• Авторизация


Звёздная история любви: Тонино Гуэрра и Лора. 01-08-2012 00:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Miledi1950 Оригинальное сообщение

Звёздная история любви: Тонино Гуэрра и Лора.

[показать]

Он подарил Настоящей принцессе бусы, Двор Поэтов, Сад Забытых Деревьев и сказку...
По его сценариям были сняты самые знаменитые фильмы Антониони и Феллини, «Ностальгия» Тарковского, многие другие картины, ставшие классикой мирового кино.

Удавшаяся встреча

[400x]
Тонино Гуэрра

...Они встретились, когда царило солнце. Стояло жаркое московское лето 1975 года. Мимолетная короткая встреча -- всего несколько слов и взглядов. Она работала тогда редактором на «Мосфильме». Совсем еще молодая и красивая, но после смерти мужа уже не видевшая в жизни смысла...

Он приехал снова через несколько месяцев. Шел снег, много снега... Его пригласили написать сценарий фильма о Москве -- «Мы не уезжаем». Сценарий, правда, потом так и не приняли, кому-то из начальства
показались «неправильными» его сюжеты: Птичий рынок, комната матери и ребенка и бомжи на Казанском вокзале, разрушающиеся дома... Впрочем, никакой «чернухи». Просто калейдоскоп трогательных, порой романтических московских историй. А она тогда вдруг увидела знакомую с детства Москву совсем другими глазами -- его глазами.

В ту зиму стоял сильный мороз. Она совершенно не понимала по-итальянски и думала: какой он веселый, идет по улице и распевает арии из опер: «мам-ма-мия, гавориоли!» А это он, оказывается, голосил от холода...

Когда Тонино приезжал в Москву, их друзья немножечко сходили с ума. Разыскивали старые бильярдные и сидели там допоздна; сплавляли куда-то входившие в моду стенки и покупали шкафы бабушкиных времен... Многие встречи -- например с Тарковским, Параджановым -- вылились потом в
близкие отношения и в совместную работу.

Как-то Лора сказала, что хочет выучить итальянский. Он пошел на Птичий рынок, купил пустую клетку («Теперь никто не посадит в нее птицу») и подарил Лоре. А когда бывал у нее в гостях, писал что-то на отдельных листочках и бросал в клетку. Это были строчки из произведений любимых поэтов, писателей, из собственных стихов.
Уезжая, Тонино сказал:
- Вынимай отсюда по листочку и старайся перевести. Если что-то будет непонятно, звони, я все объясню.
Так она и училась по этим фразам...

А потом он и Антониони с большим трудом добились, чтобы Лоре позволили совершить путешествие в Италию. Они возили ее по всей стране, и от множества впечатлений Лора впервые в жизни упала в обморок. Это случилось в Венеции.
Феллини привел ее в цирк, владелец которого спросил:
-- Вы знаете, как называется мой цирк?
-- Знаю, «Орфей».
-- Нет, «Орфеллини!»
...Лора вернулась в Москву, испытывая чувство радости и благодарности к прекрасным талантливым людям.

О свадьбе не было и речи. Но когда Тонино вновь приехал в Москву, он просто спросил: «Ты подготовила документы?»

[400x]
Бракосочетание

Бракосочетание состоялось 13 сентября в московском районном загсе. Плохонький оркестр играл «Голубой Дунай» и свадебный марш Мендельсона. Свидетелями были Антониони и Тарковский. Антониони давился от смеха, закрывая рот платком. Для него это была ситуация абсурдного фильма: он ведь не понимал по-русски. Вышла немолодая дородная тетя, как генерал, с голубой лентой через плечо, и пластиковой указкой тыкала в бумагу, где надо расписаться. А выдумщик, фантазер, непокорный Тонино послушно следовал ее указке и смотрел ей в рот... Сохранилась свадебная фотография: растроганные и восторженно-испуганные молодожены, друзья.

Вечером за ужином в маленьком пригородном ресторанчике Тонино сказал: «Когда человек женится уже в зрелом возрасте -- это для того, чтобы вместе слушать шум падающего дождя».
Первый подарок, который он сделал Лоре, -- старые-престарые, из разных камушков, этрусские бусы...

Двор поэтов

[310x229]
Кабинет

Несколько лет назад они переехали из Рима в маленький средневековый городок Пеннабилли, расположенный на высоком скалистом холме. Там протекает река Мареккья, по которой римляне ходили на галлов, а по берегам стоят древние крепости. Где-то здесь бродил Данте и умер граф Калиостро.
Этот дом Тонино подарил Лоре в день ее рождения. «Пока это просто стены, -- сказал он. -- Но мы с тобой должны наполнить их друзьями, предметами, воспоминаниями. Чтобы даже когда нас не станет, дом жил и оставался местом встречи для тех, кто был нам близок и дорог».

В их доме все время что-то происходит.

[310x]
Воспоминание о Феллини

Грустное. Шел дождь. Приехал Феллини (кто знал, что это одна из последних встреч?). Говорили о кризисе кино. О том, что мир заполонили американские пустышки.
-- Тонино, ты не заметил, что мы продолжаем делать самолеты, когда уже больше нет аэропорта?

Радостное. Старый, больной Антониони вдруг звонит и сообщает, что работает над документальным фильмом о карнавале в Сицилии. Смеется: никто не понял, зачем мне вертолет. А я снял сверху кратеры действующих вулканов, языки пламени, стихию. Потом -- красочный карнавал с масками. И объединил все это в фильме -- карнавал земли и людей...

Друзья называют их дом Двором Поэтов. Здесь всегда гости: художники, керамисты, музыканты,
ученики. Они даже выбрали Тонино Председателем Реки: эти прекрасные места он наполняет своими собственными сказками.

...На одной из забытых горных дорожек, по которой уже почти никто не ходит, стояла маленькая, давным-давно разрушенная церквушка. Как-то Тонино услышал о ней такую легенду. В этих местах очень часто случались оползни. Но как-то в августе выпал снег. Он быстро растаял, и лишь на небольшом квадрате оставался еще очень долго. А оползни с тех пор прекратились. На том квадрате возвели церковь Мадонны Снега... Тонино с Лорой и друзьями восстановили старую церквушку, и теперь в августе снова отмечается праздник Мадонны Снега.
Вместе с художниками он расписал собор морскими волнами и уверяет Лору, что туда уходит спать море... А однажды он подарил ей сад.

Сад Забытых деревьев

Недалеко от дома, в самом центре городка, Тонино устроил необычный сад, где он хранит память об ушедших друзьях, молчаливые предметы становятся поэтическими образами.

«Воспоминание о Феллини» -- это очень красиво. Белый овальный камень на земле, в центре - невысокое бронзовое дерево с двумя ветками, а на них -- две птицы. Когда восходит солнце, тени бронзовых птиц на белом камне превращаются в профили Федерико Феллини и Джульетты Мазины, обращенные друг к другу...

«Воспоминание о Тарковском» - часовенка из больших камней, каждый из которых привезен с развалин древних церквей. А дверь без ручки (она не открывается) называется Дверью Улиток. Большие керамические улитки - символ уединения и забвения.

[310x]

Со всей Италии Тонино привозит сюда редкие деревья, которые уже почти невозможно найти: они исчезают. «Я хочу сохранить вкус, запахи и ароматы прошедших лет», -- говорит он.
На старой-старой телеге, которую давно уже в хозяйстве заменили машины, -- охапки, корзины цветов.

Когда-то на итальянских горных дорогах на столбиках стояли образы с изображением Мадонны, благословляющей путников. Теперь их частенько разбивают, разворовывают. Тонино привез сюда некоторые пострадавшие от времени и варварства иконы, отреставрировал их и выставил в небольшом помещении, которое называют здесь Обитель Мадонн.

Вряд ли кому-нибудь еще пришла бы в голову мысль собрать и сберечь огромные старинные каменные
лоханки для стирки белья. А для него то, что сопровождает человека всю жизнь, становится вещью совсем не бытового порядка. Над лоханками висят 12 небольших мраморных плит с названиями месяцев, каждому из которых посвящена короткая поэтическая строка (январь: «С шумом оставляем свои следы на снегу», ноябрь: «Идем с шарфами из тумана вокруг шеи»).

...Когда Тонино был в России, встречался с мэром Суздаля. Договорились, что вместе построят в Италии маленькую русскую деревню («ведь так много в России забытого!»). Еще он мечтает на самом высоком холме сделать ковры из керамики («Лора так любит керамику!»).
Впрочем, этот огромный мир в маленьком городке можно, наверное, населять без конца - пока длится жизнь...

Сказка

[310x]
Мадонны

Это их собственное определение времени, которое прожито вместе и заполнено нежностью, новыми историями, пейзажами.

Тонино:
- Настоящая принцесса -- это женщина без сумасшедших взрывов, которые вспыхивают и быстро гаснут. Та, которая умеет сохранить постоянство чувств, привязанностей. А русская женщина несет в себе, с одной стороны, достаточно сильную долю романтизма, а с другой -- неимоверное чувство заботы, охраны.

[400x]
Тонино Гуэрра и Лора

Лора:
- Я чувствую себя немножко Золушкой. Но я хотела быть счастливой не одну ночь, а всю жизнь. И тут все зависело только от меня. Когда судьба посылает Случай, чудо, мы часто не замечаем его. Но мало разгадать - надо сохранить и оправдать его, не уронить достоинство этого Случая... По-моему, любовь мужчины и женщины - постоянная ответственность (это совсем не скучные вещи). Молодость давала другие ответы, но сейчас я знаю, что эта ответственность мобилизует, помогает быть живой, внимательной и благодарной за каждую мелочь. Я, например, очень люблю смотреть, как он просыпается. Мы вместе 19 лет, и каждый день несет радость.

[400x]
Тонино Гуэрра и Лора

Он никогда не дарит ей цветов «к дате». Но часто делает это без повода, когда вздумается. Он почти не посвящает ей стихов. Но среди них есть одно о том, как она открывает по утрам окно и в дом входит свет, жизнь... Или, например, такое: «Воздух -- это та легкая вещь, которая вокруг тебя и котораястановится светлой, когда ты улыбаешься...»

[300x]

[60x] [20x]
Тонино Гуэрра и Лора /
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
HAYASA 13-08-2012-10:29 удалить
У улыбающейся женщины с лазоревыми глазами, а именно, у супруги Тонино Лоры - армянские корни. Бабушка у неё армянка из Армавира (западная Армения)
HAYASA 13-08-2012-10:31 удалить
У Лоры армянские корни.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Звёздная история любви: Тонино Гуэрра и Лора. | Изольда_Гончарова - Дневник Изольда_Гончарова | Лента друзей Изольда_Гончарова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»