Недавние открытия археологов позволяют предположить, что 350 тысяч лет назад люди уже нагревали камни и использовали их как фигурки в первых играх. Если же говорить о первых настолках, правила которых более-менее известны исследователям, условное первенство принадлежит народам Востока. К древнейшим можно отнести китайскую го, египетскую сенет и месопотамскую «игру двадцати квадратов».
У скандинавов и древних славян, история которых тесно переплетена, тоже были свои головоломки. Многие сейчас оцифрованы, поэтому поиграть в них можно онлайн. А мы собрали пусть не большую, но познавательную подборку с большим количеством ссылок.
ТАФЛ, ХНЕФАТАФЛ И ТАВЛЕИ
На самом деле тафл — целое семейство стратегических игр у викингов, кельтов и многих других народов. Само слово в переводе с древнескандинавского означает «стол, доска», тогда как хнефатафл — «королевский стол».
"Хнефатафл" был известен скандинавам уже в III веке н. э. Викинги завезли его в Гренландию, Исландию, Уэльс, Британию и Киевскую Русь и забыли о нём только на рубеже X–XI веков, с распространением в Скандинавии шахмат.
Хнефатафл – игра стратегическая. По сути, это гибрид шашек и шахмат. Фигуры расставляются на игровом поле в строго определенном порядке. В центре, на троне, белый король. Вокруг трона – замок, где находится королевская свита. А по сторонам – черные нападающие, которых, кстати в два раза больше, чем защитников. Задача белых – провести главную фигуру в угол игровой доски. Задача черных - этому воспрепятствовать и прикончить вражеского правителя. Все фигуры ходят примерно так же, как привычная нам шахматная ладья - на какое угодно число клеток по вертикали и горизонтали.
Правила игры в хнефатафл:
Некоторые другие правила копенгагенского варианта хнефатафла на доске 11×11 клеток:
Где играть в хнефатафл онлайн: в мобильном приложении Hnefatafl (Android, iOS) или на ПК — в Steam, а также через браузер на сайтах lutanho.net, federicoterzi.com и других порталах.
Формально, это продолжение тафл-игр, но мы вывели Fox and Geese в отдельный (короткий) параграф, потому что она имеет немного другой сеттинг, хотя тоже помогает развивать стратегические мышление. Одно из первых упоминаний этой настолки (как Freys-tafl) относится к исландской «Саге о Греттире», действие которой происходит в конце IX века (написана сага позже). В России игра также известна как «Волк и овцы».
На игровом поле в форме креста (или плюса) 33 точки, соединенные горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями. На одной половине 17 фишек (гусей), еще одна (лиса) стоит почти в середине. Задача лисы — съесть всех гусей. Делается это как в шашках, перепрыгиванием через фишку. Задача гусей — окружить лису так, чтобы она не могла двигаться (она не сможет съесть фишку, если клетка за ней занята). Лиса может двигаться во всех направлениях, гуси не могут двигаться назад.
Правила игры «Лиса и гуси» (рёфскак):
Поскольку игра не сбалансирована, играется два раунда с обменом сторонами.
Где играть онлайн: в классическую версию — по этой ссылке, или приложениях (Android, iOS). Еще есть версия с 13 гусями и 15 гусями, и британская версия с немного другой расстановкой.
В эту игру, судя по всему, играли повсюду. Самая ранняя археологическая находка пришла из Египта, она датируется 1400 годом до н.э. Ее также находили при раскопках на Цейлоне (10 год н.э.), на корабле викингов Гокстад (900 год) и во множестве других мест: от Трои до юго-запада США. Возможно, ее распространению способствовали солдаты Римской Империи.
Больше всего свидетельств о ней относится к периоду Средневековья, где она была популярна под названием Nine Men’s Morris, или «Девять пляшущих мужчин». На Руси в мельницу тоже весьма активно играли с 10 -11 века
Игру можно отнести к категории «три в ряд». Чем-то она напоминает крестики-нолики, однако дает гораздо больше пространства для маневра. Игровое поле — это сетка из 24 точек на пересечении 16 линий (смотрите картинку ниже). Чтобы победить, нужно выставить три фишки (или камешка) в ряд, причем несколько раз.
Играют в мельницу два человека, у каждого из них по 9 фишек. На первом этапе они выставляют фишки в пересечения линий и попутно стараются заполнить эти линии. Если это удается, можно убрать любую фишку соперника из игры. Второй этап начинается, когда все фишки выставлены. Теперь фишки нужно двигать на соседние клетки. Задача та же — составить ряд. Последний, третий этап наступает, когда у одного из игроков осталось только три фишки — теперь он может двигать их, игнорируя линии.
Правила игры «Мельница» (древние крестики-нолики):
Проигрывает тот, у кого осталось только две фишки или все фишки заперты — в обеих случаях он не может построить «мельницу».
Где играть в мельницу онлайн: на этом сайте популярная версия, а здесь можно играть с другими пользователями. Есть и мобильные приложения (Android, еще Android, iOS).
ДАЛЬДОЗ
Самая сложная в части правил игра в этом списке, которая к тому же относится к довольно редкому семейству настольных игр древности «Боевые гонки». Историю ее появления тоже проследить сложно, но популярна она была в основном в прибрежных регионах Скандинавии — под названием дальдоза (Daldøs), а также у финно-угорских племен саамов (включая русских) — под названием сахкку (Sáhkku). Консенсус среди исследователей такой, что зародилась она все-таки в Египте, где была известна как таб (Tâb).
Вопрос в том, как она попала с Ближнего Востока на север? Ее могли привезти как викинги, так и русские купцы; хотя есть и противоположная версия, что в Африку с севера ее принесли вандалы (те самые, что разграбили Рим). Какой бы из сценариев ни был верным, игра наверняка более древняя, чем возраст первых ее находок, а в Новгороде они датируются X—XIII веками.
Игровое поле напоминает корабль викингов. Есть три параллельных ряда: в двух крайних 16 отверстий (они напоминают места гребцов на ладье), в центральном — 17 отверстий. У каждого из игроков по 16 фишек, хотя на самом деле они больше похожи на колышки с лопастями, которые вставляются в отверстия. Фишки символизируют воинов и располагаются в крайних рядах.
Правила игры в далдос:
Где играть в дальдозу онлайн: попробовать свои силы можно в бесплатной версии от энтузиастов (на сайте также есть сахкку и таблан, а вот тут мы нашли сенет — игры немного похожи). Платная версия для ПК есть в Steam.
Кстати, физическая копия дальдозы продается (например, на Ozon). В теории, можно играть на обычном листе бумаги, используя шашки (вогнутой стороной — неактивная фишка, выпуклой — активная). Кость можно сделать из подручных средств, либо адаптировать правила для классического игрального кубика.
Правила игры в манкалу (Калах):
История настольных игр — кротовая нора, в которую можно падать бесконечно. Например, во время написания текста мы узнали, что первой коммерческой игрой считается «Гусиная игра» (The Game of the Goose) — герцог Тосканы Франческо I Медичи подарил ее королю Испании Филиппу II между 1574 и 1587 годом. Делать в ней почти ничего не нужно — только бросать кубик и ходить по спиральному полю. Если же вам все-таки ближе логические упражнения, советуем этот секретный сайт, где вы найдете еще массу Java-реализаций древних игр и головоломок. (с)