Вы когда-нибудь задумывались о смысле обращения в молитве к Богородице?
Нет, серьезно. Все знают, что Б-г триедин: отец, сын и святой дух. Казалось бы, причём тут Богородица?
NB. Кстати, сразу хочу озвучить одну «неувязочку». Большинство исследователей Библии склоняются к тому, что святой дух – это женское начало (соответственно, Б-г- отец - мужское). Вспомним известное: «Создал человека по образу нашему и подобию нашему». Именно «нашему»: Б-га «отца» и святого духа.
Теперь, если рассуждать с точки зрения науки, Иисус Христос не смог бы быть мальчиком: мужские хромосомы есть только у мужчин. Но, повторяю, это если рассуждать с точки зрения науки.
Что говорят Евангелия о матери Христа? Если присмотреться внимательно, то не особо много. Во-первых, что она была верующей иудейкой, практически иудейской монашкой. Во-вторых, несмотря на то, что была замужем за Иосифом, оставалась девственницей до рождения
первенца. Некоторые поздние источники утверждают, что и после. И вообще с неё был снят первородный грех. Но мы
будем ориентироваться только и исключительно на 4-ре канонических Евангелия. Кроме того, можно узнать, что помимо Христа у Марии с Иосифом было несколько других детей. Евангелист Марк (6.3) пишет, что у Христа было четыре брата: Иаков, Иосиф, Иуда и Симон, а так же сестры: «Откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами?».
«Но были ли это дети Марии?» - спросит меня читатель. А вот читайте сами: «Когда же они были там, наступило время родить Ей и родила Сына своего
Первенца» (Матфей писал 1.24- 25). Логично предположить, что было применено понятие «первенец», только потому, что были и другие дети. Иначе, зачем об этом упоминать?
Но теперь давайте ответим на вопрос, который должен задать себе каждый верующий: «А была ли Мария, мать Христа, христианкой?». Увы, ответа в Новом Завете на этот вопрос нет.
Отсюда следует простой и достаточно логичный вывод: Мария любила Иисуса как мать. Любая мать будет всегда любить своего ребёнка, независимого от того, в кого этот ребёнок вырастет. Но будет ли она разделять его верования и убеждения?
Рассмотрим подробнее роль Марии в христианстве. Кем она была?
Во-первых, суррогатной матерью
(как бы её назвали сейчас, используя современную терминологию). На самом деле, странно. Адама с Евой создали так сказать «своими руками», а для своего сына пришлось использовать других людей.
Во-вторых, (повторю) глубоко верующей правоверной иудейской. То есть, чисто по человечески не понимала те мысли и теории, которые проповедовал её сын. Была ли она крещённой? В Евангелиях такой информации нет. Получается, что Мария была некрещеной иудейкой. С точки зрения христианской веры та же Мария Магдалена многократно круче. Ну да, её же сам Христос крестил! А мать Христа никто так и не покрестил… Может, потому, что она сама не особо хотела? А ведь у неё сын – Христос, и в достаточно близких родственниках – Иоанн Креститель. Ни у кого руки не дошли?
В-третьих, мы явно можем прочесть, что мать и братья и сёстры Иисуса не очень хорошо относились к идеям Христа. Вот тут:
«Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?» (Мк. 3:31-35).
Одним словом, с матерью и прочей семьёй Иисус был в не очень хороших отношениях. Может поэтому, в первые века в христианстве не было культа Марии.
Что получаем в сухом остатке? Собственно только это: «Мария – мать Христа». Всё. Других заслуг перед верующими христианами у неё нет. Но то, что именно она – мать Иисуса, тоже не её заслуга. Это скорей случайность или божественное провидение (для некоторых эти понятия тождественны).
Случайно выбрал Б-г Марию для рождения своего сына или нет? Мне кажется, что случайно. Если уж выбирать с дальним прицелом, то стоило бы выбрать жительницу Вифлеема. Тогда бы не пришлось устраивать перепись населения и помогать тащить Иосифу беременную жену в место её проведения и рождения сына.
Кстати, как уже писал выше, у Иисуса было несколько единоутробных братьев и сестёр. Но христианство как-то их не уважает. А ведь они тоже вышли из лона Богородицы!
Молятся же (почему-то?) из всех родственников (исключая Иона Крестителя) только на мать Христа. Почему? Зачем? Именно это мне и не понятно… А вам?
Вывод:
Многим иудеям приятно, конечно, что множество людей молится на представительницу их веры, но причём тут христианство? И как же 1-я заповедь?