Эллисиф Ранвейг Вессель (14 июля 1866, Гёусдал, Оппланн — 28 ноября 1949) — норвежский фотограф, политический и общественный деятель. Член Рабочей партии Норвегии.
Была фотографом-самоучкой. Первые фотографии относятся к началу 1890-х годов. Известны 14 альбомов её фотографий (1895–1915). Её работы представляют собой уникальный документальный материал о жизни в приграничных районах Северной Норвегии и пограничного ей Кольского полуострова рубежа XIX–XX веков.
В 1944 году, в ходе войны, большая часть коллекции была утрачена. Коллекция её фотографий (около 600 фотографий) хранится в «Музее Пограничья» Музея Сёр-Варангера, который расположен у въезда в Киркенес и с 2009 года является частью Музея Варангера.
Эллисиф Раннвейг Мюллер выросла в восточном Гаусдале. Ее отцом был участковый врач Вильгельм Якоби Мюллер. В 1886 году в Довре она вышла замуж за своего двоюродного брата, доктора Андреаса Бредала Весселя (1858–1940), и в том же году они поселились в Киркенесе, на севере страны, где он стал районным врачом.
Часто путешествовала с мужем. Писала стихи, выпускала журналы. Первые фотографии относятся к началу 1890‑х. Известны 14 альбомов ее фотографий. Фотографии Вессель — важное документальное свидетельство жизни Северной Норвегии и пограничного ей Кольского полуострова начала 20 века.
В конце XIX - начале XX века норвежский фотограф Эллисиф Вессель (1866-1949) много путешествовала по региону Сёр-Варангер в Финнмарке и снимала сколтов-саамов. В 1902 году она опубликовала свои фотографии в книге «Fra Vor Grændse Mod Rusland» («С наших границ с Россией»), запечатлев район, переживающий стремительные изменения в связи с развитием железорудной промышленности. Она стала политическим активистом после того, как во время своих путешествий по региону стала свидетелем повсеместной бедности.
Марит Банне, женщина из племени сколт-саами, держит на руках свою дочь Ингу. Фотография Эллисифа Раннвейга Весселя, ок. 1897 года. Предоставлено музеем Преус, Норвегия.
Мужчина едет в санях, запряженных северным оленем. Фотография Эллисифа Раннвейга Весселя, начало XX века. Предоставлено музеем Преус, Норвегия.
В 1904 году она стала социалисткой, присоединившись к рабочему движению. Социальные проблемы, особенно после создания AS Sydvaranger, заставили Эллисиф заниматься политическими и социальными проблемами, и в 1904 году она присоединилась к социал-демократам. Она стала секретарем профсоюза Nordens Klippe, когда он был основан в Киркенесе. На знамени ассоциации был лозунг молодых социалистов «Долой престол, алтарь, монархию». Она начала изучать русский и немецкий языки, чтобы передать социалистические идеи. В 1911 году она основала Киркенесский рабочий профсоюз.
Два саама собирают растения из озера. Фотография Эллисифа Раннвейга Весселя, конец XIX века. Предоставлено музеем Преус, Норвегия.
Группа саамов Сколт в лодке, недалеко от Киркенеса, Северная Норвегия. Фотография Эллисифа Раннвейга Весселя, 1907 год. Предоставлено Музеем Преуса, Норвегия.
Супруги Вессель на протяжении многих лет помогали многим русским беженцам, которые участвовали в неудавшейся попытке революции 1905 года. Поэтому большевики считали Эллисиф контактным лицом для Норвегии, согласно записи в адресной книге Ленина. Она сама несколько раз указывала, что черпала вдохновение у борющихся российских социал-демократов того времени ─ и у нигилистов в предыдущий период. В 1914 году Вессель перевела и написала предисловие к политическим мемуарам русского социал-революционера Григория Гершуни «Русские тюрьмы», которые были опубликованы издательством Trondhjem Arbeiderpartis Forlag
Русский православный священник с детьми из школы Сколт-Сами в Пасвике, Сёр-Варангер, Норвегия.
Семья Скольта Сами Свердлова с друзьями в зимнем лагере Суенджел под Печенгой, Россия. Фотография Эллисифа Раннвейга Весселя, 1903 год. Предоставлено музеем Преус, Норвегия.
Девиз Эллисиф в «Двадцатом веке»: «Нет, небо должно быть взорвано сегодня!», Начиная с 1906 года, все больше и больше становился девизом всего молодого социалистического движения. Другим ее лозунгом было: «Работая, где бы ты ни находился, дома или за границей, ты на земле врага». Она была видным представителем синдикалистского течения, которое в 1909 году привело к тому, что молодые социалисты вышли из Норвежской социал-демократической лиги молодежи и основали Норвежскую молодежную социалистическую лигу.
Она также внесла финансовый вклад в Revolt. Эллисиф была активной антимилитариской. Она также написала ряд рабочих песен и была яркой представительницей женского освобождения. В «Классекампене № 22 1912 года» она представила читателям Льва Троцкого.
В 1914 году она начала издавать собственный журнал Klasse mot klasse, в который вышло пять выпусков. Арвид Г. Хансен утверждал, что журнал был единственным последовательным теоретическим органом революционного марксизма в период 1911-18 годов.
Мужчина в Гренсе Якобсельв, Северная Норвегия, на фотографии перед гамме - традиционной хижиной, построенной из дерна и торфа. Фотография Эллисифа Раннвейга Весселя, начало XX века. Предоставлено музеем Преус, Норвегия.
Мужчина стоит рядом с двумя перевернутыми рыбацкими лодками в Димьянове, на русской стороне реки Якобсельв. Фотография Эллисифа Раннвейга Весселя, начало XX века. Предоставлено музеем Преус, Норвегия.
Эллисиф была одним из тех, кто наиболее сильно агитировала за создание норвежской синдикалистской федерации. На первом съезде Норвежской федерации синдикалистов в июле 1917 года из Киркенеса пришла телеграмма: «Горячий привет нашему первому влиятельному профсоюзу рабочих, которого боится вся страна и за которым следуют все умные победители. Спасибо за надежду. Wessels ». Когда в 1919 году был основан журнал Alarm, Эллисиф первым оказал журналу моральную и финансовую поддержку.
Саамы в поселении к западу от Лангфьордена, Норвегия. Фотография Эллисифа Раннвейга Весселя, начало XX века. Предоставлено музеем Преус, Норвегия.
Трое мужчин плывут по реке Тана в губернии Финнмарк, Северная Норвегия. Фотография Эллисифа Раннвейга Весселя, начало XX века. Предоставлено музеем Преус, Норвегия.
Эллисиф приветствовала русскую революцию 1917 года. В 1921 году она перевела с русского на норвежский ряд статей. Несмотря на ухудшение здоровья, стихи и переводы остались. Прежде всего, ее беспокоило, что реакции не удастся подавить революцию в России. К тому времени синдикалисты уже выразили сильный скептицизм по отношению к централизму и большевикам. Но для Эллисиф это было не так. В 1921 году она опубликовала буклет «Дорога к свободе», в котором выступила против синдикалистов. У нее были хорошие отношения с норвежскими коммунистами, когда они основали свою партию в 1923 году.
В 1935 году супруги Вессель выпустили два буклета со статьями на основе советских публикаций «Из советской прессы», в которых они защищали Советский Союз. Они так и не стали членами Норвежской коммунистической партии (НКП). После дебюта она знала Йохана Фалькбергета. Ее знал Нордаль Григ, который навещал ее в 1939-40 гг. Принципиальная Эллисиф Вессель не захотела встречаться с королем Хоконом после Второй мировой войны, когда он остановился у Скогфосса, где она жила.
Три сколта-саама возле своей хижины, построенной из дерна и торфа, недалеко от Нессеби, полуостров Варангер, Северная Норвегия. Фотография Эллисифа Раннвейга Весселя, 1900 год. Предоставлено музеем Преус, Норвегия.
Мужчина держит лыжную палку в Корсфьорде, недалеко от Альта, Северная Норвегия. Фотография Эллисифа Раннвейга Весселя, 1905 год. Предоставлено музеем Преус, Норвегия.
Групповой портрет на улице Осло. Фотограф Эллисиф Ранвейг Вессель
Она работала фотографом в Сер-Варангере в период 1895-1915 гг. Свой первый фотоаппарат Эллисиф получила в качестве свадебного подарка от Барбары Арбутнотт. Многие женщины из более обеспеченных семей профессионально работали фотографами в 19 веке, и это было принято в то время в обществе. Фотографии Эллисиф Вессель - это уникальные документы той эпохи и области, где работали немногие другие фотографы. Она задокументировала повседневную жизнь, атмосферные пейзажи, играющих детей, людей на работе, местные обычаи костюмов, большие и маленькие события и путешествия. Что отличает ее фотографии от менее опытных фотографов, так это техническое качество фотографий и вырезка - оба элемента, которые придают ее фотографиям профессиональное и художественное качество. Наиболее активный период был на рубеже веков.
Люди возле больницы. Вадсе.Норвегия.
1. Конрад Ханслен, 2. Торвальд Ханслен, 3. Сиверт Даль, 4. Эйнар Даль, 5. Кристиан Ханслен, 6. Уве Винтер, 7. Хис Касперсен, 8. Йоханнес Даль, 9. Хокон Даль, 10. Билл Даль, 11. Густав Нильсен, 12. Николай Нильсен, 13. Олав Даль, 14. Э. Димианофф (гражданин России), 15. Рольф Даль, 16. Халвор Даль, 17. Эрик Олсен, 18. Педер Саген, 19. Апсалон Фрискиле.
После 1920 года фотографий нет, и она, наверное, вообще перестала фотографировать. Фотографии Эллисиф Вессель представляют собой уникальную документацию о людях, зданиях и культурном ландшафте старого Сер-Варангера на рубеже прошлого века. В 1944 году, в ходе войны, большая часть коллекции была утрачена. Коллекция её фотографий (около 600 фотографий) хранится в «Музее Пограничья» (Grenselandmuseet) Музея Сёр-Варангера, который расположен у въезда в Киркенес и с 2009 года является частью Музея Варангера. Норвежский фольклорный музей также владеет более крупной коллекцией. Некоторые из ее фотографий также можно увидеть на Finnmarksbilder - службе под эгидой Библиотеки округа Финнмарк, на веб-сайтах Himmelstigen и Digitalt Museum. Подборка фотографий Э. Вессель:
Э. Вессель умерла в 1949 году и была похоронена в Киркенесе, где ее могилу ежегодно посещают во время парада на Первомай. (с)