• Авторизация


Играем в настольные игры викингов и древних славян 06-12-2024 23:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!



Изучаем настольные игры, которыми развлекались викинги и жители Древней Руси

Недавние открытия археологов позволяют предположить, что 350 тысяч лет назад люди уже нагревали камни и использовали их как фигурки в первых играх. Если же говорить о первых настолках, правила которых более-менее известны исследователям, условное первенство принадлежит народам Востока. К древнейшим можно отнести китайскую го, египетскую сенет и месопотамскую «игру двадцати квадратов».

У скандинавов и древних славян, история которых тесно переплетена,
 тоже были свои головоломки. Многие сейчас оцифрованы, поэтому поиграть в них можно онлайн. А мы собрали пусть не большую, но познавательную подборку с большим количеством ссылок.


ТАФЛ, ХНЕФАТАФЛ И ТАВЛЕИ        

-2

На самом деле тафл — целое семейство стратегических игр у викингов, кельтов и многих других народов. Само слово в переводе с древнескандинавского означает «стол, доска», тогда как хнефатафл — «королевский стол».
"Хнефатафл" был известен скандинавам уже в III веке н. э. Викинги завезли его в Гренландию, Исландию, Уэльс, Британию и Киевскую Русь и забыли о нём только на рубеже X–XI веков, с распространением в Скандинавии шахмат. 



 

Хнефатафл – игра стратегическая. По сути, это гибрид шашек и шахмат. Фигуры расставляются на игровом поле в строго определенном порядке. В центре, на троне, белый король. Вокруг трона – замок, где находится королевская свита. А по сторонам – черные нападающие, которых, кстати в два раза больше, чем защитников. Задача белых – провести главную фигуру в угол игровой доски. Задача черных - этому воспрепятствовать и прикончить вражеского правителя. Все фигуры ходят примерно так же, как привычная нам шахматная ладья - на какое угодно число клеток по вертикали и горизонтали.

Доски и фигуры для игры в "Хнефатафл" выглядят по-разному, но в целом имеют вот такой вид.

Правила игры в хнефатафл:

  1. Игра проходит на квадратной доске с нечётным количеством клеток (от 7×7 до 21×21, в классическом скандинавском варианте — 11×11 или 13×13). 


  2. Если игрок играет за короля, задача — сбежать на одну из угловых клеток. Если за атакующих, нужно королю помешать. 1

  3. Фигуры могут перемещаться по горизонтали или вертикали на любое количество клеток (как шахматная ладья), но на угловых клетках и центральной (это трон) может находиться только король. 1

  4. Фигуры можно захватывать путём обхода их с двух противоположных сторон. Исключение — король на троне, его нужно окружить с четырёх сторон, либо с трёх, если он на одной из прилегающих к трону клеток. За ход можно захватить не более трёх фигур. 1

  5. Фигуры могут свободно перемещаться между двумя другими фигурами. 1

 

Некоторые другие правила копенгагенского варианта хнефатафла на доске 11×11 клеток:


  1. Начальная расстановка: в центре белый король с защитниками, с четырёх сторон чёрные нападающие, они всегда ходят первыми. 4
  2. Центральный квадрат (трон) и угловые квадраты (убежище) может занять только король. Король имеет право вернуться на трон в течении игры, все остальные фишки могут только проходить через трон, когда он не занят королём. 
  3. Цель защитников: переместить короля в один из четырёх угловых квадратов — в таком случае им засчитывается победа. Цель атакующих: захватить короля. 
  4. Все фигуры (включая короля) могут ходить только горизонтально или вертикально на любое количество клеток. Ходить по диагонали или перепрыгивать через другие фигуры нельзя. 


Где играть в хнефатафл онлайн: в мобильном приложении Hnefatafl (AndroidiOS) или на ПК — в Steam, а также через браузер на сайтах lutanho.netfedericoterzi.com и других порталах.

РЁФСКАК ("ЛИСА И ГУСИ") или ВОЛК И ОВЦЫ

-3

Формально, это продолжение тафл-игр, но мы вывели Fox and Geese в отдельный (короткий) параграф, потому что она имеет немного другой сеттинг, хотя тоже помогает развивать стратегические мышление. Одно из первых упоминаний этой настолки (как Freys-tafl) относится к исландской «Саге о Греттире», действие которой происходит в конце IX века (написана сага позже). В России игра также известна как «Волк и овцы».



На игровом поле в форме креста (или плюса) 33 точки, соединенные горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями. На одной половине 17 фишек (гусей), еще одна (лиса) стоит почти в середине. Задача лисы — съесть всех гусей. Делается это как в шашках, перепрыгиванием через фишку. Задача гусей — окружить лису так, чтобы она не могла двигаться (она не сможет съесть фишку, если клетка за ней занята). Лиса может двигаться во всех направлениях, гуси не могут двигаться назад.

Поле для игры в "Рёфскак".

Правила игры «Лиса и гуси» (рёфскак)

  1. Фишки «гусей» расставляют на четырёх нижних горизонталях доски. Играющий «лисой» ставит свою фишку куда захочет. 

  2. «Гуси» начинают. Фишка «гуся» не прыгает и ходит только на одно поле по вертикали или горизонтали. Даже если на доске прочерчены диагонали, «гуси» по ним не двигаются. 
  3. Фишка «лисы» ходит на любое соседнее поле согласно разметке на доске, в том числе по диагоналям и назад. 
  4. «Гуси», до тех пор, пока не запрут «лису», не могут причинить ей никакого вреда (фишку «лисы» нельзя срубить, можно только запереть). 
  5. Если поле за фишкой «гуся» свободно, «лиса» может перепрыгнуть эту фишку и съесть. За один ход «лиса» может съесть сразу несколько «гусей». При этом взятие не обязательно. 
  6. «Гуси» выигрывают, заперев «лису». 
  7. «Лиса» выигрывает, если на доске осталось 4 «гуся» или меньше — считается, что при таком количестве «гуси» не могут запереть «лису». 

 

Поскольку игра не сбалансирована, играется два раунда с обменом сторонами. 

 

Где играть онлайн: в классическую версию — по этой ссылке, или приложениях (AndroidiOS). Еще есть версия с 13 гусями и 15 гусями, и британская версия с немного другой расстановкой.

-4
МЕЛЬНИЦА  (древние крестики-нолики) 

В эту игру, судя по всему, играли повсюду. Самая ранняя археологическая находка пришла из Египта, она датируется 1400 годом до н.э. Ее также находили при раскопках на Цейлоне (10 год н.э.), на корабле викингов Гокстад (900 год) и во множестве других мест: от Трои до юго-запада США. Возможно, ее распространению способствовали солдаты Римской Империи.
Больше всего свидетельств о ней относится к периоду Средневековья, где она была популярна под названием Nine Men’s Morris, или «Девять пляшущих мужчин». На Руси в мельницу тоже весьма активно играли 
с 10 -11 века 



Игру можно отнести к категории «три в ряд». Чем-то она напоминает крестики-нолики, однако дает гораздо больше пространства для маневра. Игровое поле — это сетка из 24 точек на пересечении 16 линий (смотрите картинку ниже). Чтобы победить, нужно выставить три фишки (или камешка) в ряд, причем несколько раз.

Играют в мельницу два человека, у каждого из них по 9 фишек. На первом этапе они выставляют фишки в пересечения линий и попутно стараются заполнить эти линии. Если это удается, можно убрать любую фишку соперника из игры. Второй этап начинается, когда все фишки выставлены. Теперь фишки нужно двигать на соседние клетки. Задача та же — составить ряд. Последний, третий этап наступает, когда у одного из игроков осталось только три фишки — теперь он может двигать их, игнорируя линии.

Picture background

Правила игры «Мельница» (древние крестики-нолики): 

  1. Доска пуста. Игроки по очереди выставляют фишки по одной на поле — на перекрёстья и в углы, стремясь выстроить три фишки в ряд — «мельницу». Если это удалось, игрок может «смолоть» любую фишку противника, убрать её с доски. Срубленная фишка больше в игру не возвращается. 
  2. Фишки расставлены и начинают двигаться. Ходить можно только по линиям на соседний перекрёсток (в некоторых вариантах — ещё и прыгать друг через друга, но только не с линии на линию). Цель прежняя — выстроить три фишки в ряд, что позволит «смолоть» фишку противника. 
  3. Когда у игрока остаются всего три фишки, он получает право переносить фишку на любое перекрёстье, независимо от начерченных линий. Второй игрок при этом ходит по обычным правилам, пока у него тоже не останется три фишки. В варианте с 11 или 12 фишками третий этап начинается, когда остаётся 4 фишки. 

Проигрывает тот, у кого осталось только две фишки или все фишки заперты — в обеих случаях он не может построить «мельницу». 

 

Где играть в мельницу онлайн: на этом сайте популярная версия, а здесь можно играть с другими пользователями. Есть и мобильные приложения (Androidеще AndroidiOS).

Picture background

ДАЛЬДОЗ

Самая сложная в части правил игра в этом списке, которая к тому же относится к довольно редкому семейству настольных игр древности «Боевые гонки». Историю ее появления тоже проследить сложно, но популярна она была в основном в прибрежных регионах Скандинавии — под названием дальдоза (Daldøs), а также у финно-угорских племен саамов (включая русских) — под названием сахкку (Sáhkku). Консенсус среди исследователей такой, что зародилась она все-таки в Египте, где была известна как таб (Tâb).
Вопрос в том, как она попала с Ближнего Востока на север? Ее могли привезти как викинги, так и русские купцы; хотя есть и противоположная версия, что в Африку с севера ее принесли вандалы (те самые, что разграбили Рим
). Какой бы из сценариев ни был верным, игра наверняка более древняя, чем возраст первых ее находок, а в Новгороде они датируются X—XIII веками.



Игровое поле напоминает корабль викингов. Есть три параллельных ряда: в двух крайних 16 отверстий (они напоминают места гребцов на ладье), в центральном — 17 отверстий. У каждого из игроков по 16 фишек, хотя на самом деле они больше похожи на колышки с лопастями, которые вставляются в отверстия. Фишки символизируют воинов и располагаются в крайних рядах.

Picture background

Правила игры в далдос

  1. Начало игры. Два игрока расставляют фишки в отверстия крайних рядов доски (каждый в свой ряд) так, чтобы все они были повёрнуты плоскими сторонами перпендикулярно длинным сторонам доски (неактивны). Затем определяется право первого хода: игроки по очереди бросают сразу две кости и тот, у кого выпадет наибольшая сумма очков, ходит первым. 
  2. Активация фишки. Если фишка повёрнута плоской стороной поперёк ряда (перпендикулярно длинной стороне доски), она считается неактивной, если вдоль — активной. Пока фишка не активирована, ходить ей нельзя. Фишку можно активировать, если выпадет кость с символом «А». В этом случае игрок поворачивает фишку плоской стороной вдоль ряда и перемещает на одно отверстие вперёд. 
  3. Направление перемещения фишек. Активированная фишка перемещается сначала по своему ряду в сторону «кормы» (не закруглённого края доски), дойдя до его конца, переходит в средний ряд и перемещается по нему в сторону «носа», затем движется по ряду соперника в сторону «кормы», вновь переходит в средний ряд, затем снова в ряд соперника и так далее, пока фишка не будет убита или игра не закончится. В свой ряд фишка больше никогда не возвращается. 
  4. Процесс игры. Игроки совершают ходы по очереди, бросая две кости. Если в первом ходе ни на одной из костей не выпало «А», ход переходит к другому игроку, если выпало — игрок может активировать крайнюю со стороны «кормы» фишку, переместив её в средний ряд. Активированные фишки можно перемещать в соответствии с выпавшими на костях очками. При этом можно либо переместить одну фишку на количество отверстий, равное сумме очков на двух костях, либо две фишки, каждую на количество отверстий, равное выпавшим очкам на соответствующей фишке. Если выпало «А», можно активировать ещё одну фишку, или переместить уже активированную на 1 отверстие. Если одновременно выпало две «А» («dal dal»), то игрок получает право на ещё один внеочередной ход. 
  5. Нельзя перепрыгивать через собственные фишки, но можно через фишки соперника. Если ход приводит фишку в отверстие, занятое фишкой соперника, то фишка соперника считается «убитой», то есть вынимается из отверстия и убирается с доски, а вместо неё ставится своя фишка. 
  6. Цель игры — убрать с доски все фишки противника. По согласию игроков затянувшуюся партию можно завершить вничью.

Picture background

Где играть в дальдозу онлайн: попробовать свои силы можно в бесплатной версии от энтузиастов (на сайте также есть сахкку и таблан, а вот тут мы нашли сенет — игры немного похожи). Платная версия для ПК есть в Steam.

Кстати, физическая копия дальдозы продается (например, на Ozon). В теории, можно играть на обычном листе бумаги, используя шашки (вогнутой стороной — неактивная фишка, выпуклой — активная). Кость можно сделать из подручных средств, либо адаптировать правила для классического игрального кубика.

МАНКАЛА (КАЛАХ)

Picture background

Манкала (Калах) - игра которая древнее шахмат. Игра Манкала произошла около 3000 лет назад в Африке. Она гораздо древнее старинной игры Шахматы. Несмотря на столь внушительный возраст, до нас дошли ее правила. Наверное, это благодаря тому, что в нее по сей день играют. А играют в нее, потому что правила настолько просты, что осилить их может и ребенок. Африканские дети часто играют в нее используя лунки, вырытые в земле и камушки.



Правила игры в манкалу (Калах)

  1.  Игровое поле. Доска состоит из двух рядов по 6 лунок для каждого игрока. У каждого игрока также есть своя «казна» (большая лунка) с правой стороны доски. 
  2. Начальная установка. В каждую из 12 лунок (6 для каждого игрока) кладутся по 4 камня. Казны (большие лунки) начинаются пустыми. 
  3. Цель игры. Собрать как можно больше камней в свою казну. 
  4. Ход игры. Игроки по очереди берут все камни из одной из своих лунок и начинают раскладывать их по одному камню по часовой стрелке в каждую следующую лунку. Если камни доходят до казны игрока, он кладёт туда камень и продолжает движение. Если камни доходят до казны противника, этот ход пропускается. 
  5. Правило дополнительного хода. Если последний камень игрока попадает в его собственную казну, игрок получает право на дополнительный ход. 
  6. Захват камней. Если последний камень игрока попадает в пустую лунку на его стороне доски, он захватывает этот камень и все камни, находящиеся напротив в лунке соперника, и помещает их в свою казну. 
  7. Конец игры. Игра заканчивается, когда все лунки одного из игроков становятся пустыми. Оставшиеся камни на стороне другого игрока перемещаются в его казну. Побеждает игрок, у которого больше камней в казне. 

Picture background

Picture background

История настольных игр — кротовая нора, в которую можно падать бесконечно. Например, во время написания текста мы узнали, что первой коммерческой игрой считается «Гусиная игра» (The Game of the Goose) — герцог Тосканы Франческо I Медичи подарил ее королю Испании Филиппу II между 1574 и 1587 годом. Делать в ней почти ничего не нужно — только бросать кубик и ходить по спиральному полю. Если же вам все-таки ближе логические упражнения, советуем этот секретный сайт, где вы найдете еще массу Java-реализаций древних игр и головоломок. (с)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Играем в настольные игры викингов и древних славян | Капочка_Капа - Дневник Капочка_Капа "Жизнь удивительна!!" | Лента друзей Капочка_Капа / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»