре года. Если случался у вельможи жар, вызванный флюсом, вокруг собирался консилиум из двадцати человек, которые несколько дней кряду совещались в методах лечения. После длительных споров, принималось решение сделать надрез на щеке. Этот метод не помогал, и тогда просто выдирали три зуба кряду . При таких радикальных методах совсем не удивительно, что сам Людовик XIV к сорока годам шамкал беззубым ртом, в котором догнивала пара пеньков. Помните сказку «Волшебницы» ? Вот та красавица, которая при каждом слове выплевывала изо рта жемчужины, похоже, болела цингой.
[показать]

 А вот описание лекарства, которое якобы являлось панацеей от всех болезней, поражает даже самое богатое воображение. Необходимо было взять труп казненного молодого преступника – желательно рыжего, поскольку рыжина символизирует жизненную силу. Аккуратно отделить мясо от костей, вытопить жир и хорошо промыть винным спиртом. Далее следовало выдержать его под солнцем и луной двое суток. Затем натереть куски миррой, шафраном и алоэ, подвесить над огнем, чтобы они приобрели восхитительный аромат. А теперь вспомните гурманку королеву-людоедку из сказки «Спящая красавица» , которая мечтала вкусить плоть внуков и невестки под «особым соусом» .
[показать]

Франция того периода также знаменита своей грязью , нечистоплотностью и вонью. Отхожих мест (туалетов) не было, поэтому люди испражнялись там, где им приспичило. Сидя в очереди на прием к министру, дворяне просто заходили за гобелен или гардину и облегчались. Ночные горшки выливали в окно на улицу. Ванну принимали всего пару раз в жизни, и то по предписанию врача, когда все «действенные» способы лечения не давали результата. Купание было последним, что от безвыходности мог назначить лекарь, хотя сам на положительный результат особо не надеялся. К воде тогда вообще относились скептически. Оно и неудивительно, поскольку нечистоты давно превратили реки в сточные канавы. Не зря в сказке «Господин кот, или Кот в сапогах» , маркиз де Караба с большой неохотой лезет в речку, а Ослиная Кожа – единственный персонаж, который по доброй воле омылся от грязи в реке. [показать]

Однажды племянница Шарля Перро – Леритье де Виллодон, обратила внимание дяди на тетрадку со сказками в прозе, которые записал его семнадцатилетний сын Пьер Перро. Отец, весьма заинтересованный ими, выбирает семь сказок, редактирует, некоторые переводит в стихи и впоследствии дописывает к каждой сказке мораль, тоже в стихах. До 1724 года сборник рассказов «Сказки матушки Гусыни» выходит в свет под авторством Пьера Перро, но потом это имя на обложке меняют на более знаменитое имя его отца. В 1781 году впервые оказываются под одной обложкой три сказки в стихах ( «Гризельда», «Потешные желания» и «Ослиная кожа» ), принадлежащие перу Шарля Перро, и сказки в прозе, написанные Пьером Перро в обработке отца. Сказки Шарля Перро всегда привлекали к себе пристальное внимание. Ими тщательно занимались фольклористы, лингвисты, этнографы. Их разбирали и изучали с точки зрения мифологии, усмотрев в них явные фольклорные мотивы. В XX веке в сказках Перро нашли полигон для своих учений многие психоаналитики, сексологи и другие специалисты по изучению подсознательного – З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, М. Кляйн и др. Так, например, в горшочке с маслом и пирожке, которые Красная Шапочка несла больной бабушке, некоторые усмотрели символизм поедания плоти и крови, в сюжете сказки – проявление женского орального садизма и проблемы матерей-одиночек, а съедание волком Красной Шапочки – сексуальный акт и потерю девственности. Как вам такой поворот?! Кстати говоря, оригинальная версия сказки сына – Пьера Перро, в отличие от отцовской, оканчивается весьма благополучно. Но, желая извлечь из сказки мораль о том, что не следует доверять первому встречному, Шарль Перро заканчивает сказку на моменте каннибализма. Сюжет этой сказки можно назвать всенародным.
[показать]

Похожие истории можно встретить у разных народов, но обрядить девочку в красную шапочку – это идея Шарля Перро, который любил забирать у персонажей имена и делать их узнаваемыми по деталям одежды – Красная Шапочка, Кот в сапогах, Ослиная Кожа, или по приметам – Синяя Борода, Мальчик-с-пальчик, Спящая красавица, Золушка. А то и вовсе упростив – принц, принцесса, королева, людоед, муж, жена, мать и т.д. Образ спящей красавицы психоаналитики трактуют как спящий организм девочки до момента полового созревания. Ее пробуждение в возрасте пятнадцати лет – это пробуждение в ней женского начала. Образ же матери – королевы-людоедки, символизирует выбор между родителями и собственной семьей. Чтобы получить право на собственную жизнь, а значит перестать подчиняться чужой воле и иметь возможность принимать самостоятельные решения, необходимо принести в жертву любовь к родителям. В сказке «Спящая красавица» , королева, уличенная в коварстве, бросается в чан с ползучими гадами и погибает там, освободив сыну дорогу к счастью. Если некоторые персонажи сказок берут свое начало в фольклоре, но другие имеют реальных прототипов. Так, например, предполагают, что Синяя Борода написан по образу барона Жиль де Ре (сподвижнике Жанны д’Арк), который обвинялся в развращении, пытках и убийстве множества невинных детей и был казнен 26 октября 1440 года на центральной площади Нанта. Его обвиняли также в колдовстве и заключении сделки с Дьяволом, от которого Жиль и получил свое богатство. Поговаривают, что Жиль де Ре после казни Жанны д’Арк действительно увлекся алхимией и тратил большие суммы на опыты, стараясь получить философский камень. Однако вырванное путем пыток в подземельях инквизиции признание в убийствах, содомии и колдовстве, никак не подтвердилось. После нескольких тщательных обысков в подвалах его замка ни одного скелета или хотя бы косвенной улики его злодеяний не было обнаружено. Скорее всего, кому-то очень приглянулось состояние барона и его оклеветали с умыслом. Именем барона де Ре стали пугать непослушных детей. Есть еще один источник, который способствовал появлению Синей Бороды – это старинная бретонская легенда, где некто приводит девушку на берег реки со словами: Видите, там река, В ней утоплено четырнадцать дам, Пятнадцатой будете вы. После казни барона Жиль де Ре на свет появляются куплеты, где имена Синяя Борода и Жиль так часто упоминаются вместе, что в конце концов сливаются воедино, а со временем и убитые дети превращаются в замученных жен. Хотя достоверно сказать, откуда появился синий цвет бороды, нельзя.
[показать]

Сказка «Господин кот, или Кот в сапогах» тоже не оригинальна в своей идее, но, вытеснив версии других авторов, стала самой популярной. О кошачьей находчивости пишут также Страпарола и Базиле. Но у одного сказка слишком мрачна и вычурна, у другого многословна и запутанна. Шарль Перро, поработав с вариантом сказки сына, значительно переделал ее и нарядил кота в сапоги, что придало ему некий шарм и узнаваемость. Кстати, имя барона Караба, за которого хитрый кот выдал своего хозяина, в первых переводах звучит как Карабас, что совсем неправильно. Во французском языке в слове Carabas последняя буква не произносится

. [показать]

Немалым садизмом отличается также сказка «Ослиная кожа» , которая представлена в двух вариантах: прозе и стихах. Принц ищет девушку, на пальчик которой налезет колечко невероятно маленького размера. Он дает клич по всему королевству, и девушки всех сословий спешат попытать счастья. Однако колечко настолько мало, что ни одна не может в него втиснуться. Тогда они прибегают к хитрости: А девушки? – Одна сидит в своей каморке И точит пальчик жесткой теркой, другая пробует ножом, А третья, палец смазавши касторкой, его – в тиски иль в тесный жом, А эта руку жжет в лекарстве дорогом… Вы представляете себе этот мазохизм? Это ж как надо хотеть стать принцессой, чтобы палец заточить ножом, как карандаш! Но и это еще не все. Ведь Ослиная кожа – это не кто иной, как принцесса, сбежавшая из дворца практически из-под венца. И кто же на ней захотел жениться? Да сам отец! После смерти жены король не очень долго страдал в одиночестве и не нашел в округе никого более подходящего на роль новой жены, как собственная дочь. Воспылав к ней неподдельной страстью, отец выполнял все причуды дочери, лишь бы та поскорее легла с ним на ложе. Даже содрал кожу с волшебного осла, который гадил золотом и серебром и был, по сути, золотой жилой для казны. Что мы в итоге имеем? Садизм и инцест. А поклонники Фрейда не упустили возможности указать на содомию и желание девушки поскорее лишиться девственности. Кольцо, которое принцесса посылает принцу – символ вагины, жаждущей, чтобы в нее проникли. Образ сбежавшей принцессы, скрывающейся в бараньей шкуре, чтобы ее не узнали, присутствует также в средневековом романе «Персефорест» . В новелле Бонавертюра Деперье «Парнета» отец против сватовства некоего дворянина к его дочери и, чтобы отвадить неугодного жениха, заставляет дочь одеться в ослиную шкуру и собирать с пола зерно языком.

[показать]

Аналогичная ситуация с символами происходит и в сказке «Золушка» , где принц ищет суженую по туфельке. Сама туфелька и ее примерка, как в случае с кольцом, означают, по мнению психоаналитиков, дефлорацию. Самое интересное, что туфелька у Перро совсем не хрустальная, а оторочена мехом. Сказка так и называется: «Золушка, или Туфелька отороченная мехом» . Так откуда же взялась хрустальная туфелька? Кстати, если подумать, то подобная обувка не только непрактична в силу своей непрочности, но совсем неудобна и довольно травматична! Даже если обратиться к аналогичным сказкам других авторов (345 вариантов!), то и там мы не встретим ничего подобного. У Перро речь идет о туфельке, отороченной мехом ( vair – старинное французское слово, означающее оторочку из меха белки или горностая). Возможно, это результат неправильного перевода, или однажды произошла ошибка при наборе текста и вместо vair написали verre – стекло, а уже со временем стеклянная туфелька облагородилась и стала хрустальной. Не миновала кровавая слава и эту сказку. В североамериканской версии старшей сестре Золушки так хочется замуж за принца, что она, дабы втиснуться в маленькую туфельку, по совету матери отрубает себе большой палец на ноге. Принц, видимо, ничего необычного не замечает и, обрадовавшись, что нашел невесту, сажает ее на коня, чтобы увезти в замок. Так бы и женился подслеповатый принц на самозванке, но когда они проезжали возле могилы золушкиной матери, птицы запели: Посмотри назад, посмотри назад! С туфельки капает кровь,… Принц возвращает обманщицу обратно, но есть еще средняя дочь, которой тоже жуть как хочется стать коронованной особой. Недолго размышляя над вариантами, она отрезает себе пятку! И что же принц? Сажает и везет ее во дворец. Хорошо, что мать Золушки не дремлет даже в могиле!
[показать]
 

В сказке «Рике с хохолком» звучит тема: «любовь зла, полюбишь и…» , в том смысле, что влюбленный человек не замечает недостатков объекта любви. Как и в других сказках , тут тоже множество отклонений от нормы в плане психологии. В рассказе «Мальчик-с-пальчик» Д.А. Декали разглядел в сюжете оральный садизм и примитивный каннибализм. «Гризельда» просто пронизана садо-мазо. Сперва принц влюбляется по уши в пастушку, делает ее своей женой, любит и задаривает подарками. Когда у них появляется дочь, он любуется на умилительную картину всеобщей любви и гармонии, но потом в голове у него что-то щелкает, и он начинает придумывать всяческие испытания верности для своей супруги, вплоть до того, что отбирает у нее дочь и вскоре объявляет ребенка мертвым. Он смотрит на мучения жены и в моменты угрызения совести мучается сам. Когда же дочь выросла и, сама полюбив, собирается замуж, отцу вдруг приходит в голову новый коварный план проверки на преданность и послушание жены. Он объявляет ей о том, что она стара и может возвращаться в свою убогую лесную избу, а он нашел себе новую любовь. Жениться же собирается на собственной дочери, а свадьбу ему должна устроить со всей пышностью старая жена. И только основательно всех помучив, доведя свой фарс до последней черты, он сообщает жене радостную весть, что не будет жениться на другой и что молодая невеста не кто иная, как их совместная дочь. Если до этого несчастная женщина раболепно переносила все козни супруга, то эта радостная новость чуть не лишила ее жизни

. [показать]

Еще одна сказка, «Потешные желания» , прорастает на могучих корнях народных сказаний. Прежде чем пожелать – хорошенько подумай, ведь желания умеют исполняться! Фрейдисты же усмотрели в сказке проблемы кастрации. В загаданной мужем на ужин кровавой колбасе – фаллический символ и желание анального секса, а в том, что неосторожным вторым желанием он приклеивает эту колбасу к носу жены – стремление убить ее. В общем, как видим, сказки Шарля Перро – это еще тот кладезь символов. Вот только я сомневаюсь, что сам Перро задумывался над фаллическими символами или девственностью юных принцесс. Но хоть ему и в голову не приходило рассматривать свои рассказы под таким углом, он все же вкладывал в них свой смысл и наделял моралью, которую тут же сам и выводил в стихах, видимо, для того, чтобы не отягощать мыслительным процессом венценосные и другие государственные головы. А возможно, и опасаясь, как бы неверное толкование его рассказов не привело его собственную голову на плаху. Как бы там ни было, а читать его сказки в оригинале в наш век весьма интересно и захватывающе... Но только не при детях! А вы задумывались над этими сказками или читаете "переделки"?


        Украдено в инете

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Vikylia68 03-01-2012-16:21 удалить
интересная статья Лёшик.))
Al_koo 03-01-2012-17:20 удалить
Ответ на комментарий Vikylia68 # Спасибо ! )))
Al_koo 20-03-2012-21:35 удалить
Ответ на комментарий Ольга_к # Таки всё для Вас ... )))


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сказки Шарля Перро | Al_koo - ЗАПУРЖИЛО В НАШЕЙ ДЕРЕВЕНЬКЕ | Лента друзей Al_koo / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»